ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-4492/2011 от 10.04.2012 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-4492/2011

город Саранск 17 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Евдокимовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Саранский информационный центр», г.Саранск,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия, г.Саранск,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Саранск, г.Саранск,

о признании незаконным и отмене постановления № 1394 от 15.11.2011 о привлечении к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2- представителя, доверенность от 05.05.2011

№ 01210/11-исх.

от ответчика: ФИО3- главного специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения, доверенность от 11.01.2012;

от Администрации г.о. Саранск: ФИО4- заведующей отделом ценовой и тарифной политики, доверенность № 28-д от 16.02.2012,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Саранский информационный цент» (далее- ООО «СИЦ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее- Управление Роспотребнадзора по РМ, Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № 1394 от 15.11.2011 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Заявление мотивировано тем, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ. Плата за услуги по оформлению документов по регистрационному учету граждан не включена в тариф на содержание и текущий ремонт, поэтому двойного взимания платы за оказанные услуги с граждан не производится. Общество не осуществляет регистрацию граждан по месту жительства и пребывания, а также снятие с регистрационного учета, а оказывает лишь услуги по оформлению документов.

Ответчик требования заявителя отклонил по доводам, изложенным в отзыве. Управление считает факт совершения административного правонарушения доказанным, ссылаясь при этом на письмо Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов Администрации городского округа Саранск от 05.06.2011 № 324.

Определением от 21.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Саранск ( Управление экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов).

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 03.04.2012 до 10.04.2012.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью «Саранский информационный центр» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1081326005012.

В прокуратуру Республики Мордовия поступило обращение Уполномоченного по правам человека в Республике Мордовия по вопросу обоснованности взимания платы с граждан за регистрацию по месту жительства и снятия с регистрационного учета ООО «Саранский информационный центр». Указанное обращение было направлено прокуратурой в Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия с требованием проведения внеплановой проверки в отношении ООО «СИЦ».

На основании данного обращения Управление 14.09.2011 вынесло определение № 89 о возбуждении в отношении ООО «СИЦ» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования, проведенного в период с 14.09.2011 по 10.10.2011, установлено, что ООО «Саранский информационный центр» на основании типовых агентских договоров на оказание услуг по регистрационному учету физических лиц ( далее- Агентский договор), заключенных с Управляющими компаниями многоквартирных домов городского округа Саранск ( далее- Управляющая компания МКД), представляющими интересы граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся на их обслуживании осуществляет регистрацию граждан по месту жительства, месту их пребывания и снятие с регистрационного учета. В целях реализации договора Управляющая компания МКД наделяет ООО «СИЦ» организационно-распорядительными функциями по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения, а также передает ему полномочия должностных лиц, ответственных за регистрацию. Как следует из п.п. 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3 Агентского договора от 01.05.2009 № 1/09-ПС и Дополнительного соглашения к договору от 15.06.2011 за оказание услуг по формированию электронной базы потребителей ЖКУ, проживающих в МКД, находящихся в управлении ООО «Домоуправление № 1, Управляющая компания МКД выплачивает ООО «СИЦ» ежемесячно вознаграждение в размере 1,53 руб. за один лицевой счет. За оказанные по Договору услуги по подготовке и выдаче физическим лицам справок о составе семьи, выписок из домовых книг, архивных справок о составе семьи, архивных выписок из домовой книги, заверению актов проверки жилищных условий Управляющая компания МКД выплачивает ООО «СИЦ» вознаграждение в размере 2,90 руб. за один лицевой счет. Иные затраты ООО «СИЦ», связанные с реализацией Договора, выплачиваются за счет платных услуг, оказываемых физическим лицам. Стоимость платных услуг, оказываемых физическим лицам, определяется по согласованию с Управляющей компанией МКД.

Согласно информации, размещенной для потребителей в сети Интернет на официальном сайте ООО «СИЦ», в перечень документов, необходимых при регистрации по месту жительства и месту пребывания включена квитанция об оплате 140 рублей в любом филиале КС Банка; при снятии с регистрационного учета- включена квитанция об оплате 100 рублей в любом филиале КС Банка. Перечень платных услуг утвержден 15.06.2010 директором ООО «СИЦ», при этом стоимость платных услуг, оказываемых физическим лицам, согласована с директорами Управляющих компаний МКД, что подтверждается приложением № 2 к Агентскому договору от 01.05.2009 № 1/09-ПС.

В тоже время, исходя из заключенных Управляющими компаниями МКД ( в частности, ООО УК «Домоуправление № 1») с собственниками помещений многоквартирного дома, товариществами собственников жилья по разработанной стандартной форме Договоров на управление многоквартирного дома (в частности, Договор управления многоквартирным домом № 17 по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска от 01.07.2009 № 3, Договор управления многоквартирным домом № 27а по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска от 01.07.2009 № 57) собственник жилого помещения оплачивает Управляющей компании МКД работы и услуги по Договору, включая оплату за жилищные услуги ( плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме). При этом стороны по обоюдному согласию вправе установить иную стоимость работ по Договору, но не ниже размера платы за жилое помещение, утвержденное органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, и собственников жилых помещений, выбравших, но не реализовавших способ управления многоквартирным домом.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009

№ 418 «Об утверждении платы за жилое помещение» ( с изменениями от 24.12.2009, 03.02.2011, 26.05.2011) утверждена плата за содержание и ремонт жилого помещения, при этом плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в частности, по многоквартирному дому №17 по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска составляет 4,59 руб. за кв.м в месяц, по многоквартирному дому № 27а по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска составляет для проживающих на первых и вторых этажах- 4,36 руб. за кв.м. в месяц, для проживающих на третьем этаже и выше – 7, 62 руб. за кв.м в месяц; плата за текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме по многоквартирному дому №17 по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска составляет 5,15 руб. за кв.м в месяц; по многоквартирному дому № 27а по Проспекту 60 лет Октября г.Саранска составляет- 4,89 руб. за кв.м в месяц, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом в размере 3,45 руб. за кв.м в месяц.

