ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-5022/14 от 22.01.2015 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-5022/2014

город Саранск                                                                     января 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена января 2015 года .

Решение в полном объеме изготовлено января 2015 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кичкиной Т.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации городского округа Саранск

о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия по отказу в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3, оформленные сообщением от 23.06.2014 №11-04/22447, незаконными, и

обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия осуществить государственную регистрацию ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3, к заинтересованные лица:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, г.Саранск,

индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Саранск

при участии:

от заявителя: ФИО2 – представителя, доверенность от 05.09.2014  №110-д,

от ответчика: ФИО3 – представителя, доверенность от 29.12.2014 №100,

от ИП ФИО1: ФИО4 – представителя, доверенность от 10.12.2014, ордер №900 от 13.12.2014.

у с т а н о в и л:

Администрация городского округа Саранск  (далее – Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Росреестр по РМ, Управление, ответчик) о признании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия по отказу в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3, оформленные сообщением от 23.06.2014 №11-04/22447, незаконными, и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия осуществить государственную регистрацию ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3.

Ответчик  в отзыве на заявление  и представитель в судебном  заседании требования заявителя не признали, указав, что поскольку в регистрации права собственности ФИО1 на нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3., было отказано, следовательно, Управление правомерно отказало в регистрации ипотеки в силу закона на такое помещение.  

ИП ФИО1 в заявлении от 27.11.2014 разрешение заявленного требования оставила на усмотрение суда.

При рассмотрении дела установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования "Городской округ Саранск" на нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3. (запись регистрации от 19.06.2008 №13-13-01/171/2008-037), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13-ГА №222992.

24.12.2013 между Администрацией городского округа Саранск и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор №107 купли-продажи встроенного нежилого помещения №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

06.02.2014 Администрацией городского округа Саранск  и ФИО1 в Управление были представлены документы на регистрацию перехода права собственности и права собственности на обозначенный объект на основании договора от 24.12.2013 года №107 купли-продажи встроенного нежилого помещения № 2 при реализации арендатором преимущественного прав на приобретение арендуемого имущества. Одновременно ФИО1 было подано заявление на регистрацию ипотеки в силу закона, поскольку оплата выкупаемого имущества по указанному договору осуществляется в рассрочку.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2014 года №01/012/2014-464 регистрирующим органом ФИО1  было отказано в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>. в связи с тем, что 23.06.2014 отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект.

Считая отказ Управления Росреестра по РМ в государственной регистрации ипотеки в силу закона незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с данным заявлением.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон №122-ФЗ,  Закон о регистрации) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок  с ним", других федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон №122-ФЗ, Закон о государственной регистрации) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Порядок проведения государственной регистрации прав, перечень представляемых для нее документов и требования, предъявляемые к этим документам, изложены в статьях 12, 16, 18 Закона №122-ФЗ.

В силу статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать  требованиям, установленным законодательством  Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Такие документы должны содержать  описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.

В силу статьи 9 Федерального закона №122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.

В силу пункта 1 статьи 13 указанного Закона при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается  отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными    правами на данный объект недвижимого имущества.

Законом государственному  регистратору предоставлено право проверять действительность документов, в том числе, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления регистрации права.

Статья 20 Закона о регистрации прав содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона №122-ФЗ в государственной регистрации  прав может быть отказано в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона №122-ФЗ.

При этом согласно части 2 статьи 17 Закона №122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности муниципального образования "Городской округ Саранск" на нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3. (запись регистрации от 19.06.2008 №13-13-01/171/2008-037), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13-ГА №222992.

24.12.2013 между Администрацией городского округа Саранск и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор №107 купли-продажи встроенного нежилого помещения №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

06.02.2014 Администрацией городского округа Саранск  и ФИО1 в Управление были представлены документы на регистрацию перехода права собственности и права собственности соответственно на обозначенный объект на основании договора от 24.12.2013 года №107 купли-продажи встроенного нежилого помещения №2 при реализации арендатором преимущественного прав на приобретение арендуемого имущества. Одновременно ФИО1 было подано заявление на регистрацию ипотеки в силу закона, поскольку оплата выкупаемого имущества по указанному договору осуществляется в рассрочку.

