ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-5821/20 от 30.11.2020 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-5821/2020

город Саранск                                                  декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года .

Решение в полном объёме изготовлено декабря 2020 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300928868, ИНН 1324125347, Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка) и акционерного общества "Транс-Север" (АО "Транс-Север", ОГРН 1026601184301, ИНН 6617006973, Республика Мордовия, г. Саранск)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, ОГРН 1021300981350, ИНН 1326136739, Республика Мордовия, г. Саранск)

об оспаривании решения от 24.03.2020 по делу № 013/01/16-586/2019,

при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

на стороне заявителей – муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детство" Рузаевского муниципального района (МБДОУ "Детство", ОГРН 1161324050018, ИНН 1324001750, Республика Мордовия, Рузаевский район, с. Татарская Пишля);

на стороне заявителей – общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная компания "Универсал" (ООО "РСК "Универсал", ОГРН 1111326000125, ИНН 1326217547, Республика Мордовия, г. Саранск);

на стороне антимонопольного органа – Министерство образования Республики Мордовия (Минобразования Республики Мордовия, ОГРН 1021300979754, ИНН 1326047197, Республика Мордовия, г. Саранск);

при участии в заседании:

от заявителя – Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия: Лисенкова Екатерина Юрьевна (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от заявителя – АО "Транс-Север": Бикмаев Антон Евгеньевич (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от антимонопольного органа: Семенова Алина Александровна (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

другие участники арбитражного процесса не явились,

у с т а н о в и л:

Администрация Рузаевского муниципального района Республики Мордовия (далее также – Администрация) и АО "Транс-Север" обратились в арбитражный суд с указанными заявлениями, требуя признать оспариваемое решение комиссии Мордовского УФАС России от 24.03.2020 по делу № 013/01/16-586/2019 незаконным.

Заявленные требования мотивированы по существу доводами о правомерности осуществлённой закупки у единственного поставщика и недоказанности антимонопольным органом факта заключения и реализации заявителями вменённого оспариваемым решением антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур.

Антимонопольный орган представил отзывы на заявления, возразив относительно заявленных требований. Возражения мотивированы по существу обстоятельствами и доводами, послужившими основанием для принятия оспариваемого решения.

Третьи лица отзывы на заявление не представили.

В судебном заседании представители заявителей поддержали заявленные требования.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа возразил относительно заявленных требований.

Представители третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Мордовского УФАС России от 02.04.2019 года №49-од проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Основанием для проведения проверки явилась информация, полученная антимонопольным органом в результате анализа заявлений МБДОУ "Детство" (вход. № 372, 373 от 25.01.2018).

По результатам проверки составлен Акт проверки от 29.04.2018 № 05, согласно которому в действиях Администрации установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции).

Антимонопольным органом установлено, что 28.11.2018 Администрация заключила с АО "Транс-Север" муниципальный контракт № 40 "Приобретение (выкуп) нежилого здания для размещения детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района" (далее – здание детского сада, детский сад).

Закупка осуществлена у единственного поставщика на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).

Контракт заключён на основании постановления Администрации от 31.10.2018 № 841, согласно которому Администрация приняла решение об осуществлении инвестиции за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение здания детского сада.

Заключению контракта предшествовали следующие действия.

Велась электронная переписка Администрации (zamglavrmr@yandex.ru) с АО "Транс-Север" (transsever.rm@mail.ru) – пересылка проекта контракта и пр.

Проектная и сметная документация на здание детского сада направлялась Администрации, которая располагала сведениями об объекте строительства.

04.10.2013 постановлением Правительства Республики Мордовия № 451 утверждена государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы. Программа предусматривает строительство детского сада в пос. Левженский. Совокупная стоимость объекта: 50 475,0 тыс. руб. Планируемый срок сдачи (ввода в эксплуатацию) объекта: 2015 год.

В 2015 году на основании договора от 23.01.2015, заключённого МБДОУ "Приреченский детский сад" с ООО "Научно-строительная компания СтройПолимер" составлен Технический отчёт по результатам инженерно-технического обследования корпуса № 2 по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Левженский, ул. Центральная, д. 28. Здание признано аварийным, непригодным для эксплуатации и рекомендовано прекратить эксплуатацию здания.