Согласно письму Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов от 05.06.2011

№ 324, адресованному ООО «СИЦ», стоимостная величина жилищных услуг, учитываемых при расчете размера платы за управлением многоквартирных домов на 2011 год составляет: ведение информационной базы- 1,53 руб. за 1 лицевой счет; услуги диспетчерской службы- 5,46 руб. за 1 лицевой счет; услуги по учету граждан по месту жительства- 2, 904 руб. за 1 лицевой счет.

Управление Роспотребнадзора по РМ пришло к выводу, что ООО «СИЦ» осуществляет двойное взимание платы с граждан за услуги по регистрационному учету и снятию с регистрационного учета: первое- в составе тарифа за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, второе –по квитанции с граждан при обращении их в паспортные столы непосредственно.

По результатам административного расследования в отношении Общества составлен протокол № 001280 от 20.10.2011 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.7 КоАП РФ.

Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия 15.11.2011 по материалам дела об административном правонарушении вынесено постановление № 1394 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В постановлении указано, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п.п. 8, 16, 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208, регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Исходя из изложенного Управлением сделан вывод, что Общество совершило обман потребителей путем введения в заблуждение о необходимости предоставления квитанции об оплате за услугу по оформлению квитанций на сумму 140 и 100 рублей при сдаче документов на регистрацию граждан по месту жительства и по месту их пребывания, снятия с регистрационного учета.

Считая постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, и заслушав мнение представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны ( собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива ) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Федеральным законом от 25.07.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей 3 настоящего Федерального закона определено, что регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» ( далее- Правила регистрации) органами регистрационного учета в городах являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Ответственными за регистрацию являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.

Управляющие компании МКД на основании договоров с собственниками жилых помещений осуществляют управление многоквартирными домами, расположенными в городе Саранске.

На основании типовых агентских договоров на оказание услуг по регистрационному учету физических лиц, заключенных с Управляющими компаниями МКД, общество с ограниченной ответственностью «Саранский информационный центр» осуществляет деятельность по оформлению документов для регистрационного учета физических лиц. Непосредственно регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания ООО «СИЦ» не осуществляет, поскольку в соответствии с законодательством такими полномочиями не наделено.

Согласно пункту 56 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208, регистрационный учет представляет собой совокупность действий, включающих принятие и регистрацию заявлений от гражданина, заполнение карточки учета, заполнение адресных листов прибытии (убытия), выдачу свидетельств о регистрации граждан, выполнение других операций по регистрационному учету.

На территории городского округа Саранск применяются тарифы в размере, утвержденном Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12 ноября 2009 № 418 «Об утверждении платы за жилое помещение» ( с изменениями от 24.12.2009, 03.02. 26.05, 06.07, 25.09 2011 г.).

Формирование платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального и государственного жилищного фонда и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом в соответствии с Распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск «Об утверждении положения об Управлении экономики, муниципального заказа, цен и тарифов Администрации городского округа Саранск» от 03.04.2008 № 220-р отнесено к компетенции Управления экономики, развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов Администрации городского округа Саранск.

В своем отзыве на заявление, а также представитель Администрации городского округа Саранск в ходе судебного заседания пояснили, что в 2010 году услуги по регистрационному учету не были включены в состав тарифов за коммунальные услуги, поэтому осуществлялись ООО «СИЦ» на возмездной (платной) основе. Прокуратура Ленинского района г.Саранска усмотрела нарушение норм действующего законодательства в части выдачи справки о составе семьи, архивных справок и выписки из домовой книги на платной основе и выдала ООО «СИЦ» представление об устранении нарушений законодательства.

В 2011 году в целях исполнения предписания Управлением экономики

развития предпринимательства, муниципального заказа, цен и тарифов расходы по регистрационному учету граждан были разделены на две составляющие:

а) платные- оформление документов на получение паспорта впервые, оформление документов на получение паспорта в связи с его порчей или утратой, оформление документов по обмену паспорта, оформлению документов на регистрацию по месту жительства (пребывания), оформлению документов на снятие с регистрационного учета и т.д.;

б) бесплатные- выдача справки о составе семьи, архивных справок и выдача выписки из домовой книги.

До данной причине по строке «Управление многоквартирными домами» на действующий период расходы по регистрационному учету граждан учтены только в части расходов на оказание услуг по выдаче справки о составе семьи, архивных справок и выписки из домовой книги. Расчет данных затрат произведен путем выделения удельного веса объема работ на выдачу справок о составе семьи, архивных справок и выдачу выписки из домовой книги из общих затрат по содержанию паспортных столов. Данные расходы составили сумму 3789, 41 тыс. руб. или 43, 1% от общих затрат данной службы, что на один лицевой счет составило 2,9 руб., о чем было доведено письменно до руководителя ООО «Саранский расчетный центр» ( письмо № 23 от 07.11.2011). Двойного взимания платы за оказанные услуги с граждан не производится.

Управление Роспотребнадзора по Республике Мордовия в ходе проведения административного расследования за разъяснениями о составе тарифа по управлению многоквартирным домом в Администрацию городского округа Саранск не обращалось.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган.

Суд пришел к выводу, что административный орган не доказал наличия в действиях ООО «Саранский информационный центр» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.

Нарушений процессуальных норм, влекущих нарушение прав и законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  р е ш и л:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия № 1394 от 15 ноября 2011 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Саранский информационный центр» к административной ответственности по статье 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Саранский информационный центр» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по квитанции от 28.01.2012.

Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Н.А. Евдокимова