АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-3994/2015
город Саранск 10 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 февраля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кичкиной Т.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родные просторы", г.Саранск
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, г.Саранск
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, который указан в сообщении об отказе в государственной регистрации №13/001/013/2015-873 от 25.05.2015,
и обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, согласно представленным документам по расписке №13/001/013/2015-873 от 04.03.2015 и дополнений к ней,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:
Саранский Городской Благотворительный Общественный Фонд "АРИНА",
ФИО1, ФИО2,
ФИО3, ФИО4,
ФИО5, ФИО6,
ФИО7, ФИО8,
ФИО9, ФИО10,
ФИО11, ФИО12,
ФИО13, ФИО14,
ФИО15, ФИО16,
ФИО17, ФИО18,
ФИО6, ФИО19,
ФИО20, ФИО21,
ФИО22, ФИО23,
ФИО24, ФИО25,
ФИО26, ФИО27,
ФИО28, ФИО29,
ФИО30, ФИО31,
ФИО32,
ФИО33, ФИО34,
ФИО35, ФИО36,
при участии:
от заявителя: ФИО13 – представителя по доверенности от 15.01.2014,
от ответчика: ФИО37 – представителя, доверенность от 12.10.2015 №125,
от третьих лиц: представители не явились,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Родные просторы" (далее по тексту – ООО "Родные просторы", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление Росреестра по РМ, регистрационный орган, ответчик) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, который указан в сообщении об отказе в государственной регистрации №13/001/013/2015-873 от 25.05.2015, и обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, согласно представленным документам по расписке №13/001/013/2015-873 от 04.03.2015 и дополнений к ней.
Ответчик в отзыве на заявление, дополнениях к отзыву и его представитель в судебном заседании просили требования заявителя оставить без удовлетворения, указав на законность и обоснованность отказа в государственной регистрации права собственности.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, представили отзыв на заявление, поддержав доводы заявителя, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании пункта 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.
При рассмотрении дела установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право долевой собственности ООО "Родные просторы" на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение (доля в праве 694614/3707170), запись регистрации от 10.02.2014 №13-13-01/287/2013-210.
26.12.2014 ООО "Родные просторы" (Продавец) и Саранский Городской Благотворительный Общественный Фонд "АРИНА", ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО6, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, (Покупатели), заключили договор купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе земельного участка с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение.
26.12.2014 указанными лицами подписаны акт приема-передачи земельных долей, акт №2 приема-передачи земельных долей, соглашение к договору купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Продавец и покупатели по договору 04.03.2015 обратились в Управление Росреестра по РМ с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район Лямбирское сельское поселение.
В ходе правовой экспертизы установлены следующие обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации права общей долевой собственности.
1. В материалах дела отсутствует заявление от ООО "Родные просторы", выступающего в качестве продавца по договору купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения от 26.12.2014, о регистрации перехода права общей долевой собственности от продавца к покупателю.
2. В материалах дела имеются заявления о регистрации права общей долевой собственности покупателей по договору без указания размера доли.
3. Порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, установлен статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Указанная норма не предусматривает согласование процедуры выдела доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с предыдущим собственником земельной доли, как и не предусматривает обязанность получения собственником доли письменного согласия предыдущего собственника на одобрение кандидатуры кадастрового инженера.
Вместе с тем, данная обязанность вменяется покупателю доли земельного участка (пункт 2 соглашения от 26.12.2014 к договору купли-продажи от 26.12.2014).
4. Договор купли - продажи не может определять изменение размера доли будущих сособственников в нарушение требований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
5. По условиям договора купли - продажи (пункты 1,2) продавец продает
покупателям не всю принадлежащую в каждом из земельных участков долю. В
результате сделок у продавца изменяется размер доли в сторону уменьшения.
Однако заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр прав с указанием размера доли, остающейся у ООО "Родные просторы", продавцом не подается.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав носит заявительный характер. В случае невыполнения продавцом указанных действий возникнут противоречия между заявленными и зарегистрированными правами.
6. По условиям договора в качестве покупателя доли выступает Саранский городской благотворительный общественный фонд "АРИНА". Интересы указанного юридического лица по доверенности от 10.01.2014 представляет ФИО38 В материалах дела отсутствуют подлинник и копия указанной доверенности.
