ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-4990/12 от 24.01.2013 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-4990/2012

город Саранск 24 января 2013 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Полубояровой Г.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия, г.Пенза, (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к индивидуальному предпринимателю ФИО1, г.Саранск Республики Мордовия, (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по частям 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

  у с т а н о в и л :

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее – Управление, МУГАДН по Пензенской области и РМ, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ответчик) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензирования при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Предприниматель отзыв на заявление не представил.

Ответчик надлежащим образом извещен о дате представления отзыва на заявление, ознакомления с материалами дела, представлением возражений и доказательств в обоснование своей позиции, в том числе, публично путем размещения информации о месте и времени заседания на сайте суда в сети Интернет по адресу: http://asrm.arbitr.ru. Несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением судебного акта - определения суда о принятии дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства, направленного арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с отметкой "Истек срок хранения" (пункт 2 части 4 статьи 123).

Как следует из материалов дела 26 ноября 2012 года заместителем начальника территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника Межрегионального УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия № 416/13п от 08.11.2012 (проверка согласована с прокуратурой Республики Мордовия решением № 359 от 12.11.2012) была проведена внеплановая проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 действующего законодательства в области автомобильного транспорта, лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В ходе проверки установлено, что ФИО2 осуществляется предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров по регулярному маршруту г.Саранска № 45 на 3-х автобусах ГАЗ-322132: регистрационный номер АК 080 13 (свидетельство о регистрации транспортного средства 13 РХ 537669 от 10.10.2007), регистрационный номер № АЕ 121 13 (договор аренды от 01.01.2010) и регистрационный номер АК 080 13 (свидетельство о регистрации транспортного средства 13 НХ 435089). Перевозка осуществляется шестью водителями при наличии трудовых договоров.

Проверкой выявлены нарушения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров, о чем 26.11.2012 заместителем начальника территориального отдела в присутствии ФИО1 составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении №022220/52, в которых зафиксировано, что предпринимателем:

1. Не проведены ежегодные занятия с водителями по программе, утвержденной Минтрансом РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01 (нарушены статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункты 2.2, 2.3.5 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, пункт 2.3.5 приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15).

2.Не проводится периодический (ежемесячный) инструктаж водителей по безопасности дорожного движения (нарушены статья 20 Федерального закона от 10.12.1996 №196-ФЗ, Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом, утвержденным Минавтотрансом РСФСР от 20.01.1986 №РД-200-РСФСР-12-0071-86-09).

3. Не проведено периодическое медицинское освидетельствование во- дителей ФИО1 и ФИО3 (нарушены статья 23 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ, приказ Минзравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).

4. В путевых листах не указываются адрес и номер телефона предпринимателя, время проведения медицинского осмотра водителей, отсутствует печать или штамп предпринимателя, время проведения медицинского осмотра водителей, отсутствует печать или штамп предпринимателя в заголовочной части путевого листа, журнал учета путевых листов ведется не регулярно, записываются не все путевые листы (нарушена статья 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, пункты 5, 7, 12,16, 17 Приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008). В журнале учета путевых листов отсутствуют записи о выдаче путевых листов за октябрь – ноябрь 2012 года водителям ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1

Усмотрев в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФИО1 к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

  В соответствии с пунктом 2   статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011

№ 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (вступил в силу 21.10.2011) задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 №280 предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в числе прочих, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также по обеспечению при этом их безопасности.

Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предпринимателю 12.02.2010 ФИО1 выдана лицензия (регистрационный № АСС-13-008040) серия ДА № 050626 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 11.02.2015.

1. Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона " от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Из пунктов 2.2, 2.3.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, усматривается, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в числе прочего, организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей (пункт 2.2). Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии (пункт 2.3.5).

Как следует из пунктов 2, 2.3, 2.3.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (утверждены приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15) при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.

Между тем, проверкой установлено, что ИП ФИО1 не проведены с водителями ежегодные занятия по программе, утвержденной Минтрансом РФ от 02.10.2001 № РД-26127100-1070-01.

2. В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

20.01.1986 Минавтотрансом РСФСР утверждено Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.

Согласно пункту 1.2 Положения о проведении инструктажей устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный.

