ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-6549/2021 от 09.08.2021 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-6549/2021

город Саранск 12 августа 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 августа 2021 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Мадоновой Л.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипицыной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия (Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Мордовия, ОГРН <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г.Рузаевка)

о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО2 (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от обвиняемого лица: ФИО1 (индивидуального предпринимателя, предъявлен паспорт),

у с т а н о в и л:

Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Мордовия (далее также – административный орган) обратился в арбитражный суд с указанным заявлением, требуя привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее также – индивидуальный предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Индивидуальный предприниматель в судебном заседании возразила относительно заявленного требования, объяснив, что протокол об административном правонарушении составлен в её отсутствие, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом не извещена, чем нарушены её права.

Представитель административного органа в судебном заседании пояснил, что административный орган исполнил обязанность по надлежащему уведомлению индивидуального предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (почтовое уведомление не получено адресатом по причине неудачной попытки вручения).

В судебном заседании представитель административного органа поддержал заявленное требование.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 возразила относительно заявленного требования.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 на основании выданной ей лицензии от 10.09.2012 № ЛО-13-02-000255 осуществляет фармацевтическую деятельность в аптеке по адресу: 431460, Республика Мордовия, <...>.

Отделом МВД России по Рузаевскому муниципальному району в ходе проведения оперативно-профилактической операции "Пангея" установлено, что 24.05.2021 в аптечном пункте индивидуального предпринимателя ФИО1, расположенном по адресу: <...>, фармацевт ФИО3 реализовала ФИО4 лекарственный препарат "Омез®", отпускаемый по рецепту, без рецептурного бланка.

26.05.2021 материалы полицейской проверки – (протокол осмотра, протокол изъятия вещей (документов), фототаблица, кассовый чек от 24.05.2021 на сумму 180рублей, объяснения покупателя ФИО4 от 24.05.2021, объяснения фармацевта ФИО3, рапорт полицейского) направлены в Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Мордовия для принятия решения (поступили в административный орган 08.06.2021).

16.06.2021 заместителем руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Республике Мордовия в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № 5 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Индивидуальному предпринимателю вменено нарушение Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 № 403н.

В силу пункта 4 настоящих Правил отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых по рецепту, без рецепта не допускается.

Лекарственный препарат "Омез®", регистрационное удостоверение №П N015479/01 от 26.09.2008, включён в Государственный реестр лекарственных средств и инструкция по применению этого лекарственного препарата содержит указание на условие отпуска из аптек по рецепту.

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 вменено нарушение подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее также – Положение).

В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 5 Положения лицензиаты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, обязаны соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно пункту 6 Положения невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, является грубым нарушением лицензионных требований, и влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации,

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявленным требованием.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырёх тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Административный орган вменяет индивидуальному предпринимателю нарушение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых по рецепту, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, осуществление тем самым предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В случае доказанности обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, действия индивидуального предпринимателя квалифицированы административным органом правильно.

Обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, имели место 24.05.2021 и трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, на день принятия решения не истёк (истекает 24.08.2021).

Вместе с тем в силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на административный орган возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из этих законоположений, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

В данном случае установленный законом порядок привлечения к административной ответственности не соблюдён.

В подтверждение факта совершения индивидуальным предпринимателем административного правонарушения административный орган представил арбитражному суду материалы полицейской проверки, в том числе протоколы осмотра и изъятия вещей (документов) от 24.05.2021.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).

В протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись (часть 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

Исходя из указанных выше требований закона, обвиняемое лицо должно быть извещено о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении. Протокол может быть составлен в отсутствие этого лица или его представителя только в случае, если данное лицо извещено в установленном порядке о месте и времени составления протокола.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьёй 28.2 КоАП РФ. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен 16.06.2021 в отсутствие индивидуального предпринимателя ФИО1, её законного или иного уполномоченного представителя.

Уведомление о месте и времени составления протокола (09.06.2021 в 14:34) направлено индивидуальному предпринимателю ФИО1 почтовым отправлением и согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 43093160640099 не вручено адресату. При этом 11.06.2021 в 08:56 была неудачная попытка вручения почтового отправления адресату, 26.06.2021 в 08:36 – вручение адресату почтальоном, протокол об административном правонарушении №5 составлен 16 июня 2021 года.

Сведений о том, что почтовое отправление не вручено адресату по зависящим от него обстоятельствам, не имеется.

Иным способом о месте и времени составления протокола индивидуальный предприниматель ФИО1 не извещалась.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 по независящим от неё обстоятельствам не была извещена, а тем более не была заблаговременно извещена о месте и времени составления в отношении неё протокола и иное из материалов дела не следует.

При составлении протокола административный орган не располагал сведениями об извещении индивидуального предпринимателя о месте и времени составления протокола и составление протокола в отсутствие индивидуального предпринимателя, её законного или иного уполномоченного представителя не отвечает требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ.

Допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьёй 28.2 КоАП Российской Федерации, и как следствие – существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, которое привело к нарушению права индивидуального предпринимателя на защиту.

Возможности устранения последствий, которые вызваны допущенным нарушением, при рассмотрении дела не имеется.

Объяснения административного органа, что он исполнил обязанность по надлежащему уведомлению индивидуального предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отклоняются.

Как уже указывалось ранее, индивидуальный предприниматель по независящим от него обстоятельствам не был извещен, а тем более не был заблаговременно извещен о месте и времени составления в отношении него протокола, и при составлении протокола административный орган не располагал сведениями об извещении индивидуального предпринимателя о месте и времени составления протокола.

Допущенное нарушение является существенным, поскольку оно не позволило индивидуальному предпринимателю реализовать гарантированное законом право на защиту при составлении протокола об административном правонарушении (аналогичная правовая позиция содержится, например, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.04.2018 № 307-АД18-3068 по делу № А05-4691/2017).

Таким образом, оснований для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности не имеется и на основании части 2 статьи 206 АПК РФ арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 206, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Л.В. Мадонова