АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-4545/2012
город Саранск 14 января 2013 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Полубояровой Г.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Пенза (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к обществу с ограниченной ответственностью "Дилижанс", г.Саранск Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>),
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее – Управление, МУГАДН по ПО и РМ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Дилижанс" (далее – ООО "Дилижанс", общество, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик отзыв на заявление не представил.
Как следует из материалов 18 октября 2012 года заместителем начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия ФИО1 на основании распоряжения заместителя начальника Межрегионального УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия №374/13-п от 18.10.2012 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Дилижанс" действующего законодательства в области автомобильного транспорта, лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, по результатам которой составлен акт проверки №134.
Проверкой были выявлены нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров, в связи с чем 18.10.2012 заместителем начальника территориального отдела госавтодорнадзора по РМ в присутствии генерального директора общества ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №021930/46, в котором зафиксировано, что при осуществлении перевозочной деятельности:
1. Не проводился инструктаж водителей по безопасности дорожного
движения в сентябре и октябре 2012 года (нарушены статья 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1996, Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденным Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 №РД-200-РСФСР-12-0071-86-09),
2. В путевых листах №№5348, 5350 от 02.11.2012 не указаны показания
спидометра при выезде на линию и при возвращении к месту стоянки, не указывается расшифровка подписи механика и водителя (нарушена статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 3259-ФЗ, пункты 6,13 Приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008),
3. Нарушен режим труда и отдыха водителей: водителю ФИО3 не предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью 42 часа, он отработал с 1 по 29 октября 2012 года без выходных дней (нарушена статья 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995, пункт 26 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 №15).
Усмотрев в действиях общества наличие составов административного правонарушения, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Дилижанс" к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011
№ 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступил в силу 21.10.2011) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 №280 предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также по обеспечению при этом их безопасности.
Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия 20.04.2012 ООО "Дилижанс" выдана бессрочная лицензия регистрационный №АСС-13-008155 серия ДА №100631 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
1. В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.
20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР утверждено Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 (далее - Положение о проведении инструктажей).
Согласно пункту 1.2 Положения о проведении инструктажей устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный.
Пунктом 4.2 Положения определено, что периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Как установлено материалами дела ООО "Дилижанс" не проведен инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в сентябре и октябре 2012 года. Квартальный (сезонный) журнал инструктажей за указанный период не представлен.
Однако эпизод об отсутствии в сентябре 2012 года инструктаж водителей по безопасности дорожного движения подлежит исключению из объективной стороны, вменяемого обществу правонарушения, поскольку срок для привлечения общества за указанное правонарушение, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ (три месяца с момента совершения – с 01.10.2012) пропущен.
2. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" устанавливает обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, которые обязаны применять юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
В силу пунктов 6, 13 Приказа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты, в том числе? показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Как видно из приобщенных к делу путевых листов от 02.11.2012 № 5348 и № 5348, в нем не отражены показания спидометра, расшифровка подписи механика и водителя.
3. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение) установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.
В силу пункта 26 Положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации N 15 от 20.08.2004, еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
Согласно представленному в материалы табелю учета использования рабочего времени за октябрь 2012 года водитель ООО "Дилижанс" ФИО3 отработал с 1 по 29 октября 2012 без выходных дней.
Факт нарушения ООО "Дилижанс" лицензионных требований, установленных в перечисленных нормативных правовых актах в области осуществляемого обществом вида деятельности, полностью подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: путевыми листами от 02.11.2012 № 5348 и № 5350, табелем учета использования рабочего времени за октябрь 2012 года, актом проверки № 134 от 07.11.2012 и протоколом об административном правонарушении № 021930/46 от 07.11.2012, подписанными руководителем общества ФИО2 без каких- либо замечаний и возражений, и по существу ответчиком не оспорен.
Таким образом, факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела подтверждается полностью.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае у ООО "Дилижанс" имелась правовая и реальная возможность соблюдения требований, установленных в перечисленных нормативных правовых актах, при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, но ответчиком не были предприняты все зависящие от него меры для их соблюдения.
Протокол об административном правонарушении № 021930/46 от 07.11.2012 составлен заместителем начальника территориального отдела госавтодорнадзора по Республики Мордовия ФИО1 в присутствии директора общества ФИО2, ими подписан, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (три месяца), не истек.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (статья 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах МУГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия правомерно обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлениями о привлечении ООО "Дилижанс" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предупреждение выносится в письменной форме.
В рассматриваемом случае мера административного наказания в виде предупреждения не может быть применена, поскольку допущенные нарушения (в том числе, не соблюдения режима труда и отдыха водителей, не проведение инструктажа), могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.
Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Эти обстоятельства должны быть доказаны независимо от того, ходатайствует ли кто-либо об их выяснении.
Учитывая наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств - отсутствие данных о его привлечении к административной ответственности за аналогичное правонарушение и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд считает необходимым привлечь ООО "Дилижанс" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить минимальное административное наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
1. Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, юридический адрес: <...>, (ОГРН <***>) удовлетворить.
2. Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Дилижанс", юридический адрес: <...> (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации 03.10.2002, МРИ ФНС №1 по РМ), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
3. Штраф перечислить в 30-дневный срок с момента вступления решения в силу по следующим реквизитам:
- наименование получателя – УФК по РМ (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России);
- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя - ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск;
- БИК - 048952001; ОКАТО – 89401000000; ИНН – <***>;
- КПП – 583601001; КБК – 106 116 9004004 6000 140;
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья Г.В.Полубоярова