ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3659/20 от 02.11.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3659/2020

город Саранск                                                  ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .

Решение в полном объёме изготовлено ноября 2020 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области – исполнительно-распорядительного органа Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области (Администрация Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, Пензенская область, Спасский район, г. Спасск)

к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

об оспаривании отказа в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области земельного участка площадью 3 632 772 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:02:0030301 (письмо от 18.03.2020 № 13-ИВ/3397),

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

на стороне заявителя – сельскохозяйственный перерабатывающий сбытовой потребительский кооператив "Спасский агротехник" (СПСПК "Спасский агротехник", ОГРН <***>, ИНН <***>, Пензенская область, Спасский район, г. Спасск),

на стороне территориального органа Росимущества – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество, ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Москва),

на стороне территориального органа Росимущества – Федеральное агентство водных ресурсов (ОГРН <***>, ИНН <***>, 117874, г. Москва),

на стороне территориального органа Росимущества – федеральное государственное бюджетное учреждение "Пензенский Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (ФГБУ "Пензенский ЦГМС", ОГРН <***>, ИНН <***>, Пензенская область, г. Пенза),

на стороне территориального органа Росимущества – Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (Минлесхоз Пензенской области, ОГРН <***>, ИНН <***>, 440014, Пензенская область, г. Пенза),

при участии в заседании:

от территориального органа Росимущества: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от третьего лица – Росимущества: ФИО1 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

другие участники арбитражного процесса не явились,

у с т а н о в и л:

Администрация Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области обратилась в арбитражный суд с указанным заявлением, требуя:

признать оспариваемый отказ незаконным;

обязать территориальный орган Росимущества не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить ей решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области земельного участка площадью 3 632 772 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:02:0030301.

Заявленные требования мотивированы тем, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации образуемый земельный участок, находящийся в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче по заявлению главы муниципального образования в собственность поселения, на территории которого расположен земельный участок. В соответствии с порядком, установленным статьёй 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, глава муниципального образования обратился в территориальный орган Росимущества, осуществляющий полномочия собственника имущества, с заявлением о передаче земельного участка в муниципальную собственность, в чём письмом от 18.03.2020 № 13-ИВ/3397 незаконно отказано.

Территориальный орган Росимущества представил отзыв на заявление, возразив относительно заявленных требований и приведя доводы, что Территориальный орган Росимущества не обладает полномочиями по самостоятельному принятию решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков свыше десяти гектар. Заявитель не доказал нарушения его прав и законных интересов. Заявитель не представил документ, подтверждающий наличие (отсутствие) утверждённого проекта межевания территории. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, в том числе указанным в пунктах 4-6, 12 требований. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой указанным приказом.

В дополнение к отзыву на заявление территориальный орган Росимущества привёл также доводы, что земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, предоставлен в аренду СПСПК "Спасский агротехник" и используется для целей, предусмотренных договором. Земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, уже являлся предметом рассмотрения другого дела. Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2019 по делу № А39-5633/2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с расположением на земельном участке водного объекта. Представленные заявителем документы не позволяют сделать вывод об отсутствии водного объекта и водоохранной зоны в границах образуемого земельного участка и правильности характерных точек границ земельного участка.

Третье лицо на стороне территориального органа Росимущества – Федеральное агентство водных ресурсов представило отзыв на заявление, которым сообщило об отсутствии информации в государственном водном реестре по водным объектам, находящимся на земельном участке с кадастровым номером 58:02:0030301:80. При этом указало, что отсутствие таких сведений не является достаточным доказательством фактического отсутствия водного объекта. В случае установления в ходе судебного разбирательства наличия водного объекта на земельном участке, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Третье лицо на стороне территориального органа Росимущества – ФГБУ "Пензенский ЦГМС" представило отзыв на заявление, которым сообщило, что представить сведения о водном объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 58:02:0030301:80, не имеет возможности по причине отсутствия пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети. Услуга по представлению сведений о водном объекте осуществляется на основании договора.

