ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-4042/2022 от 05.10.2022 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-4042/2022

город Саранск                                                   октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года .

Решение в полном объеме изготовлено октября 2022 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Табаевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Россети Волга" (ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, г.Саратов) в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Волга"- "Мордовэнерго"

к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республика Мордовия, г.Саранск

о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от согласования плана прохождения трассы ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту "Строительство КВЛ-10кВ, КТП 10/0,38 кВ, ВЛИ-0,38 кВ для электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу: Республика Мордовия, ФИО1 район, Перемисское сельское поселение, кадастровый номер 13:04:0219017:79 (ФИО2) (КВЛ-10В-5,5 км, КТП 10/0,38 кВ 40 кВА-1шт, ВЛИ-0,38 кВ-0,05 км)",

обязании Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу согласовать план прохождения трассы ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту "Строительство КВЛ-10кВ, КТП 10/0,38 кВ, ВЛИ-0,38 кВ для электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу: Республика Мордовия, ФИО1 район, Перемисское сельское поселение, кадастровый номер 13:04:0219017:79 (ФИО2) (КВЛ-10В-5,5 км, КТП 10/0,38 кВ 40 кВА-1шт, ВЛИ-0,38 кВ-0,05 км)",

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО2 (г.Саранск), Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, Большеберезниковский район, с.Большие Березники),

при участии:

от заявителя: ФИО3- представителя, доверенность №Д/19-411 от 08.08.2019, выдана сроком на 3 года, диплом рег.№ ВСА 0157938 от 25.06.2005, ФИО4 - представителя, доверенность №Д/20-458 от 09.10.2020, выдана сроком на три года,

от заинтересованного лица: ФИО5 - представителя, доверенность от 27.04.2022, выдана сроком 1 год, диплом рег.№139 от 30.06.1999,

от ФИО2: ФИО6 - представителя, доверенность №13 АА 1114289 от 11.05.2022, выдана сроком на 3 года,

от ГКУ Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество": представитель не явился,

у с т а н о в и л:

         публичное акционерное общество "Россети Волга" в лице филиала публичного акционерного общества "Россети Волга"- "Мордовэнерго" (далее – заявитель, ПАО "Россети Волга", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 11.05.2022 №701-4812 к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Республика Мордовия (далее – Минлесхоз РМ, Министерство) о признании незаконным отказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от согласования плана прохождения трассы ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту "Строительство КВЛ-10кВ, КТП 10/0,38 кВ, ВЛИ-0,38 кВ для электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу: Республика Мордовия, ФИО1 район, Перемисское сельское поселение, кадастровый номер 13:04:0219017:79 (ФИО2) (КВЛ-10В-5,5 км, КТП 10/0,38 кВ 40 кВА-1шт, ВЛИ-0,38 кВ-0,05 км)", обязании Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу согласовать план прохождения трассы ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по объекту "Строительство КВЛ-10кВ, КТП 10/0,38 кВ, ВЛИ-0,38 кВ для электроснабжения строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу: Республика Мордовия, ФИО1 район, Перемисское сельское поселение, кадастровый номер 13:04:0219017:79 (ФИО2) (КВЛ-10В-5,5 км, КТП 10/0,38 кВ 40 кВА-1шт, ВЛИ-0,38 кВ-0,05 км)".

         В заявлении от 16.05.2022 №701-4978 общество указало, что поскольку заявление, с которым заявитель обращался в Минлесхоз РМ по своей природе является заявлением на выдачу разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:000000:120 для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10кВ, и несмотря на формулировку в письме от 06.05.2022 №1930 "не согласование плана трассы проектируемого объекта" Министерство фактически отказало в выдаче такого разрешения, в связи с чем дополнительно просило признать незаконным отказ Минлесхоза РМ в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 и 3 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ путем отказа в согласовании плана ее прохождения; обязать Министерство в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу разрешить использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 и 3 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ путем согласования плана ее прохождения, в рамках заключенного договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 253фи/19 от 11.03.2019. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.05.2022 заявление с учетом дополнения принято к производству, возбуждено дело №А39-4042/2022.

         Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.06.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ФИО2, Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество".

         Заявление мотивировано тем, что с учетом вступившего в законную силу судебного акта Октябрьского районного суда г. Саранска от 23.06.2021 по делу №2-515/2021 об отказе обществу в удовлетворении исковых требований о расторжении договора, отказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №1930 от 06.05.2022 в согласовании прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для исполнения заявителем как сетевой организацией своих обязательств по заключенному с ФИО2 договору об осуществлении технологического присоединения.

         В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, также пояснил, что в суд общей юрисдикции подавалось исковое заявление о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного с ФИО2, в связи с отсутствием технической возможности (невозможностью его исполнения).

         Минлесхоз РМ в отзыве на заявление, в дополнении к отзыву и представитель в ходе судебного разбирательства требования заявителя не признал, указав со ссылкой на часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и подпункты 17, 20 пункта 8 Положения о Министерстве что  отказ Филиалу ПАО "Россети Волга" - "Мордовэнерго" в согласовании плана трассы прохождения ВЛЗ-ЮкВ соответствует действующему законодательству, так как: у Министерства отсутствует данное полномочие; размещение линейного объекта ВЛЗ-ЮкВ на особо охраняемой природной территории и вырубка лесных насаждений на данной территории не допускается действующим законодательством. Отмечает, что сам факт наличия в таксационном описании "скотопрогона" не влечет за собой наличие факта отсутствия ООПТ на данной территории, и того, что нет необходимости проводить сплошные рубки для ЛЭП и ее охранной зоны. Отсутствие сведений о памятнике природы "участок соснового леса" в Едином государственном реестре недвижимости также не является фактом, подтверждающим отсутствие данного памятника природы, так как внесение сведений в ЕГРН является технической процедурой, а не правоустанавливающей. Кроме того, согласно представленной выписке из государственного лесного реестра выделы 24 и 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества относятся к категории защитных лесов, категория защитности "ценные леса, имеющие уникальный породный состав  лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение".

         Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" в отзыве на заявление поддержало позицию Министерства, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Представитель ФИО2 в отзыве на заявление и в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования ПАО "Россети" (с учетом дополнения к заявлению от 16.05.2022), указав, что вопрос возможности прокладки и строительства соответствующей линии электропередач в выдела 24, 25 квартала 235 уже являлся предметом судебного разбирательства в деле №2-515/2022 Октябрьского районного суда г.Саранска. Отмечает, что довод Министерства в части отсутствия у него полномочий на согласование является несостоятельным, поскольку заявление являлось фактически заявлением о предоставлении разрешения на использование земельного участка.

На основании части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.

При рассмотрении дела установлено, что 08.04.2022 во исполнение обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения №253фи/19 от 11.03.2019 с ФИО2 ПАО "Россети Волга" обратилось в Минлесхоз РМ с письмом - заявлением №502-4067 о согласовании проектного решения МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) и с указанием на необходимость осуществления при строительстве вырубки древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.

Как указывает заявитель в соответствии с нормами статей 39.33 и 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вышеуказанное заявление №502-4067 по своей правовой природе является заявлением на выдачу разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ.

Указанное проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ было подготовлено заявителем во исполнение решения Октябрьского районного суда г.Саранска от 23.06.2021, оставленное без изменения апелляционным определением СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 15.10.2021 по делу №33-1736/2021 и определения СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 по делу №88-4824/2022, которым исковые требования ПАО "Россети Волга" о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №253фи/19 от 11.03.2019 в связи с невозможностью его исполнения были оставлены без удовлетворения. Заявителем учтен предложенный экспертом альтернативный вариант прохождения проектируемой трассы.