7. В представленных на государственную регистрацию права общей долевой собственности документах отсутствуют заверенные копии доверенностей на физические лица, представляющих интересы покупателей.
23.04.2015 Управление приняло решение №13/001/013/2015-873 о приостановлении государственной регистрации.
Поскольку причины приостановления заявителем устранены не были, сообщением №13/001/022/2015-873 от 25.05.2015 Управление Росреестра по РМ отказало ООО "Родные просторы" в государственной регистрации общей долевой собственности (размер доли 297420/3707170 и 80544/3707170) на указанный земельный участок по следующим причинам:
- документы, предоставленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ, для регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Не согласившись с отказом в регистрации права, ООО "Родные просторы" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон №122-ФЗ) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №122-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона №122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу статьи 9 Федерального закона №122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно статье 16 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Положения пункта 1 статьи 18 Федерального закона №122-ФЗ предусматривают, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок и ним (ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно статье 20 Федерального закона №122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если, в том числе, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Так, в оспариваемом сообщении Управление констатирует, что в материалах дела отсутствует заявление от ООО "Родные просторы", выступающего в качестве продавца по договору купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения от 26.12.2014, о регистрации права перехода права общей долевой собственности от продавца к покупателю.
В обоснование данного вывода в сообщении указывается, что в соответствии с частью 1 статья 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок
с ним - юридический акт признания и подтверждения государством
возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав
на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона №122-ФЗ переход права собственности осуществляется по заявлению обоих сторон сделки. В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 18 Федерального закона №122-ФЗ, заявление о государственной регистрации права представляется на государственную регистрацию прав в единственном экземпляре-подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.
Как установлено судом при исследовании дела правоустанавливающих документов на земельный участок кадастровый номер 13:15:0111001:741, ООО "Родные просторы" представлено заявление о регистрации перехода права собственности, что подтверждено представителем Управленияе Росреестра по РМ в судебном заседании. Вместе с тем, как правомерно указано ответчиком, заявления о регистрации права общей долевой собственности покупателей на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, как и заявление на переход права собственности, не содержат указания размера соответствующей доли.
Оспаривая данные выводы регистрационного органа, общество указывает, что при приеме документов на регистрацию именно сотрудники Управления Росреестра по РМ осуществляют заполнение заявлений, а обязанность общества в данном случае сводится к проверке указанных в нем данных.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав определены в статье 18 Федерального закона №122-ФЗ. В силу с пункта 1 указанной статьи, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Форма заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество, сделки с ним, перехода и прекращения права на недвижимое имущество утверждена приказом Минэкономразвития России от 29.11.2013 №722. Согласно утвержденной форме, заявление содержит графу 3.2 о размере доли в праве общей долевой собственности, подлежащей регистрации. В силу пункта 6 требований к заполнению форм заявлений, все реквизиты (графы реквизитов) заявления являются обязательными к заполнению.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона №122-ФЗ, к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
При этом заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Отказывая в государственной регистрации права собственности, Управление Росреестра по РМ также указывает на то, что в материалы дела приложены квитанции об оплате государственной пошлины, принятые как дополнительные документы от неуполномоченных на представление интересов покупателей физических лиц.
Вместе с тем, при рассмотрении дела, судом установлено, что квитанции об оплате государственной пошлины сданы в регистрирующий орган представителем ООО "Родные просторы". При этом факт уплаты пошлины лично каждым из покупателей (либо его представителем) Управлением Росреестра по РМ не оспаривается.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Учитывая, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон №122-ФЗ, не содержит требований о необходимости представления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины непосредственно плательщиком, в данном случае спорные квитанции могли быть представлены любой стороной сделки.
Таким образом, вышеизложенное требование Управления Росреестра по РМ не основано на норме закона.
Указанная позиция отражена также в письме Минэкономразвития РФ №14-065631/15 от 18.06.2015.
Суд также не может принять во внимание довод регистрирующего органа о непредставлении заявителем заявления о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отказывая в государственной регистрации права собственности, Управление Росреестра по РМ указывает на то, что по условиям договора купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения (пункты 1,2) продавец продает покупателям не всю принадлежащую долю. В результате сделки у продавца изменяется размер доли на земельный участок, выступающий предметом договора, в сторону уменьшения. Однако продавец заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр прав с указанием размера доли, остающейся у ООО "Родные просторы", не подает, как и не уплачивается государственная пошлина за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав и сделок с ним в размере, предусмотренном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (для организаций 1000 рублей)
Вместе с тем, согласно пункту 68 Правил ведения ЕГРП, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 №765, запись об изменениях используется для внесения в Единый государственный реестр прав таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.