Третье лицо на стороне территориального органа Росимущества – Минлесхоз Пензенской области представило отзыв на заявление, которым сообщило, что сведения о наличии либо об отсутствии в настоящее время в границах земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 водного объекта – пруда, имеющего гидравлическую связь с рекой Студенец, сведения о наличии либо об отсутствии описания местоположения береговой линии (границы) указанного водного объекта, а также сведения о наличии либо об отсутствии установленных водоохранных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80, находятся в государственном водном реестре. На территории Пензенской области органом, уполномоченным осуществлять ведение государственного водного реестра, является отдел водных ресурсов по Пензенской области – структурное подразделение Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.

Другие третьи лица отзывы на заявление не представили, что не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании представитель территориального органа Росимущества и Росимущества возразил относительно заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Другие участники арбитражного процесса, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в заседание не явились и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:02:0030301:80 площадью 3 685 269 кв. м +- 16 797 кв. м, расположенный по адресу: Пензенская область, Спасский район, примерно в 100 м по направлению на юго-запад от ориентира г. Спасск, расположенного за пределами участка (Пензенская область, Спасский район, Беднодемьяновский сельсовет).

По договору аренды от 24.05.2010 № 485 земельный участок предоставлен во владение и пользование СПСПК "Спасский агротехник" сроком на 49 лет по 20.05.2059.

Глава Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области обратился в МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области с заявлением о безвозмездной передаче в муниципальную собственность земельного участка с условным кадастровым номером 58:02:0030301:80:ЗУ1 площадью 3 632 772 кв. м, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 (заявление от 18.02.2020 № 28).

К заявлению были приложены:

1. Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории;

2. Согласие арендатора на раздел земельного участка 58:02:0030301:80;

3. Копия выписки из ЕГРН на земельный участок 58:02:0030301:80;

4. Копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, решение от 18.09.2019 № 2-1/7;

5. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в электронном виде.

Письмом от 18.03.2020 № 13-ИВ/3397 территориальный орган Росимущества сообщил заявителю, что в представленном заявлении отсутствует документ, подтверждающий наличие (отсутствие) утверждённого проекта межевания территории. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, в том числе указанным в пунктах 4-6, 12 требований. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой указанным приказом. Принять решение об утверждении схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.

Несогласие с оспариваемым отказом послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок подачи заявления не пропущен.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

В соответствии с порядком безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, установленном статьёй 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьёй осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подаётся в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества (пункт 1).

В заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 2).

В случае, если земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации, предстоит образовать, к заявлению о передаче земельного участка прилагается утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или при отсутствии этого проекта – схема расположения земельного участка, а в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер исходного земельного участка (в случае образования земельного участка из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости) (пункт 3).

Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьёй (пункт 4).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5).

Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:

1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса;

2) в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;

3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казённому предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45-47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 7).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который предлагается передать, не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка (пункт 8).

Если земельный участок, который предлагается передать, предстоит образовать и соответствующий проект межевания территории отсутствует, решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка (пункт 9).

Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации за счёт средств соответственно местного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемых земельных участков или образования земельного участка, и государственной регистрации права собственности муниципального образования или субъекта Российской Федерации (пункт 10).

В данном случае земельный участок с кадастровым номером 58:02:0030301:80, из которого предлагается образовать земельный участок с условным кадастровым номером 58:02:0030301:80:ЗУ1, находится в собственности Российской Федерации и расположен на территории Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области.

Решением Комитета местного самоуправления Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от 26.11.2010 № 100-33/5 утверждён генеральный план территории поселения Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области.

Решением Комитета местного самоуправления Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области от 21.04.2017 № 288-47/6 утверждены Правила землепользования и застройки территории Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области в новой редакции.

Сведений о том, что образуемый земельный участок относится к числу земельных участков, указанных в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации и не подлежащих передаче в муниципальную собственность, не имеется.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации образуемый земельный участок может быть безвозмездно передан в муниципальную собственность.

Заявление о передаче земельного участка в муниципальную собственность подано в территориальный орган Росимущества, осуществляющий полномочия собственника имущества, главой муниципального образования, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок, который предлагается передать в муниципальную собственность, предстоит образовать. Утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, отсутствует и к заявлению о передаче земельного участка правомерно приложена схема расположения образуемого земельного участка с указанием в заявлении кадастрового номера исходного земельного участка, что соответствует требованиям пункта 3 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в передаче земельного участка, территориальный орган Росимущества в качестве оснований для такого отказа указал в решении на то, что в представленном заявлении отсутствует документ, подтверждающий наличие (отсутствие) утверждённого проекта межевания территории. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, в том числе указанным в пунктах 4-6, 12 требований. Представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой указанным приказом.

