АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-5853/2009
город Саранск 09 февраля 2010 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Артамоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания судьей Артамоновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Александровка Лямбирского района Республики Мордовия к Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь Республики Мордовия
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе подготовить и утвердить градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:342, 13:15:0107001:343, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК «Пригородный» (письмо №2630 от 08.09.2009), об обязании подготовить и выдать градостроительные планы указанных земельных участков и о взыскании судебных издержек по оплате представительских услуг
при участии:
от заявителя: ФИО2 – представителя предпринимателя, доверенность от 20.07.2009,
от ответчика: не явился
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением (уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация, ответчик), выразившихся в отказе подготовить и утвердить градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:342, 13:15:0107001:343, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК «Пригородный» (письмо №2630 от 08.09.2009), об обязании подготовить и выдать градостроительные планы на указанные земельные участки и о взыскании судебных издержек по оплате представительских услуг.
Заявление мотивировано тем, что в силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения разрешается возведение зданий, сооружений, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления от физического или юридического лица заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Администрация в отзыве на заявление указала, что земельные участки, на которые ФИО1 просит подготовить и выдать градостроительные планы, являются землями, предназначенными для сельскохозяйственного производства. В соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется только в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Земли Таньки- на В.И. по виду разрешенного использования не предназначены под застройку.
Как следует из материалов дела ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем 18.04.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 305131010800017.
При рассмотрении дела установлено, что у индивидуального предпринимателя ФИО1 в собственности находятся земельные участки:
-с кадастровым номером 13:15:0107001:409, площадью 10275 кв.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный", примерно в 530 м по направлению на восток от ориентира <...>, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.03.2009 серия 13 ГА №298808;
-с кадастровым номером 13:15:0107001:343, площадью 10000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный", примерно в 480 м по направлению на юго-восток от ориентира <...>, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.12.2008 серия 13 ГА №281526;
-с кадастровым номером 13:15:0107001:342, площадью 31095 кв.м., расположенный по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный", примерно в 600 м по направлению на юго-запад от ориентира <...>, расположенного за пределами участка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.12.2008 серия 13 ГА №281523.
30.07.2009 предприниматель ФИО1 обратился в Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением, в котором просил подготовить и утвердить градостроительные планы на земельные участки с кадастровыми номерами: 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343, 13:15:0107001:342.
Глава Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия письмом от 08.09.2009 №2630 отказал предпринимателю в подготовке градостроительных планов, указав на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342 находятся за чертой поселения. Составить градостроительный план не представляется возможным, так как правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данные участки не распространяются.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству и препятствующим ведению предпринимательской деятельности, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей заявителя и ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Вопросы предоставления градостроительного плана регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Градостроительным кодексом Российской Федерации введен новый тип документа - градостроительный план земельного участка, который входит в проект межевания территории либо разрабатывается в виде отдельного документа и является основанием для определения границ участка и подготовки необходимой землеустроительной документации, архитектурно-строительного проектирования и получения разрешения на строительство.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №840.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 №93 утверждена Инструкция о порядке заполнения данной формы.
Разделы 1 и 3 названной Инструкции предусматривают следующую информацию: р.1 – границы земельного участка и его координаты, р.3 - разрешенное использование земельного участка (основные, условно- разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка).
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, предусмотрены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 17 статьи 46 указанного Кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Исходя из вышеизложенного, градостроительный план может быть подготовлен только на целый земельный участок, сформированный в установленном порядке и учтенный в государственном кадастре недвижимости.
Как установлено материалами дела земельные участки, расположенные по адресу: Лямбирский район, с. Берсеневка, СПК "Пригородный", с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342 принадлежат предпринимателю ФИО1 на праве собственности, что подтверждается свидетельствами Управления федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия о государственной регистрации права от 16.03.2009 серия 13 ГА №298808; от 16.12.2008 серия 13 ГА №281526 и от 16.12.2008 серия 13 ГА №281523.
Данные земельные участки сформированы надлежащим образом и поставлены на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки: №15/08-3040 от 19.09.2008; №15/08-1873 от 21.05.2008 и №15/08-1859 от 21.05.2008.
Согласно сведениям, отраженным в вышеуказанных кадастровых паспортах земельные участки расположены по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский муниципальный район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный".
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории.
Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 Земельного кодекса РФ, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Из имеющихся в деле кадастровых планов №15/08-3040 от 19.09.2008; №15/08-1873 от 21.05.2008 и №15/08-1859 от 21.05.2008 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409; 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342 относятся к землям сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и представленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения регулируются также Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно пункту 3 статьи 1 которого оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах сохранения целевого использования.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.10.2009 №452 на ФИО1, сформированной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Республике Мордовия, следует, что видами экономической деятельности ФИО1 является деятельность по выращиванию зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, овощеводство.
