ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-7215/2021 от 27.10.2021 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-7215/2021

город Саранск 28 октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2021 года.

Решение в полном объёме изготовлено 28 октября 2021 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Екония Г.К.

при ведении протокола помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Алексеевича (ОГРНИП 312132322800026, ИНН 132302801531, Республика Мордовия, г. Саранск)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве (ИФНС России № 14 по г. Москве, ОГРН 1047714089048, ИНН 7714014428, г. Москва)

об оспаривании постановления от 09.06.2021 № 0193723 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 65 800 рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: Петров Дмитрий Владимирович (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

от налогового органа: представитель не явился,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Борисов А.А. (далее также – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с указанным заявлением к ИФНС России № 14 по г. Москве (далее также – налоговый орган), требуя признать незаконным и отменить оспариваемое постановление.

Заявленное требование мотивировано по существу доводами, что предприниматель не извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, дело рассмотрено в его отсутствие и допущено существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности. При назначении административного наказания не исследовался вопрос о наличии обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность. Предпринимателю вменено неприменение контрольно-кассовой техники и совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Но предприниматель не имел работников, с которыми заключены трудовые договоры, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ вправе был не применять контрольно-кассовую технику при расчётах до 01.07.2021 и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

Налоговый орган представил отзыв на заявление, возразив относительно заявленного требования и доводов предпринимателя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленное требование.

В судебное заседание представитель налогового органа не явился и на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) дело рассмотрено в его отсутствие.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.

Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвёртой до одной второй размера суммы расчёта, осуществлённого без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, настоящим Кодексом не установлены и указанные лица несут административную ответственность за совершение такого административного правонарушения как должностные лица.

Как следует из материалов дела, по договору подряда на выполнение ремонтных работ от 18.06.2020 № 1302 индивидуальный предприниматель Борисов А.А. обязался выполнить по заданию Провоторова К.С. ремонтные и отделочные работы квартиры по адресу: г. Москва, ул. Гжатская, д. 5, корп. 2, кв. 112.

08.04.2021 в УФНС России по г. Москве поступило обращение Провоторова К.С., содержащее сведения о неприменении предпринимателем контрольно-кассовой техники при расчётах по договору (интернет-обращение от 08.04.2021 вход. № 10430-зг).

Письмом от 14.04.2021 № 17-18/055074@ УФНС России по г. Москве направила обращение Провоторова К.С. для рассмотрения в ИФНС России № 14 по г. Москве (вход. № 026424).

15.04.2021 главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС России № 14 по г. Москве Карпунин А.Н. взял с Провоторова К.С. письменные объяснения.

По объяснениям Провоторова К.С., работы по договору выполняла бригада предпринимателя. Ремонт квартиры составил 1 059 830 рублей, из которых 696 630 рублей он оплатил предпринимателю наличными, а 363 200 рублей его супруга Васильева К.И. оплатила предпринимателю 08.12.2020 и 09.12.2020 двумя платежами безналичными посредством мобильного приложения "Банк онлайн". Кассовых чеков предприниматель не выдал (объяснения от 15.04.2021).

В ходе проведения контрольных мероприятий налоговым органом установлено, что после осуществления безналичного расчёта 09.12.2020, исключающего возможность непосредственного взаимодействия заказчика с подрядчиком (платёжное поручение от 09.12.2020 № 93320), предприниматель не выдал (не направил на абонентский номер либо адрес электронной почты) кассовый чек. При этом предприниматель не имеет контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговом органе.

15.04.2021 главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС России № 14 по г. Москве Карпунин А.Н. вынес определение № 43/физ. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Дело возбуждено по факту неприменения предпринимателем контрольно-кассовой техники при осуществлении 09.12.2020 безналичного расчёта на сумму 263 200 рублей.

Письмом от 15.04.2021 № 33-19/018788 налоговый орган направил предпринимателю по его адресу, указанному в договоре, копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с уведомлением о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (14.05.2021 12:00).

Письмом от 05.05.2021 № 33-19/022629 налоговый орган направил предпринимателю по месту его жительства, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с уведомлением о месте и времени составления протокола об административном правонарушении (25.05.2021 12:00).

14.05.2021 заместитель начальника ИФНС России № 14 по г. Москве Кобозев А.А. вынес определение № 43/физ. о продлении срока проведения административного расследования.

Срок проведения административного расследования продлён до 14.06.2021 и предпринимателю предписано явиться 14.06.2021 в 12:00 в налоговый орган для дачи объяснений и оформления протокола об административном правонарушении.

Письмом от 14.05.2021 № 33-19/024442 налоговый орган направил предпринимателю по месту его жительства, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, копию определения о продлении срока проведения административного расследования с сообщением о необходимости явки предпринимателя 14.06.2021 к 12:00 в налоговый орган для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.

25.05.2021 главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС России № 14 по г. Москве Карпунин А.Н. составил в отношении предпринимателя протокол № 0193723 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Предпринимателю вменено неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении 09.12.2020 безналичного расчёта на сумму 263 200 рублей.

Протокол составлен в отсутствие предпринимателя.

