ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-6897/09 от 17.02.2010 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-6897/2009

город Саранск 17 февраля 2010 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Евдокимовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Саранский элеватор", г.Саранск,

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия, г.Саранск,

об отмене постановления № А-09-162 от 24.12.2009 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: ФИО2 – представителя по доверенности от 01.12.2009; ФИО3- представителя, доверенность от 01.12.2009,

от ответчика: ФИО4 – специалиста 1 разряда, доверенность от 20.01.2010 №91/01-34, ФИО5 – старшего государственного инспектора, доверенность от 20.01.2010 №91/01-34; ФИО6 – старшего специалиста 2 разряда, доверенность от 13.01.2010 №38/01-35,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью "Саранский элеватор" (далее – ООО "Саранский элеватор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия (далее- Управление Росприроднадзора по РМ, Управление, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления № А-09-162 от 24.12.2009 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявление мотивировано нарушением процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановлением не содержит описания объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, что не соответствует требования статьи 29.10 КоАП. Размер административного штрафа в сумме 150 000 рублей определен без учета норм статьи 4.1 КоАП РФ, касающихся установления смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.Постановление от 24.12.2009 принято в отсутствии законного представителя общества без установления причин неявки. Указанная в постановлении дата вступления его в законную силу 02.01.2010 выпадает на нерабочий день, в связи чем должна переноситься на первый следующий за ним рабочий день – 11.01.2010.

В нарушение статьи 8.2 КоАП постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит дату его составления, не установлен факт законного представительства от имени общества ФИО7, расписавшимся в постановлении.

Кроме того, в пояснениях к заявлению от 11.02.2010 представителя общества в качестве дополнительных доводов сослались на нарушение проверяющими органами норм статьей 10, 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": отсутствовали основания для проверки, не направлялось уведомление о ее проведении, не составлялся и не вручался обществу соответствующий акт проверки. Также, в оспариваемом постановлении указан СанПин 2.1.7.727-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений", не относящийся к деятельность общества.

Ответчик в отзыве на заявление и представители в судебном заседании требования заявителя не признали, сославшись на правомерность вынесения оспариваемого постановления.

Как следует из материалов дела, ООО "Саранский элеватор" состоит в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021300984044.

Как следует из материалов дела, 19.11.2009 прокуратурой Ленинского района г.Саранска с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по РМ проведена проверка исполнения ООО «Саранский элеватор» законодательства об охране окружающей среды.

По результатам проверки заместителем прокурора Ленинского района г.Саранска в отношении ООО "Саранский элеватор" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

В указанном постановлении отражено, что в результате производственной деятельности ООО «Саранский элеватор» образуются следующие виды отходов: отработанные и бракованные ртутные лампы, люминесцентные, ртутьсодержащие трубки ( 1 класс опасности); отработанная аккумуляторная серная кислота (2 класс опасности); отработанные моторные, гидравлические и трансмиссионные масла (3 класс опасности).

Деятельность ООО "Саранский элеватор" по накоплению отработанных люминесцентных ламп не соответствует экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным СанПин 2.1.7.727-99 "Санитарные правила при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением". Проверкой установлено, что ртутные лампы марки ЛБ-40 в количестве 12 штук хранятся в отдельном изолированном складском помещении в негерметичном металлическом ящике, из них хранение 2 штук осуществляется без гофрированных чехлов; отсутствует средства для ликвидации аварийных ситуаций (перманганат калия, абсорбент, груша, средства химической защиты). Журналы учета образования и движения промышленных отходов не ведутся.

Постановление вынесено в присутствии законного представителя ООО "Саранский элеватор" ФИО7, подписанным им с возражениями, полученным 07.12.2009.

Указанное постановление направлено прокуратурой Ленинского района г.Саранска для рассмотрения по существу в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.

Рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, заместитель главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по РМ 24.12.2009 принял постановление

№ А-09-162 о привлечении ООО "Саранский элеватор" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 150 000 руб.