Как указал представитель заявителя, на своих участках ФИО1 планирует выращивать овощи и зерновые культуры, которые собирается хранить и перерабатывать. Для чего в целях обеспечения условий осуществления своей деятельности намерен построить специализированные помещения для хранения и переработки сельхозпродукции: теплицы, мелиорационные системы, склад для хранения сельхозпродукции, помещение для хранения сельхозинвентаря.
Таким образом, строительство объектов на земельных участках, не противоречит виду их разрешенного использования, поскольку данные объекты ФИО1 планирует использовать для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу части 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено данным Кодексом, федеральными законами.
На основании пункта 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 и пункту 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о получении разрешения на строительство и к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является градостроительный план земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления.
Таким образом, исходя из требований вышеприведенных норм, возведению объекта капитального строительства предшествует проведение ряда обязательных процедур, связанных с подготовкой проектной документации, получения разрешения на строительство осуществления соответствующих согласований.
Несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 Градостроительного кодекса РФ).
Между тем, в отказе в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельные участки с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343, 13:15:0107001:342 (письмо №2630 от 08.09.2009) Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в качестве основного и единственного довода указала, что данные земельные участки находятся за чертой поселения и правила землепользования и застройки, включающие в себя виды территориальных зон, на данные земельные участки не распространяются.
Однако, доказательств того, что данные земельные участки, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342 не входят в черту поселений, ответчиком не представлено. Документы, на основании которых Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия был сделан такой вывод, суду не предъявлены в виду их отсутствия.
Представитель ответчика (в судебном заседании от 21.01.2010) пояснил, что схема территориального планирования Лямбирского муниципального района и генеральный план поселения, а также правила землепользования и застройки как Лямбирского муниципального района, так и Берсеневского сельского поселения, на момент рассмотрения спора в суде отсутствуют.
В соответствии со статьями 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта городских и сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, представленных гражданам и юридическим лицам. Утверждение изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения.
На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы поселения, городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы земель сельскохозяйственного назначения, границы земель для обеспечения космической деятельности, границы земель обороны и безопасности, границы земель иного специального назначения, границы земель лесного фонда, границы земель водного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
Таким образом, для установления факта нахождения какого-либо земельного участка в границах или за границами поселения, необходимо установить место нахождения данного земельного участка на карте (схеме), содержащейся в генеральном плане поселения.
Данный факт установить не представляется возможным в виду отсутствия документов территориального планирования Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, в границах которого находится спорный земельный участок.
В силу части 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Арбитражный суд Республики Мордовия в определениях от 03.12.2009, от 24.12.2009 и от 21.01.2010 по настоящему делу неоднократно предлагал ответчику представить документацию по планировке территории Лямбирского муниципального района Республики Мордовия: схему территориального планирования района; схему расположения участков заявителя, генеральные планы Лямбирского муниципального района и Берсеневского сельского поселения, правила землепользования и застройки Лямбирского муниципального района и Берсеневского сельского поселения, однако данные документы суду предоставлены не были.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства в соответствии с частью 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представляются лицами, участвующими в деле.
Довод ответчика о том, что строительство на землях сельскохозяйственного назначения противоречит действующему законодательству и изменяет вид разрешенного использования, указанного в кадастровом плане земельного участка судом во внимание не принимается, поскольку данный довод не рассматривался Администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия при рассмотрении вопроса о подготовке и выдаче ФИО1 градостроительных планов на земельные участки и не был положен в основание отказа (письмо №2630 от 08.09.2009).
Кроме того, согласно статье 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются, в том числе, земли занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Исходя из изложенного, данная норма не содержит запрета на возведение объектов капитального строительства на землях сельскохозяйственного назначения, а лишь устанавливает их целевое назначение и использование.
Как заявил в судебном заседании представитель заявителя, отказ Администрации Лямбирского муниципального района в подготовке и выдаче градостроительного плана на земельные участки нарушают права Таньки- на В.И. в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не позволяют получить разрешение на строительство объектов на данных участках.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.12.2008 №7124/08 указано, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" представление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана. Такая форма утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 №840. Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 №93, опубликована и начала действовать с 27.11.2006.
ФИО1 обратился за выдачей ему градостроительного плана 30.07.2009, то есть после утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие Инструкции о порядке ее заполнения, то есть когда предоставление градостроительного плана для выдачи разрешения на строительство было законодательно признано обязательным требованием.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрация не представила суду доказательств, подтверждающих обоснованность отказа в предоставлении заявителю испрашиваемых градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка.
Как установлено в ходе заседания подготовка градостроительного плана земельного участка, как отдельного документа по заявлениям физических и юридических лиц, не требует проведение процедур, связанных с подготовкой, обсуждением посредством публичных слушаний и утверждением документации по планировке территории, определенных частями 1 - 16 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Данная подготовка градостроительного плана осуществляется органом местного самоуправления, форма градостроительного плана утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840.
