АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-4971/2022
город Саранск 27 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 октября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Бояркиной С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисициной С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Администрации городского округа Саранск
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
об установлении нарушения охранной зоны тепловых сетей и освобождении охранной зоны от всех видов транспорта, установлении дорожного знака "Стоянка запрещена",
при участии
от истца: ФИО1, представителя по доверенности,
от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности,
от третьего лица МВД РМ: ФИО3, представителя по доверенности,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в суд с иском к Администрации городского округа Саранск (далее - Администрация, ответчик) с требованиями в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение охранной зоны тепловых сетей на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов №28В и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о.Саранск с кадастровым номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30, и освободить охранную зону тепловых сетей от автомобильной стоянки, путем установления на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов №28В и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о.Саранск с кадастровым номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30 в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена" и табличку 8.3.3 с координатами 54.126482, 45.128819, взыскать судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, начиная со второго месяца после вступления решения суда в законную силу до фактического исполнения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее - МВД по РМ).
Администрация городского округа Саранск и МВД по РМ указали, что устранение нарушений охранной зоны тепловой сети и установка дорожных знаков должны осуществляться силами и за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что истцу на праве собственности принадлежат расположенные в р.п.Ялга г.Саранска: тепловые сети котельной МГУ, протяженностью 6185 м, расположенные в р.п.Ялга г.Саранска, кадастровый номер 13:23:0000000:544, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25.02.2021.
По указанным сетям с использованием теплопунктов, охранные зоны которых зарегистрированы 29.11.2020 в установленном порядке (выписка из ЕГРН от 03.12.2020 №КУВИ-002/2020-45234587, №13:23-6.4210), единая теплоснабжающая организация г.о.Саранск - ПАО "Т Плюс" осуществляет поставку тепловой энергии и горячей воды потребителям.
Как указывает истец, в ходе проведенной проверки сотрудниками ПАО «Т Плюс» установлено, что в пределах охранной зоны данной тепловой сети между жилыми домами №28В и №31 по ул.Мичурина р.п.Ялга г.Саранска осуществляется стоянка автомобилей. По результатам проверки составлен акт осмотра тепловой сети от 21.02.2022.
Согласно данным публичной кадастровой карты место стоянки автомобилей располагается на земельном участке, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Истцом в материалы дела представлен фотоматериал, схема сетей из программного комплекса "Zulu", схема расположения охранной зоны сетей на публичной кадастровой карте.
Считая, что нахождение автомобильной парковки в охранной зоне тепловых сетей недопустимо, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных ПАО "Т Плюс" исковых требований в силу следующего.
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пунктах 45, 46, 47 Постановления №10/22 разъяснено, что применяя статью 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, судам необходимо учитывать следующее.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения (пункты 1, 9 части 1).
Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений права на земельный участок пункт 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации называет особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (ст. 105 Земельного кодекса РФ).
При этом, основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (ст. 104 Земельного кодекса РФ).
Из условий пункта 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92, для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
В соответствии с пунктами 1-3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Типовые правила № 197), определено, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Охрана тепловых сетей осуществляется предприятием, в ведении которого находятся тепловые сети, независимо от его организационно-правовой формы.
Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Согласно пункту 5 Типовых правил № 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
Факт размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден Актом осмотра тепловой сети от 21.02.2022, данными выписки из ЕГРН, схемами расположения охранной зоны сетей и стоянки, фотоматериалом. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Довод истца о размещении автомобилей на данной территории в охранной зоне тепловых сетей надлежащими доказательствами не оспорен.
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 132) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.
В силу положений статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на органы местного самоуправления городского округа от имени государства возложены полномочия по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено.
В силу положений пунктов 5, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены такие вопросы как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, организация благоустройства территории муниципального, городского округа.
Согласно Уставу городского округа Саранск, утвержденному решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 N 177, к вопросам местного значения муниципального образования относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального образования, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генерального плана муниципального образования, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство и др.
Для указанных целей Администрация выступает заказчиком на выполнение работ (оказание услуг), необходимых для удовлетворения потребностей жителей муниципального образования, в пределах предметов ведения муниципального образования (пункт 5 статьи 35 Устава городского округа Саранск).
Исходя из указанных положений именно Администрация организует благоустройство территории городского округа Саранск в соответствии с действующими правилами, осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация городского округа Саранск, как орган местного самоуправления, несет ответственность за безопасное размещение на неразграниченных землях объектов, сооружений, конструкций, площадок, малых архитектурных форм и их надлежащее содержание и эксплуатацию.
Спорная территория, на которой осуществляется размещение транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети прилегает к автомобильной дороге и фактически является так называемым "карманом", что подтверждается представленными фотоматериалами.
При этом, план благоустройства территории, паспорт комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства, предусматривающие строительство паркового "кармана" в районе МКД №28В и 31 по ул.Мичурина р.п. Ялга г.о.Саранск, Администрацией не представлены (письмо №1321-01 от 10.10.2022).