Пунктом 4.2 указанного Положения определено, что периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

Как установлено материалами дела ответчиком инструктаж водителей по безопасности дорожного движения не проводится.

3. Из статьи 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" названного Закона следует, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Приказом Минзравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н с 01.12.2012 введены в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Однако в ходе проверки установлено, что периодическое медицинское освидетельствование водителей ФИО1 и ФИО3 предпринимателем не проведено.

4. Из пункта 2 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", следует, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Согласно подпункту 2 пункта 5 указанного Приказа сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают в числе прочего, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.

Сведения о водителе включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подпункт 2 пункта 7).

В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (пункт 12).

Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16).

В силу пункта 17 Приказа собственники (владельцы) транспортных средств

обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации

путевых листов (Типовая межотраслевая форма № 8 утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года № 78).

Между тем, вышеуказанные нормы по заполнению путевых листов № 4123 от 08.11.2012, № 4125 от 09.11.2012, № 4146 от 18.11.2012, № 3141 от 19.11.2012, № 4149 и № 4150 от 20.11.2012 предпринимателем нарушены. Журнал учета путевых листов ведется не регулярно, в него записываются не все путевые листы (отсутствуют записи по некоторым датам за октябрь - ноябрь 2012 года о выдаче путевых листов водителям ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1).

Таким образом, перечисленные выше нарушения лицензионных требований, установленных названными нормами права в области осуществляемого предпринимателем ФИО1 вида деятельности, действительно имели место и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом проверки № 144 от 26.11.2012, путевыми листами № 4123 от 08.11.2012, № 4125 от 09.11.2012, № 4146 от 18.11.2012, № 3141 от 19.11.2012, № 4149 и № 4150 от 20.11.201,   журналом инструктажа водителей, журналом учета путевых листов, медицинской справкой № 91, выданной ФИО1, протоколом об административном правонарушении № 022220/52 от 26.11.2012, подписанным ФИО2 без каких-либо замечаний и возражений с объяснением "Согласен".

Следовательно, факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, материалами дела подтверждается полностью.

Из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения материалами дела доказана, ФИО1 совершил противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

Протокол об административном правонарушении № 022220/52 от 26.11.2012 составлен заместителем начальника территориального отдела госавтодорнадзора по Республике Мордовия в присутствии предпринимателя ФИО1, ими подписан, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (три месяца), не истек.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.

Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (статья 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При изложенных обстоятельствах Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия правомерно обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлениями о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае мера административного наказания в виде предупреждения не может быть применена, поскольку допущенные нарушения (не проводится периодический (ежемесячный) инструктаж водителей по безопасности дорожного движения, не проведено периодическое медицинское освидетельствование водителей ФИО1 и ФИО3) могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

Кроме того, в 2010 году ФИО1 привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение (решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.11.2011 по делу № А39-4244/2010).

Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Раскаяние и признание ФИО1 своей вины в совершении административного правонарушения, добровольное прекращение противоправного поведения, оказание им содействия административному органу в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (представление всех документов для проведения проверки) являются одними из обстоятельств, смягчающих административную ответственность (пункты 1, 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность нарушителя,   обстоятельства, смягчающие ответственность, а также  отсутствие отягчающих вину обстоятельств (согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания), суд считает необходимым  привлечь ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КАП РФ и назначить ему наказание  в виде взыскания минимального размера штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса - 3 000 руб.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной

не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  р е ш и л :

1.  Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, юридический адрес: <...>, (ОГРН <***>) удовлетворить.

2.  Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2, дата рождения - 15.06.1974, место рождения – г.Саранск, проживающего по адресу: <...>, прописанного по адресу: <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации – 30.12.2004 Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Мордовия), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей.

3. Штраф перечислить в 30-дневный срок с момента вступления решения в силу по следующим реквизитам:

  - наименование получателя – УФК по РМ (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России);

- банк получателя - ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск;

- счет получателя платежа: 40101810900000010002;

- БИК -   048952001;  ОКАТО – 89401000000;

-   ИНН – <***>; КПП – 583601001;

- КБК – 106 116 9004004 6000 140;

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья Г.В. Полубоярова