К таким сведениям относятся в том числе перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юридического лица, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. (если запись подраздела I Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил содержит сведения об объекте, требующие изменения).
ООО "Родные просторы" после приостановления государственной регистрации поданы два заявления о государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с указанием размера доли 523600/7359740 и 1001105/7359740.
Как указывает заявитель, поскольку ООО "Родные просторы" продает покупателям не всю принадлежащую в каждом из земельных участков долю, правообладатель земельной доли имеет право на оставшуюся часть получить два свидетельства (так как по одному свидетельству готовится сделка).
Однако как верно указывает Управление Росреестра по РМ, ООО "Родные просторы" уже является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741 и повторная регистрация права общей долевой собственности не предусмотрена действующим законодательством.
Действующее законодательство не предусматривает возникновение права общей долевой собственности у субъекта гражданских правоотношений с самим собой.
При регистрации права общей долевой собственности, возникающего с момента государственной регистрации, запись о праве каждого участника долевой собственности идентифицируется одним номером регистрации (с учетом пункта 11 Правил ведения ЕГРП) (пункт 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765, состав номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме).
Таким образом, право общей долевой собственности с одним номером регистрации должно возникать только у покупателей по договору. Вышеуказанная норма права не регулирует изменение размера доли в праве общей долевой собственности на земельный участок у продавца.
Суд также отклоняет доводы Управления Росреестра по РМ, изложенные в пунктах 7 и 8 сообщения об отказе в государственной регистрации (соответственно указание на отсутствие в представленных на государственную регистрацию права собственности заверенных копий доверенностей на физических лиц, представляющих интересы покупателей, и отсутствие подписанных ФИО39, ФИО40 экземпляров договора купли-продажи земельных долей) как не соответствующие материалам дела. Наличие указанных документов подтверждено также представителями ответчика в судебных заседаниях.
Между тем, суд находит правильной позицию Управления Росреестра по РМ о том, что законодательство не предусматривает процедуру согласования выдела доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с предыдущим собственником земельной доли, как и не предусматривает обязанность получения собственником доли письменного согласия предыдущего собственника на одобрение кандидатуры кадастрового инженера
Порядок образования земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности, установлен статьей 13 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения " (далее – Закон об обороте).
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об обороте, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Указанная норма не предусматривает процедуру согласования выдела доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с предыдущим собственником земельной доли, как и не предусматривает обязанность получения собственником доли письменного согласия предыдущего собственника на одобрение кандидатуры кадастрового инженера.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 Соглашения от 26.12.2014 к договору купли-продажи от 26.12.2014 стоимость земельной доли и/или долей, указанных в Таблице А договора подлежит изменению и составит 4200 рублей за 10 квадратных метров в том случае, если покупатель земельной доли обратится за изготовлением межевого плана на выдел земельной доли и/или долей, указанных в Таблице А договора (какой либо части земельной доли) из земельного участка к физическому или юридическому лицу без письменного согласования с продавцом земельной доли (или без письменного согласования с юридическим лицом, указанным продавцом дополнительно, реквизиты которого направляются заказной корреспонденцией покупателю). Обязательным условием письменного согласования выдела земельной доли (части земельной доли) для изготовления межевого плана будет являться наличие в тексте согласования фамилии, имени, отчества кадастрового инженера, №квалификационного аттестата кадастрового инженера, контактный телефон кадастрового инженера, почтовый адрес и адрес электронной почты кадастрового инженера, сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица.
