ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-480/2012 от 12.04.2012 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-480/2012

город Саранск 16 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2012 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ЛАТО", р.п.Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия,

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г.Нижний Новгород,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора– AstianGroup, Incorporation (BritishVirginIslands)

о признании незаконным и отмене постановления №32-12-3/1/пн от 20.01.2012 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя: ФИО1, представителя, доверенность №30/09 от 01.12.2009, ФИО2, представителя, доверенность №33/12-11 от 01.12.2011,

от заинтересованного лица: не явился,

от третьего лица: не явился,

установил:

Открытое акционерное общество "ЛАТО" (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления №32-12-3/1/пн от 20.01.2012 по делу об административном правонарушении, вынесенное Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее – Региональное отделение, административный орган), которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.

Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе в отзыве просило оставить требования заявителя без удовлетворения, со ссылкой на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным и указало на отсутствие в рассматриваемом случае признаков малозначительности совершенного административного правонарушения.

AstianGroup, Incorporation отзыв на заявление не представила, заявлением 10.04.2012 просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

При рассмотрении дела установлено, что ОАО "ЛАТО" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021301578077.

Акционер Общества AstianGroup, Incorporation(далее также – акционер), владеющий 2 акциями (0,005 процента уставного капитала) Общества, направил в адрес Общества требование от 14.10.2011 о предоставлении заверенных подписью руководителя Общества копий следующих документов:

1) договоров займа, заключённых Обществом в 2010 и 2011 году, а так-же действовавших в указанный период;

2) кредитных договоров, заключённых Обществом в 2010 и 2011 году, а также действовавших в указанный период;

2) договоров поручительства, заключённых Обществом в 2010 и 2011 году, а также действовавших в указанный период;

4) договоров залога, заключённых Обществом в 2010 и 2011 году, а так-же действовавших в указанный период;

5) отчётов оценщиков по определению рыночной стоимости имущества Общества, составленных в 2010 и 2011 году;

6) договоров аренды движимого и недвижимого имущества, заключён-ных Обществом в 2010 и 2011 году, а также действовавших в указанный пе-риод;

7) всех бюллетеней, которыми осуществлялось голосование на годовом общем собрании акционеров Общества, состоявшемся в 2011 году;

8) доверенностей, на основании которых осуществлялось голосование на годовом общем собрании акционеров Общества, состоявшемся в 2011 году;

9) всех бюллетеней, которыми осуществлялось голосование на внеоче-редном общем собрании акционеров Общества, состоявшемся 02.09.2011;

10)доверенностей, на основании которых осуществлялось голосование на внеочередном общем собрании акционеров Общества, состоявшемся 02.09.2011.

К запросу прилагалась выписка со счета депо, подтверждающая принад-лежность AstianGroup, Incorporation акций ОАО "ЛАТО" в количестве двух штук по состоянию на 09.08.2011 г.

Данные документы Акционер просил направить почтой по адресу: 115114, <...>, сектор 2, 5-й этаж, оф. А527.

Указанное требование было направлено акционером посредством служ-бы экспресс доставки корреспонденции ЗАО "ДХЛ" и получено заявителем 18.10.2011 (вх.№1724).

В ответ на данное требование Общество письмом №14-1846 от 21.10.2011 отказало акционеру в предоставлении документов по той причине, что выписка со счёта депо, представленная вместе с требованием от 14.10.2011, по мнению Общества, не содержала актуальной информации о принадлежности компания AstianGroup, Inc. Акций ОАО "ЛАТО" на момент направления в Общество указанного требования. ОАО "ЛАТО" предложило акционеру представить выписку из реестра акционеров (выписку со счета депо), содержащую актуальные сведения.

В связи с непредставлением Обществом указанных документов акци-

онер обратился в Региональное отделение с жалобой от 02.11.2011 на действия Общества.

Административный орган в ходе проверки установил, что, получив

18.10.2011 требование акционеров, Общество не исполнило его в установ-ленный законом срок, запрашиваемые документы представило 17.11.2011 (с просрочкой на 23 дня).

Усмотрев в действиях Общества наличие признаков состава админи-

стративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи15.19

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченное должностное лицо Регионального отделения составило в отношении него протокол об административном правонарушении №32-11-512/пр-ап от 08.12.2011.

