ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-497/11 от 14.06.2011 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-497/2011

город Саранск 17 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2011 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 июня 2011 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Полубояровой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Айдаровой Л.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства финансов Республики Мордовия, г.Саранск

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия , г.Саранск

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:

- Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, г.Саранск

- Администрация городского округа Саранск, г.Саранск

о признании незаконным отказа от 11.01.2011 №01/289/2010-438 в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком площадью 1474 кв.м, кадастровый номер 13:23:0901176:21, расположенным по адресу: местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, и обязании зарегистрировать право ограниченного пользования данным земельным участком

при участии в заседании :

от заявителя: ФИО1 – представителя, доверенность постоянная от 11.03.2011,

от ответчика:  ФИО2 – специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, доверенность постоянная №4 от 11.01.2011,

от третьих лиц:

ТУ Росимущества в РМ: не явился

Администрации ГО Саранск: ФИО3 – заведующей отделом правовой защиты, доверенность постоянная №16-д от 28.01.2011,

у с т а н о в и л:

Министерство финансов Республики Мордовия (далее – Минфин РМ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Росрееестр по РМ, Управление, ответчик) о признании незаконным отказа от 11.01.2011 №01/289/2010-438 в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком площадью 1474 кв.м, кадастровый номер 13:23:0901176:21, расположенного в границах участка по адресу: <...>, и обязании зарегистрировать право ограниченного пользования данным земельным участком.

Заявленные требования основаны на положениях Федерального законаот 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статье36 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 131, 216, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным, поскольку:

- право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает только с момента регистрации соответствующих прав на него;

- земельный участок является неделимым, здание "Дом финансов" находится в долевой собственности у Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и частного юридического лица, поэтому ни один из субъектов не может оформить данный земельный участок в собственность;

- в силу части 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда правоотношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона);

- использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ.

Управление в отзыве на заявление просило требования заявителя отклонить, указав, что:

- статьей 216 Гражданского кодекса Российской Федерации в числе вещных прав, заявленных Минфином, право ограниченного пользования земельных участком не названо;

- право ограниченного пользования земельным участком является самостоятельным видом права, не предусмотренным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, и возникает в силу прямого закона вне зависимости от государственной регистрации и государственной регистрации не подлежит;

- основанием для возникновения права ограниченного пользования земельным участком является акт, изданный органами государственной власти (местного самоуправления) при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование лицу, владеющему большей частью помещений в здании.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее – ТУ Росимущества в РМ) и   Администрация городского округа Саранск (далее – Администрация).

ТУ Росимущества в Республике Мордовия в отзыве на заявление просило требования Минфина РМ удовлетворить, поскольку спорный земельный участок является объектом недвижимого имущества, то права на него подлежат государственной регистрации.

Администрация городского округа Саранск в отзыве на заявление поддержало требования Минфина РМ и просило их удовлетворить по основаниям, изложенным заявителем.

Как следует из материалов дела, Министерство финансов Республики Мордовия зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 02.10.2002 за основным государственным регистрационным номером 1021300974881.

На основании распоряжения Главы Администрации города Саранска от 11.08.2005 № 1887Р в собственность Республики Мордовия передана часть административного здания "Дом финансов" общей площадью 2940,5 кв.м, инв. №384, лит А, по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права серия 13 ГА № 373412 от 19.01.2010).

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № 141 от 23.01.2009 на кадастровом плане территории утверждена схема расположения земельного участка площадью 1474 кв.м, предназначенного для размещения административного здания органа власти и управления на улице Коммунистическая, дом 33, корп.1 г.Саранска.

10 апреля 2010 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия за Министерством финансов Республики Мордовия зарегистрировано право оперативного управления на часть административного здания "Дом финансов", назначение: нежилое здание, 10-этажное, общая площадь 2940,5 кв.м, инв. № 384, лит. А, адрес объекта: Республика Мордовия, г.Саранск, Ленинский район, ул.Коммунистическая, дом 33/1 (кадастровый номер 13-13-01/220/2006-118, о чем выдано свидетельство серия 13 ГА № 377939.

Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск № 1477 от 11.06.2010 "О предоставлении Минфину Республики Мордовия, УФК по Республике Мордовия, ОАО Банк "Возрождение" земельного участка по улице Коммунистическая, дом 33/1 города Саранска" открытому акционерному обществу Банк "Возрождение" предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 49 лет земельный участок площадью 1474 кв.м с кадастровым номером 13:23:0901176:21 для размещения административного здания органа власти и управления по улице Коммунистическая, д.33/1 г.Саранска, категория земель: земли населенных пунктов.

Согласно пункту 1 постановления определено, что Министерство финансов Республики Мордовия и Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия по Республике Мордовия обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В пункте 3 указанного постановления установлено, что земельный участок используется ОАО Банком "Возрождение", Министерством финансов Республики Мордовия и Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия по Республике Мордовия пропорционально занимаемым в административном здании площадям, принадлежащим им на праве собственности и оперативного управления.

ОАО Банк "Возрождение", Министерство финансов Республики Мордовия и Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия по Республике Мордовия приобретают право ограниченного пользования на указанный земельный участок после его государственной регистрации (пункт 4

постановления).

22 июля 2010 года Минфин РМ обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением № 01/289/2010-438 о государственной регистрации права ограниченного пользования указанным земельным участком.

На основании заявления представителя Минфина РМ от 16.08.2010 государственным регистратором Управления государственная регистрация приостановлена на основании пункта 3 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" на срок до 15.11.2010, начиная с 16.08.2010, в связи с необходимостью преобразовать земельный участок, из которого создан выше указанный земельный участок, и последующей регистрацией права собственности (уведомление № 01/289/2010-438).

10.12.2010 регистратор уведомлением № 01/315/2010-438 вновь приостановил государственную регистрацию права ограниченного пользования земельным участком на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" на срок до 09 января 2011 года, начиная с 10 декабря 2010 года, с указанием на отсутствие необходимых для этого документов, без которых невозможно осуществить государственную регистрацию.

Поскольку в установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, заявителем не были устранены, в сообщении № 01/289/2010-438 от 11.01.2011 регистрирующий орган со ссылкой на абзацы 2 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал Минфину в государственной регистрации права ограниченного пользования указанным земельным участком на том основании, что право ограниченного пользования земельным участком, предоставляемое государственным учреждениям в соответствии с пунктом 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, регистрации не подлежит; право ограниченного пользования земельным участком обременяет право собственности на объект и может быть зарегистрировано в качестве обременения; в данном случае право собственности на земельный участок ни за кем не зарегистрировано и необходимых документов, подтверждающих это, не представлено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства финансов Республики Мордовия в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, суд считает, что заявленные требования Минфина РМ удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о регистрации) подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ними в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Пункты 3, 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают порядок приобретения права на земельный участок в случае, если здание, находящееся на неделимом земельном участке принадлежит нескольким лицам.

В пункте 3 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что неделимый земельный участок может быть приобретен в общую долевую собственность всех собственников здания или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Из содержания пункта 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Таким образом, собственник земельного участка (государство, гражданин или юридическое лицо) принимает решение о предоставлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком лицу, владеющему большей частью помещений в здании, другим же предоставляется лишь право ограниченного пользования (сервитут) в целях обеспечения возможности использования имеющихся у них помещений.

Другой порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в настоящее время законодательством не установлен, что исключает использование иных способов оформления прав на такие земельные участки.

Право ограниченного пользования земельным участком не относится к числу вещных прав, определенных статьей 216 ГК РФ.

Названное в пункте 4 статьи 36 Земельного кодекса РФ право ограниченного пользования земельным участком является самостоятельным вещным правом на землю, что согласуется с положениями статьи 216 ГК РФ. Это право возникает в силу закона вне зависимости от его государственной регистрации при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 36 ЗК РФ.

Указанный вывод содержится и в письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-У4П-1016 от 02.03.2011, на которое ссылается в своем заявлении Министерство финансов РМ.

Спорный земельный участок является неделимым, а находящиеся на нем помещения принадлежат разным собственникам - ОАО Банк "Возрождение", Министерству финансов Республики Мордовия и Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия по Республике Мордовия, поэтому обязательным условием приобретения каждым из них права собственности на землю является регистрация права общей долевой собственности на упомянутый земельный участок.