06 мая 2022 заявителем получено письмо Министерства №1930 от 06.05.2022 (вх. №2661 от 06.05.2022), которым было отказано в согласовании прохождения трассы по причине прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по территории квартала 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, относящегося к территории памятника природы "Участок соснового леса". Минлесхоз РМ указал, что  строительство проектируемого объекта в нарушение статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года №406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", пункта 2 Постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года №473 "О признании природных объектов памятниками природы" может повлечь нарушение сохранности памятника природы и утрачу его научной, культурной, эстетической и особой природной ценности, поскольку согласно письму филиала ПАО "Россети Волга"  при строительстве ВЛЗ 10 кВ предусмотрена вырубка древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону  от крайних проводов при не отклоненном их положении.

Не согласившись с принятым решением, и считая его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.                                                                                 

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в том числе, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в силу пункта 13 части 1 статьи25 ЛК РФ выступают одним из видов использования лесов.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).

В соответствии с частью 5 статьи 45 ЛК РФ правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 10.07.2020 №434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

При этом, лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).

Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами (статья 3 ЛК РФ).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ.

Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).

В пункте 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 (далее - Перечень), включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно пункту 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с данным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В силу пункта статьи 2 Закона Республики Мордовия от 10.03.2015 № 7-3 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия" получение разрешения на строительство на территории Республики Мордовия не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, кабельных сооружений, электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно (в том числе, трансформаторных подстанций, комплектных трансформаторных подстанций).

Нормативные положения лесного законодательства в совокупности с нормами земельного и градостроительного законодательства свидетельствуют о возможности использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получение разрешения на строительство, при этом каких-либо норм, обязывающих испрашивать участок, относящийся к землям лесного фонда, в аналогичной ситуации исключительно в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или на праве ограниченного пользования (сервитут), лесное законодательство не содержит.

В этой связи, в отношении спорного линейного объекта мощностью 10 кВ подлежат применению специальные нормы, разрешающие размещение такого объекта на земельных участках без предоставления такового.

В соответствии с частью 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в случае проведения инженерных изысканий.

Согласно части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, к которым относится проектируемая заявителем ВЛЗ-10 кВ.

Часть 1 статьи 39.34 ЗК РФ устанавливает, что в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации №1244 от 27.11.2014.

Пунктом 2 Правил выдачи разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №1244 от 27.11.2014, предусмотрена подача заявления о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, установленных статьей 39.34 ЗК РФ, то есть в том числе в целях проведения инженерных изысканий и строительства линейного объекта, в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Аналогичная норма, предусматривающая, что объекты размещаются на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа государственной власти Республики Мордовия на распоряжение соответствующими земельными участками, содержится в пункте 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия № 380 от 22.06.2015.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утв. Постановлением Правительства Республики Мордовия №1 от 18.01.2010, органом, уполномоченным на выдачу разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности, расположенных на землях лесного фонда на территории Республики Мордовия, в целях, предусмотренных статьей 39.33 и частью 1 статьи 39.44 ЗК РФ, то есть в целях проведения инженерных изысканий для строительства линейных объектов, является Минлесхоз РМ.

Таким образом, исходя из анализа норм статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, части 1 статьи 47 ГрК РФ, подпункта 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, пункта 2 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на Минлесхоз РМ возложена обязанность по выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, расположенных па землях лесного фонда па территории Республики Мордовия без предоставления или установления сервитута в целях, установленных статьей 39.33. 39.34 ЗК РФ, то есть для строительства линейных объектов, к которым отнесена проектируемая заявителем ВЛЗ-10 кВ.

08.04.2022 во исполнение обязательств по заключенному договору об осуществлении технологического присоединения №253фи/19 от 11.03.2019 с ФИО2 ПАО "Россети Волга" обратилось в Минлесхоз РМ с письмом - заявлением №502-4067 о согласовании проектного решения МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) и с указанием на необходимость осуществления при строительстве вырубки древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов при не отклоненном их положении.

Как указывает заявитель в соответствии с нормами статей 39.33 и 39.34 ЗК РФ вышеуказанное заявление №502-4067 по своей правовой природе является заявлением на выдачу разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ.

