ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-5875/19 от 13.11.2019 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-5875/2019

город Саранск 15 ноября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2019 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Александрова С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ширшиковой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства внутренних дел по Республике Мордовия (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

о признании незаконным выраженного в письме от 13.05.2019 № 6255 отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства;

обязании принять в казну Российской Федерации следующие финансовые затраты на строительство объектов незавершенного строительства:

цех бесцементных блоков, площадью 451,7 кв. м, условный номер 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:54 на сумму 6 664 299,00 руб. и на сумму 38 207 руб.,

гараж-стоянка на 22 а/м, площадью 1239,5 кв. м, условный номер 13-13-01/303/2010-365, кадастровый номер 13:23:1107015:45 со зданием котельной, площадью 310,1 кв.м, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55 на сумму 2 324 177 руб., всего на сумму 9 026 700 руб.,

при участии:

от заявителя – ФИО1, представителя по доверенности от 09.01.2019 сроком до 31.12.2019,

от ответчика – ФИО2, представителя по доверенности № 4400 от 03.04.2019 сроком на один год,

у с т а н о в и л:

Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее – МВД по Республике Мордовия, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской республике и Пензенской области (далее – МТУ Росимущества, Управление) о признании незаконным выраженного в письме от 13.05.2019 № 6255 отказа в принятии от Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в казну Российской Федерации финансовых затрат на строительство объектов незавершенного строительства; обязании принять в казну Российской Федерации следующие финансовые затраты на строительство объектов незавершенного строительства:

цех бесцементных блоков, площадью 451,7 кв. м, условный номер 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:54 на сумму 6 664 299,00 руб. и на сумму 38 207 руб.,

гараж-стоянка на 22 а/м, площадью 1239,5 кв. м, условный номер 13-13-01/303/2010-365, кадастровый номер 13:23:1107015:45 со зданием котельной, площадью 310,1 кв.м, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55 на сумму 2 324 177 руб., всего на сумму 9 026 700 руб.

В судебном заседании представитель МВД по Республике Мордовия свои требования поддержал в полном объеме.

Представитель МТУ Росимущества заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Материалами дела установлено, что на балансе МВД по Республике Мордовия числятся проектно-изыскательские работы как объекты незавершенного строительства, которые были зарегистрированы в собственность Российской Федерации на основании решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.05.2011 (дело № А39-473/2011), расположенные по адресу: <...>:

-цех бесцементных блоков площадью 451,7 кв. м, условный номер: 13-13-01/303/2010-364, кадастровый номер 13:23:1107015:54;

-гараж-стоянка на 22 а/м площадью 1239,5 кв. м, условный номер: 13-13-01 /303/2010-365, кадастровый номер 13:23:1107015:45;

- здание котельной площадью 310,1 кв. м, условный номер: 13-13-01/303/2010-362, кадастровый номер 13:23:1107015:55.

Указанные объекты незавершенного строительства находятся на земельном участке (площадью 13 631 кв. м) с кадастровым номером: 13:23:1107015:26, также зарегистрированным в собственность Российской Федерации (номер государственной регистрации права 13-13-01/165/2009-223 от 01.07.2009).

Строительство данных объектов ориентировочно было приостановлено в 1996 году ввиду отсутствия соответствующего финансирования (акты приостановления строительства в архивных делах МВД по Республике Мордовия отсутствуют).

Строительство объектов осуществлялось Строительно-монтажным управлением отдела капитального строительства МВД МАССР (впоследствии – ОКС МВД Республики Мордовия) (на тот момент являлось самостоятельным юридическим лицом) за счет государственных капитальных вложений. После ликвидации ОКС МВД Республики Мордовия в 2011 году МВД по Республике Мордовия как правоприемнику на основании передаточного акта от 01.08.2011 были переданы и капитальные вложения на строительство недвижимого имущества:

-гараж-стоянка на 22 а/м с котельной на сумму 2 324 177 руб.;

- цех бесцементных блоков на сумму 66 642 299 руб. и на сумму 38207 руб.

Письмами от 16.01.2019 № 24/62, от 18.03.2019 № 24/469 и от 22.03.2019 №1/632 МВД по Республике Мордовия ставило перед МТУ Росимущества вопрос о добровольном принятии указанных затрат в казну Российской Федерации.

Ответом МТУ Росимущества от 13.05.2019 № 6255 в принятии указанных затрат в казну Российской Федерации отказано и рекомендовано рассмотреть возможность списания капитальных вложений в установленном порядке.

Полагая названный отказ недействительным, нарушающими его права и законные интересы, МВД по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 №157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее – Инструкция), которая устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее – Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

В соответствии с пунктом 22 Инструкции счета раздела «Нефинансовые активы» Единого плана счетов, к которым отнесены счета 10100 «Основные средства» и 10601 «Вложения в основные средства» предназначены для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии активов, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, и относящихся в соответствии с настоящей Инструкцией к основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением), созданием (изготовлением, сооружением, строительством), в том числе по формированию сумм фактических вложений учреждения (организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств) в объекты нефинансовых активов, стоимости объекта учета, затрат на производство готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 23 Инструкции объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Согласно справке Центра финансового обеспечения МВД по Республике Мордовия от 06.06.2019 № 13/989на балансе МВД по Республике Мордовия по счету 0 106 000 «Вложения в основные средства – недвижимое имущество» числятся затраты на строительство объектов незавершённого строительства:

-гараж-стоянка на 22 а/м с котельной – 2 324 177 руб.;

-цех бесцементных блоков – 6 702 506 руб.

Всего вложения, находящиеся на балансе МВД по Республике Мордовия в объекты незавершенного строительства, составляют 9 026 700 руб.

Указанные объекты незавершенного строительства поставлены на кадастровый учет и оформлено. Право Российской Федерации оперативного управления МВД по Республике Мордовия не зарегистрировано.

В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или неиспользуемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.

Согласно пункту 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Из пункта 4.1.9 Положения о МТУ Росимущества, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 № 460, следует, что территориальный орган закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации», учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 ГК РФ).

В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (пункты 1, 2 статьи 123.22 ГК РФ).

Из пункта 1 статьи 123.21, пункта 1 статьи 296 ГК РФ следует, что за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

Как усматривается из положений пункта 4 статьи 214 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

С учетом изложенного, объекты незавершенного строительства, расположенные по адресу: <...>, не могут находиться в казне без определения надлежащего субъекта, обеспечивающего сохранность и управление данным имуществом.

Материалами дела установлено, что за МВД по Республике Мордовия право оперативного управления на эти объекты не зарегистрировано в то время как, законом предусмотрена возможность отказаться от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.

При таких обстоятельствах у МВД по Республике Мордовия отсутствуют правовые основания для обязания принятия вышеуказанных капитальных вложений в казну Российской Федерации.

С учетом изложенного заявление МВД по Республике Мордовия подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявления Министерства внутренних дел по Республике Мордовия отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.В. Александров