ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-4429/2021 от 22.09.2021 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-4429/2021

город Саранск                                                   29 сентября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой А.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абсолют", г.Москва

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия,

о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу №013/06/64-109/2021 от 19 марта 2021 года,

обязании отменить протокол о подведении итогов электронного аукциона №252-ЭА-21/КТ,

обязании Министерства образования Республики Мордовия и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" внести изменения в документацию электронного  аукциона №0809500000321000246 и провести аукцион в соответствии с законодательством Российской Федерации,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство образования Республики Мордовия,

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок",

общество с ограниченной ответственностью "Цифра",

при участии:

от заявителя: представитель не явился,

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия: Алексанциной Н.В. – представителя, доверенность от 29.03.2021 №12, действительна по 29.03.2022, Гвоздецкой Е.Н. – представителя, доверенность от 17.03.2021 №9, действительна по 17.03.2022,

от Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок": Синякина С.В. – представителя, доверенность от 25.05.2021, выдана сроком на 1 год,

от иных лиц: представители не явились,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Абсолют" (далее – заявитель, общество, ООО "Абсолют") обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее – Управление, административный орган,  Мордовское УФАС России) о признании незаконным решения Управления по делу №013/06/64-109/2021 от 19 марта 2021 года.  В качестве правовосстановительной меры заявитель просит  обязать Управление отменить протокол о подведении итогов электронного аукциона №252-ЭА-21/КТ, обязать Министерства образования Республики Мордовия и Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" внести изменения в документацию электронного аукциона №0809500000321000246 и провести аукцион в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявленные требования мотивированы тем, что наличие в каталоге товаров, работ, услуг действующего кода в отношении позиции 26.20.11.110-00000001, и указания Заказчиком в Документации к аукциону №0809500000321000246 кода позиции 26.20.11.110 и установление в Документации ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, является достаточным фактом, для обязательного применения Заказчиком указанного кода КТРУ и соблюдения Заказчиком действующего законодательства РФ, не зависимо от даты обязательного применения версии каталога товаров, работ, услуг. Заказчик включил в описание товара дополнительные характеристики, что является грубым нарушением подпункта а) пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а, следовательно, и ч. 6 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой приняты Правила.

Управление  представило отзыв на заявление, указало на законность и обоснованность оспариваемого акта.

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее – ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок") представило отзыв на заявление, просило в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор разрешается в отсутствие представителей заявителя и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного разбирательства, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru.

Как следует из материалов дела, 12.03.2021 в Мордовское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы поступила жалоба заявителя на действия ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок", Министерства образования Республики Мордовия при проведении электронного аукциона №0809500000321000246 на закупку ноутбуков.

Согласно жалобе поскольку закупаемые Заказчиком товары (ноутбуки) входят в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения условий допуска в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 года №878, Заказчик обязан был использовать характеристики, включенные в позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). Вместе с тем, Заказчиком в техническом задании документации об аукционе установлены характеристики "Максимальная тактовая частота процессора Гигагерц > 4.2", "Вес ноутбука с установленным аккумулятором, Килограмм < 1.8", отсутствующие в КТРУ, и по мнению Заявителя, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона.

Решением Комиссии Мордовского УФАС по делу №013/06/64-109/2021 от 19 марта 2021 года жалоба ООО "Абсолют" была признана необоснованной.

 Не согласившись с указанным решением, ООО "Абсолют" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

         Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 №728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в том числе путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (подпункт "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ).

Пунктами 1, 2 части  1 статьи 33 Закона о контрактной системе, установлено, что заказчик при описании в документации о закупке, объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

При этом частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 №145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).

Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог, КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции но видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами (пункт 2 Правил формирования и ведения КТРУ).

Согласно пункту 9 Правил формирования Каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция Каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил.

Пункт 10 Правил формирования устанавливает, что в позицию Каталога включается следующая информация: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание па конкретного производителя и (или)  место происхождения товара);  в)  единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое  описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил; д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии); е) дата включения в каталог позиции; ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога; з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости); и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования и ведения КТРУ).

Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД или код позиции КГРУ, путем соотнесения предмета закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения.

