ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-3895/09 от 08.09.2009 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3895/2009

город Саранск 8 сентября 2009 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатационно-ремонтное предприятие", г.Саранск

к Волжско-Окскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Саранск

о признании незаконным и отмене постановления № 348 от 23.07.2009 о назначении административного наказания,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, представителя по доверенности от 10.06.2009;

от ответчика: ФИО2, помощника юриста, доверенность от 19.08.2009; ФИО3, представителя по доверенности № и/207-09 от 15.06.2009;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационно-ремонтное предприятие" (далее – ООО "ЭРП", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №348 от 23.07.2009 по делу об административном правонарушении, вынесенного Волжско-Окским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту – Управление, ответчик), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано недоказанностью события административного правонарушения, а также нарушением порядка привлечения Общества к административной ответственности (отсутствие надлежащего уведомления о времени и месте рассмотрения дела, отсутствие в протоколе об административном правонарушении отметки о разъяснении прав и обязанностей).

Волжско-Окское управление Ростехнадзора в отзыве заявленные требования отклонило, указав, что ООО "ЭРП" привлечено к административной ответстве6нности в полном соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, а факт несоблюдения Обществом правил безопасности при эксплуатации лифтов установлен с достаточной достоверностью.

В ходе заседания на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв со 02.09.2009 до 08.09.2009.

При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационно-ремонтное предприятие" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031316009713, что подтверждается свидетельством серия 13 №001137822, выданным Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска.

31.01.2006 между ООО "Эксплуатационно-ремонтное предприятие" и ООО "ЖИЛКОМБЫТ" заключен договор № 47 на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов, систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи и комплексов диспетчерского контроля.

Договором на ООО "ЭРП" как подрядчика возложена обязанность обеспечения производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

В период с 13.07.2009 по 14.07.2009 государственным инспектором Управления Волжско-Окского управления Ростехнадзора ФИО4 в присутствии начальника участка ООО "Эксплуатационно-ремонтное предприятие" ФИО5 и директора ООО "ЖИЛКОМБЫТ" ФИО6 проведена проверка соблюдения ООО "ЭРП" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (лифтов) регистрационные номера 2234, 2235, 2236, 2237, 2239, расположенных по адресу: <...>.

По результатам проверки составлен акт проверки № 35 от 14.07.2009, в котором проверяющим указано на нарушение ООО "ЭРП" обязательных требований нормативных актов в области промышленной безопасности, а именно:

- в нарушение статей 7, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263) не организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности (мероприятия по осуществлению производственного контроля, положение о производственном контроле не разработаны).

- в нарушение требований пункта 1.10. Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03), утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 16.05.2003 № 31 точность остановки лифтов под регистрационными номерами 2235 и 2237 превышает предельно допустимый норматив в 35 мм.

- в кабинах лифтов под регистрационными номерами 2239, 2237, 2235 отсутствуют правила пользования лифтом, что противоречит требованиям пункта 12.11 ПБ 10-558-03.

Указанные нарушения квалифицированы проверяющим должностным лицом как административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, по результатам проверки в отношении ООО "ЭРП" в присутствии директора Общества ФИО7 составлен протокол № 164 от 14.07.2009 об административном нарушении требований в отношении юридического лица.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора ФИО8 в отношении ООО "ЭРП" вынесено постановление № 348 от 23.07.2009, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1. КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовое регулирование промышленной безопасности опасных производственных объектов осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в силу пункта 1 статьи 2 которого опасными производственными объектами признаются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

В силу пункта 3 Приложения 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 вышеуказанного Закона, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В материалах дела имеется Свидетельство о регистрации № А45-01599 от 14.01.2009, выданное ООО "Жилкомбыт", о регистрации в реестре опасных производственных объектов опасного производственного объекта – жилищного фонда. Кроме того, Управлением представлена выписка из журнала регистрации лифтов.

Таким образом, проверенные Управлением лифты с регистрационными номерами 2234, 2235, 2236, 2237, 2239, расположенные по адресу: <...>, подпадают под понятие опасного производственного объекта, что сторонами не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, помимо прочего, обязана:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;

- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;

- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Статья 11 названного закона содержит прямое указание на обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1). При этом, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган (пункт 2).

Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, и в силу указания пункта 1 являются обязательными для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы.

Согласно пункту 3 названных Правил, каждая эксплуатирующая организация на основании указанных правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, при этом, в силу пункта 6 Правил разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, относится к одной из основных задач производственного контроля.

Для конкретизации вышеуказанных требований с учетом специфики лифтового оборудования Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора РФ) от 16.05.2003 № 31 утверждены Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03).

