АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Саранск
01 ноября 2007 года Дело № А39-3878/2007
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Артамоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Артамоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гипрозем», г.Саранск, Республика Мордовия
к Государственному комитету Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике, г.Саранск, Республика Мордовия
о признании незаконным и отмене постановления №66 от 25.09.2007 о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1, директора, представлен паспорт, Василье - вой Т.А., представителя, доверенность постоянная от 30.10.2007
от ответчика: ФИО2, начальника отдела контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, доверенность от 30.10.2007
установил: Общество и ограниченной ответственностью «Гипрозем» (далее – заявитель, ООО «Гипрозем», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике (далее – ответчик, Государственный комитет РМ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №66 от 25.09.2007 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
ООО «Гипрозем» оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, указал на отсутствие вины общества в совершении правонарушения. По мнению заявителя оплата за работы по территориальному землеустройству для физических лиц производилась по тарифам, установленным постановлением Правительства РМ №187 от 24.04.2007, за дополнительные работы, не входящие в перечень работ по межеванию, взималась плата отдельно по договоренности сторон.
Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования заявителя не признали и указали, что в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому оно обоснованно привлечено к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Гипрозем» 25.06.2003 зарегистрировано Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1031316004895 и выдано свидетельство серия 13 №000741201.
11.09.2007 сотрудником Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике на основании приков заместителя председателя Государственного комитета от 04.09.2007 №98 и от 07.09.2007 №104 осуществлена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Гипрозем» тарифов, установленных постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.04.2007 №187, при оказании услуг по проведению территориального землеустройства физическим лицам.
Проверкой установлено, что за выполнение комплекса работ по территориальному землеустройству для постановки на кадастровый учет в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, с граждан ФИО3 и ФИО4 получена оплата соответственно 2300 рублей и 2800 рублей, вместо утвержденных постановлением 1500 рублей (сумма завышения соответственно составила 800 руб. и 1300 руб.), что было зафиксировано в акте проведения мероприятий по контролю за соблюдением государственной дисциплины цен №135 от 11.09.2007.
Усмотрев в действиях предприятия состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 11.09.2007 должностным лицом Государственного комитета в присутствии законного представителя ООО «Гипрозем» директора ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении №53, где были отражены факты правонарушения, установленные в момент проведения проверки и зафиксированные в акте от 11.09.2007 №135.
По материалам проверки заместителем председателя Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике было принято постановление от 25.09.2007 №66 о привлечении ООО «Гипрозем» к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая принятое постановление незаконным, Общество с ограниченной ответственностью «Гипрозем» обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 2 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006 №93-ФЗ, Правительство Республики Мордовия постановлением от 24.04.2007 №187 «О предельных максимальных тарифах на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства» утвердило предельные максимальные тарифы на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства сроком до 1 января 2010 года.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24.04.2007 №187 предельный максимальный тариф на работы по проведению территориального землеустройства в отношении одного земельного участка в районах Республики Мордовия, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства установлен в размере - 1500 руб. (одновременно двух смежных – 1150 руб. за каждый участок), индивидуального жилищного строительства в размере - 1500 руб., индивидуального гаражного строительства -750 руб., садоводческих, огороднических и дачных - в размере 600 руб.
Из материалов дела усматривается, что между ООО «Гипрозем» и гражданкой ФИО3 были заключены два договора от 05.06.2007 на выполнение комплекса работ по территориальному землеустройству для постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <...>. За выполнение землеустроительных работ в отношении земельного участка 06 июня 2007 года ФИО3 по двум договорам оплачено по 1150 рублей, а всего 2300 руб., что подтверждается платежным поручением №000981.
Заявителем представлена копия землеустроительного дела правообладателя земельного участка ФИО3, из которого видно, что ее земельный участок состоит из двух смежных участков:
-участок №1 расположен в <...>;
-участок №2 расположен в <...> в 90 метрах от дома №13 по направлению на северо-восток.
Изложенное подтверждается и справкой заместителя начальника территориального (межрайонного) отдела №2 Управления Роснедвижимости по Республике Мордовия ФИО5, указавшего, что ФИО3 по вышеуказанному адресу имеет два участка, межевание которых проведено ООО «Гипрозем».
Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 24.04.2007 №187 «О предельных максимальных тарифах на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства» предельный максимальный тариф на работы по проведению территориального землеустройства одновременно в отношении двух смежных земельных участков установлен в сумме 1150 рублей за каждый участок.
ООО «Гипрозем» от гражданки ФИО3 получено 2300 рублей, то есть по 1150 рублей за выполнение работ по каждому смежному участку в соответствии с постановлением Правительства РМ от 24.04.2007 №187. Завышение цен по вышеуказанному факту судом не установлено.