06.05.2015 постановлением Администрации № 564 приостановлена эксплуатации корпуса № 2 МБДОУ "Приреченский детский сад".

03.06.2015 на сайте https://torgi.gov.ru/ организатором торгов – Администрацией размещено извещение о проведении 13.07.2015 аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 13:17:0122001:867 для размещения объекта образования по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, пос. Левженский, ул. Школьная, ориентир дом № 2.

10.06.2015 ООО "РСК "Универсал" сообщило Администрации, что имеет возможность строительства частных детских садов и просила проинформировать о потребности в строительстве в разрезе муниципальных организаций Рузаевского муниципального района.

16.06.2015 Администрация сообщила ООО "РСК "Универсал" о наличии потребности в организации услуг дошкольного образования путём строительства частных дошкольных образовательных организаций. Имеется потребность в г. Рузаевка – необходимо два детских сада на 160 мест, в пос. Левженский – необходим детский сад на 65-75 мест (письмо от 16.06.2015 № 2699).

18.06.2015 ООО "РСК "Универсал" просило Администрацию проинформировать о необходимом количестве документов для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования,

18.06.2015 Администрация сообщила ООО "РСК "Универсал", что для получения перечня необходимой документации рекомендуется обратиться в Минобразования Республики Мордовия в отдел по лицензированию (письмо от 18.06.2015 № 2768).

18.06.2015 составлен Акт планового (внепланового) обследования 1 корпуса МБДОУ "Приреченский детский сад" (пос. Левженский, ул. Центральная, д. 28), Актом установлена необходимость ремонта фасада здания и крыльца, замена входных и внутренних дверей, замена оконных рам на энергосберегающие, замена досок в полу, ремонт крыши и стропил, замена асфальтового покрытия.

03.07.2015 ООО "РСК "Универсал" подало заявку на участие в аукционе.

07.07.2015 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили договор аренды земельного участка № 203-15 с кадастровым номером 13:17:0122001:867 для размещения объекта образования сроком на 3 года.

23.10.2015 постановлением Администрации № 1479 утверждена муниципальная программа "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016-2020 годы. Программа предусматривает строительство детского сада на 70 мест в пос. Левженский.

01.04.2016 ООО "РСК "Универсал" подготовило задание на проект.

В 2016 году ООО "Проект 13" по заказу ООО "РСК "Универсал" разработало проектную документацию "детский сад на 70 мест", согласно которой планируемая продолжительность строительства составляет 7 месяцев.

05.09.2016 постановлением Администрации № 1135 утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: 13:17:0122001:8б7.

10.03.2017 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили Соглашение о намерениях, целью которого являлось приобретение в муниципальную собственность здания детского сада.

15.03.2017 ООО "РСК "Универсал" обратилось в ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации "Детский сад на 70 мест".

21.06.2017 ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" подготовило положительное заключение экспертизы №13-1-1-2-0190-17 на проектную документацию объекта капитального строительства "Детский сад на 70 мест".

26.06.2017 Администрация выдала ООО "РСК "Универсал" разрешение па строительство объекта капитального строительства "Детский сад на 70 мест". Разрешение № 13-RU 13517308-165-2017. Срок действия разрешения – до 26.01.2018.

21.07.2017 ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" выдало положительное заключение экспертизы №13-1-1-2-0190-17 на объект капитального строительства "Детский сад на 70 мест".

25.12.2017 Законом Республики Мордовия № 107-3 утверждён бюджет Республики Мордовия на 2018 год.

18.05.2018 ООО "РСК "Универсал" обратилось в ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" с заявлением о проверке достоверности сметной стоимости строительства объекта "Детский сад на 70 мест".

21.05.2018 Минобразования России и Правительство Республики Мордовия заключили соглашение № 074-17-2018-010 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

02.07.2018 ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" выдало положительное заключение экспертизы №13-1-0316-18 на объект капитального строительства "Детский сад на 70 мест".