Как следует из материалов дела, указанное проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ было подготовлено заявителем во исполнение решения Октябрьского районного суда г. Саранска от 23.06.2021, оставленного без изменения апелляционным определением СК по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия от 15.10.2021 по делу №33-1736/2021 и определения СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 по делу №88-4824/2022, которым исковые требования ПАО "Россети Волга" о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №253фи/19 от 11.03.2019 в связи с невозможностью его исполнения были оставлены без удовлетворения. Заявителем учтен предложенный экспертом альтернативный вариант прохождения проектируемой трассы, а именно: строительство линии электропередач от точки присоединения к существующей опоре №93 ВЛ-10 кВ №6 ПС 110 кВ "Марьяновка" до поворота трассы проектируемой ЛЭП на земельный участок "Скотопрогон" в соответствии с проектными решениями №105/1910-001857; строительство линии электропередачи с проводами с защитной изолирующей оболочкой по земельному участку "Скотопрогон"; строительство линии электропередачи от земельного участка "Скотопрогон" до точки присоединения к энергопринимающим устройствам ФИО2 с использованием любого варианта прокладки ЛЭП, выбранной проектной организацией.

06 мая 2022 заявителем получено письмо Министерства №1930 от 06.05.2022 (вх. №2661 от 06.05.2022), которым было отказано в согласовании прохождения трассы по причине прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по территории квартала 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, относящегося к территории памятника природы "Участок соснового леса". Минлесхоз РМ указал, что  строительство проектируемого объекта в нарушение статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", пункта 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года №406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", пункта 2 Постановления Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года №473 "О признании природных объектов памятниками природы" может повлечь нарушение сохранности памятника природы и утрачу его научной, культурной, эстетической и особой природной ценности, поскольку согласно письму филиала ПАО "Россети Волга"  при строительстве ВЛЗ 10 кВ предусмотрена вырубка древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону  от крайних проводов при не отклоненном их положении.

Судом установлено, что постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года №473 "О признании природных объектов памятниками природы" участок соснового леса, площадью 469,0 га, расположенный вокруг Сабаевской зоны отдыха в кварталах 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского мехлесхоза признан памятником природы как природный объект, имеющий историческое, научное, культурное, оздоровительное и эстетическое значение.

Приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 22 августа 2008 года №468 была изменена нумерация квартальной сети лесничеств, установленная материалами лесоустройства. В связи с чем, нумерация кварталов 52, 53, 54, 55, 56 Сабаевского лесничества, Березниковского лесхоза была изменена на кварталы 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества.

Согласно приложению №5 к Лесному плану Республики Мордовия, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 8 июня 2021 года №165-УГ, и лесохозяйственному регламенту Березниковского территориального лесничества, утвержденному приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 12 сентября 2018 года № 879, прилегающие к озеру Инерка леса кварталы 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, располагаются в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, представленный на согласование план трассы прохождения проектируемой ВЛЗ-10кВ по земельному участку с кадастровым номером 13:04:0000000:120, проходит по кварталу 235 Березниковского участкового лесничества, в том числе выделы 3, 24, 25. При строительстве данной ВЛЗ-10 кВ необходимо осуществить вырубку древесной растительности для соблюдения охранной зоны ВЛЗ-10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону от крайних проводов.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Памятники природы отнесены к особо охраняемым природным территориям (пункт "д" части 2 ст.2 указанного Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 16 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года №406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия", на территориях памятников природы запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно постановлению Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года №473, для охраняемых природных объектов, признанных памятниками природы, в том числе для участка соснового леса, расположенного кварталах 231, 232, 233, 234, 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества (далее - Участок соснового леса), установлен режим использования, в соответствии с которым на территории особо охраняемой природной территории запрещается возведение построек, прокладка новых дорог, проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова без соответствующих на то разрешений.

Режим особой охраны и виды разрешенного использования земельных участков в границах памятников природы регионального значения устанавливается положением о памятнике природы регионального значения.

Положение о памятнике природы регионального значения утверждается отдельно для каждого памятника природы (пункт 14 Положения о памятниках природы регионального значения Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года №406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия"), в настоящее время положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Участок соснового леса" не утверждено.