По результатам рассмотрения дела об административном правонару-шении заместитель руководителя Регионального отделения вынес поста-новление №32-12-3/1/пн от 20.01.2012 о привлечении Общества к адми-нистративной ответственности по части 1 статьи15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО "ЛАТО" об-ратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или нарушение

эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или

негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозита-рием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федераль-ными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение инфор-мации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке

ценных бумаг", юридические лица, несущие от своего имени обязательства

перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных

ими, в том числе акционерные общества, являются субъектами администра-

тивного правонарушения, ответственность за которое установлена указанной выше статьей КоАП РФ.

Объектом названного административного правонарушения является

порядок представления информации, предусмотренной нормативными

актами.

Объективную сторону образует непредставление информации, пре-

дусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними

иными нормативными правовыми актами, нарушение порядка и сроков

представления этой информации, а также представление информации не в

полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в

заблуждение информации.

Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.

Пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции, действовавшей в спорный период,

далее – Федеральный закон "Об акционерных обществах"), предусмотрена

обязанность Общества обеспечить акционерам доступ к документам, пре-

дусмотренным пунктом 1 статьи 89 данного закона.

Пунктом 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 91 указанного закона, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 91, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Из перечня документов, запрошенных акционером, Общество обязано было хранить и, соответственно, представить ему следующие документы:

- хозяйственные договоры (займа, кредита, поручительства, залога, аренды движимого и недвижимого имущества), являвшиеся по состоянию на 30.09.2011 действующими, - на основании абзаца 19 пункта 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ; пунктов 2.4, 3.1, 3.6 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утверждённым постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N ОЗ-ЗЗ/пс (далее - Положение о порядке хранения документов), пунктов 340, 436, 451 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, являющегося приложением к приказу Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558 (далее - Перечень);

- бюллетени и доверенности с годового общего собрания акционеров Общества в 2011 году, а также с внеочередного общего собрания акционеров,

состоявшегося 02.09.2011, - на основании абзаца 11 пункта 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, пункта 2.1.14 Положения о порядке хранения документов.

Согласно письменному объяснению представителя Общества ФИО2 без номера и даты, поступившего в Региональное отделение 08.12.2011, все хозяйственные договоры, поименованные в пунктах 36 - 69 сопроводительного письма Общества № 14-1936 от 11.11.2011, адресованного акционеру, являлись действующими по состоянию на 30.09.2011, т.е. на дату вступления в силу Перечня.

Обозначенные в пункте 5 требования документы (отчёты оценщиков по определению рыночной стоимости имущества Общества, составленных в 2010 и 2011 годах) подлежали хранению Обществом на основании абзаца 12 пункта 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ и пункта 2.1.9 Положения о порядке хранения документов и, следовательно, должны были бы предоставляться по требованию акционера в случае их фактичес-кого наличия. Вместе с тем, данные отчёты акционеру не представлены в связи с их отсутствием.

В результате административным органом сделан обоснованный вывод о том, что ОАО "ЛАТО" обязано было направить акционеру копии докумен-тов, указанных в пунктах 1-4, 6-10 требования от 14.10.2011, в срок до 25.10.2011 г.

Фактически запрошенные документы (за исключением отчётов оценщи-ков по определению рыночной стоимости имущества Общества, составлен-ных в 2010 и 2011 годах) были направлены акционеру заявителем письмом №14-1936 от 11.11.2011 только 17.11.2011 г., что подтверждается почтовым штемпелем органа связи на описи вложения к данному письму.

Таким образом, копии вышеуказанных документов, акционеру представлены с нарушением семидневного срока (на 23 дня), установ-ленного пунктом 1 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ.

Доводы, изложенные ОАО "ЛАТО" в заявлении, являются неоснователь-ными и не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "Орынке ценных бумаг реестр - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им имен-ных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и кате-горию принадлежащих им ценных бумаг.

Согласно статье 28 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О

рынке ценных бумаг", права владельцев на эмиссионные ценные бумаги

документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если серти-

фикаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам

депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозита-

рии). Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.

Следовательно, лицо, обращающееся с требованием о предоставлении

информации акционерным обществом, должно представить в доказательство

своего статуса акционера выписку из реестра акционеров либо выписку со

счета депо. При непредставлении по требованию Общества этих документов

отказ акционерного общества в предоставлении документов и (или) их копий

будет являться правомерным.

Из положений статьи 44 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ следует, что Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра его

акционеров в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с

момента государственной регистрации общества. Общество, поручившее

ведение и хранение реестра акционеров регистратору, не освобождается от

ответственности за его ведение и хранение.