31.07.2018 постановлением Правительства Республики Мордовия № 402 внесены изменения в государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2025 годы. Программой предусмотрено строительство детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района. Совокупная стоимость объекта составляет 50 475,0 тыс. руб. Планируемый срок сдачи (ввода в эксплуатацию) объекта 2019 год.

06.08.2018 постановлением Правительства Республики Мордовия № 404 утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2018 году.

22.08.2018 АО "Транс-Север" подало в АО Техническую фирму "ВАТТ" заявку № 18-554/009489 на технологическое присоединение ВРУ здания детского сала на 70 мест.

29.08.2018 ООО "РСК "Универсал" и АО "Транс-Север" заключили договор купли-продажи объекта незавершённого строительства – детского сада на 70 мест (степень готовности 70%).

04.09.2018 ООО "РСК "Универсал" и АО "Транс-Север" заключили дополнительное соглашение № 1 к указанному выше договору.

04.09.2018 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили соглашение о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером: 13:17:0122001:867 (договор от 07.07.2015 № 203-15).

04.09.2018 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили договор аренды земельного участка с кадастровым номером: 13:17:0122001:867 для размещения объекта образования (договор от 04.09.2018 № 06-18).

04.09.2018 в целях исполнения договора купли-продажи от 29.08.2018 ООО "РСК "Универсал" передало, а АО "Транс-Север" приняло детский сад на 70 мест (объект незавершенного строительства, степень готовности 70%) и земельный участок с кадастровым номером: 13:17:0122001:867.

05.09.2018 ООО "РСК "Универсал" и АО "Транс-Север" заключили договор субподряда № 05-09/2028-5 на выполнение работ по объекту "Детский сад на 70 мест (объект незавершенного строительства, степень готовности 70%).

18.09.2018 в постановление Правительства Республики Мордовия от 06.08.2018 № 404 внесены изменения, касающиеся объекта капитальных вложений – детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района. Объём финансового обеспечения на реализацию мероприятия, тыс. рублей плановый период 2019 год – 40 888,25 (постановление от 18.09.2018 № 474).

20.09.2018 АО "Транс-Север" и АО Техническая фирма "ВАТТ" заключили договор № 18-554 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

05.10.2018 выдано разрешение на строительство (новая редакция разрешения на строительство от 26.06.2017 № 13-RU 13517308-165-2017). Срок действия разрешения – до 04.08.2019.

09.10.2018 постановлением Правительства Республики Мордовия № 503 в государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования и Республике Мордовия" на 2014-2025 годы внесены изменения, касающиеся объекта капитальных вложений – детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района.

29.10.2018 Минпросвещения России и Правительство Республики Мордовия заключили дополнительное соглашение № 074-17-2018-010/1 к соглашению от 21.05.2018 № 074-17-2018-010.

30.10.2018 постановлением Правительства Республики Мордовия № 521 в постановление Правительства Республики Мордовия от 06.08.2018 № 404 внесены изменения, касающиеся распределения межбюджетных трансфертов в отношении объекта капитального вложения в Рузаевском муниципальном районе – детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района.

30.10.2018 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили соглашение о переводе в пользу АО "Транс-Север" прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 04.09.2018 № 06-18.

31.10.2018 постановлением Правительства Республики Мордовия № 521 внесены изменения, касающиеся распределения межбюджетных трансфертов в отношении объекта капитального вложения в Рузаевском муниципальном районе – детского сада на 70 мест в пос. Левженский Рузаевского муниципального района.

31.10.2018 постановлением Администрации № 841 решено осуществить инвестиции за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение здания детского сада.

01.11.2018 постановлением Администрации № 845 в муниципальную программу "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе" на 2016-2021 годы внесены изменения, которыми предусмотрено приобретение здания детского сада.

06.11.2018 Минобразования Республики Мордовия и Администрация заключили соглашения № с/267, с/267/1 о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программа дошкольного образования.

07.l1.2018 Администрация выдала АО "Транс-Север" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Детский сад на 70 мест" (разрешение № 13-RU13517314-80-2018).

09.11.2018 Центром некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарева" составлен акт экспертного исследования, согласно которому рыночная стоимость здания детского сада без учёта земельного участка составляет 64 595 010 рублей.

