ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-6574/09 от 13.01.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-6574/2009

город Саранск 13 января 2010 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Артамоновой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рыжовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия, г.Пенза к индивидуальному предпринимателю Лантратову Сергею Александровичу, пос. Зубово-Поляна, Республики Мордовия

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в заседании:

от заявителя: Векшина С.М., старшего государственного инспектора, доверенность от 30.12.2009 №13

от ответчика: не явился

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее – заявитель, Управление) обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Лантратову Сергею Александровичу (далее – ответчик, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв по делу не представил. Дело рассмотрено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства.

Из материалов дела установлено, что Лантратов Сергей Александрович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 304130811300074.

18.11.2005 Управление государственного автодорожного надзора предпринимателю Лантратову Сергею Александровичу выдана лицензия (регистрационный № АСС-13-007635) серия ВА № 081934 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 18.11.2005 по 18.11.2010.

На основании распоряжения исполняющего обязанности начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия от 24.11.2009 №49/13-п государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Межрегионального УГПДН по Пензенской области и Республике Мордовия Беляевым А.И. с 10 декабря по 30 декабря 2009 года осуществлена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Лантратова Сергея Александровича по соблюдению ответчиком законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом - автобусом Сетра, госномер АК 409 13, по маршруту «З. Поляна- Москва», под управлением предпринимателя и водителя Надежкина С.Н.

При проведении проверки были установлены нарушения предпринимателем Лантратовым С.А. лицензионных требований и условий при осуществлении предпринимательской деятельности, выразившиеся в следующем:

- не организованно проведение инструктажей водителей по безопасности дорожного движения с регистрацией в журнале (нарушены приказы Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 п.3.4.1., от 08.01.1997 №2 п.2.2., от 30.03.1994 №15 п.2.3.4.);

- не проводятся ежегодные 20-часовые занятия с водителями по программе, утвержденной Минтрансом РФ от 02.10.2001г. №РД-26127100-1070-01 (нарушен приказ Минтранса РФ от 08.01.1007г. №2 п.2.2., п.2.3.5);

- нарушен порядок оформления путевых листов: в путевых листах не указывается время выезда автобуса с места стоянки и время заезда на стоянку, показание спидометра (одометра) при заезде в гараж, не указывается срок действия путевых листов, не организованно хранение путевых листов в течение 5 лет (нарушен приказ Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 п.3, п.4, п.6, п.12, п.13, п. 17, п.18);

- в салоне автобуса отсутствует информация, предусмотренная Правилами перевозки пассажиров: наименование, адрес и номер телефона перевозчика и контролирующих органов, фамилия водителя; стоимость проезда; указатели мест для пассажиров с детьми; указатели мест расположения огнетушителей, кнопок остановки автобуса, аварийных выходов и правил пользования ими; выписка из привил пользования транспортным средством; информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; номер и срок действия лицензии, информация с указанием номеров телефонов об органе, выдавшем данную лицензию (нарушены постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. №112 п.37, Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 ст. 9, ст.10)

14.12.2009 в отношении предпринимателя Лантратова С.А. и с его участием был составлен протокол №10 об административном правонарушении, в котором нашли отражение нарушения, установленные в момент проведения проверки, и указано, что деятельность по перевозке пассажиров предпринимателем осуществляется с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за что предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Лантратова С.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит, что заявление подлежит удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 23 и части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица (индивидуального предпринимателя) осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (часть 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 4Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является в частности выполнение требований, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, а также соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с пунктом 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 ( далее - приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 №27), организация обязана обеспечивать водителей необходимой информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей.

В силу пункта 2.2. Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденных приказом Минстранса РФ от 08.01.1997 №2 (далее - приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 №2), к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся в том числе регулярное обеспечение водителей необходимой информацией об условиях движения и работы на маршруте.

Согласно пункту 2.3.4 требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 №15 ( далее – приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 №15), при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения водителей необходимой информацией об условиях движения на маршруте перевозки.

Из материалов дела следует, что предпринимателем не организовано проведение инструктажей водителей по безопасности дорожного движения. Журнал регистрации по проведению инструктажей отсутствует.

В пункте 2.2 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2 установлено, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.

Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знаний Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии (пункт 2.3.5 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 №2).

Как установлено из материалов дела, предпринимателем ежегодные занятия по программе, утвержденной Минтрансом РФ от 02.10.2001г. №РД-26127100-1070-01, не проводились.

Согласно п. 3 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" ( далее - Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 №152) путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе.

Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день - даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которых путевой лист может быть использован (п. 4 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Сведения о транспортном средстве включают: 1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того – модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа; 2)государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; 3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезда в гараж (депо); 4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку (п. 6 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

В наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системной нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляется печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании (п. 12 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезда на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (п. 12 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Оформленные путевые листы должны храниться не менее пяти лет (п. 18 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152).

Как следует из материалов дела, предпринимателем допущены нарушения при оформлении путевых листов (в путевых листах не указывается время выезда автобуса с места стоянки и время заезда на стоянку, показание спидометра (одометра) при заезде в гараж, не указывается срок действия путевых листов, не организованно хранение путевых листов в течение 5 лет).

Согласно пункту 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом , утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 ( далее - постановление Правительства РФ от 14.02.2009 №112), внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;

б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;

г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;

д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;

е) указатели мест расположения огнетушителей;

ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;

з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;

и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации ( статья 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей").

Из материалов дела следует, что в салоне автобуса, принадлежащего ответчику, отсутствует информация, предусмотренная Правилами перевозки пассажиров.

Факт нарушения предпринимателем выше перечисленных условий лицензирования в области осуществляемого вида деятельности, установлен материалами дела: актом проверки №39 от 14.12.2009, протоколом об административном правонарушении №10 от 14.12.2009 серии УГАДН №007413, пописанным предпринимателем без возражений.

Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина предпринимателя в совершении правонарушения материалами дела доказана, Лантратов С.А. совершил противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении № 10 от 14.12.2009 составлен в присутствии Лантратова С.А., им подписан, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения предпринимателя к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (два месяца), не истек.

В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.

При изложенных обстоятельствах Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия правомерно обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Лантратова С.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств - совершение правонарушения ответчиком впервые, и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, суд считает необходимым применить к предпринимателю Лантратову С.А. административное наказание в минимально допустимом санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ размере - 3 000 рублей.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :   Привлечь индивидуального предпринимателя Лантратова Сергея Александ-ровича, 24.03.1968 года рождения, место рождения – п. Зубова Поляна Мордовской АССР (запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена за основным государственным регистрационным номером 304130811300074), место жительства: Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, п. Зубова Поляна, Кооперативный переулок, дом 10а, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Штраф следует перечислить по следующим реквизитам:

- наименование получателя – УФК по РМ (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России);

- счет получателя платежа: 40101810900000010002;

- банк получателя - ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск; БИК -   048952001;  ОКАТО – 89401000000;   ИНН – 5836013700;

- КПП – 583601001; КБК – 106 116 9004004 0000 140;

- в графе «Назначение платежа» указывается – «Штраф», и его сумма.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья Л.А.Артамонова