АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-6304/2009
город Саранск 15 января 2010 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Артамоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью - Международного центра обмена "ЮНИОН", г.Саранск,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск,
о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2009 №89-09/141П по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представителя по доверенности от 02.11.2009;
от ответчика: ФИО2, специалиста 1 разряда организационно-правового отдела, доверенность от 16.12.2009 №09-03-02/1803,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью - Международный центр обмена "ЮНИОН"(далее –заявитель, общество, ООО МЦО "ЮНИОН") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее – ответчик, Управление, ТУ Росфиннадзора в РМ, ТУ ФСФБН в РМ) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2009 №89-09/141П о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности в виде наложения штрафа в размере 40000 руб.
Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия с требованиями заявителя не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснив, что ООО МЦО "ЮНИОН" обоснованно привлечено к административной ответственности за несвоевременное представление форм учета и отчетности по валютным операциям – за нарушение срока представления справки о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций. Справку о подтверждающих документах общество должно было представить в банк не позднее 15.06.2009, справка представлена лишь 20.07.2009. ООО МЦО "ЮНИОН" пренебрегло требованиями валютного законодательства и не предприняло все необходимые меры по соблюдению правил и норм валютного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью - Международный центр обмена "ЮНИОН" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021300979941, что подтверждается свидетельством серии 13 № 000733047.
На основании информации, поступившей от Банка России (письмо ФСФБН от 01.09.2009 №43-05-00-10/654дсп) о нарушении ООО МЦО "ЮНИОН" требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а именно пункта 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004 №258-П, при осуществлении валютных операций по агентскому договору от 12.03.2009 №31/р, сотрудником отдела валютного контроля ТУ ФСФБН в РМ осуществлена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации Обществом с ограниченной ответственностью - Международный центр обмена "ЮНИОН".
При рассмотрении дела установлено, чтомежду ООО МЦО "ЮНИОН"
(Турагент) и обществом с ограниченной ответственностью "Кандагар-Тур" (далее –ООО "Кандагар-Тур") (Украина) (Туроператор) заключен агентский договор от 12.03.2009 №31/р, согласно которому Турагент обязуется от имени по поручению и в интересах Туроператора за вознаграждение представлять услуги по формированию и передаче туристических услуг Туроператора третьим лицам (туристам или юридическим лицам), на условиях, определяемых настоящим договором. Основанием для взаиморасчетов являются выставленные счета. Все расчеты между Туроператором и Турагентом за предоставленные услуги производятся в рублях Российской Федерации (пункт 5.2 Договора) путем перечисления денежных средств Турагентом простым банковским переводом в форме платежного поручения на счет Туроператора.
В соответствии с пунктом 5.6 договора все платежи закрываются актами сверки по выполненным работам, услугам по состоянию на 31 декабря 2009 года. Акт сверки является основанием для окончательных взаиморасчетов.
Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2009 года.
По агентскому договору от 12.03.2009 №31/р в АКБ "Актив Банк" (ОАО) ООО - МЦО "ЮНИОН" оформлен паспорт сделки №09030001/2529/0000/4/0 от 17.03.2009 на сумму 1 000 000 рублей со сроком завершения исполнения обязательств по договору 31.12.2009.
ООО "Кандагар-Тур" оказаны туристические услуги в пансионате "Крымские зори" с 20.04.2009 по 05.05.2009 (счет №49643 от 12.03.2009 оплачен платежным поручением от 17.03.2009 №308) всего на сумму 57189,24 рублей, что подтверждено актом от 05.05.2009 №580 сдачи, приемки выполненных работ, услуг.
Справка о подтверждающих документах на сумму 57189,24 рублей обществом оформлена и представлена в АКБ "Актив Банк" (ОАО) с датой 20.07.2009. В графе 1 "Дата" справки о подтверждающих документах указана дата оформления документа, подтверждающего выполнение работ, оказания услуг по договору - 05.05.2009, то есть дата акта №580 от 05.05.2009. Справка подписана директором ФИО3
Осуществляя проверку административный орган пришел к выводу о том, что в соответствии с требованиями законодательства о валютном регулировании и валютном контроле ООО МЦО "ЮНИОН" должно было представить справку о подтверждающих документах по договору №31/р от 12.03.2009 в АКБ "Актив Банк" (ОАО) не позднее - 15.06.2009. Фактически ООО МЦО "ЮНИОН" указанная справка представлена только 20.07.2009, то есть с нарушением установленных сроков.
По результатам проверки 09.11.2009 в присутствии директора ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении №09-03-06/175 о совершении ООО МЦО "ЮНИОН" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что обществом не соблюдены требования Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Положения Центробанка РФ № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", выразившиеся в нарушении сроков представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
На основании материалов проверки и протокола об административном правонарушении от 09.11.2009 №09-03-06/175 руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия 25.11.2009 принято постановление №89-09/141П о назначении административного наказания, которым ООО МЦО "ЮНИОН" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере сорок тысяч рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о его обжаловании. Заявление мотивировано тем, что датированный 05.05.2009 акт №580 сдачи, приемки выполненных работ, услуг был направлен ООО "Кандагар – Тур" (Украина) в адрес общества только 01.07.2009, то есть справка о подтверждающих документах должна была быть представлена в банк не позднее 15.08.2009, а представлена 20.07.2009, есть в сроки, установленные валютным законодательством, факт совершения правонарушения отсутствует.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 данного закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Исходя из части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 №1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктом 1.3 данного Указания справка о подтверждающих документах включена в состав единых форм учета и отчетности по валютным операциям.
Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положение от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.