12.11.2018 распоряжением Администрации № 294-р внесены изменения в План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд на 2018 финансовый год и плановый период 2019 и 2020 годов, которыми предусмотрено приобретение (выкуп) здания детского сада.

14.11.2018 распоряжением Администрации № 297-р внесены изменения в План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российский Федерации и муниципальных нужд на 2018 год.

15.11.2018 АО "Транс-Север" и АО Технической фирмой "ВАТТ" подписан акт об осуществлении технологического присоединения.

22.11.2018 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (новая редакция разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 07.11.2018 № 13-RU13517314-80-2018).

23.11.2018 зарегистрировано право собственности на объект № 13:17:0122001:1327-13/065/2018-1.

После чего Администрация заключила с АО "Транс-Север" указанный выше контракт, осуществив закупку у единственного поставщика.

24.03.2020 комиссия антимонопольного органа по делу № 013/01/16-586/2019 решила:

1. Признать действия Администрации, АО "Транс-Север", ООО "РСК "Универсал", выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур, нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лиц, в действиях которых присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьёй 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Направить решение и материалы дела в Министерство внутренних дел Республики Мордовия и Прокуратуру Республики Мордовия.

Решение мотивировано выводом о наличии в действиях Администрации, АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал" признаков достижения и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур.

В подтверждение такого вывода в решении указано на следующее.

1. Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учётом положений указанного кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ),

Подготовка и реализация бюджетных инвестиций и представление субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимости имущества в государственную или муниципальную собственность регламентированы статьями 78.2, 79 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1-2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии па осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее в настоящей главе - капитальные вложения в объект государственной (муниципальной) собственности) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся па праве оперативного управления у этих учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у этих предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Принятие решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление за счёт предусмотренных настоящей статьёй субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и предоставление указанных субсидий осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с частью 1-2 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложении в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными о пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретённые в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтажный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтажный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а. следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Статьёй 93 Закона о контрактной системе определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), имеющие исключительный характер, когда применение процедур конкурентного отбора невозможно либо нецелесообразно.

В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определённых в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества и государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчёте невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (часть 3 статьи 93 Закона о контрактной системе).

В целях реализации полномочии в рамках пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе соответствующий объект уже должен существовать как таковой, то есть заказчик не имеет права заключать контракты с единственным поставщиком в случае, если предметом такого контракта является приобретение строящегося (незавершённого) либо несуществующего нежилого здания, строения, сооружения (письма Минэкономразвития России от 21.11.2016 № Д28и-3029, от 14.10.2016 № ОГ-Д28-12301).

В данном случае на момент принятия решения об осуществлении инвестиций за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение здания детского сада, объект продажи имел незавершённый характер, разрешение на ввод его в эксплуатацию было получено 07.11.2018, в новой редакции – 22.11.2018.

2. 10.03.2017 Администрация и ООО "РСК "Универсал" заключили Соглашение о намерениях, целью которого являлось приобретение в муниципальную собственность здания детского сада.

По объяснениям ООО "РСК "Универсал" от 18.09.2019 № 26, детский сад построен по инициативе Администрации на средства ООО "РСК "Универсал" без авансирования строительства объекта. Объект незавершённого строительства ООО "РСК "Универсал" было вынуждено продать АО "Транс-Север", которое выступало в качестве контрагента, арендовало технику и при строительстве детскою сада было субподрядчиком.

На заседании комиссии антимонопольного органа генеральный директор ООО "РСК "Универсал" Кондратов Е.П. подтвердил факт заключения Соглашения о намерениях и указал, что целью такого соглашения было дальнейшее приобретение Администрацией здания детского сада.

3. Последовательные действия Администрации были заведомо направлены на приобретение объекта недвижимости в обход конкурентных процедур.

3.1. Постановлением Правительства Республики Мордовия № 451 утверждена государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия", предусматривающая строительство детского сада в пос. Левженский Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. В программу неоднократно вносились изменения, касающиеся данного объекта строительства.