Посчитав, вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении незаконным, ООО "Саранский элеватор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его обжаловании.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами- влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статье 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, судом установлены существенные нарушения установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедуры производства по делу об административном правонарушении.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса (часть 2 статьи 28.4 КоАП РФ).

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Постановление прокурора по делу об административном правонарушении Общества составлено в присутствии директора ООО "Саранский элеватор" ФИО7. Указанному лицу разъяснены права и обязанности привлекаемого к ответственности лица, имеются его объяснения по существу правонарушения, а также роспись в получении копии постановления 07.12.2009.

В то же время, полученный Обществом экземпляр постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит дату его составления. Подлинник постановления предъявлялся в суде на обозрение.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушении.

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело, показаниями свидетелей, заключением эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из содержания постановления заместителя прокурора Ленинского района г.Саранска о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления Управления Росприроднадзора РМ от 24.12.2009 А-09-162 о назначении административного наказания не усматривается, на основании каких фактических данных сделан вывод о виновности ООО "Саранский элеватор".

В заседании представители ответчика пояснили, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было вынесено прокурором на основании заключения старшего государственного инспектора отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по РМ ФИО8 от 24.11.2009. С содержанием заключения заявитель ознакомлен не был, копия в его адрес не направлялась.

Постановление № А-09-162 от 24.12.2009 не содержит описания объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП, не указано в чем конкретно деятельность общества по накоплению отработанных люминесцентных ламп не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Между тем, при установлении события административного правонарушения по признакам данной статьи КоАП РФ административный орган обязан исследовать вопрос о наличии вины общества, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и подтвердить данные обстоятельства соответствующими доказательствами.

В постановлении Росприроднадзора от 24.12.2009 неверно указан номер СанПин "Санитарные правила при работе с ртутью, её соединениями и приборами с ртутным заполнением", наименование СанПин 2.1.7.727-99 - "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".

Таким образом, постановление не соответствует требованиям части 1 статьи 29.10 КоАП РФ.

Из материалов дела не усматривается, где именно, на каком объекте ООО "Саранский элеватор" обнаружено вменяемое обществу правонарушение.

Указание в заседании инспектора ФИО8 на автогараж , а в постановлении прокурора на складское помещение, как ориентиры для установления места совершения правонарушения не подкреплено документами, подтверждающими нахождения данных объектов на территории ООО "Саранский элеватор" и принадлежности Обществу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.

В нарушении данной нормы осмотр производственного объекта осуществлялся инспектором без участия представителя ООО "Саранский элеватор" и понятых, акт осмотра не составлялся.

Частью 4 статьи 27.8 установлено, что по результатам осмотра  составляется протокол об осмотре помещений, вещей и документов, в котором, в числе прочего, указываются сведения о юридическом лице или его представителе, об осмотренных помещениях, территориях и т.д.

В заседании представитель Управления пояснил, что проверка производилась в присутствии главного инженера общества ( его фамилию назвать не мог), между тем, документы, подтверждающие полномочия данного лица в момент проверки не представлялись, в материалах дела такие данные также отсутствуют.

В соответствии с частью четвертой статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При таких обстоятельствах проводимая в отношении ООО "Саранский элеватор" проверка не соответствует требованиям статьи 27.8 КоАП РФ и не может служить доказательством, подтверждающим наличие события административного, поскольку проведена с нарушением закона.

Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статье 4.2 КоАП РФ, однако он не является исчерпывающим. В качестве смягчающих административным органом могут быть признаны и иные обстоятельства, не указанные в данной статье.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность для юридических лиц в размере   от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В данном случае административный орган в постановлении указал на наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств,

в то же время при назначении наказания применил к правонарушителю размер штрафа в сумме 150000руб.,

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума № 10 от 02.06.2004 оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания.

В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку ответчик не доказал наличие в действиях заявителя состава правонарушения и допустил существенные нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания от 24.12.2009

№ А-09-162 подлежит признанию незаконным и отмене.

Вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В заседании объявлялся перерыв с 11.02.2010 до 17.02.2010.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

  решил:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 24.12.2009 № А-09-162 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Саранский элеватор" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 150 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья Н.А. Евдокимова