Других оснований для отказа в передаче земельного участка в решении не указано.

Оспариваемый отказ нельзя признать законным и обоснованным.

Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии оснований, предусмотренных пунктов 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. Перечень таких оснований является исчерпывающим.

В решении об отказе в передаче земельного участка не указано, какой документ, подтверждающий отсутствие утверждённого проекта межевания территории, должен представить заявитель при отсутствии этого проекта, и по какому основанию, предусмотренному пунктом 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, принято решение об отказе в передаче земельного участка.

Ссылка территориального органа Росимущества на то, что в представленном заявлении отсутствует документ, подтверждающий наличие (отсутствие) утверждённого проекта межевания территории, неосновательна.

Утверждённый проект межевания территории, в границах которой расположен образуемый земельный участок, отсутствует, иное из материалов дела не следует и в силу пункта 4 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации не допускалось требовать от заявителя иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьёй.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.

Никакого обоснования, почему территориальный орган пришёл к выводу, что представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует её форме и требованиям к её подготовке, в решении об отказе в передаче земельного участка не приведено и решение не мотивировано.

Никаких доказательств в подтверждение наличия основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренного подпунктом 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, территориальным органом Росимущества не представлено.

Оспариваемый отказ не соответствует пунктам 3-5, 7 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы территориального органа Росимущества, что он не обладает полномочиями по самостоятельному принятию решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков свыше десяти гектар, отклоняются.

В соответствии с Положением о Росимуществе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации (пункт 1). Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4).

В соответствии с Положением о МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской, утверждённым приказом Росимущества от 19.12.2016 № 460, территориальный орган самостоятельно принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар (пункт 4.1.18).

По поручению Росимущества территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар (пункт 4.2.25).

Таким образом, Росимущество вправе делегировать свои полномочия своим территориальным органам, при этом часть полномочий может быть делегирована для самостоятельной реализации, а часть полномочий – для реализации исключительно по поручению Росимущества.

Наличие или отсутствие поручения Росимущества не влияет на предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации объём полномочий территориального органа Росимущества, поскольку именно он в рассматриваемой ситуации наделён полномочиями по рассмотрению заявления и принятию соответствующего решения.

Вопросы внутриведомственного характера не должны являться препятствием для осуществления заявителем своих прав (см., например, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу № А39-8306/2018, от 26.11.2019 по делу № А39-3066/2018).

К тому же территориальный орган Росимущества самостоятельно рассмотрел заявление о передаче земельного участка в муниципальную собственность и принял оспариваемое решение, не ссылаясь на то, что он не обладает полномочиями по самостоятельному принятию решения о передаче в муниципальную собственность земельных участков свыше десяти гектар.

Доводы территориального органа Росимущества, что заявитель не доказал нарушения его прав и законных интересов, также отклоняются, поскольку очевидно, что оспариваемый отказ нарушает предусмотренное законом право заявителя на безвозмездную передачу земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.

Доводы территориального органа Росимущества, что заявитель не представил документ, подтверждающий наличие (отсутствие) утверждённого проекта межевания территории, представленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует её форме и требованиям к её подготовке, также отклоняются, поскольку эти доводы повторяют основания оспариваемого отказа, которым арбитражным судом уже дана оценка.

Доводы территориального органа Росимущества, что земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, предоставлен в аренду СПСПК "Спасский агротехник" и используется для целей, предусмотренных договором, также отклоняются.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казённым предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

Целевое назначение земельного участка, образуемого из земельного участка сельскохозяйственного назначения, не меняется.

Исходный земельный участок не предоставлен лицам, указанным подпункте 13 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, и предоставление земельного участка в аренду СПСПК "Спасский агротехник" само по себе не может послужить основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка в муниципальную собственность.

Согласие арендатора исходного земельного участка на раздел земельного участка с целью образования испрашиваемого земельного участка имеется.

