ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-5019/06 от 06.04.2007 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саранск Дело №А39-5019/2006

6 апреля 2007 года

Арбитражный суд Республики Мордовия   в составе судьи С.Н.Насакиной

при ведении протокола судебного заседания судьей С.Н.Насакиной,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия

к   Федеральному государственному учреждению «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия», п.Сосновка Зубово-Полянского района РМ

о    взыскании 518549 рублей налоговых санкций

при участии в заседании:

от заявителя:   Кудашовой С.А., представителя по доверенности №03-06/2673 от 19.03.2007г.

от ответчика:   Пиксаевой З.Ф., представителя по доверенности №3 от 19.03.2007г.

установил:   Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия обратилась в суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Мордовия» (далее по тексту – ФГУ ИК-7 УФСИН России по РМ, Учреждение, ответчик) 518549 рублей штрафов за непредставление в налоговый орган в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2004 года.

Ответчик требования налогового органа отклонил по доводам, изложенным в отзыве.

Как следует из материалов дела, Межрайонная инспекция ФНС №6 по Республике Мордовия провела выездную налоговую проверку Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. В ходе проверки в числе других нарушений установлено, что Учреждение не уплатило в 2004 году 293690 рублей налога на добавленную стоимость с выручки, полученной в безналичном порядке от реализации товаров осужденным через расположенный на территории исправительного учреждения магазин, и не представило в налоговый орган декларации по НДС за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2004 года. Результаты проверки отражены в акте от 01.06.2006г. На основании этого акта руководителем Инспекции принято решение №60 от 23.06.2006г., которым ФГУ ИК-7 УФСИН России по РМ привлечено к налоговой ответственности, в частности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 518549 рублей штрафа за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по НДС за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2004 года.

На уплату штрафа Инспекцией в адрес ответчика направлено требование №18939. В связи с неуплатой Учреждением в добровольном порядке суммы налоговой санкции в срок, указанный в требовании налогового органа, Инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании вышеуказанной суммы штрафа в принудительном порядке.

Возражая против удовлетворения требований Инспекции, ответчик указал на то, что в 2004 году он не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, поэтому у него отсутствовала обязанность представления в налоговый орган деклараций по названному налогу. Учреждение полагает, что в отношении деятельности по реализации товаров осужденным через магазин, расположенный на территории исправительного учреждения, с оплатой их из средств, имеющихся на лицевых счетах осужденных, подлежит применению система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Исследовав представленные документы, выслушав пояснения и доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявление Инспекции подлежит отклонению по следующим основаниям.

В силу абзаца второго пункта 3 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Статьей 298 ГК РФ предусмотрено, что учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами.

Согласно пункту 1.6 Положения о государственном Учреждении ЖХ-385/7 (действующего в 2004г.) ответчик вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенные законом, при этом занятие предпринимательской деятельностью   осуществляется лишь постольку, поскольку это необходимо для решения поставленных перед ним задач и не запрещено законом.

Статьей 14 Закона РФ от 21.07.93г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставлено право осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений.

Согласно пункту 1.2 Положения о внебюджетной деятельности Учреждения, утвержденного приказом от 10.01.2004г., средства, полученные от внебюджетной деятельности, предназначены для обеспечения социальной защиты личного состава и улучшения условий содержания спецконтингента. В качестве одного из видов внебюджетной деятельности предусмотрена реализация товаров через магазин (пункт 2.1.1. Положения). Доходы, полученные от внебюджетной деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения (пункт 4.2 Положения).

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказами Минюста России №224 от 30.07.2001г. (действовавшими в проверяемый период), для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.

Статьей 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

Материалами дела подтверждено, что в проверяемый период Учреждение, в частности, осуществляло розничную продажу приобретенных товаров (с применением десятипроцентной наценки от стоимости их приобретения) осужденным через магазин (с площадью торгового зала не превышающей 150 квадратных метров), расположенный на территории исправительного учреждения. Оплата за товары производилась за счет денежных средств, находящихся на лицевых счетах осужденных, по их заявлениям. Данный факт налоговым органом не оспаривается. От указанных операций ответчиком был получен доход в размере десяти процентов от цены приобретения реализованных товаров. Осуществление данного вида деятельности является правом, а не обязанностью Учреждения и направлено на реализацию уголовно-исполнительного законодательства с целью обеспечения социальной защиты личного состава и улучшения условий содержания спецконтингента.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

На территории Республики Мордовия единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности введен Законом Республики Мордовия от 28.11.2002г. №53-З «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

В пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ и в статье 2 Закона РМ от 28.11.2002г. №53-З перечислены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В частности, к таким видам деятельности относится розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не  более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

В силу статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

В рассматриваемом случае речь идет о розничной торговой точке, расположенной на территории специального учреждения – исправительной колонии, где осужденные к ограничению свободы отбывают наказание. Учитывая названную особенность, основными покупателями данного магазина являются осужденные и личный состав Учреждения, приобретающие товары для личного пользования.

Довод Инспекции о том, что данная торговля не является розничной, поскольку расчеты осуществлялись в безналичной форме, отклоняется судом, так как в силу специфики деятельности исправительных учреждений приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости через розничную торговую сеть за наличный расчет невозможно в силу положений статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Поэтому, в силу вышеуказанных норм, оплата за данные товары производилась заключенными за счет денежных средств, находящихся на лицевых счетах осужденных, по их заявлениям. При этом деятельность по реализации товаров через магазин по всем признакам носит характер сделок розничной купли-продажи.

В силу пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Учреждением представлены декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2004 года и доказательства их получения 04.04.2007г. налоговым органом.

Учитывая изложенное, следует признать, что поскольку в проверяемый период Учреждение осуществляло розничную торговлю, подпадающую под обложение единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, поэтому в отношении операций по реализации товаров осужденным через магазин, расположенный на территории исправительного учреждения, оно не являлось плательщиком НДС.

Обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по налогу на добавленную стоимость установлена статьей 174 Налогового кодекса РФ только для налогоплательщиков (налоговых агентов).

Субъектом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, также является налогоплательщик.

Поскольку ФГУ ИК-7 УФСИН России по РМ в 2004 году не являлось плательщиком налога на добавленную стоимость и у него отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по этому налогу, привлечение Учреждения к налоговой ответственности, установленной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, является неправомерным.

Руководствуясь 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья С.Н.Насакина