Градостроительные планы затребованы заявителем для строительства объектов сельскохозяйственного назначения на земельных участках, принадлежащих заявителю на праве собственности, и отказ в выдаче градостроительных планов противоречит правилам статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно, в том числе, и к земельным участкам, на которых предполагается строительство.
Довод ответчика о нарушении предпринимателем разрешенного использования земельного участка также не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку оспоренный отказ мотивирован со ссылкой на иные обстоятельства.
Никаких иных причин, кроме нахождения земельных участков за чертой поселения,явившихся основанием для отказа в изготовлении градостроительных планов в данном отказе не отражено.
При таких обстоятельствах действия Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившиеся в отказе подготовить и утвердить ФИО1 градостроительные планы признаются судом незаконными, поскольку основаны на предположениях по вопросу месторасположения данных земельных участков (отнесения их к землям, находящимся за чертой поселения), не обоснованы ссылками на законы и иные нормативные правовые акты и документально материалами дела не подтверждены.
Кроме того, подлежат удовлетворению требования заявителя о взыскании с ответчика судебных издержек на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Исходя из части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле в разумных пределах.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В пункте 20 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 отражено, что при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности, нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.
Доказательства, подтверждающие понесенные расходы на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса).
В обоснование понесенных судебных издержек, связанных с рассмотрением данного дела в арбитражном суде, заявителем к материалам дела был приложен договор поручения №1 от 03.11.2009 и платежное поручение №100 от 03.11.2009 об оплате ФИО2 суммы 5000 руб. по договору поручения №1 от 03.11.2009, а также в ходе судебного разбирательства представителем заявителя представлен суду акт о выполненных работах от 09.02.2010.
Оценив представленный заявителем договор поручения №1 от 03.11.2009, заключенный между предпринимателями ФИО1 – Доверителем и ФИО2 - Поверенным на оказание последним юридических услуг, а также платежное поручение №100 от 03.11.2009 о перечислении ФИО1 суммы 5000 руб. ФИО2 по договору поручения №1, акт выполненных работ от 09.02.2010 по договору поручения №1, суд, принимая во внимание характер спора, степень сложности дела, допустимость таких расходов, длительность рассмотрения данного дела, соразмерность и пропорциональность понесенных судебных расходов, а также учитывая требования статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что указанные документы служат надлежащими доказательствами понесенных заявителем расходов в общей сумме 5000 рублей. Данные расходы соответствуют критерию разумности, соотносимости объема защищаемого права, их взыскание направлено на получение ФИО1 компенсации соответствующих издержек.
Таким образом, судебные издержки в размере 5000 рублей подлежат отнесению на Администрацию Лямбирского муниципального района.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданам, организациям и иным лицам предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии необходимых документов - градостроительных планов на земельные участки ответчик нарушает право предпринимателя распоряжаться своей собственностью на законных основаниях в предназначенных ей целях - осуществлять строительство зданий и сооружений, вести предпринимательскую деятельность, получать доход от этой деятельности.
Порядок и способы защиты нарушенных прав и законных интересов определяет само лицо, в отношении которого допущены нарушения.
Наличие неустранимых препятствий для выдачи градостроительного плана в судебном заседании не установлено и ответчиком не приведено, поэтому у Администрации не было оснований для отказа по подготовке, утверждению и выдаче планов.
Таким образом, оспариваемые действия Администрации не соответствует градостроительному и земельному законодательству, нарушение которого прямо затрагивает права и законные интересы лица, законно владеющего вышеуказанными земельными участками. В связи с чем, предприниматель обоснованно обратился за защитой данного нарушенного права в суд.
Согласно части второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация Лямбирского муниципального района Республики Мордовия обязана подготовить, утвердить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Действующим законодательством не предусмотрено освобождение Администрации от возмещения судебных расходов.
Поскольку государственная пошлина в сумме 100 руб. была уплачена ФИО1 в федеральный бюджет при подаче заявления в суд, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы предпринимателя по уплате госпошлины подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
Действия Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь Республика Мордовия, выразившиеся в отказе подготовить и утвердить градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:342, 13:15:0107001:343, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК «Пригородный» (письмо №2630 от 08.09.2009), признать незаконными, как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Обязать Администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в течение месяца с момента вступления данного решения в законную силу подготовить и выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка, градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами 13:15:0107001:409, 13:15:0107001:343 и 13:15:0107001:342, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Берсеневка, СПК "Пригородный".
Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, с.Лямбирь (основной государственный регистрационный номер 1021301063630) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка (основной государственный регистрационный номер 305131010800017) судебные издержки в сумме 5000 рублей.
Взыскать с Администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (основной государственный регистрационный номер 1021301063630) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Александровка (основной государственный регистрационный номер 305131010800017) расходы по госпошлине в сумме 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.
Судья Л.А.Артамонова