23.10.2015 утверждена муниципальная программа "Развитие образования в Рузаевском муниципальном районе на 2016-2020 гг.", предусматривающая строительство детского сада на 70 мест в пос. Левженский. В программу неоднократно вносились изменения, касающиеся данного объекта строительства.

Строительство данного детского сада было изначально направлено на удовлетворение муниципальных нужд.

Решение по выкупу детского сада принято после заключения Соглашения о намерениях.

3.2. В целях реализации государственной и муниципальной программ Администрация приняла решение о предоставлении земельного участка для размещения объекта образования.

На момент заключения договора аренды земельного участка Администрация и ООО "РСК "Универсал" понимали, что осуществление строительства детского сада необходимо в рамках реализации республиканской программы.

03.06.2015 Администрация опубликовала извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 13:17:0122001:867 для размещения объекта образования.

Письмом от 10.06.2015 ООО "РСК "Универсал" сообщило Администрации о наличии возможности строительства частных детских садов и просило проинформировать о наличии потребности в строительстве.

Письмом от 16.06.2015 № 2699 Администрация сообщила о наличии потребности в строительстве детского сада на 65-75 мест.

03.07.2015 ООО "РСК "Универсал" подало заявку на участие в аукционе, по результатам которого 07.07.2015 заключён договор аренды земельного участка № 203-15.

Изложенная хронология действий подтверждает, что Администрация и ООО "РСК "Универсал" знали о последовательных действиях друг друга, заведомо направленных на приобретение Администрацией детского сада в обход конкурентных процедур.

Данное обстоятельство подтверждается имеющейся перепиской между указанными выше лицами.

Кроме того, Администрация располагала сведениями об объекте строительства – детском саде на 70 мест, о сводном сметном расчёте стоимости строительства до заключения муниципального контракта, принятия решения об инвестировании денежных средств в выкуп нежилого здания, что подтверждается имеющейся перепиской.

3.3. 06.11.2018 до заключения муниципального контакта и ввода объекта в эксплуатацию Администрация обратилась в Центр некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва" за определением рыночной стоимости здания детского сада.

06.11.2018 составлен акт экспертного исследования, согласно которому рыночная стоимость здания детского сада составляет 64 595 010 рублей.

Размер инвестиций за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение детского сада определён до составления акта экспертного исследования и соответствовал рыночной стоимости, определённой позднее.

3.4. Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулирует Градостроительный кодекс Российской Федерации.

15.03.2017 ООО "РСК "Универсал" обратилось в ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" с заявлением о государственной экспертизе проектной документации "Детский сад на 70 мест".

18.05.2018 ООО "РСК "Универсал" обратилось в ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" с заявлением о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта "Детский сад на 70 мест".

ГАУ "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" подготовлены соответствующие положительные заключения экспертизы № 13-1-1-2-0190-17, № 13-1-0316-18.

ООО "РСК "Универсал" приняло решение о проведении именно государственной экспертизы, а не негосударственной. При этом в соответствии с требованиями части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация всех объектов, строительство которых финансируются за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.

Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований в Республике Мордовия на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2025 годы, утверждённым постановление Правительства Республики Мордовия от 31.07.2018 № 400, одним из критериев отбора для предоставления субсидии является наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, и положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта.

Из указанного следует, что финансирование объекта предполагалось осуществлять за счёт средств бюджета Администрации и бюджета Республики Мордовия, о чём было известно ООО "РСК "Универсал" и что могло повлиять на принятие решения о проведении именно государственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства.

3.5. Договор купли-продажи объекта незавершённого строительства – детского сада на 70 мест (степень готовности 70%) заключен между ООО "РСК "Универсал" и АО "Транс-Север" 29.08.2018.

При этом 22.08.2018 АО "Транс-Север" подано заявление в АО Техническую фирму "ВАТТ" на технологическое присоединение ВРУ здания детского сада, то есть АО "Транс-Север" предприняло меры по технологическому присоединению объекта до его приобретения в собственность.

Согласно договору купли-продажи, цена объекта незавершенного строительства составляет 14 759 545 рублей.

