ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-4325/2006 от 18.01.2007 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саранск                                                                        дело №А39 – 4325/2006

18 января 2007 года

Судья Арбитражного суда Республики Мордовия    Г.А.Цыганова

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия

к обществу с ограниченной ответственностью «Марс» п.Комсомольский, Чамзинского района, РМ

о  взыскании 1788643 рублей 23 копеек.

при участии в заседании: 

от истца: ФИО1  – главного специалиста-эксперта юридического отдела,  доверенности №НЕ-03-05/2  от 17.01.2007

ФИО2- главного госналогового инспектора выездных проверок, доверенность №НЕ-03-05/9 от 17.01.2007

от ответчика: ФИО3 – директора общества

установил: Межрайонная инспекция  Министерства РФ по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия обратилась в суд с иском о взыскании с ООО «Марс»  штрафных санкций в общей сумме 1788643 рублей 23 копеек.

Ответчик в  ходе судебного заседания требование Инспекции не оспорил и заявил ходатайство об уменьшении размера подлежащих взысканию санкций в связи с тяжелым финансовым положением общества.

При рассмотрении материалов дела установлено, что Межрайонной инспекцией   Министерства РФ по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия  была проведена выездная налоговая проверка ООО «Марс» по вопросу правильности исчисления и уплаты налогов и иных налоговых платежей.

Проверкой  установлена  неполная уплата налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального налога, налога на имущество предприятий, налога с продаж, целевого сбора на содержание милиции общественной безопасности и благоустройства территорий.

По результатам проверки Межрайонной инспекцией ФНС РФ №3 по РМ принято решение №38 от 02.05.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной: статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога в результате занижения налогооблагаемой базы по вышеперечисленным налогам в общей сумме 113239,31рублей; статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации  за неправомерное неперечисление сумм налога подлежащего удержанию и перечислению в сумме 642 рублей; пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций в течение более 180 дней в налоговый орган  в общей сумме 1743903 рублей; статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган сведений, предусмотренных настоящим Кодексом в общей сумме 900 рублей.  Пунктом 2 решения обществу предложено в срок, указанный в требовании уплатить суммы неполностью уплаченного: НДС – 95165,11 рублей, пени в сумме 228979,27 рублей;  НДФЛ – 2184 рубля, пени в сумме  1341,71 рубля; ЕСН – 8544 рубля, пени в сумме 3032,40 рублей; налога на прибыль в сумме 62515 рублей, пени в сумме 20861,34 рубля; налога на имущество в сумме 10827 рублей, пени в сумме 4118 рублей;  налога с продаж в сумме 8517 рублей, пени в сумме 3107 рублей;  целевого сбора на содержание милиции в сумме 36 рублей, пени в сумме 15,21 рубля.  Всего по решению обществу доначислено 2307910,15 рублей.

23 мая 2006 года ответчику были направлены требования №564, №565, №566 по состоянию на 16 мая 2006 года  об уплате налоговой санкции в общей сумме 1830080,48 рублей. Срок уплаты был определен до 26 мая 2006 года.

В добровольном порядке, ответчиком сумма штрафных санкций не оплачена, что послужило основанием для направления заявления в суд.

 Решением №38 от 02.05.2006 года Инспекцией установлено, Общество в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации  являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Кодекса в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом положения настоящего подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).

Статья 167 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях главы 21 Кодекса момент определения налоговой базы зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения. Так, для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Пункт 12 указанной статьи определил, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

В случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи.

В пункте 1 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) установлено, что моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 данной статьи, является:

1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);

2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

В силу абзаца 5 пункта 12 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ) в случае, если налогоплательщик не определил, какой способ определения момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты налога, то применяется способ определения момента определения налоговой базы, указанный в подпункте 1 пункта 1 данной статьи.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Инспекция, руководствуясь названной нормой, доначислила Обществу за 2003 год налог на добавленную стоимость ввиду того, что он осуществлял определение момента возникновения налоговой базы по мере поступления денежных средств, при отсутствии соответствующего приказа, распоряжения руководителя организации.

Данный факт налогоплательщиком не оспаривается.

Требование Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия в части взыскания налоговых санкций предусмотренных статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации  за несвоевременную уплату  налогу на добавленную стоимость за 2003 год в сумме 93333,33 рублей обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Законодательством не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять налоговому органу декларации при отсутствии подлежащей уплате суммы налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Актом проверки установлено, что налоговые декларации по НДС за апрель 2003 года, по налогу на прибыль за 2003 и 2004 годы не были представлены и решением Инспекции №38 от 02.05.2006 взысканы штрафные санкции в сумме 1788643,23 рублей.

Непредставление налоговых деклараций является нарушением статей 163, 286 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 119 НК РФ.

Поскольку состав налогового правонарушения установлен и налогоплательщиком не оспаривается, требования налогового органа в части взыскания налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации  за несвоевременное представление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в сумме 1540000 рублей, налогу на прибыль в сумме 155309,8 рублей, а всего 1695309,90 рублейподлежит удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации суд при наложении санкций за налоговые правонарушения устанавливает и учитывает  обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. Исчерпывающего перечня обстоятельств, смягчающих ответственность  налогоплательщика Кодекс не содержит. В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Учитывая совершение правонарушения впервые, отсутствие длительный период хозяйственно-финансовой деятельности, тяжелое финансовое положение общества, суд считает возможным признать указанные обстоятельства смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения и уменьшить  размер штрафа, подлежащий взысканию с 1788643,23  рублей до 10000 рублей.

Руководствуясь статьей  119, 122, 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 167, 168, 169, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                               Р Е Ш И Л:

1.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марс» п.Комсомольский, Чамзинского района, РМ в пользу Межрайонной  инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия штрафные санкции  в сумме  10000 рублей.

2.В остальной части заявленных требований Межрайонной  инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №3 по Республике Мордовия отказать.

3.Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марс» в доход  федерального бюджета России  госпошлину в сумме 114 рублей.

4.Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Республики Мордовия.

Судья Арбитражного суда                                                             Г.А.Цыганова