АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-4081/2014
город Саранск 13 ноября 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Касымовой И.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Мордовская ипотечная корпорация", г.Саранск
к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, г.Саранск
о признании незаконным и отмене полностью постановления по делу об административном правонарушении от 30.07.2014 №534
при участии:
от заявителя: ФИО1, представителя, доверенность от 14.05.2014 №15,
от ответчика: ФИО2, заместителя начальника отдела государственной экологической экспертизы, недропользования и охраны окружающей среды, доверенность от 23.04.2014, ФИО3, начальника отдела государственной экологической экспертизы, доверенность от 01.09.2014,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество "Мордовская ипотечная корпорация" (далее – общество, ОАО "МИК", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее – Министерство, Минлесхоз РМ, ответчик, административный орган) по делу об административном правонарушении №534 от 30.07.2014, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) за пользование недрами без лицензии.
Заявление мотивировано тем, что в действиях общества отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку на указанном земельном участке месторождения полезных ископаемых, в том числе общераспростараненных, отсутствуют, добыча грунта осуществлялась обществом для собственных нужд (грунт используется для отсыпки площадки под строительство жилых домов по Федеральной целевой программе "Жилище"), в связи с чем, по мнению заявителя, получение лицензии не требуется.
Министерство в отзыве на заявление просило отказать обществу в удовлетворении требований, указав, что заявитель осуществлял пользование недрами на земельном участке, в результате которого добыто 1 085779,7 кв. метров глинистого грунта, при отсутствии соответствующей лицензии, в связи с чем, по мнению административного органа, в действиях заявителя содержатся признаки вмененного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что с 11.07.2014 по 28.07.2014 на основании приказа Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 09.07.2014 №534 начальником отдела государственной экологической экспертизы, недропользования и охраны окружающей среды, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия (по охране природы) ФИО3, а также заместителем начальника отдела государственной экологической экспертизы, недропользования и охраны окружающей среды, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия (по охране природы) ФИО2 в присутствии ведущего специалиста отдела строительного контроля ОАО "МИК" ФИО4 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "МИК" по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере недропользования, в ходе которой было выявлено, что в период с 6 июля 2012 года ОАО "МИК" в отсутствие лицензии осуществлял пользование недрами на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1213001:226. По результатам проверки составлен акт проверки №534 от 28.07.2014.
28 июня 2014 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия ФИО2 в отношении ОАО "МИК" составлен протокол №534 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
На основании материалов проверки 30 июля 2014 года заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия ФИО5 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №534, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "МИК" обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1. наличие события административного правонарушения; 2. лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3. виновность лица, совершившего административное правонарушение.
В силу пунктов 1 и 2, части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статьи 1.2. Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 9 Закона о недрах установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим, что ее владелец имеет право на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
При этом, статьей 19 Закона о недрах установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 19 Закона о недрах постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.04.2009 N 133 (с изменениями) утвержден Порядок добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенных полезных ископаемых в Республике Мордовия и внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия (далее – Порядок), который устанавливает на территории Республики Мордовия порядок добычи собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков (далее - землепользователи) в их границах без применения взрывных работ общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, строительства подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
В силу пункта 2 Порядка добываемые в соответствии с указанным Порядком общераспространенные полезные ископаемые используются землепользователями исключительно для своих нужд и не подлежат реализации и иному использованию при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, при соблюдении определенных условий осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 13.05.2011 №250-З 18 мая 2011 года между Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и ОАО "МИК" заключен договор аренды земельного участка №488-з, в соответствии с которым обществу принадлежит на праве аренды из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земельный участок, находящийся в собственности Республики Мордовия (что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права собственности 13 ГА 501737 от 01.04.2011), с кадастровым номером 13:23:1213001:226, площадью 440000 кв.м., расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир г.о. Саранск, <...>. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г.о. Саранск, предоставленный для разработки полезных ископаемых, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к настоящему Договору (приложение 1) и являющимся его неотъемлемой частью.
Срок аренды участка устанавливается с 01.04.2011 года по 29.12.2014 года (пункт 2.1. договор аренды).
Как установил административный орган, данный земельный участок не включен в Перечень участков недр местного значения по Республике Мордовия, утвержденный приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 24.04.2012 №286.
Сведения о наличии на нем общераспространенных полезных ископаемых отсутствуют в связи с тем, что на нем проводилось геологическое изучение в порядке, установленном законодательством о недрах.
