АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-6086/2019
город Саранск ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года .
Решение в полном объёме изготовлено ноября 2019 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бажановой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)
об оспаривании пунктов 2, 3 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок от 14.03.2019 по делу № 013/06/64-153/2019,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Доступная среда" (г. Москва),
федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Москва),
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 (представитель по доверенности), ФИО2 (представитель по доверенности), ФИО3 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),
от антимонопольного органа, чьё решение оспаривается: ФИО4 (представитель по доверенности),
от третьего лица – ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие": ФИО5 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),
от третьего лица – общества с ограниченной ответственностью "Доступная среда": представитель не явился,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (далее также – региональное отделение Фонда, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок от 14.03.2019 по делу № 013/06/64-153/2019, требуя признать незаконным и отменить оспариваемое решение.
Заявленное требование мотивировано по существу тем, что региональное отделение Фонда подготовило документацию об электронном аукционе, предметом которого является выполнение работ по изготовлению и выдаче инвалидам в 2019 году сложной ортопедической обуви. Документацией установлено условие допуска иностранных изделий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102). Оспариваемым решением действия регионального отделения Фонда признаны нарушением части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также – Закон о контрактной системе). Заявитель считает оспариваемое решение незаконным, поскольку условие допуска иностранных изделий установлено документацией в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнил заявленное требование и просил признать незаконными и отменить пункты 2, 3 оспариваемого решения.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее также – УФАС по Республике Мордовия, антимонопольный орган) представило отзыв на заявление, возразив относительно заявленного требования. Привело по существу доводы, что предусмотренный документацией контракт относится исключительно к договору возмездного оказания услуг. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 распространяется только на поставку медицинских изделий, на оказание услуг действие постановления не распространяется. Предметом аукциона является выполнение работ по изготовлению и выдаче инвалидам сложной ортопедической обуви, и условие допуска иностранных изделий установлено документацией неправомерно.
Третье лицо – федеральное государственное унитарное предприятие "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России) представило отзыв на заявление, считая правомерным установление документацией условия допуска иностранных изделий.
Третье лицо – общество с ограниченной ответственностью "Доступная среда" (далее – ООО "Доступная среда") не представило отзыв на заявление.
В судебное заседание представитель третьего лица – ООО "Доступная среда", надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, не явился, и на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возразил относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица – ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России не возразил относительно заявленного требования.
Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 27.02.2019 года региональное отделение Фонда (заказчик) разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по обеспечению инвалидов в 2019 году сложной ортопедической обувью" (номер извещения – 0209100000119000022) и документацию о нём.
Документацией об электронном аукционе установлено условие допуска иностранных изделий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 (подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара).
По результатам проведения электронного аукциона его победителем признано ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, с которым региональное отделение Фонда заключило государственный контракт № 173 от 19.03.2019.
14.03.2019 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Доступная среда" и проведения внеплановой проверки комиссия УФАС по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок приняла решение от 14.03.2019 по делу № 013/06/64-153/2019, которым признала действия регионального отделения Фонда нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 2) и решила передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении (пункт 3).
Решение комиссии мотивировано тем, что предметом электронного аукциона является выполнение работ по изготовлению и выдаче инвалидам сложной ортопедической обуви, а следовательно, не должны применяться ограничения и условия допуска иностранных изделий, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102. По выводу комиссии, установление документацией условия допуска иностранных изделий нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие с решением комиссии послужило основанием для обращения регионального отделения Фонда в арбитражный суд с заявлением об оспаривании такого решения.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 утверждён перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В этот перечень медицинских изделий включён такой вид медицинских изделий как "Обувь ортопедическая детская" (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности – 32.50.22.152).
Письмом от 14.05.2018 № ГК-29771/25 Минпромторг России направил в Фонд социального страхования Российской Федерации перечень наименований технических средств реабилитации инвалидов, относящихся к указанному выше перечню, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102. В перечень технических средств реабилитации инвалидов включено такое техническое средство реабилитации (изделие) как "Ортопедическая обувь".
В данном случае объектом закупки являются работы по обеспечению инвалидов сложной ортопедической обувью.
В соответствии с общими понятиями, данными в национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57761-2017 "Обувь ортопедическая. Термины и определения" (утверждены приказом Росстандарта от 05.10.2017 № 1338-ст, введены в действие с 01.01.2018) под сложной ортопедической обувью понимается ортопедическая обувь, конструкция которой разработана с учётом выраженных патологических отклонений и предназначенная для пользователей с выраженными нарушениями статодинамической функции (пункт 3.1.2).
Таким образом, конечным результатом закупки является закупка сложной ортопедической обуви, изготовленной по индивидуальным параметрам инвалидов, и, исходя из указанных выше законоположений, документация об электронном аукционе должна содержать условие допуска иностранных изделий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102.
Доводы антимонопольного органа, что предусмотренный документацией контракт относится исключительно к договору возмездного оказания услуг, постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 распространяется только на поставку медицинских изделий, на оказание услуг действие постановления не распространяется, и условие допуска иностранных изделий установлено документацией неправомерно, отклоняются.
Согласно документации об электронном аукционе закупка осуществляется в целях обеспечения инвалидов сложной ортопедической обувью, и, исходя из специфики закупки, конечным результатом которой является закупка сложной ортопедической обуви, предусмотренный документацией контракт относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи товара и возмездного оказания услуг.
Более того, согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе для целей осуществления закупок нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются ограничения допуска не только товаров, происходящих из иностранных государств, но и работ, услуг.
При этом из постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 не следует, что утверждённый им перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяется только к поставке медицинских изделий.
Доводы антимонопольного органа в целом не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявления.
Вопрос о распределении государственной пошлины арбитражным судом не решается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
заявление Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия удовлетворить полностью.
Признать незаконными пункты 2, 3 решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по контролю в сфере закупок от 14.03.2019 по делу № 013/06/64-153/2019 (пункты решения о признании действий учреждения нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и передаче материалов дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении).
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.
Судья Г.К. Екония