Доводы территориального органа Росимущества, что земельный участок, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, уже являлся предметом рассмотрения другого дела, и решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2019 по делу № А39-5633/2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с расположением на земельном участке водного объекта, также отклоняются.

Действительно, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.02.2019 по ранее рассмотренному делу № А39-5633/2018 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия территориального органа Росимущества, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 в муниципальную собственность. Решение мотивировано тем, что в границах земельного участка расположен пруд, имеющий гидравлическую связь с рекой Студенец, так как пруд расположен на пересыхающем ручье, который является правым притоком реки Студенец, находящейся в подпоре от нижерасположенной плотины (0,53 км). Данные водные объекты относятся к бассейну реки Оки (письмо Пензенского ЦГМС – филиала ФГБУ Приволжское УГМС от 21.09.2018 № 2042). Такой водный объект может находиться только в федеральной собственности и основания для передачи земельного участка в муниципальную собственность отсутствуют.

Вместе с тем указанное выше решение арбитражного суда само по себе о законности оспариваемого отказа не свидетельствует и не препятствует передаче образуемого земельного участка в муниципальную собственность.

В соответствии с требованиями пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.

Нахождение водного объекта на образуемом земельном участке основанием для отказа в передаче земельного участка не являлось, к решению об отказе в передаче земельного участка не приложены копии документов, подтверждающих наличие указанного основания для такого отказа, и ссылка территориального органа Росимущества на указанное выше решение арбитражного суда неосновательна.

По объяснениям заявителя, в связи с установлением указанным выше решением арбитражного суда факта расположения пруда на земельном участке с кадастровым номером 58:02:0030301:80 и была подготовлена схема расположения другого испрашиваемого земельного участка площадью 3 632 772 кв. м с условным кадастровым номером 58:02:0030301:80:ЗУ1, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80, которая исключает расположение на земельном участке каких-либо водных объектов (пояснения по делу от 22.09.2020).

Эти объяснения заявителя территориальным органом Росимущества, на котором лежит бремя доказывания законности оспариваемого отказа, не опровергнуты.

О назначении экспертизы в целях установления факта наличия либо отсутствия водного объекта и водоохранной зоны в границах испрашиваемого земельного участка территориальный орган Росимущества не ходатайствовал.

Доказательства нахождения водного объекта на образуемом земельном участке не представлены, наличие водного объекта на этом земельном участке не установлено и иное из материалов дела не следует.

Доводы территориального органа Росимущества, что представленные заявителем документы не позволяют сделать вывод об отсутствии водного объекта и водоохранной зоны в границах образуемого земельного участка и правильности характерных точек границ земельного участка, также отклоняются.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности оспариваемого отказа лежит на территориальном органе Росимущества и не может быть переложено на заявителя.

Кроме того, отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ передаваемого земельного участка не является основанием для принятия решения об отказе в передаче земельного участка. Решение об утверждении схемы расположения земельного участка принимается одновременно с решением о передаче земельного участка. Решение о передаче земельного участка является основанием для обеспечения муниципальным образованием за счёт средств местного бюджета выполнения кадастровых работ, в том числе необходимых для уточнения границ передаваемого земельного участка (пункты 8-10 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из этого, в целях соблюдения водного законодательства, интересов государства в сфере использования и охраны водных объектов границы передаваемого земельного участка могут быть уточнены в ходе кадастровых работ, выполняемых на основании решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность.

Оспариваемый отказ не соответствует пунктам 3-5, 7 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя и на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявления.

При этом территориальный орган Росимущества не лишён права на пересмотр вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в главе 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Вопрос о распределении государственной пошлины арбитражным судом не решается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

заявление Администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области – исполнительно-распорядительного органа Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области в передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области земельного участка площадью 3 632 772 кв. м с условным кадастровым номером 58:02:0030301:80:ЗУ1, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:02:0030301 (письмо от 18.03.2020 № 13-ИВ/3397).

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области не позднее чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области – исполнительно-распорядительному органу Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области решение о безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность Беднодемьяновского сельсовета Спасского района Пензенской области земельного участка площадью 3 632 772 кв. м с условным кадастровым номером 58:02:0030301:80:ЗУ1, образуемого из земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:80 в соответствии с подготовленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 58:02:0030301.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья                                                                                     Г.К. Екония