Возлагая на акционерное общество обязанность по обеспечению акционерам доступа к его документам, статья 91 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ не предусматривает совершения каких-либо дополни-тельных действий со стороны акционера по представлению доказательств, подтверждающих наличие у него акций этого Общества на момент обра-щения. Устранение сомнений и неясностей по вопросу о наличии статуса акционера у лица, обратившегося с требованием об обеспечении доступа к документам о деятельности организации, является обязанностью самого акционерного общества.

Гарантией защиты прав акционерного общества в данном случае слу-

жит семидневный срок для предоставления документов, в течение которого организация имеет реальную возможность проверить, не утрачен ли заяви-телем статус акционера к моменту обращения с требованием об обеспечении доступа к информации о деятельности Общества, в том числе путем обра-щения к реестродержателю.

Право на получение информации эмитентом предусмотрено пунктом 7.9.2 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утверждённого постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 №27, которым не предусмотрено каких-либо ограничений относительно формы и содержания предоставляемой эмитенту информации из реестра.

В пункте 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 г. №144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" указано, что поскольку право требовать предоставления информации принадлежит только участникам хозяйственного общества, до исполнения обязанности по предоставлению информации общество вправе запросить у лица, требующего предоставления информации, доказательства, подтверждающие наличие у него статуса участника этого общества, следовательно, лицо, обращающееся в требованием о предоставлении информации акционерным общество, должно представить в доказательство своего статуса акционера выписку из реестра акционеров либо выписку со счета депо.

Указанные требования акционер исполнил, приложив к требованию от 14.11.2011 нотариально заверенную выписку №R4618294 по счету депо от 09.08.2011, выданную ЗАО "Депозитарно-Клиринговая компания", из которой следует, что на указанную датуAstianGroup, Incorporation, являлась владельцем двух обыкновенных акций ОАО "ЛАТО", а их номинальным держателем –ООО "Ренессанс Брокер".

При этом действующим законодательством не предусмотрена обязанность акционера, обращающегося за копиями документов Общества, прилагать к запросу выписку из реестра (со счета депо), подтверждающую его статус именно на момент обращения с запросом.

Административный орган обоснованно указал на то, что необходимо учитывать территориальную отдаленность акционера и Общества и направляя запрос о предоставлении документов по почте, акционер не сможет предоставить выписку, которая была бы актуальной на день получения запроса самим Обществом.

Таким образом, факт совершения ОАО "ЛАТО" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ, материалами дела подтверждается полностью.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

В силу статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае у заявителя имелась возможность для соблюдения установленного статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ семидневного срока направления акционеру копий запрашиваемых документов.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о доказанности административным органом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности и наличии в действиях ОАО "ЛАТО" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 1 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав Общества при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении Общество извещено административным органом надлежащим образом. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении №32-11-А3-01/6183 от 15.11.2011 получено Обществом 23.11.2011. Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №32-11-719/оп от 23.12.2011 получено Обществом 10.01.2012. Телеграмма об отложении рассмотрения дела №32-12-ЕВ-04/127 от 17.01.2012 вручена Обществу также 17.01.2012.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено с участием представителя Общества ФИО2, действовавшего на основании общей доверенности от 22.11.2011 и доверенности №32/11-11 от 21.11.2011 на представление интересов Общества в Региональном отделении с правом участия в составлении протоколов об административных правонарушениях и участия в рассмотрении дел об административных правонарушениях.

На момент вынесения оспариваемого постановления давностный срок привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, не истек.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Региональное отделение назначило Обществу наказание в минимально допустимом санкцией части 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размере - 500 000 руб.

При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Регионального отделения №32-12-3/1/пн от 20.01.2012, не имеется.

Суд не находит оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.  Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.

Установленный порядок получения акционерами информации является гарантией права на управление делами общества и защиты своего капитала.

Запрошенная акционером информация не является общедоступной и не могла быть получена им из других источников.

Пренебрежение эмитентом своими обязанностями по информированию акционеров о положении дел в Обществе создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, связанным с обеспечением информационной прозрачности эмитентов как важнейшей гарантии защиты прав инвесторов, вкладывающих свои денежные средства в ценные бумаги.

В рассматриваемом случае Общество исполнило требование акционера о предоставлении документов только после направления последним жалобы в Региональное отделение.

Следует также отметить, что акционер в ноябре 2011 года обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным приказа Регионального отделения №32-11-450/пз-н от 10.10.2011, которым была осуществлена государственная регистрация выпуска обыкновенных бездокументарных акций ОАО "ЛАТО" в количестве 831 105 штук.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 2 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Савочкин В.Н