Комиссией антимонопольного органа приняты во внимание пояснения АО "Транс-Север" от 28.01.2020, а также пояснения сторон о наличии деловых взаимоотношений между АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал" (вход. № 4756 от 19.09.2019), наличие заключённых договоров субподряда с АО "Транс-Север" (протокол заседания комиссии от 17.12.2019).

В соответствии с письмом Межрегионального управления Росфинмониторинга по Приволжскому федеральному округу от 26.11.2019 № 17-05-12/14192-дсп ряд операций между АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал" имеют признаки транзита денежных средств.

Здание детского сада строилось в целях реализации государственной и муниципальной программы в целях обеспечения выполнения обязательств Администрации по обеспечению создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях.

Планируемый срок сдачи (ввод эксплуатации) здания детского сада – 2018 год.

Логическое обоснование совершённых действий может быть обусловлено исключительно реализацией тактики антиконкурентного соглашения. Последовательные действия и хронология событий подтверждают, что у АО "Транс-Север" существовала объективная необходимость завершения работ по строительству в 2018 году в целях реализации государственной программы и муниципальной программы.

3.6 Заместителем Главы Рузаевского муниципального района по строительству, архитектуре и коммунальному хозяйству Юдиным А.Н. подготовлен Отчёт о невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), на основании которого 31.10.2018 Администрация приняла решение об инвестировании денежных средств в приобретение детского сада.

В отчёте Юдин А.Н. при обосновании цены контракта ссылается на Акт экспертного исследования Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз ФГБОУ ВО "МГУ им. Н. П. Огарёва" № 200/01-18, составленный позднее даты принятия решения Администрацией об инвестировании, а именно 09.11.2018.

Юдин А.Н. указывает, что в связи с тем, что объектом закупки является индивидуально определённый объект, проведение конкурентной закупки невозможно, поскольку определено лицо, являющееся правообладателем объекта – нежилого здания для размещения детского сада на 70 мест. В пос. Левженский отсутствуют идентичные либо однородные (аналогичные) нежилые здания для размещения детского сада на 70 мест. Строительство детского сада с применением конкурентных процедур нецелесообразно в связи с ограниченными сроками закупки. В связи с этим применение иных способов определения поставщика нецелесообразно.

Вместе с тем доказательств направления запросов коммерческих предложений хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по строительству жилых и нежилых зданий, не представлены, и анализ стоимости аналогичных объектов не осуществлялся.

Администрация подтвердила, что располагала сведениями о строившемся на территории Левженского сельского поселения объекте строительства, а также сведениями об отсутствии иных подходящих объектов.

Администрация курировала и осуществляла контроль строительства детского сада.

Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции.

За временной интервал исследования товарного рынка приняты 2017, 2018, 2019 годы.

В результате реализации антиконкурентного соглашения заключен муниципальный контракт, созданы преимущества отдельным хозяйствующим субъектам, установлены условия к ограничению доступа на товарный рынок осуществления операций с недвижимостью.

Кроме того, заключение и реализация антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке строительства жилых и нежилых зданий (код ОКПД 41.20).

Географическими границами рынка являются границы пос. Левженский Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Приведённые выше фактические и иные обстоятельства дела, а также доказательства по делу изложены в Заключении об обстоятельствах дела от 21.02.2020 № 02, которым комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации, АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал" по пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку рении.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать па общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1).

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Проведение конкурсов и аукционов является одним из способов экономии бюджетных средств, затрачиваемых при проведении закупок.

Осведомленность каждого из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при предоставлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел па товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет её использования извлекать неконкурентные преимущества.

В результате реализации "антиконкурентного" соглашения, исключается возможность экономии бюджетных средств при закупке, путём исключения конкурентной борьбы между участниками, а создаются условия монополизации изначально конкурентного рынка путём устранения конкуренции (ограничения круга участников торгов), что также не способствует развитию малого и среднего предпринимательства, являющегося одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации в целом и региона в частности.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

При этом из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к которым относятся: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные о соответствующими изменениями иных общих условии обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну труппу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лип, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта пли нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из смысла указанных норм следует, что конкурирующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за. потребителя поставляемых ими товаров, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запрел; антимонопольного законодательства.

