АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-736/2011
город Саранск 31 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 марта 2011 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ятчевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Нижний Новгород
к Обществу с ограниченной ответственностью «Октан», пос. Зубова Поляна, Республика Мордовия
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании:
от заявителя:не явился
от ответчика: не явился
у с т а н о в и л:
Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заявитель, Ростехнадзор, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Октан» (далее – ответчик, общество, ООО «Октан») о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта без лицензии.
Представители заявителя и ответчика в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Представитель ООО «Октан» (в ходе предварительного судебного заседания от 24.03.2011) требования заявителя признал полностью, пояснив, что общество осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта «площадка нефтебазы по хранению и перевалки нефти и нефтепродуктов», где осуществляет хранение и отпуск нефтепродуктов - бензинов и дизельного топлива, при этом лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта у общества отсутствует с июня 2010 года.
При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «Октан» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>.
15 февраля 2011 года старшим государственным инспектором отдела технологического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 (на основании распоряжения заместителя руководителя управления ФИО2) проведена проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Октан» по соблюдению требований промышленной безопасности и исполнению законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта. В ходе проверки установлено, что ООО «Октан» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (насосная и емкости), которая зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации от 08.04.2010 №А45-01434, в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. По результатам проверки составлен акт проверки от 15.02.2011 №07-087-15.
17.02.2011 с участием генерального директора ООО «Октан» Пузыре- ва С.Н. (приказ о назначении на должность №65а от 31.07.2007) был составлен протокол об административном правонарушении №22, в котором отражено, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта, где хранятся воспламеняющиеся вещества – жидкости способные самовозгараться (бензин, дизельное топливо) при отсутствии специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), следовательно, в действиях ООО «Октан»содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Ростехнадзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Октан» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление деятельности, связанной с эксплуатацией взрывопожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии).
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон (в ходе предварительного судебного заседания от 24.03.2011), суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 23 и части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с дополнениями и изменениями) (далее- Закон о лицензировании) определено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В статье 17 Закона о лицензировании определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К таким видам деятельности, в частности, относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (подпункт 28 пункта 1).
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 №599 «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов» (далее – Положение о лицензировании).
Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению.
В пункте 4 приложения к Положению о лицензировании, одним из видов работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, указано хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Опасными производственными объектами в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Подпунктом «в» пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (пункт 2.1.2 ГОСТ 12.1.044-89 «Пожаро- и взрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения»).
Опасный производственный объект нефтепродуктообеспечения, связанный с хранением и перевалкой нефти и нефтепродуктов согласно пункту 8 Перечня типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре, утвержденного и введенного в действие приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.03.2008 №131 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов», идентифицируется как:
-площадка нефтебазы (склада, парка, комплекса) по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов;
-группа резервуаров сливо-наливных утройств;
-площадка АЗС (или многотопливной АЗС).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Октан» имеет в аренде земельный участок площадью 24762 кв.м, расположенный по адресу: <...> «в» (свидетельство о государственной регистрации права от 03.11.2004 13 ВА 044546). На указанном земельном участке расположена насосная станция и емкости, назначение производственное, находящиеся на праве собственности у общества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13 ГА 035880.
Данный производственный объект, эксплуатируемый ответчиком, «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов», является опасным производственным объектом, который зарегистрирован 20.11.2007 за регистрационным номером А45-01434-001 в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (свидетельство о регистрации А45-01434 выдано 08.04.2010).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. К видам деятельности в области промышленной безопасности относится, в том числе эксплуатация опасного производственного объекта.
Данные нормы законодательства содержат общие требования к эксплуатации опасного производственного объекта, на котором получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, пыли, и является отсылочной к нормам действующего законодательства Российской Федерации в области лицензирования.
Исходя из изложенного и вышеперечисленных норм, содержащихся в Законе о лицензировании, Положении о лицензировании и Федеральном законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ООО «Октан» эксплуатирует взрывопожароопасный производственный объект и обязано иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Как пояснил в ходе судебного разбирательства представитель заявителя и не отрицал представитель ответчика площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов используется ООО «Октан» для хранения, оптовой и розничной продаже опасных веществ - жидкостей, способных самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а именно бензинов и дизельного топлива. Следовательно, ООО «Октан» эксплуатирует опасный производственный объект, связанный с хранением воспламеняющихся веществ - нефтепродуктов «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Факт эксплуатации опасного производственного объекта – «площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» без лицензии подтверждается протоколом об административном правонарушении от 17.02.2011 №22, кассовым чеком по суточному отчету от 08.02.2011, сменным отчетом от 08.02.2011 №398 по показаниям счетчиков ТРК и отчетам по резервуарам, отчетом по основаниям от 08.02.2011, товарной накладной №265 от 01.02.2011 на отпуск бензина А-76 объемом 17040,00 литров на сумму 341388,00 рублей.
Отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта, законный представитель общества - генеральный директор ФИО3 не отрицал, в момент составления протокола об административном правонарушении 17.02.2011 №22 согласился с выявленным нарушением.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых, установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного суд считает, что у ответчикаимелась возможность для соблюдения требований законодательства в области лицензирования, в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Октан» имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заявитель правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении последнего к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении от 17.02.2009 №22 составлен в присутствии генерального директора общества ФИО3, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении в заседании не выявлено.
На момент рассмотрения дела давностный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса, совершенные юридическими лицами, рассматривают судьи арбитражных судов.
Статья 26.1 КоАП РФ обязывает судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело о привлечении к административной ответственности, выяснять не только виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, характер совершенного правонарушения и личность виновного, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
Поскольку правонарушение ответчиком совершено впервые, суд считает возможным привлечь ООО «Октан» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 24.03.2011 до 28.03.2011.
Руководствуясь частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Октан", расположенное по адресу: Республика Мордовия, <...>"в" (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей.
Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:
получатель платежа -Управление федерального казначейства по Республике Мордовия (взыскатель- Волжско-Окское управление Ростехнадзора, г.Нижний Новгород, Гребешковский откос, 7), ИНН – <***>, КПП - 526001001, ОКАТО – 89401000000, номер счета 40101810900000010002, наименование банка – ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г.Саранск, БИК – 048952001, Код бюджетной классификации - 49811690050050000140.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.А.Артамонова