В соответствии с ранее действующим Порядком предоставления права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2007 г. №605, разработку карьера на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1213001:226, ОАО "МИК" осуществляло на основании лицензии СРМ 00047 ТПр, предоставленной 29 декабря 2009 года под разработку сосредоточенного резерва грунта для строительства автодорог и вертикальной планировки территорий под застройку микрорайонов в городском округе Саранск с целью реализации Федеральной целевой программы "Жилище" согласно проектной документации "Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла). Автомобильные дороги. Городской округ Саранск. Том 6. Разработка и рекультивация грунтового резерва". Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 5 июля 2012 года № 575, действие данной лицензии было досрочно прекращено.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на момент проведения проверки общество не имело лицензии на добычу полезных ископаемых на спорном участке.
Между тем из протокола осмотра от 11 июля 2014 года и приложенной к нему фототаблице следует, что на момент проведения проверки на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1213001:226 проводилась разработка, о чем свидетельствует наличие грузового автотранспорта - два экскаватора погрузчика, проводивших выемку и погрузку грунта, а также грузовые автомашины, перевозившие добытый грунт. Площадь нарушенных земель осматриваемого участка составляет примерно 70% от всей площади земельного участка, предоставленного в аренду ОАО "МИК, высота отработанной части составляет от 3 до 5 м. Навалы почвенно - растительного слоя расположены по периметру разработанной площади. Рекультивации нарушенных, в ходе разработки земель, практически не проводилось.
На основании актов проверок, проведенных прокуратурой Октябрьского района г.Саранска по исполнению земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 13:23:1213001:226 было установлено, что 7 мая 2014 года, а также 3 июня 2014 года на данном земельном участке осуществлялось пользование недрами без каких либо подтверждающих документов на право пользования недрами.
Согласно письма ОАО "МИК" от 17.07.2014 № 8/2635 (вх. от 17.07.2014 № 3589), направленного в адрес Минлесхоза Республики Мордовия разработка сосредоточенного резерва грунта с момента прекращения действия лицензии СРМ 00047 ТПр и до настоящего времени на вышеуказанном земельном участке осуществляется ОАО "МИК" на основании договора аренды земельного участка от 18 мая 2011 года. Общий объем добытого грунта, начиная с 2010 года и по настоящее время составил 1 085779,7 кв.м. Добытое сырье использовалось для инженерной подготовки территории "Комплексной застройки многоэтажными жилыми домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла) в г. Саранске", с целью реализации Федеральной целевой программы "Жилище". Реализация добытого грунта не проводилась.
Исходя из указанного, административным органом установлено, что в период с 06 июля 2012 года общество в отсутствие лицензии осуществляло пользование недрами на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1213001:226, в результате чего последним было добыто 1 085779,7 м3 . грунта, и указанное заявителем не оспаривается.
Исследовав материалы административного дела, суд признает надлежащим образом доказанным факт добычи грунта обществом на указанном выше земельном участке.
Следовательно, в целях квалификации действий общества по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, требуется исключить наличие обстоятельств, установленных статьей 19 Закона о недрах, дающих право обществу осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии.
На основании постановления Правительства Республики Мордовия от 26.07.2010 №304 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 13:23:1213001:226 общей площадью 440000 кв.м. изъят у государственного унитарного предприятия Республики Мордовия "Луховское" для государственных нужд Республики Мордовия в целях размещения временного карьера грунта, используемого с целью реализации Республиканской программы "Жилище".
Государственным комитетом имущественных отношений и земельных отношений Республики Мордовия издан приказ от 13.05.2011 №136-з "О предоставлении в аренду земельного участка находящегося в собственности Республики Мордовия", согласно которому земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:226 общей площадью 440000 кв.м. предоставляется в аренду ОАО "МИК" для разработки полезных ископаемых, на основании которого, с ОАО "МИК" заключен договор аренды земельного участка находящегося в собственности Республики Мордовия от 18.05.2011 №488-з.
В соответствии с указанным договором аренды, земельный участок с кадастровым номером 13:23:1213001:226 общей площадью 440000 кв.м. на территории которого выявлен факт добычи обществом грунта, принадлежит обществу на праве аренды.
Следовательно, заявитель обладает правом в порядке статьи 19 Закона о недрах, по своему усмотрению и в границах участка осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Как следует из протокола осмотра от 11.07.2014, высота отработанной части составляла от 3 метров до 5 метров, то есть не более 5 метров, что соответствует положениям статьи 19 Закона о недрах и постановления Правительства Республики Мордовия от 06.04.2009 №133.
Заявитель, в обоснование своих требований указывает, что общество при участии средств республиканского бюджет, выполняет функцию застройщика-заказчика при строительстве жилья с целью реализации Федеральной целевой программы "Жилище" таким образом осуществлял недропользование для собственных нужд в интересах Республики Мордовия.