Доводы ответчика и МВД по Республике Мордовия о том, что устранение нарушений охранной зоны тепловой сети и установка дорожных знаков должны осуществляться силами и за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, заявлен необоснованно, поскольку в рамках судебного разбирательства установлено, что спорная стоянка автомобильного транспорта располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, за пределами земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:1115291:30 площадью 1240 кв.м. и 13:23:1115291:46 площадью 2296 кв.м., находящихся в общей долевой собственности собственников помещений МКД №28В и №31 по ул.Мичурина.
Целью истца, исходя из текса искового заявления, является недопущение размещения на длительное время автомобилей в охранных зонах тепловых сетей. Такие действия полностью находятся в компетенции ответчика с учетом вышеприведенных положений гражданского и земельного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
С учетом пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении указанного дела суд приходит к выводу о необходимости скорректировать предмет заявленных требований, поскольку заявленные истцом требования об освобождении охранных зон тепловых сетей от всех видов транспорта фактически не исключат в дальнейшем факты парковки автомобилей на данной территории.
Таким образом, с учетом установления факта размещения автостоянки в границах охранной зоны тепловых сетей, принимая во внимание несовершение ответчиком действий по недопущению размещения автотранспорта в пределах охранных зон тепловых сетей, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на Администрацию освободить охранные зоны тепловых сетей от автомобильной стоянки.
С целью обеспечения установленного законом запрета на размещение автомобильной парковки в охранной зоне тепловых сетей, истец просит обязать ответчика установить на земельном участке, находящемся между участками многоквартирных домов №28В и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о.Саранск с кадастровым номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30 в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена" и табличку 8.3.3 с координатами 54.126482, 45.128819.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Как указывалось выше, спорная часть территории, на которой осуществляется размещение транспортных средств в пределах охранной зоны тепловой сети прилегает к автомобильной дороге и фактически является так называемым парковочным "карманом", что подтверждается представленными фотоматериалами.
Вышеуказанная автостоянка как транспортный объект, используемый неограниченным кругом лиц, относится к сфере ответственности органа местного самоуправления.
В соответствии с положением пункта 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ устанавливающего, что владельцами автомобильных дорог могут быть исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, находящимися в публичной собственности, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 Закона N 257-ФЗ). Суд приходит к выводу, что по аналогии данные правила могут быть применены к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, поскольку охранные зоны тепловых сетей находятся на землях, находящихся в ведении Администрации, соответственно, обязанность по установке дорожных знаков должна быть возложена на ответчика по делу.
Установка дорожных знаков осуществляется по правилам, установленным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. №274 "Об утверждении правил подготовки документации по организации дорожного движения", Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 ноября 2018 г. N 406 "Об утверждении классификации работ по организации дорожного движения и о внесении изменений в классификацию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденную приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402".
С учетом вышеизложенного, требования ПАО "Т Плюс" к Администрации, с учетом их корректировки, подлежат удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 1000 руб. в день за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со второго месяца со дня вступления решения в законную силу.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1, пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление от 24.03.2016 № 7) разъяснено, что на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
В силу пункта 31 Постановления Пленума № 7 суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре.
Между тем, суд приходит к выводу о чрезмерном размере неустойки (1000 руб. в день).
Принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности присуждения судебной неустойки на случай неисполнения решения суда, учитывая требования об обязательности и неукоснительности исполнения судебных актов, исходя из обстоятельств настоящего дела, суд считает необходимым определить размер судебной неустойки в размере 100 рублей в день за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со второго месяца со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании статей 106, 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6000 руб., почтовые расходы в размере 205 руб., подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
В судебном заседании 20.10.2022 от требования о возмещении расходов истца по определению координат установки дорожного знака, истец отказался, в связи с чем вопрос о распределении данных сумм судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
обязать Администрацию городского округа Саранск в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить нарушение охранной зоны тепловых сетей на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов №28В и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о.Саранск с кадастровым номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30, и освободить охранную зону тепловых сетей от автомобильной стоянки, путем установления на земельном участке, расположенном между участками многоквартирных домов №28В и 31 по ул.Мичурина, р.п. Ялга, г.о.Саранск с кадастровым номерами 13:23:1115291:46 и 13:23:1115291:30 в охранной зоне тепловой сети дорожного знака "Стоянка запрещена" и табличку 8.3.3 с координатами 54.126482, 45.128819.
Взыскать с Администрации городского округа Саранск (430005, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" (Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория Автодороги Балтия, 26-й км., д. 5, стр. 3, офис 506, ОГРН <***>, ИНН <***>) судебную неустойку в размере 100 руб. в день за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная со второго месяца со дня вступления решения в законную силу; судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб., почтовые расходы в размере 205 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья С.Ю. Бояркина