Вместе с тем, соответствующие ограничения для использования лесных участков, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, установлены как федеральным законодательством (Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"), так и законодательством Республики Мордовия (постановление Совета Министров Мордовской АССР от 29 июня 1979 года 473, постановление Правительства Республики Мордовия от 28 сентября 2009 года №406 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Мордовия").

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлены статьей 112 ЛК РФ и Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года №558 (далее - Особенности).

В соответствии с пунктом 4 Особенностей использование лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года №434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" с учетом требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положения о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Согласно пункта 8 особенностей в лесах, расположенных на территориях памятников природы, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.

В соответствии со статьей 10 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты РФ" №406-ФЗ от 28.12.2013 особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего ФЗ, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

ООПТ - памятник природы "Участок соснового леса", площадью 469,0 га создан в 1979 году решением – постановлением Совета Министров – Правительства Мордовской ССР №473 от 29.06.1979 "О признании природных объектов памятниками природы", то есть до вступления в силу указанного закона. Следовательно, ООПТ памятник природы "Участок соснового леса" сохраняется в границах, определенных соответствующим органом государственной власти – правопредшественником Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования.

При этом отклоняется довод представителя ФИО2 о том, что не весь квартал 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества располагается в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения, а лишь входящие в него некоторые выделы. Так, согласно приложению №5 к Лесному плану Республики Мордовия, утвержденному Указом Главы Республики Мордовия от 8 июня 2021 года №165-УГ, и лесохозяйственному регламенту Березниковского территориального лесничества, утвержденному приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 12 сентября 2018 года №879, прилегающие к озеру Инерка леса весь квартал 235 Березниковского участкового лесничества Березниковского территориального лесничества, располагается в границах особо охраняемых природных территорий как памятник природы регионального значения. При этом из приложения №5 к Лесному плану Республики Мордовия следует, что если не весь квартал располагается в границах ООПТ, то указывается соответствующий выдел в квартале (например "Дубовая роща" - памятник природы регионального значения,Ардатовское территориальное лесничество, квартал271 (выделы 8, 9), "Урочище Шмелев пруд" - памятник природы регионального значения,Ардатовское территориальное лесничество, кварталы 124 (выделы 12, 21), 125 (выделы 15 - 18, 20, 23) и т.д.).

 Кроме того, на момент создания данного памятника природы законодательство, регулировавшее отношения по установлению границ и охранных зон памятников природы, не устанавливало обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах ООПТ и их охранных зонах. 

На основании изложенного, отсутствие сведений о границах ООПТ памятника природы "Участок соснового леса" в ЕГРН не может свидетельствовать об отсутствии самой ООПТ в отношении данного памятника природы. Как и сам факт наличия в таксационном описании "скотопрогона", не влечет за собой наличие факта отсутствия ООПТ на данной территории. Таксационное описание не является документом, определяющим границы ООПТ, а содержит в себе количественные и качественные характеристики лесных ресурсов, указанные в статье 69.1 ЛК РФ.

Минлесхозом РМ заключен государственный контракт от 26.09.2022 №0809500000322001966_87409 на выполнение работ по инвентаризации особо охраняемых природных территорий регионального значения, в соответствии с которым в настоящее время проводятся работы, в том числе, по определению границ данной ООПТ с целью их дальнейшего занесения в ЕГРН.

Кроме того, согласно статье 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: 1) защитные леса; 2) эксплуатационные леса; 3) резервные леса.

В соответствии с частью 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отнощении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 111 ЛК РФ и материалами лесоустройства территория Участка соснового леса относится к категории защитных лесов, категория защитности: "ценные леса - имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение".

Согласно подпункта 11 части 1 статьи 115 ЛК РФ и материалов лесоустройства территория Участка соснового леса относится к подкатегории ценных лесов "запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции)".

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 119 ЛК РФ и материалами лесоустройства территория Участка соснового леса является "особо защитным лесным участком": "другие особо защитные участки лесов, предусмотренные лесоустроительной инструкцией" - "участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждении".

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 данной статьи, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 ЛК РФ, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

Согласно части 5 статьи 119 ЛК РФ на особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений.