Аналогичные положения содержит пункт 4 соглашения от 26.12.2014 к договору купли-продажи от 26.12.2014, но уже в случае вторичной продажи земельной доли и/или долей указанных в Таблице "А" договора купли-продажи земельных долей, где требуется одобрение с первоначальным продавцом кандидатуры кадастрового инженера.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 соглашения от 26.12.2014 к договору купли-продажи от 26.12.2014 стоимость земельной доли и/или долей указанных в Таблице "А" договора купли-продажи земельных долей подлежит изменению и составит 4200 рублей за 10 кв. м, в случае если Покупатель обратится за изготовлением межевого плана на выдел земельной доли и/или долей указанных в Таблице "А" договора купли-продажи земельных долей (какой либо части земельной доли) из земельного участка к физическому или юридическому лицу без письменного согласования с Продавцом земельной доли (или без письменного согласования с юридическим лицом, указанным Продавцом дополнительно, реквизиты которого направляются заказной корреспонденцией Покупателю).
Между тем, согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Пункт 1 статьи 450 ГК РФ предусматривает возможность изменения договора по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 6 Акта приема-передачи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения к договору купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения от 26.12.2014, денежный расчет между сторонами осуществлён.
Дополнительное соглашение, изменяющее условие договора купли-продажи о цене товара, заключенное после его полной оплаты, является ничтожным, поскольку противоречит статьям 168 и 408 ГК РФ.
Согласно пункту 3 соглашения от 26.12.2014 к договору купли - продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения от 26.12.2014 при формировании земельных участков в координатах, указанных в Таблице № "А" договора купли - продажи земельных долей может быть изменена не только земельная доля, но и площадь формируемого земельного участка не только в пределах допустимой погрешности, но и с увеличением допустимой погрешности на 0,008 га (80 кв.м.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 245 ГК РФ, изменение размера долей может производиться на основании соглашения участников долевой собственности в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Договор купли - продажи не может определять изменение размера доли будущих сособственников в нарушение требований, предусмотренных ГК РФ.
Оспаривая вышеизложенные доводы Управления Росреестра по РМ, общество указывает на превышение регистрирующим органом своих полномочий по анализу соглашения между сторонами сделки, указывает на соответствие заключенной сделки гражданскому законодательству, отсутствие нарушения интересов иных собственников долевой собственности, а также говорит о присутствии отлагательного условия сделки, разрешенного законодательством.
Управление, не оспаривая возможности совершения сделки под отлагательным условием, правомерно указывает, что в соответствии с нормами гражданского права изменение долей может быть произведено только на основании соглашения участников долевой собственности в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества, однако соглашением к договору установлен иной порядок, противоречащий гражданскому законодательству, что является недопустимым, соответственно данный вывод регистрирующего органа также правомерен.
На основании абзаца 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество органом, осуществляющим государственную регистрацию, производится правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.
В пункте 1 статьи 18 указанного Закона определено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Несоответствие сделки действующему законодательству свидетельствует об отсутствии юридической силы представленных на регистрацию правоустанавливающих документов, что может быть расценено как представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.
В пункте 40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, при проведении правовой экспертизы рекомендуется проверять соблюдение публично-правовых интересов.
Таким образом, регистрирующий орган при проведении правовой экспертизы документов действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ.
При этом судом отклоняется как необоснованный довод заявителя о наличии зарегистрированного права общей долевой собственности на спорный земельный участок, возникшего на основании аналогичного договора купли-продажи земельных долей земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, Управление правомерно отказало в регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район Лямбирское сельское поселение.
При этом у заявителя отсутствуют препятствия для обращения в регистрирующий орган вновь в случае изменения фактических обстоятельств.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) гражданам, организациям и иным лицам предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ следует, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства не свидетельствуют о наличии со стороны Управления Росреестра по РМ нарушений прав и законных интересов заявителя в области экономической деятельности.
В части 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, требования ООО "Родные просторы" о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, который указан в сообщении об отказе в государственной регистрации №13/001/013/2015-873 от 25.05.2015, и обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 13:15:0111001:741, расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, Лямбирское сельское поселение, согласно представленным документам по расписке №13/001/013/2015-873 от 04.03.2015 и дополнений к ней, подлежат отклонению.
Оспариваемое действие проверялось на его соответствие Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При подаче заявления ООО "Родные просторы" по чекам-ордерам №8987 от 13.07.2015 и №13337 от 18.08.2015 была оплачена государственная пошлина в общей сумме 3000 рублей.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 3000 рублей относятся на заявителя.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 26.01.2016 до 01.02.2016 и с 01.02.2016 до 03.02.2016 .
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Родные просторы" в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Родные просторы".
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В. Волкова