ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А39-9906/20 от 27.01.2021 АС Республики Мордовия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-9906/2020

город Саранск                                                  января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена января 2021 года .

Решение в полном объёме изготовлено января 2021 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Екония Г.К.

при ведении протокола помощником судьи Казаковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа-М" (ООО "Альфа-М", ОГРН 1147746779025, ИНН 7743931676, г. Москва)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия (Управление Росреестра по Республике Мордовия, ОГРН 1041316017170, ИНН 1326192268, Республика Мордовия, г. Саранск)

об оспаривании уведомления о возврате документов без рассмотрения от 18.06.2020 № КУВД-001/2020-6375703/1,

при участии в заседании:

от заявителя: Ахметзянова Мария Сергеевна и Халиуллин Ренат Ильдусович (представители по доверенности, имеют высшее юридическое образование),

от органа регистрации прав: Начаркина Анастасия Никитична (представитель по доверенности, имеет высшее юридическое образование),

у с т а н о в и л :

ООО "Альфа-М" обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Управлению Росреестра по Республике Мордовия, требуя признать оспариваемое уведомление незаконным.

Заявленное требование мотивировано тем, что заявитель является арендатором нежилого помещения и обратился в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения об изменении условий зарегистрированного договора аренды нежилого помещения, представив все необходимые для этого документы, в том числе документ об уплате государственной пошлины. При этом за внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости заявитель, руководствуясь подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и размещённой на официальном сайте Росреестра информацией, уплатил государственную пошлину в размере 1000 рублей. Орган регистрации прав неправомерно возвратил документы без рассмотрения, неосновательно сославшись на пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости) и потребовав уплаты государственной пошлины в размере 22 000 рублей.

Орган регистрации прав представил отзыв на заявление, возразив относительно заявленного требования. Возражения мотивированы обстоятельствами, послужившими основанием для возврата документов без рассмотрения, и доводами о том, что за государственную регистрацию соглашения об изменении условий зарегистрированного договора аренды нежилого помещения заявитель должен был уплатить государственную пошлину в размере 22 000 рублей, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное требование по основаниям, указанным в заявлении.

В судебном заседании представитель органа регистрации прав возразил относительно заявленного требования по основаниям, указанным в отзыве на заявление.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, по договору аренды нежилого помещения от 26.01.2018 № ЛВ-904-07/2018 (в редакции дополнительного соглашения от 14.06.2019) ООО "Альфа-М" владеет и пользуется нежилым помещением площадью 91,8 кв. м с кадастровым номером 13:25:0102027:339, находящимся по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, бульв. Горшкова, д. 14.

Договор и дополнительное соглашение к договору зарегистрированы в Управлении Росреестра по Республике Мордовия (записи регистрации от 07.03.2018 № 13:25:0102027:339-13/005/2018-6, от 30.07.2019 № 13:25:0102027:339-13/065/2019-9 соответственно).

23.04.2020 сторонами заключено дополнительное соглашение к договору, предусматривающее снижение арендной платы.

10.06.2020 ООО "Альфа-М" обратилось в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением о государственной регистрации соглашения об изменении условий договора.

Согласно описи документов от заявителя приняты:

1. Доверенность от 22.03.2019 № 74/160-н/74-2019-3-610;

2. Доверенность от 25.08.2016 № 1-1311;

3. Дополнительное соглашение от 23.04.2020 о снижении арендной платы к договору аренды нежилого помещения от 26.01.2018 № ЛВ-904-07/2018;

4. Заявление о государственной регистрации от 10.06.2020 № MFC-0123/2020-22628-1;

5. Платёжное поручение от 08.05.2020 № 194755 (1000 рублей).

Уведомлением от 18.06.2020 № КУВД-001/2020-6375703/1 орган регистрации прав уведомил заявителя о возврате документов без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости.

Возврат документов мотивирован тем, что информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не представлен заявителем.

При этом в уведомлении указано, что с 01.01.2020 вступили в силу изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесённые Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации". В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 настоящего пункта, организации уплачивают государственную пошлину в размере 22 000 рублей.

Несогласие с оспариваемым уведомлением послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленным требованием.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулирует Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости.

В соответствии с положениями статьи 1 настоящего Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4).

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 6).

В соответствии с положениями части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона в реестр прав на недвижимость вносятся сведения сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьёй 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после её регистрации (пункт 1).

Сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды. Об этом арбитражным судам даны разъяснения в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 № 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Исходя из указанных выше законоположений и разъяснений, соглашение, предусматривающее изменение условий зарегистрированного договора аренды нежилого помещения, в том числе предусматривающего изменение арендной платы, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации недвижимости.

Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 утверждён Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с положениями пункта 97 настоящего Порядка при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносится запись о сделке – государственной регистрации соглашения. Запись о сделке – государственной регистрации договора аренды не погашается.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены статьёй 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2020) за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23-26, 28-31, 61 и 80.1 настоящего пункта, уплачивается государственная пошлина: физическими лицами – в размере 2000 рублей; организациями – в размере 22 000 рублей.

Исходя из указанных выше законоположений, за государственную регистрацию сделки с объектом недвижимости – соглашения об изменении условий зарегистрированного договора аренды нежилого помещения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (см. также письмо Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113).

Таким образом, за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения заявитель должен был уплатить государственную пошлину в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций, то есть государственную пошлину в размере 22 000 рублей.

При подаче заявления о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения заявитель уплатил государственную пошлину в размере 1000 рублей (платёжное поручение от 08.05.2020 № 194755), а следовательно, уплатил государственную пошлину не полном размере.

В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Информация об уплате государственной пошлины в размере 22 000 рублей за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствовала в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины в указанном выше размере не был представлен заявителем.

При таких обстоятельствах орган регистрации прав обязан был возвратить документы без рассмотрения на основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости.

Оспариваемое уведомление соответствует указанным выше законоположениям и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя сводятся в целом к неправильному толкованию закона, не могут послужить поводом для признания оспариваемого уведомления незаконным и отклоняются.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 201, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать обществу с ограниченной ответственностью "Альфа-М" в удовлетворении заявленного требования.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца после принятия решения.

Судья                                                                                     Г.К. Екония