Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
29 декабря 2021 г. Дело № А40-101297/21-116-606
Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2021 г.
Арбитражный суд в составе судьи А.П. Стародуб
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Перязевой Е.А.
Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) НП "НОВЫЕ ВЕШКИ" (ОГРН <***>) к МИНФИН РОССИИ Российской Федерации о признании незаконными действий по предоставлению письменных разъяснений, обязании провести анализ реализации государственной политики в сфере уплаты страховых взносов на ОПС и ОМС, выпустить официальные разъяснения по вопросу применения пп.3 п.2 ст. 427 НК РФ
при участии представителей:
от истца (заявителя) –ФИО1 по доверенности от 08.02.2021 г., диплом, паспорт
от ответчика (заинтересованного лица)– ФИО2 по доверенности от 20.01.2020 г. № 01-10-08/5, диплом, паспорт
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство землевладельцев и домовладельцев поселка «Новые Вешки» (далее также – Заявитель, НП «Новые Вешки», Партнерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действия Министерства финансов Российской Федерации (далее также- Минфин) по предоставлению письменных разъяснений на индивидуальные обращения по вопросу применения подпункта 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в той части, в которой соответствующие разъяснения даны без проведения анализа реализации государственной политики в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (в том числе, реализации пункта 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 4 декабря 2014 г. NПр-2821)), и поставили возможность применения в 2017-2018г.г. пониженных тарифов страховых взносов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности которой по ОКВЭД дает право на применение пониженных тарифов страховых взносов, в зависимость от того, превысит ли 79 млн руб. совокупный объем всех поступивших такой организации денежных средств: как формирующих налогооблагаемую базу, определяемую в соответствии с порядком определения доходов, установленных главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, так и не учитываемых при определении налогооблагаемой базы доходов, установленных ст. 251 НК РФ; и
обязать Министерство финансов Российской Федерации провести анализ реализации государственной политики в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (в том числе, реализации пункта 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 4 декабря 2014 г. NПр-2821)), выпустить официальные разъяснения по вопросу применения подпункта 3 п. 2 ст. 427 НК РФ для неопределенного круга лиц и разместить такие разъяснения на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Заявителя предъявленные требования поддержал по доводам заявления, пояснений.
Представитель Минфина в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва, пояснений по доводам заявления.
Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, требования Заявителя, со ссылкой на пункт 11 Перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 04.12.2014№ Пр-2821) и ряд индивидуально-определенных писем Минфина России (№ 03-15-06/10016 от 15.02.2021г., от 17 февраля 2020 г. N03-15-06/10783, от 12 февраля 2020 г. N 03-15-06/9353, от 10 февраля 2020 г. N03-15-06/8813), указанных в заявлении, которыми даны ответы на обращения организаций по вопросу применения пониженных тарифов на уплату страховых взносов в 2017 - 2018 годах, мотивированы несогласием с регулированием, введенным Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в части внесения абзаца второго в подпункт 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, установившего порог в виде общей суммы доходов плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в размере 79 млн. рублей для прекращения права плательщиков по применению пониженных тарифов страховых взносов в случае его превышения.
Суд, оценив доводы сторон в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, не усматривает в действиях Министерства финансов Российской Федерации по предоставлению письменных разъяснений на индивидуальные обращения по вопросу применения подпункта 3 п. 2 ст. 427 НК РФ нарушений закона.
Согласно положениям пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса во взаимосвязи с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, в пределах своей компетенции издаёт нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Полномочия Минфина России в установленной сфере деятельности конкретизированы, в том числе в статье 34.2 Налогового кодекса, согласно которой он дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, « плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1).
Судом установлено, что Минфин России, реализуя предоставленные законом полномочия, дал разъяснения в форме индивидуально-определенных писем юридическим лицам, ссылаясь на которые, Заявитель просит признать действия Минфина России по предоставлению налогоплательщикам таких разъяснений незаконными, в том числе в части дачи разъяснений по применению подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса.
Такой довод заявителя является несостоятельным, поскольку прямо противоречит предоставленным законом Минфину России полномочиям.
Между тем, указанные в заявлении Партнерства письма Минфина России, в том числе письмо от 15.02.2021 № 03-15-06/10016, адресованное НП «Новые Вешки», не обладают нормативными свойствами, не нарушают права, свободы и законные интересы заявителя, поскольку ответы являются индивидуально-определенными и направлены юридическим лицам - налогоплательщикам на поставленные ими вопросы о конкретных случаях налоговых отношений, такие ответы не содержат каких-либо властных предписаний налогоплательщикам совершить какое-либо действие, уплатить какую-либо сумму средств в бюджеты, то есть не имеют регулирующего воздействия, не ограничивают Партнерство в праве вести хозяйственную деятельность, не возлагают каких-либо обязанностей, не предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В то же время письма не предназначены для применения в отношении неопределенного круга лиц и не рассчитаны на неоднократное применение, так как официально не опубликовывались в порядке, предусмотренном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009.
