АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-5333/2012
город Саранск 03 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хренковой М.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом", г.Саранск,
к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, г. Саранск,
о признании незаконным и отмене постановления №014269 от 30.11.2012
при участии:
от заявителя: ФИО1, представителя, доверенность №13АА0280398 от 30.08.2012,
от ответчика: ФИО2, главного специалиста-эксперта отдела иммиграционного контроля, доверенность №МС13/1-11 от 08.02.2013,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом" (далее по тексту также – заявитель, ООО "СК "Новый Дом", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия (далее по тексту также - УФМС по РМ, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления №014269 от 30.11.2012 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 450 000руб.
Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия в отзыве заявленные требования отклонило, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
При рассмотрении дела установлено, что на основании распоряжения заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управления от 13.07.2012 №613 сотрудниками Управления 13.07.2012 года была осуществлена внеплановая проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом" миграционного законодательства.
В ходе проверки был установлено, что гражданин Республики Узбекистан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 01.05.2012 до 29.07.2012 поставлен на миграционный учет МО УФМС России по Республике Мордовия в Ичалковском районе по адресу: Республика Мордовия, <...> принимающей стороной - ООО "Строительная компания "Новый Дом", но фактически указанный иностранный гражданин проживал с начала марта 2012 по 13 июля 2012 по адресу: Республика Мордовия, <...> (в строительном вагончике, расположенном на территории животноводческой фермы).
21.11.2012 в отношении ООО "Строительная компания "Новый Дом" уполномоченным должностным лицом Управления без участия представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении №014269, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем начальника отдела иммиграционного контроля Управления, в отсутствие представителя Общества, вынесено постановление №014269 от 30.11.2012 о привлечении ООО "Строительная компания "Новый Дом" к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 450 000 рублей.
В протоколе об административном правонарушении №014269 от 21.11.2012 и постановлении №014269 от 30.11.2012 Управлением сделан вывод о нарушении Обществом пункта 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившегося в неуведомлении органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение 7 рабочих дней.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Строительная компания "Новый Дом" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9.
Процедура постановки на миграционный учет по месту пребывания представляет собой информирование (уведомление) территориального органа ФМС России о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства подразумевает под собой деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В пункте 4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ определено, что место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ принимающая сторона - это сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации - в том числе и юридическое лицо, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:
1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;
2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;
3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 22 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ правила миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 г. № 9.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что в уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения: а) о лице, подлежащем постановке на учет: фамилия, имя, отчество; гражданство (подданство); дата и место рождения; пол; вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; цель въезда; профессия; дата въезда в Российскую Федерацию; серия и номер миграционной карты; заявленные сроки пребывания; адрес места пребывания; адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания).
ООО "СК "Новый Дом" осуществляло работы по строительству животноводческого молочного комплекса в с.Оброчное на основании договора подряда №15 от 01.09.2010, заключенного с ООО "ИНЖСТРОЙ", г.Саранск.
В отношении иностранного гражданина ФИО3 ООО "СК "Новый Дом" являлось принимающей стороной, что подтверждается копией трудового договора №8У от 06.02.2012 и Обществом не оспаривается.
Отсутствие права собственности у заявителя на строительный вагончик, в котором проживал иностранный рабочий ФИО3 в рассматриваемой ситуации не имеет принципиального значения.
Из материалов дела следует, что в уведомлении Общества о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №000063/47 от 01.05.2012 указан адрес пребывания иностранного гражданина Сидико- ва Я.Т. (Республика Мордовия, <...>).
Фактически данный иностранный гражданин с начала марта 2012 по 13 июля 2012 проживал по адресу: Республика Мордовия, <...> (в строительном вагончике расположенном на территории животноводческой фермы).
Указанные факты полностью подтверждаются актом проверки №613 от 13.07.2012; уведомлением о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №000063/47 от 01.05.2012; объяснениями иностранных граждан ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО7 от 13.07.2012, а также граждан Российской Федерации ФИО8 от 13.07.2012, ФИО9, ФИО10, ФИО11 от 19.07.2012, а также протоколом об административном правонарушении №014269 от 21.11.2012.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №000063/47 от 01.05.2012, подписано главным инженером Общества ФИО12 (приказ №2 от 01.04.2008) и содержит печать ООО "СК "Новый Дом".
Вместе с тем, в рассматриваемом случае административным органом совершенное Обществом административное правонарушение неправильно квалифицировано по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Иностранный гражданин ФИО3 с начала марта 2012 по 13 июля 2012 постоянно пребывал по адресу: Республика Мордовия, <...> (в строительном вагончике расположенном на территории животноводческой фермы).
Указанный гражданин Республики Узбекистан был поставлен Управлением на миграционный учет с 01.05.2012 до 29.07.2012 на основании уведомления Общества о прибытии иностранного гражданина №000063/47 от 01.05.2012, в котором место пребывания ФИО3 указано: Республика Мордовия, <...>.
В связи с наличием уведомления ООО "СК "Новый Дом" о прибытии иностранного гражданина в место пребывания №000063/47 от 01.05.2012, вывод Управления о нарушении Обществом пункта 2 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившегося в неуведомлении органа миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в течение 7 рабочих дней, является ошибочным.
В аналогичной ситуации постановлением №014311 от 24.12.2012 Управление привлекло Общество к административной ответственности по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 350 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.03.2013 по делу №А39-176/2013 ООО СК "Новый Дом" отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Управления №014311 от 24.12.2012.
Частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Факт представления при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ.
Уведомление Общества о прибытии иностранного гражданина №000063/47 от 01.05.2012 содержит заведомо ложные сведения о месте пребывания иностранного гражданина ФИО3 (место пребывания которого указано: Республика Мордовия, <...>, при фактическом пребывании по адресу: Республика Мордовия, <...>, строительный вагончик на территории животноводческой фермы).
Таким образом, действия Общества по представлению при осуществлении миграционного учета принимающей стороной заведомо ложных сведений об иностранном гражданине следует квалифицировать по части 2 статьи 19.27 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.27 КоАП РФ, не отнесено к компетенции судей арбитражных судов.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав заявителя при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении без номера и даты (на 21.11.2012) направлено административным органом по адресу: <...>) и вручено федеральной почтовой службой 14.11.2012 менеджеру ФИО13, что подтверждается копией уведомления о вручении №481-8.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 21.11.2012 (на 30.11.2012 на 15 час. 00 мин.) вручено Обществу 30.11.2012 по юридическому адресу: <...>, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма №43000395530682.
Представитель ООО "СК "Новый Дом" ФИО1 в ходе судебного разбирательства пояснил, что Общество было надлежащим образом извещено как о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, так и о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Вместе с тем, ФИО1 заявил о том, что он не был допущен административным органом ни к составлению протокола об административном правонарушении, ни к рассмотрению дела об административном правонарушении. Данный довод заявителя судом не принимается, поскольку он не подтвержден документально.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При таких обстоятельствах постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия №014269 от 30.11.2012 о привлечении ООО "Строительная компания "Новый Дом" к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 211 Арбитражного процессуаль-ного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить полностью постановление по делу об административном правонарушении №014269 от 30.11.2012 Управления Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия, которым общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый Дом", г.Саранск, ОГРН <***>, ИНН <***>, привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 450 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Савочкин В.Н.