Министерством представлена выписка из государственного лесного реестра, подтверждающая, что выделы 24 и 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества относятся к категории защитных лесов, категория защитности "ценные леса - имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение".

В соответствии с частью 6 статьи 111 ЛК РФ, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.  Строительство линии электропередачи к таким целевым назначениям не относится.

При установленных обстоятельствах у Министерства имелись основания для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 (в том числе в части выдела 24 и 3 квартала 235 Березниковского территориального лесничества, отнесенного к территории "скотопрогон" согласно таксационного описания лесничества, и выдела 25 квартала 235 Березниковского участкового лесничества - "грунтовая дорога" согласно таксационного описания) для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ-10 кВ путем отказа в согласовании плана ее прохождения.

При этом доводы о возможности прокладки и строительства линии электропередачи в названных выделах квартала 235 Березниковского участкового лесничества со ссылкой на решение по делу №2-515/2021 и статью 69 АПК РФ подлежат отклонению.

Вопрос возможности выдачи Министерством разрешения на использование земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 13:04:0000000:120 по проектному решению МЭ-04-2022-1201-ЭС с приложением плана прохождения трассы ВЛЗ-10 кВ (с предусмотренной вырубкой древесной растительности и кустарника для соблюдения охранной зоны ВЛЗ 10 кВ шириной 10 метров в каждую сторону  от крайних проводов при не отклоненном их положении) не ставился перед лицами, участвующими в деле, и не исследовался судом при разрешении дела №2-515/2021.

         Предметом доказывания в суде общей юрисдикции было отсутствие (наличие) технической возможности строительства воздушной линии по подготовленному (первоначальному) проекту в связи с проведением работ в ООПТ регионального значения - памятник природы регионального значения "Участок соснового леса", утв. постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1979. Суд общей юрисдикции установил, что несмотря на то, что первоначальный разработанный сетевой организацией проектный вариант строительства трассы прохождения линии по договору с ФИО2 является нереализуемым в силу отказа Минлесхоза РМ в согласовании проекта прохождения трассы, сетевой организацией не реализованы все варианты возможного прохождения трассы и указано на наличие альтернативного варианта прохождения проектируемой трассы ВЛЗ-10 кВ по выделам 3, 24 квартала 235 Березниковского участкового лесничества.

Как следует из материалов дела, судом общей юрисдикции установлен факт наличия такого альтернативного варианта прохождения линии, который должен был быть проработан сетевой организацией для реализации всех возможностей осуществления технологического присоединения. С целью проработки возможности строительства по данной альтернативной трассе и было подготовлено в соответствии с установленными строительными требованиями и нормами главы 6 и 6.1 ГрК РФ, Постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", а также положениями ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации" проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС, которое было направлено ПАО "Россети Волга" 08.04.2022 в Минлесхоз РМ с заявлением №502-4067 о выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда для строительства линейного объекта - проектируемой ВЛЗ 10кВ.

Проектное решение МЭ-04-2022-1201-ЭС, направленное 08.04.2022 ПАО "Россети Волга" в Минлесхоз РМ, не могло быть исследовано и не было исследовано судом общей юрисдикции. Таким образом, допустимость либо недопустимость строительства линии электропередачи по данному проектному решению судом общей юрисдикции не оценивалась.

В то же время, данным проектным решением помимо схемы прохождения трассы предусмотрено проведение работ по вырубке лесных насаждений вдоль прохождения всей трассы, в соответствии Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утв. постановлением Правительства РФ №160 от 24.02.2009. ПАО "Россети Волга" при строительстве проектируемой ВЛЗ-10 кВ согласно подготовленного проектного решения МЭ-04-2022-1201-ЭС, направленного в Минлесхоз РМ 08.04.2022, в границах охранных зон вдоль воздушной линии электропередачи по обе ее стороны от крайних проводов на расстоянии 10 метров по обе стороны (20 метров), обязано обеспечить сплошную вырубку всех лесных насаждений на территории ООПТ, что повлечет за собой возможное уничтожение памятника природы регионального значения "Участок соснового леса", причинение урона защитным лесам, растительному миру, что является нарушением норм лесного, экологического законодательства Российской Федерации, а также законодательства об ООПТ.