Письмом от 25.05.2021 № 33-19/026126 налоговый орган направил предпринимателю по месту его жительства, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, копию протокола об административном правонарушении, содержащего уведомление о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (09.06.2021 12:00).

09.06.2021 начальник ИФНС России № 14 по г. Москве Лукьянова А.С. вынесла постановление по делу об административном правонарушении № 0193723, которым предприниматель привлечён к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 65 800 рублей.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие предпринимателя.

Несогласие с оспариваемым постановлением послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с заявленным требованием.

Копия оспариваемого постановления вручена предпринимателю 23.06.2021 (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12343659379932), заявление сдано на почту 02.07.2021 (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 43000507225697) и установленный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации десятидневный срок подачи заявления не пропущен.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из этих законоположений, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения обвиняемого лица к административной ответственности.

В данном случае установленный законом порядок привлечения к административной ответственности не соблюдён.

Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности предусматривает составление протокола об административном правонарушении с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (часть 2).

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чём делается запись в протоколе (часть 3).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4).

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие (часть 4.1).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись (часть 5).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).

Исходя из указанных выше законоположений, обвиняемое лицо должно быть извещено о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, и протокол может быть составлен в отсутствие этого лица только в случае, если данное лицо извещено в установленном порядке.

Указанные выше законоположения направлены на создание условий, обеспечивающих реализацию права обвиняемого лица на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении, и предоставляют обвиняемому лицу гарантии защиты его прав.

При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пунктах 10, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Кроме того, установленный законом порядок привлечения к административной ответственности предусматривает рассмотрение дела об административном правонарушении с участием обвиняемого лица.

В соответствии с положениями статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2).

Исходя из указанных выше законоположений, обвиняемое лицо должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и, по общему правилу, в отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Указанные выше законоположения направлены на создание условий, обеспечивающих реализацию права обвиняемого лица на непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, и предоставляют обвиняемому лицу гарантии защиты его прав.

В соответствии со статьёй 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).

Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (часть 2).

Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя (часть 3).

Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу (часть 4).

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен 25.05.2021 в отсутствие предпринимателя.

Извещение о месте и времени составления протокола направлено предпринимателю по месту его жительства заказным письмом посредством почтовой связи.

17.05.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения почтового отправления адресату и в этот же день почтовое отправление возвращено отправителю из-за отсутствия адресата (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12343656448570).

Дело об административном правонарушении рассмотрено 09.06.2021 в отсутствие предпринимателя.

Извещение о месте и времени рассмотрения дела направлено предпринимателю по месту его жительства заказным письмом посредством почтовой связи.

08.06.2021 зафиксирована неудачная попытка вручения почтового отправления адресату и в этот же день почтовое отправление возвращено отправителю из-за отсутствия адресата (отчёт об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12343659365447).

Предприниматель не извещён надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.

В соответствии с Правилами особенности доставки (вручения), хранения почтовых отправлений разряда "административное" (направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях почтовых отправлений органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих вложения в виде извещений (повесток), копий актов (в том числе определений, решений, постановлений по делам об административных правонарушениях), дел (материалов) об административных правонарушениях, исполнительных документов), устанавливаются настоящими правилами (пункт 15).

Почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи, а также иными способами, определёнными оператором почтовой связи (пункт 32).

Почтовые отправления разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

При исчислении срока хранения почтовых отправлений разряда "административное" день поступления и возврата почтового отправления, а также нерабочие праздничные дни, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, не учитываются.

Срок хранения почтовых отправлений (почтовых переводов) исчисляется со следующего рабочего дня после поступления почтового отправления (почтового перевода) в объект почтовой связи места назначения (пункт 34).

В нарушение пункта 34 Правил указанные выше почтовые отправления, адресованные предпринимателю, возвращены отправителю в дни неудачных попыток вручения почтовых отправлений адресату, то есть до истечения семидневного срока хранения почтовых отправлений в объектах почтовой связи места назначения.

Иными способами о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении предприниматель не извещался и доказательств обратного не представлено.

Более того, срок проведения административного расследования продлён до 14.06.2021, предпринимателю предписано явиться 14.06.2021 в налоговый орган для дачи объяснений и оформления протокола об административном правонарушении, а оспариваемое постановление вынесено 09.06.2021.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие предпринимателя, неизвещённого о месте и времени составления протокола, месте и времени рассмотрения дела.

Допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями 25.1, 28.2 КоАП РФ, и как следствие – существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности, которое привело к нарушению прав предпринимателя на защиту и невозможности использования протокола об административном правонарушении в качестве обвинительного доказательства по делу (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Возможности устранения последствий, которые вызваны допущенными нарушениями, при рассмотрении дела не имеется.

Возражения налогового органа об ином не свидетельствуют и отклоняются, а доводы предпринимателя в целом заслуживают внимания.

На основании части 2 статьи 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого постановления.

Вопрос о распределении государственной пошлины арбитражным судом не решается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 211, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

заявление индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Алексеевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по г. Москве от 09.06.2021 № 0193723 о привлечении индивидуального предпринимателя Борисова Алексея Алексеевича к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 65 800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Г.К. Екония