Административный орган в свою очередь считает, что добыча обществом полезных ископаемых на указанном земельном участке не может быть признана недропользованием для своих нужд.
Спор в рассматриваемом случае сводится к определению возможности, отнесения целей добычи полезных ископаемых к своим нуждам по смыслу статьи 19 Закона о недрах.
Исследовав материалы дела, суд не может согласится с выводом административного органа.
Согласно пункту 2.1.1 Устава ОАО "МИК" общество является официальным уполномоченным оператором программы ипотечного жилищного кредитования Правительства Республики Мордовия, осуществляемой в регионе.
Предметом деятельности общества является организация и координация первичного рынка долгосрочных ипотечных жилищных кредитов (пункт 2.1.2. Устава).
27 сентября 2002 году между Правительством Республики Мордовия, ОАО "МИК", ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" заключено соглашение о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.12.2010 №487 утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в соответствии с которым исполнителем подпрограммы является ОАО "МИК".
В "Проекте планировки территории, ограниченной ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе реки Тавла) в г. Саранске. Корректировка", разработанном ОАО "Проектный институт "Мордовстройпроект" установлена территория комплексной застройки, где с учетом ее характеристики и с целью ее подготовки к строительству предусмотрена подсыпка ее грунтом.
Согласно разработанного ООО институт "Мордовагроводпроект" Проекта "Инженерная подготовка территории с учетом гидрологической ситуации под комплексную застройку многоэтажными домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла" г. Саранск, Республика Мордовия (засыпка территории застройки), в технико-экономических показателях, а также описание основных технических решений произведены для варианта 2 (засыпка территорий до отм.132,0 м. – для многоэтажных домов с подвалами. Кроме того, рассмотрен вариант 1 (засыпка территории до отметки 130,0м.) для многоэтажных домов без подвалов.
ОАО "Дорпроект" разработан Проект "Комплексная застройка многоэтажными домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла). Автомобильные дороги. Городской округ Саранск. Разработка и рекультивация грунтового резерва".
ОАО институт "Мордовагроводпроект" выполнена корректировка рабочего проекта "Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на участке между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла) г. Саранск" (1 этап. Инженерная подготовка территории 1-го микрорайона), в результате чего внесены изменения в рабочую документацию с включением дополнительных объемов земляных работ на отсыпку грунта для вертикальной планировки.
Между ОАО "МИК" (заказчик) и ОАО "Мордовспецстрой" (подрядчик) заключены договоры подряда на выполнении работ по инженерной подготовке территории (1 этап) на строительстве объекта "Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на улице между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой с. Кочкурово (в районе р. Тавла) по проекту разработанному институтом "Мордовагроводпроект" в 2008 году: № 46 от 01.10.2008, №6-2008 от 16.01.2009, №8-2009 от 30.01.2009, №9-2009 от 27.02.2009.
06.03.2012 между ОАО "МИК" (заказчик) и ООО "СтройКарьер" (подрядчик) заключен договор №06-03-12-п подряда на выполнении работ по инженерной подготовке территории (2 микрорайон) на строительстве объекта "Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой на с. Кочкурово (в районе р. Тавла).
11 сентября 2014 года между ОАО "МИК" и ООО "СтройКарьер" (генподрядчик) заключен договор генерального подряда №11.09.14п, в соответствии с которым генподрядчик обязался по заданию заказчика выполнить комплекс работ на объекте "Комплексная застройка многоэтажными жилыми домами на улице между ул. Волгоградская и автомобильной дорогой с. Кочкурово (в районе р. Тавла) Инженерная подготовка территории . 2-ой этап. Инженерная подготовка территории пятого микрорайона".
05 июня 2014 года между Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия и ОАО "МИК" на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 26.05.2014 №227 "О предоставлении бюджетных инвестиций ОАО "МИК" заключен договор об участии Республики Мордовия в собственности ОАО "МИК", на основании которого обществу предоставлены бюджетные инвестиции за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в сумме 402077000 рублей на комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства, расположенных между ул. Волгоградская и автодорогой на с. Кочкурово (район реки Тавла) и п. Луховка городского округа Саранск и строительство многоквартирных жилых домов в городском округе Саранск в рамках реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, а общество передает в собственность Республики Мордовия акции общества в количестве 402077 штук.
Как следует из пункта 2 Порядка добычи собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков общераспространенными полезных ископаемых в Республике Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 06.04.2009 №133, добываемые в соответствии с указанным Порядком общераспространенные полезные ископаемые используются землепользователями исключительно для своих нужд и не подлежат реализации и иному использованию при осуществлении предпринимательской деятельности.