Кроме того, как следует из судебных актов судов общей юрисдикции, наличие альтернативной трассы усматривается в границах 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Октябрьским районным судом г. Саранска в решении от 23.06.2021 была дана правовая позиция относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Судебной коллегий по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в апелляционном определении от 15.10.2021 также была дана правовая оценка относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта только по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества. Первым кассационным судом общей юрисдикции в определении от 16.02.2022 также была дана правовая оценка относительно возможности альтернативного варианта прохождения трассы линейного объекта только по выделам 3 и 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества (на странице 13 в последнем абзаце судом кассационной инстанции указан номер выдела 29).

Таким образом, судом общей юрисдикции факт прохождения проектируемой трассы по выделу 25 квартала 235 Березниковского территориального лесничества не устанавливался.

При этом предметом спора по настоящему делу является отказ Минлесхоза РМ в выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда для строительства линии электропередачи данному проектному решению, в том числе по выделу 25 квартала 235 Березниковского территориального лесничества.

В судебных актах судов общей юрисдикции указано, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества относится к территории скотопрогона исходя их данных таксационных описаний.

 Однако, как указано выше, из представленной Минлесхозом РМ таксационной описи следует, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества является не только скотопрогоном, но и относится к ОЗУ (особо защитный участок). Факт отнесения выдела 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества к ОЗУ судами общей юрисдикции не устанавливался.

Также судом общей юрисдикции по делу №2-515/2021 в решении от 23.06.2021 не было исследовано письмо Минлесхоза РМ № 2751 от 23.06.2021, в котором указано, что выдел 24 квартала 235 Березниковского территориального лесничества входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы регионального значения "Участок соснового леса", утв. постановлением Совета Министров Мордовской АССР от 29.06.1079. Указанное письмо Минлесхоза РМ было получено ПАО "Россети Волга" 24.06.2021 (вх. №3674 от 24.06.2021), т.е. после вынесения судом 23.06.2021 решения по делу № 2-515/2021.

В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 АПК РФ означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, что не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 №30-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.2013 №407-О, от 16.07.2013 №1201-О, от 24.10.2013 №1642-О, от 06.11.2014 №2528-О, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2004 №2045/04, от 31.01.2006 №11297/05 и от 25.07.2011 №3318/11).

Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на правовые выводы суда по делу № 2-515/2021 не имеется, поскольку в силу закона с учетом назначения объекта, фактического расположения, представленного проектного решения, возможность проведения сплошных рубок для ЛЭП и ее охранной зоны  и осуществления всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы, а также деятельности, несовместимой с целевым назначением и полезными функциями защитных лесов, отсутствует. К указанным выводам суд пришел в результате исследования обстоятельств дела, рассмотрения доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в рамках настоящего спора с учетом предмета доказывания по делу, исходя из предмета иска.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к заключению о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует ЗК РФ, ЛК РФ, Федеральному закону от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказу Минприроды России от 10.07.2020 №434, Приказу Минприроды России от 12 августа 2021 года №558, и не нарушает права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

При этом у заявителя отсутствуют препятствия для обращения в государственный орган вновь в случае изменения фактических обстоятельств.

Трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

В соответствии с  частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. 

При обращении в суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 9000 рублей по платежному поручению №3634 от 25.04.2022.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей  подлежат отнесению на заявителя.

Государственная пошлина в сумме 6000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1  статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований акционерному обществу "Россети Волга" отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей отнести на заявителя.

Возвратить акционерному обществу "Россети Волга" (ОГРН <***>, ИНН <***>, г.Саратов) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей, уплаченную по платежному поручению №3634 от 25.04.2022. Платежное поручение №3634 от 25.04.2022 оставить в материалах дела, так как по нему уплачена часть государственной пошлины, которая возврату не подлежит.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          Е.В. Волкова