Как следует из материалов дела извещение №0809500000321000246 и документация о проведении аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru 05.03.2021 16:44 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время). Начальная (максимальная) цена контракта: 66 595 152,00 рублей. Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.03.2021 09:00. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 16.03.2021. Дата проведения аукциона в электронной форме: 17.03.2021. Код бюджетной классификации: 8090709022Е452100244 (Национальный проект "Образование", федеральный проект "Цифровая образовательная среда").

Объектом закупки №0809500000321000246 является поставка ноутбуков. Описание объекта закупки, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны Заказчиком в разделе 2 "Техническое задание" документации об аукционе в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе без учета КТРУ.

В информационной карте документации об аукционе, извещении о проведении электронного аукциона указано, что товары, являющиеся объектом закупки, отнесены Заказчиком к следующему коду ОКПД2: 26.20.11.110 (компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата).

Антимонопольным органом при рассмотрении дела установлено, что данному коду ОКПД2 соответствует, в том числе код позиции КТРУ "Ноутбук -26.20.11.110-00000001" (дата включения позиции в каталог: 03.08.2018).

Компьютерное оборудование (ноутбуки), являющееся объектом закупки (код ОКПД2: 26.20.11.110) включено в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года №878 (далее - Постановление № 878).

В пункте 25 информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлены, в том числе ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, в соответствии с требованиями постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В силу пункта 4 Правил использования КТРУ, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения КТРУ.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а)       наименование товара, работы, услуги; б)       единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в)       описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года №878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года №925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Из сведений, размещенных в КТРУ по позиции "Ноутбук - 26.20.11.110-00000001" следует, что "Дата включения позиции в каталог: 03.08.2018 ".

Как указывает антимонопольный орган согласно действующей на момент заседания Комиссии Мордовского УФАС России версии (№10), размещенной на ЕИС 09.03.2021 года (вкладка "Журнал версий"), со статусом "Включено в КТРУ", установлена "Дата начала обязательного применения позиции каталога - 08.04.2021", "Дата окончания применения позиции каталога - бессрочно".

При этом, 05.03.2021 на момент размещения извещения о проведении спорной закупки действовала версия (№9), размещенная на ЕИС 11.02.2021 года (вкладка "Журнал версий"), в настоящее время со статусом "Недействительно", согласно которой были установлены: "Дата начала обязательного применения позиции каталога - 13.03.2021", "Дата окончания применения позиции каталога - бессрочно".

Принимая во внимание, что ни Законом о контрактной системе ни Правилами формирования и ведения КТРУ, Правилами использования КТРУ, не предусмотрены переходные положения в части обязательного применения Заказчиком информации, содержащей описание товара, работы, услуги, включенной в позицию каталога товаров, работ и услуг,  в версии (редакции), действующей до внесения актуальной версии (редакции), а также положения пункта 4 Правил использования КТРУ, об обязательном применении информации, включенной в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения (в рассматриваемом случае, на момент опубликования Заказчиком, Уполномоченным учреждением извещения - дата начала обязательного применения позиции каталога "Ноутбук - 26.20.11.110-00000001" - 13.03.2021),  антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что Заказчик вправе был указать описание требуемого к поставке товара с учетом своих потребностей согласно требований статьи 33 Закона о контрактной системе и не в соответствии с КТРУ.

Кроме того, по смыслу статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачей арбитражных судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Право на иск по смыслу названной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, право на судебную защиту определяется действительным наличием у истца (заявителя) субъективного материального права, подлежащего защите. Именно по этой причине принцип судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, закрепленный статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.

Вопреки требованиям статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что указанные заказчиком в технической части аукционной документации параметры товара ограничили количество участников закупки.

На участие в аукционе от 16.03.2021 было подано три заявки. Все заявки участников были допущены комиссией к участию в аукционе и признаны участниками аукциона. В рассматриваемом случае нарушение прав и законных интересов заявителя не доказано.

Отсутствие доказательств ограничения прав заявителя и необходимости в их восстановлении признается судом самостоятельным основанием для отклонения требования о признании недействительными оспариваемого акта антимонопольного органа.

Таким образом, оспариваемое решение Управления по делу №013/06/64-109/2021 от 19 марта 2021 года принято уполномоченным органом, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Трехмесячный срок, установленный частью  4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на оспаривание решения заявителем не пропущен.

При подаче заявления обществом по платежному поручению  №80 от 21.04.2021 была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 рублей.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

р е ш и л:

         отказать обществу с ограниченной ответственностью "Абсолют" в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Абсолют".

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                          Е.В. Волкова