Вывод о наличии (отсутствии) в действиях хозяйствующих субъектов нарушения требований статьи 16 Закона о защите конкуренции, устанавливающей запрет на заключение и реализацию антиконкурентных соглашений, можно сделать исходя из оценки группового поведения хозяйствующих субъектов, в том числе, из косвенных доказательств, свидетельствующих о неразумности (не типичности) действий каждого из сторон соглашения.

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснено, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными (статья 8 Закона о защите конкуренции), арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, – может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что  они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин. Подтверждать отсутствие со стороны конкретного хозяйствующего субъекта нарушения в виде согласованных действий могут в том числе доказательства наличия объективных причин собственного поведения этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке и (или) отсутствия обусловленности его действий действиями иных лиц.

Таким образом, для вывода о наличии между участниками согласованных действий значение имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду согласованных действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Кроме того, согласно разъяснениям Президиума ФАС России № 3 "Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах" антиконкурентные соглашения являются правонарушением и поэтому не подлежат опенке с точки зрения соответствия требованиям, которые предъявляются гражданско-правовым законодательством к форме договоров (сделок). Следовательно, несоблюдение формы гражданско-правового договора не может расцениваться как свидетельство отсутствия недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения.

Комиссия антимонопольного органа, учитывая совокупность имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств, в частности:

- устойчивая модель поведения ответчиков, направленная на преднамеренный уход от проведения конкурентных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- хронология внесения изменений в программы по развитию образования, в том числе изменения способа ввода объекта в эксплуатацию, общего размера финансирования;

- заключение 10.03.2017 Соглашения о намерениях между ООО "РСК "Универсал" и Администрацией;

- принятия решения об осуществлении инвестиций за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение нежилого помещения, предназначенного для размещения детского сада в объект незавершенного строительства;

- курирование и осуществление контроля строительства детского сада со стороны Администрации;

- переписка между ответчиками;

- проведение именно государственной экспертизы проектной документации, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства;

- определение размера инвестиций за счёт средств бюджета Рузаевского муниципального района на приобретение детского сада до вынесения акта экспертного исследования;

- наличие деловых взаимоотношений между АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал";

- наличие заключённых договоров субподряда с АО "Транс-Север";

- операции между АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал", имеющих признаки транзита денежных средств:

- отсутствие доказательств направления Администрацией запросов коммерческих предложений хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по строительству жилых и нежилых зданий на территории пос. Левженский Рузаевского муниципального района;

- подтверждение объективной необходимости завершения работ по строительству детского сада АО "Транс-Север" в 2018 году в целях реализации государственной программы и муниципальной программы;

- осуществление АО "Транс-Север" действий по технологическому присоединению детского сада в отсутствие права собственности,

пришла к выводу что Администрацией, АО "Транс-Север" и ООО "РСК "Универсал" нарушены требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (нарушение выразилось в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур).

Несогласие с оспариваемым решением послужило основанием для обращения заявителей в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трёхмесячный срок подачи заявлений не пропущен.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Факт заключения и реализации Администрацией, АО "Транс-Север", ООО "РСК "Универсал" антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение здания детского сада без проведения конкурентных процедур, при обстоятельствах подробно указанных в оспариваемом решении, подтверждается материалами дела и сомнения в достоверности у арбитражного суда не вызывает.

Антимонопольный орган доказал неправомерность действий указанных выше лиц (обстоятельства дела и доказательства, подтверждающие неправомерность действий этих лиц раскрыты в оспариваемом решении) и привёл в оспариваемом решении исчерпывающее обоснование своего решения, с которыми арбитражный суд согласен.

Оспариваемое решение принято уполномоченной комиссией антимонопольного органа в пределах полномочий, предоставленных статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, мотивировано, соответствует указанным выше законоположениям, в том числе пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции и не нарушает права и законные интересы заявителей.

Доводы заявителей об ином не свидетельствуют, сводятся в целом к иной оценке доказательств и отклоняются.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия и акционерному обществу "Транс-Север" в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья                                                                                     Г.К. Екония