Таким образом, по смыслу указанного положения, своими нуждами не могут являться нужды, связанные с реализацией и иным использованием при осуществлении предпринимательской деятельности.
Общество является коммерческой организацией. Однако ни статья 19 Закона о недрах, не приведенные положения Порядка не ставят право добычи в порядке статьи 19 Закона о недрах в зависимость от организационно-правовой формы и целей деятельности правообладателя земельного участка. Исходя из буквального толкования статьи 19 Закона о недрах правовое значение имеет не цель создания и деятельности правообладателя (коммерческая либо некоммерческая), а цель использования добытых полезных ископаемых: собственные нужды либо их использование для извлечения прибыли.
Общество как правообладатель земельного участка, государственный заказчик и исполнитель целевой программы "Жилище" использует добытый грунт для отсыпки площадки под комплексную застройку территории многоэтажными жилыми домами по программе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Следовательно, в рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, целью добычи обществом как заказчика грунта является подготовка территории под комплексную застройку территории многоэтажными жилыми домами по целевой программе "Жилище".
Обратное административным органом не доказано.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при наличии у заявителя права пользования на земельный участок, в границах которого осуществлялись данные работы и осуществления добычи без применения взрывных работ на глубину не более 5 метров, а также использование грунта на производственные цели самим правообладателем, не связанным с получением прибыли, соответствует понятию своих нужд для целей применения статьи 19 Закона о недрах и является условием осуществления добычи полезных ископаемых без получения лицензии.
Таким образом, действия заявителя не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ, как пользование недрами без лицензии на пользование недрами, поскольку необходимость получения данной лицензии в силу положений статьи 19 Закона о недрах у него отсутствовала.
Учитывая изложенное, суд не может признать установленным и надлежащим образом доказанным, в порядке статей 65-71 , 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, событие вменяемого обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Поскольку основанием для привлечения лица к административной ответственности является состав административного правонарушения необходимым элементом которого выступает его объективная сторона –событие, то без ее установления невозможно признать доказанным состав административного правонарушения и наличие правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Следовательно, привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, за вмененные административным органом нарушения неправомерно, ввиду отсутствия события правонарушения.
В части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Минлесхоз РМ должен был выяснить все обстоятельства совершенного правонарушения, устранить выявленные противоречия, истребовать дополнительные доказательства и учесть их при вынесении постановления о привлечении общества к административной ответственности.
В данном случае ответчик свою обязанность по доказыванию обстоятельств, явившихся основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечении лица к административной ответственности, надлежащим образом не выполнил.
Имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив в установленном порядке представленные доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к выводу о неправомерности привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом нарушений процессуальных норм административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении от 28.07.2014 №534 и принятии постановления о назначении административного наказания №534 от 30.07.2014, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 №1 "Вопросы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия" Минлесхоз Республики Мордовия осуществляет в пределах своей компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мордовия государственный экологический надзор , в том числе региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
Протокол об административном правонарушении №534 от 28 июля 2014 года составлен старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия ФИО2 в присутствии законного представителя общества – генерального директора ОАО "МИК" ФИО6 (приказ общества от 17.03.2014 №30-к), содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Дело рассмотрено, и постановление по делу об административном правонарушении №534 от 30.07.2014 принято заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, заместителем Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования ФИО5, действующим на основании должностного регламента, утвержденного 09.02.2010 Министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, в присутствии представителя общества – начальника отдела юридического сопровождения и кадрово-административного обеспечения деятельности ОАО "МИК" ФИО1, действующей на основании доверенности №15 от 14.05.2014 (законный представитель Учреждения извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении назначенного на 30.07.2014 в 09 час. 00 мин. в помещение Минлесхоза РМ (<...>, каб. 524) определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 28.07.2014, полученным им нарочно 28.07.2014), с соблюдением норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 30.07.2014 №534 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем оплаченная заявителем по платежному поручению от 11.08.2014 №2991 госпошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 30.10.2014 до 07.11.2014.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд
р е ш и л:
признать незаконным и отменить полностью постановление Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 30.07.2014 №534 о привлечении открытого акционерного общества "Мордовская ипотечная корпорация", к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 800 000 рублей.
Возвратить открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация", зарегистрированному по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 31.10.2002) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, оплаченную по платежному поручению от 11.08.2014 №2991. Платежное поручение №2991 от 11.08.2014 возвратить заявителю
Справку на возврат госпошлины выдать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.А. Артамонова