Кроме того, заявитель указал, что факт взимания завышенной суммы с ФИО3 следует исключить из обвинения общества, так как в соответствии с частями 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящимся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, не является длящимся, а следовательно и день, с которого начинает исчисляться срок для привлечения к административной ответственности, следует считать 06.06.2007. Постановление должностным лицом Государственного комитета РМ о назначении административного наказания юридическому лицу №66 вынесено 25.09.2007г., то есть за пределами срока привлечения к административной ответственности. В связи с чем вменение в вину ООО «Гипрозем» факта завышения цены сверх установленных тарифов за выполнение услуг по землеустроительным работам гражданке Захарки- ной В.А. неправомерно.
Между ООО «Гипрозем» и гражданином ФИО4 были заключены два договора от 26.07.2007, один договор - на выполнение работ по территориальному землеустройству земельного участка, расположенного по адресу: Республика Мордовия, <...>, другой договор - на выполнение работ по организации выездов-заездов на автотранспорте подрядчика, подготовку описаний для постановки на кадастровый учет, подготовку материалов для проекта границ земельного участка (по необходимости), ускоренному оформлению материалов межевания.
За выполнение землеустроительных работ по первому договору ФИО4 обязался оплатить 1500 руб. (в соответствии с постановлением Правительства РМ от 24.04.2007 №187 стоимость работ по проведению территориального землеустройства одного земельного участка в других населенных пунктах составляет 1500 руб.), и по второму договору 1300 руб. (в соответствии с утвержденным 08.05.2007г. директором общества Прейскурантом цен по населенным пунктам Инсарского района). Указанные суммы ФИО4 оплачены 27.07.2007, что подтверждается платежным поручением №000383.
Суд считает, что ООО «Гипрозем» в отношении ФИО4 завышения установленных тарифов не допустило.
Довод ответчика о том, что затраты на транспортные услуги и иные услуги являются затратами исполнителя и входят в состав затрат по территориальному землеустройству и не должны оплачиваться гражданами дополнительно, суд считает необоснованным.
Так, статьей 15 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено, что при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ:
-образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
-межевание объектов землеустройства.
При образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства определяются:
-местоположение границ объектов землеустройства, в том числе границы ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
-варианты использования земель с учетом размеров земельного участка, целевого назначения, разрешенного использования земель и расположенных на них объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур;
-площади объектов землеустройства и (или) ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;
-иные характеристики земель (статья 16 закона «О землеустройстве»).
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:
-определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;
-закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;
-изготовление карты (плана) объекта землеустройства (статья 17 закона «О землеустройстве»).
Выполнение вышеуказанных работ при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и межевании объекта землеустройства предусмотрено и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 №396 «Об утверждении положения о проведении территориального землеустройства» и Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996г.
Анализ вышеназванных нормативных актов позволяет суду сделать вывод о том, что данные акты определяют понятие, содержание, порядок выполнения состава работ необходимых при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства и межевании объекта землеустройства. Однако не устанавливают стоимости данных работ, а также не устанавливают стоимости дополнительных затрат при производстве работ и сроков их выполнения.
Приказом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 28.12.1995 №70 «Об утверждении цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель» (с изм., внесенными Приказами Госкомзема РФ от 03.03.1997 №15, от 10.04.1997 №25) утверждено дополнение «Глава 30. Услуги по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель» к Сборнику цен, в котором содержатся нормативные расходы, необходимые для изготовления проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель.
В пункте 7 Сборника цен и общественно необходимых затрат труда (ОНЗТ) на изготовление проектной и изыскательской продукции землеустройства, земельного кадастра и мониторинга земель (далее – Сборник цен) указано, что в цены не включены расходы, определяемые в конкретных условиях дополнительно, в том числе на переезды к объекту работы и обратно, размножение проектной и изыскательской продукции сверх количества, указанного в содержании работы, при изготовлении проектной и изыскательской продукции в срочном порядке по соглашению сторон (пункт 31 Сборника) и т.д.
Данный Сборник цен предназначен для применения всеми исполнителями работ (институты, организации, предприятия, экспедиции, хозрасчетные группы, кооперативы и т.п.) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает гражданам и юридическим лицам заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (часть 1 статьи 424 ГК РФ).
Поскольку в постановлении Правительства Республики Мордовия от 24.04.2007 №187 нет прямого указания на то, что в установленные предельные максимальные тарифы на работы по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, включены затраты на переезды к объекту работы и обратно, размножение проектной и изыскательской продукции сверх количества, указанного в содержании работы, на изготовление проектной и изыскательской продукции в срочном порядке по соглашению сторон и т.д., суд считает, что заявитель вправе был заключить договор на дополнительные работы и затраты при проведении работ по территориальному землеустройству за счет заказчика и по цене согласованной между сторонами договора «Заказчиком» и «Подрядчиком».
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, в рассматриваемом случае лежит на административном органе.
В статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закреплено правило, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, при этом все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах постановление Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике о назначении административного наказания юридическому лицу №66 от 25.09.2007 является незаконным и подлежит отмене.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 30.10.2007 до 01.11.2007.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил :
Признать незаконным и отменить полностью постановление Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов, ценовой и тарифной политике о назначении административного наказания юридическому лицу №66 от 25.09.2007 о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Гипрозем», г.Саранск по части 1 статьи 14.6 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Первый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Артамонова