Пунктом 12.1. ПБ 10-558-03 установлено, что эксплуатирующая организация обязана обеспечить производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 12.2.3. ПБ 10-558-03, для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации эксплуатирующая организация может привлекать специализированную организацию. В этом случае в договоре между ними определяются обязанности и ответственность сторон с учетом пунктов 12.1; 12.2.2. ПБ 10-558-03.

Эксплуатация проверяемых лифтов как опасных производственных объектов осуществляется ООО "ЭРП" по договору от 31.01.2009 № 47 на проведение технического обслуживания и ремонта лифтов, систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи и комплексов диспетчерского контроля, заключенному Обществом с ООО "ЖИЛКОМБЫТ".

В соответствии с пунктом 2.2. названного договора, ООО "ЭРП" принимает на себя обязательства по выполнению комплексного технического обслуживания и обеспечение системы планово-предупредительных ремонтов лифтов.

Пунктом 2.1. договора на ООО "ЭРП" возложена обязанность обеспечения соблюдения федеральных законом и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, обеспечение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Волжско-Окским управлением Ростехнадзора ООО "ЭРП" вменяется в вину отсутствие организации надлежащего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, превышение предельно допустимого норматива точности автоматической остановки лифтов № 2235, 2237 и отсутствия в кабинах лифтов № 2239, 2237, 2235 правил пользования лифтом.

Указание Управления на отсутствие организации надлежащего производственного контроля на ООО "ЭРП" признано судом необоснованным.

Из имеющихся в деле материалов следует, что на ООО "ЭРП" 16.03.2009 утверждено Положение о производственном контроле, которое зарегистрировано в Управлении Ростехнадзора по РМ, разработана производственная инструкция для электромехаников, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт лифтов, должностная инструкция лифтера-обходчика, приказом закреплены лица, ответственные за осуществление соответствующих функций производственного контроля.

Указание представителей Управления на то обстоятельство, что указанные документы разработаны только в отношении ООО "ЭРП" и не влияют на организацию производственного контроля в ООО "ЖИЛКОМБЫТ", судом во внимание не принимаются, поскольку в силу вышеизложенных норм организацией, осуществляющей эксплуатацию лифтов, является ООО "ЭРП".

В то же время, указание Управления на ненадлежащее исполнение ООО "ЭРП" возложенных на него обязанностей по содержанию лифтов, а именно: превышение предельно допустимого норматива точности автоматической остановки лифтов № 2235, 2237 и отсутствие в кабинах лифтов № 2239, 2237, 2235 правил пользования лифтом, признано судом обоснованным.

В соответствии с пунктом 1.10 ПБ 10-558-03, точность автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы должна быть в пределах +/- 35 мм. Проверкой установлено превышение указанного показателя для лифта № 2237 на 10 этаже, для лифта № 2235 – на 3, 5, 7 этажах.

В силу пункта 12.11. ПБ 10-558-03, в кабине лифта и (или) основном посадочном этаже вывешиваются Правила пользования лифтом, а также табличка с указанием номера телефона для связи с обслуживающим персоналом и аварийной службой. Проверкой установлено несоблюдение указанного требования при эксплуатации лифтов № 2239, 2237, 2235.

Выявленные нарушение отражены в акте проверки № 35 от 14.07.2009, который составлен при участии начальника участка ООО "Эксплуатационно-ремонтное предприятие" ФИО5 и директора ООО "ЖИЛКОМБЫТ" ФИО6 и подписан указанными лицами без каких-либо возражений.

Нарушение пунктов 1.10 и 12.11 ПБ 10-558-03 подтверждается также протоколом № 164 об административном правонарушении от 14.07.2009, составленном в присутствии директора ООО "ЭРП" ФИО7 В указанном протоколе ФИО7 указал, что с замечаниями не согласен, поскольку ООО "ЭРП" несет ответственность только в части содержания и текущего ремонта лифтов.

В то же время, по существу факт указанных нарушений заявителем не оспорен, а оценка доводов директора ООО "ЭРП" судом при принятии решения произведена выше.

При изложенных обстоятельствах Управление правомерно квалифицировало совершенное Обществом правонарушение по части 1 статьи 9.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция части 1 статьи 9.1. КоАП РФ предусматривает наложение на юридических лиц штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. На Общество наложен штраф, размер которого является минимальным.

Протокол об административном правонарушении составлен заявителем в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

Указание заявителя на отсутствие в протоколе разъяснения прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, судом отклоняется, как противоречащее материалам дела. В представленной заявителем копии протокола об административном правонарушении № 164 от 14.07.2009 отсутствует последняя страница. Из указанного протокола следует, что права и обязанности законному представителю Общества ФИО7 были разъяснены.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество было извещено надлежащим образом, что подтверждается соответствующей отметкой и подписью директора Общества ФИО7 в протоколе об административном правонарушении № 164 от 14.07.2009.

Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.Н.Савочкин