Согласно пункту 2.1 Положения №258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) (пункт 2.2 Положения №258-П).
Согласно пункту 2.4 Положения №258-П ( в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У) резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг (пункт 2 приложения 1 к Положению № 258-П).
По результатам административной процедуры ТУ ФСФБН в РМ посчитало, что обществу следовало представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах не 20.07.2009, а в срок не позднее 15.06.2009, поскольку документом, подтверждающим факт выполнения работ, оказания услуг по договору, является акт №580 от 05.05.2009. Несвоевременно представив справку о подтверждающих документах, заявитель тем самым совершил правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вывод органа валютного контроля о том, что поскольку акт №580 не содержит каких-либо иных дат или оговорок, стороны согласились, что акт подписан и принят именно05.05.2009, судом отклоняется, поскольку данный акт оформлен ООО "Кандагар – Тур" и направлен для подписания ООО МЦО "ЮНИОН". Однако, сам по себе факт направления такого акта не означает оформление сторонами документа, подтверждающего выполнение работ (оказание услуг).
Специфика актов о выполнении работ (оказании услуг) заключается в том, что они приобретают статус документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), только будучи подписанными двумя сторонами сделки.
В материалах дела имеется акт №580 от 05.05.2009, который, как пояснил представитель заявителя в ходе судебного разбирательства, был направлен обществом с ограниченной ответственностью "Кандагар – Тур" в адрес ООО МЦО "ЮНИОН" 01.07.2009 почтовой связью, и который получен заявителем только 17.07.2009.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что общество не ведет журналов учета входящей и исходящей корреспонденции, но в подтверждение того, что акт №580 от 05.05.2009 получен обществом лишь в июле 2009 года, представило суду письмо ООО "Кандагар-Тур" от 06.11.2009 №35/Ф, в котором указано, что акт №580 от 05.05.2009 направлен последним в адрес ООО МЦО "ЮНИОН" - 01 июля 2009 года.
Заявителем также представлено суду письмо начальника Саранского почтамта от 30.12.2009 №208орг., из которого следует, что в адрес ООО МЦО "ЮНИОН" поступали два письма, в том числе одно письмо от ООО "Кандагар-Тур" (99007 Украина, <...>), которые 17.07.2009 доставлены заявителю через абонентский ящик №131 пятого отделения почтовой связи Саранского почтамта.
Изложенное свидетельствует о том, что подписать акт ранее, чем он поступил к обществу – 17.07.2009, директор ООО МЦО "ЮНИОН" Кузь- мин С.А. не имел возможности.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В акте №580 от 05.05.2009 указано на оказание Туроператором – ООО "Кандагар – Тур" туробслуживания, стоимость которого составляет 57189,24 руб., оказание туристических услуг в период с 20 апреля 2009 года по 05 мая 2009 года. Заявитель не отрицает оказания туристических услуг и подтверждает перечисление суммы 57189,24 рублей. В разделе 2 "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля значится платеж ООО МЦО "ЮНИОН" от 17.03.2009 в сумме 57189,24 рублей для ООО "Кандагар-Тур".
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя указал на то, что обществом, было представлено ТУ ФСФБН в РМ письмо ООО "Кандагар-Тур" от 06.11.2009 № 35/Ф, которым подтверждалось направление в адрес заявителя акта №580 от 05.05.2009 только 01.07.2009, однако, ни при составлении протокола об административном правонарушении от 09.11.2009 №09-03-06/175, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении и принятии постановления от 25.11.2009 №89-09/141П, данный документ не был предметом рассмотрения, и оценка ему административным органом не дана.
На основании изложенного, суд считает, что поскольку подтверждающий документ о выполнении работ по договору - акт №580 на сумму 57189,24 руб. получен заявителем 17.07.2009, то и датой оформления подтверждающего документа – акта №580 является наиболее поздняя по сроку дата его подписания одной из сторон - заявителем, также и датой исчисления срока для представления отчетности является 17.07.2009, в связи с чем ООО МЦО "ЮНИОН" должно было представить справку о подтверждающих документах в срок до 15.08.2009. Фактически справка заявителем представлена 20.07.2009, то есть в срок, установленный Положением Центрального банка РФ от 01.06.2004 №258-П.
В части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
То есть, все выявленные противоречия ТУ ФСФБН в РМ обязано было устранить, а доказательства истребовать и учесть их при вынесении постановления о привлечении общества к ответственности. В данном случае административный орган свою обязанность по доказыванию обстоятельств, явившихся основанием для составления протокола об административном правонарушении, надлежащим образом не выполнил.
На суд не может быть возложена функция доказывания вины, то есть обвинения лица в содеянном, поскольку пределы судебного разбирательства ограничены обвинением, сформулированным в административном протоколе, который содержит изложение доказательственного материала и который фактически выполняет обвинительную функцию.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах, факт совершения ООО МЦО "ЮНИОН" вмененного ему правонарушения, суд считает недоказанным. У административного органа не имелось достаточных оснований для признания общества виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, а также то, что ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РМ не представлено достаточных доказательств наличия состава административного правонарушения, являющегося необходимым условием для привлечения ООО МЦО "ЮНИОН" к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, суд пришел к выводу о неправомерности привлечения общества к административной ответственности.
На основании изложенного постановление ТУ ФСФБН в РМ от 25.11.2009 № 89-09/141П подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного разбирательства объявлялся перерыв с 13.01.2010 до 15.01.2010.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 25.11.2009 № 89-09/141П о привлечении Общества с ограниченной ответственностью - Международный центр обмена "ЮНИОН", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск (основной государственный регистрационный номер 1021300979941) к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.
Судья Л.А. Артамонова