Статьей 131 Земельного кодекса предусмотрено, что регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Содержание права ограниченного пользования земельным участком в Земельном кодексе Российской Федерации не раскрыто, что не позволяет считать данное право условием, стесняющим правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимости, то есть ограничением (обременением) в смысле статьи 1 Закона о регистрации.

В силу пункта 2 статьи 13 Закона о регистрации государственная регистрация ограничений (обременений) прав возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представитель Управления Росреестра по РМ пояснил, что в Едином государственном реестре прав отсутствуют зарегистрированные права на земельный участок площадью 1474 кв.м, кадастровый номер 13:23:0901176:21, расположенный в границах участка по адресу: <...>.

Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия № 15-10/8299 от 04.05.2010 и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия № 01-12/12666 от 11.05.2011, в которых отражено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на вышеуказанный земельный участок.

Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним".

Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.

В соответствии с абзацами 2 и 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

- право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах у регистрирующего органа отсутствовали установленные Законом основания для государственной регистрации права ограниченного пользования спорным земельным участком.

Из пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконным отказа ответчика, оформленного письмом от 11.01.2011 №01/289/2010-438, необходимо установление в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.

Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Между тем, доказательств нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов Министерства финансов РМ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителем не представлено.

Выводы Минфина о том, что заявитель не имеет каких-либо вещных прав на спорный земельный участок, так как его права не были оформлены в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, противоречат положениям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) возникло у ответчика в силу закона с момента передачи помещений в здании, расположенном на спорном земельном участке, что подтверждается приказами Госкомимущества Республики Мордовия № 268-У от 28.12.2006, № 245-У от 06.07.2009, № 412-У от 16.11.2009 и № 413-У от 16.11.2009, а также актами приема-передачи недвижимого имущества № 06/19 от 29.12.2006 и № 09/19 от 08.07.2009.

Для осуществления и защиты своих прав ответчику не требовалось обращаться в органы исполнительной власти, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, за оформлением права ограниченного пользования спорным земельным участком.

Ссылка Минфина на то, что нарушение его прав в сфере экономической деятельности выражается в том, что использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю может повлечь административную ответственность в соответствии по статье 7.1 КоАП РФ, является лишь его предположением и признается судом ошибочной.

Как установлено судом правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 13:23:0901176:21 площадью 1474 кв.ми и на пользование частью помещений на праве оперативного управления в здании "Дома финансов", расположенном на данном земельном участке, у Минфина имеются,   поэтому последний не лишен возможности пользоваться указанным земельным участком на законных основаниях.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, третьих лиц, представленные доказательства, и дав им правовую оценку, арбитражный суд пришел к выводу о том, что действия Росреестра по РМ не противоречат нормам законодательства о регистрации прав, оспариваемые действия Управления совершены в рамках предоставленных законодателем полномочий и в полном соответствии с действующим законодательством - Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним" и не нарушают прав и интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для удовлетворен отказа Росреестра по РМ в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком площадью 1474 кв.м, кадастровый номер 13:23:0901176:21, у суда отсутствуют.

Следовательно, не подлежат удовлетворению требования заявителя об обязании ответчика зарегистрировать право ограниченного пользования данным земельным участком.

Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку Министерство финансов Республики Мордовия является государственным органом, выступающим по настоящему делу в качестве заявителя, поэтому применительно к подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введенному Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании объявлялся перерыв с 07.06.2011 до 14.06.2011.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Министерству финансов Республики Мордовияв удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 11.01.2011 №01/289/2010-438 в государственной регистрации права ограниченного пользования земельным участком площадью 1474 кв.м, кадастровый номер 13:23:0901176:21, расположенным по адресу: местоположение установлено относительно ориентира в границах участка, почтовый адрес ориентира: <...>, и обязании зарегистрировать право ограниченного пользования данным земельным участком, отказать полностью.

Оспариваемые действия проверялись на их соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и следок с ним".

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Г.В.Полубоярова