Государственный регистратор Управления в уведомлениях от 24.02.2014 и от 23.05.2014 №01/012/2014-463 приостановила государственную регистрацию перехода права собственности, права собственности встроенного нежилого помещения № 2 по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации прав  и представления документов, которые по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Одновременно уведомлениями от 24.02.2014 и от 23.05.2014 №01/012/2014-464 государственный регистратор приостановила государственную регистрацию ипотеки в силу закона на вышеуказанное помещение в связи с тем, что регистрация права собственности на указанный объект недвижимого имущества приостановлена, что не позволяет провести регистрацию ипотеки.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2014 года №01/012/2014-463 регистрирующим органом Администрации городского округа Саранск и ФИО1  было отказано в государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>. по следующим причинам:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

- не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2014 года №01/0125/2014-464 регистрирующим органом ФИО1  было отказано в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>. в связи с тем, что 23.06.2014 отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект.

Отказ Управления Росреестра по РМ от 23.06.2014 года №01/012/2014-463 в государственной регистрации перехода права собственности и регистрации права собственности на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>., в судебном порядке  Администрацией не оспорен и незаконным не признан.

Следовательно, выводы Управления, изложенные в данном отказе, судом не могут оцениваться  в рамках настоящего дела, и суд не вправе давать оценку доводам названного отказа Администрации в государственной регистрации перехода права собственности, который не обжалуется и не является предметом проверки по настоящему делу. Иное означало бы выход суда за пределы заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) ипотека подлежит государственной регистрации в ЕГРП в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно пункту 2 статьи 20 Закона об ипотеке ипотека в силу закона подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины. Государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом. При государственной регистрации ипотеки в силу закона внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о залогодержателе осуществляется на основании договора, из которого возникло обеспечиваемое ипотекой обязательство. При этом истребование у заявителя иных касающихся залогодержателя документов и сведений не допускается.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки осуществляется путем совершения регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации ипотеки является день совершения регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрационные записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним совершаются в очередности, определяемой на основании дат поступления всех необходимых документов в орган, осуществляющий ведение указанного реестра.

В соответствии с пункта 1 статьи 22 Закона об ипотеке регистрационная запись об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна содержать сведения о первоначальном залогодержателе, предмете ипотеки и сумме обеспеченного ею обязательства.

Эти данные вносятся в регистрационную запись об ипотеке на основании договора об ипотеке либо договора, влекущего возникновение ипотеки в силу закона.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона об ипотеке в государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации установлено, что в государственной регистрации может быть отказано, в частности, в тех случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, либо регистрирующему органу не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Законом для государственной регистрации прав.

Сообщением об отказе в государственной регистрации от 23.06.2014 года №01/0125/2014-464 регистрирующим органом ФИО1  было отказано в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>. в связи с тем, что 23.06.2014 отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект.

По мнению арбитражного суда, одного лишь заключения договора купли-продажи нежилого помещения с условием об оплате выкупаемого имущества по указанному договору в рассрочку недостаточно для регистрации ипотеки в силу закона.

Так в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об ипотеке ипотека как обременение имущества, заложенного по договору об ипотеке, или при ипотеке, возникающей в силу закона, возникает с момента государственной регистрации ипотеки.

При этом государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что государственная регистрация права собственности ФИО1 на встроенное нежилое помещение №2, общей площадью 47,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>., не производилась.

Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, Управление правомерно отказало в регистрации ипотеки в силу закона на спорное помещение.

Указанное не позволяет обязать регистрирующий орган внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ипотеки в силу закона на спорное имущество в отсутствие зарегистрированного права собственности на объект недвижимого имущества, подлежащего обременению.

При этом у заявителя отсутствуют препятствия для обращения в регистрирующий орган вновь в случае изменения фактических обстоятельств.

В  соответствии  со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) гражданам, организациям и иным лицам предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, если они  полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.         

Из пункта 5 статьи 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.

Согласно части 4 статьи  200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установленные арбитражным судом в ходе рассмотрения дела фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства не свидетельствуют о наличии со стороны Росреестра по РМ нарушений прав и законных интересов  заявителя  в области экономической деятельности.

В части 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Следовательно, требования Администрации городского округа Саранск о признании незаконными действий Управления Росреестра по РМ по отказу в государственной регистрации ипотеки в силу закона на встроенное нежилое помещение №2 в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Пролетарский район, ул.Пушкина, д.3, корп.3, оформленных сообщением от 23.06.2014 №11-04/22447, подлежат отклонению.

Оспариваемое действие  проверялось на его соответствие Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

          На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15.01.2015 до 22.01.2015.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении  заявленных требований заявителю отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                    Е.В. Волкова