На сайте Минфина России указанные письма также не размещены, следовательно, не являются нормативными правовыми актами для руководства неопределенного круга лиц, их размещение в электронно-информационных базах негосударственных организаций в сети «Интернет» в обезличенном виде не является официальным опубликованием для указанных целей.
Следовательно, письма, не адресованные заявителю, не могут нарушать его права и законные интересы, при этом указанные в письмах юридические лица не уполномочивали заявителя на их обжалование и рассмотрение судом в отсутствие самих получателей писем. Поэтому ссылки заявителя на такие письма в качестве доказательств являются несостоятельными.
Таким образом, учитывая положения ст. 67 АПК РФ, относимым доказательством в рамках настоящего дела является только письмо Минфина России от 15.02.2021 № 03-15-06/10016, адресованное НП «Новые Вешки» (далее - письмо № 10016).
Относительно вопроса разъяснения в письме № 10016 порядка применения подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса суд принимает во внимание следующее.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ (в редакции на налоговый период 2018 года) для плательщиков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов, в частности, для плательщиков, указанных в подпунктах 5-9 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2017 - 2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
Указанные в настоящем подпункте тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Основным видом деятельности Партнерства по ОКВЭД согласно информации, размещенной на сайте ФНС России и указанной в выписке из ЕГРЮЛ, является вид 68.32.1 - Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Указанный вид деятельности содержится в перечне видов деятельности, установленном подпунктом 5 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса.
Как следует из нормы подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, абзац первый устанавливает размеры пониженных страховых взносов на обязательные пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, относимые к категориям плательщиков, указанных в подпунктах 5-9 пункта 1 данной статьи. Указанные размеры тарифов применяются в пределах предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования, устанавливаемой ежегодно Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 421 НК РФ).
В целом указанный абзац предоставляет обозначенным в нем категориям налогоплательщиков, использующим систему УСН, право на использование пониженных тарифов страховых взносов.
Абзац второй указанной нормы относится только к категориям плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, использующих УСН, и устанавливает порог в виде (общей суммы) доходов, не превышающий в отчетном налоговом периоде размера 79 млн. рублей, в целях реализации права на использование пониженных тарифов страховых взносов.
По смыслу указанного абзаца превышение общего уровня доходов указанной категорией плательщиков установленного порога доходов прекращает право таких плательщиков на использование пониженных тарифов страховых взносов, но при этом такие плательщики не утрачивают права на использование системы УСН до достижения порога доходов в размере 150 млн. рублей, установленного пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ для перехода на общий режим налогообложения применительно к налоговому периоду за 2018 год.
Превышение уровня доходов, исчисляемых в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 данного Кодекса, порога в размере 150 млн. рублей является основанием для прекращения права на использование налогоплательщиком системы УСН.
При этом суд отмечает, что в силу положений пункта 3 статьи 427 НК РФ в системной связи и взаимодействии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ находится пункт 6 данной статьи НК РФ, согласно которому для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 настоящего Кодекса.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, действующей в налоговом периоде на 2018 год).
По смыслу указанной нормы определение в ней доли в размере не менее 70 % по одному из видов деятельности налогоплательщика в общем объеме доходов налогоплательщика служит для целей определения основного вида деятельности в качестве подтверждения его соответствия основному виду деятельности, заявленному налогоплательщиком и указанному в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ, исходя из которого такой категории плательщиков предоставляется право на применение пониженных тарифов страховых взносов. При этом общий объем доходов плательщика исчисляется с учетом положений пункта 1 и подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ.
В случае несоответствия основного вида деятельности заявленному налогоплательщиком, а также при превышении общего объема доходов налогоплательщика порога суммы доходов, установленного абзацем вторым подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, налогоплательщик в силу прямого указания закона утрачивает право на использование пониженных тарифов страховых взносов, начиная с того налогового периода, в котором налогоплательщик перестал соответствовать указанным условиям.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 350-ФЗ.
Суд также принимает во внимание, что предоставление плательщикам, использующим УСН, права на применение пониженных тарифов страховых взносов до достижения определенного законодателем уровня доходов плательщика по своему значению является налоговой льготой.
Поэтому закрепленное федеральным законом прекращение права на налоговую льготу при превышении налогоплательщиком определенного в законе уровня доходов не является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
При этом, устанавливая пороговые условия прекращения права на использование налогоплательщиком сниженных тарифов страховых взносов, федеральный законодатель исходил из экономических оснований прекращения такого права, как того требует пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса, поскольку с ростом доходов у плательщика возникает возможность платить во внебюджетные фонды страховые взносы в полном размере (на основе полного тарифа) в интересах привлеченных работников (на основании трудового договора) или граждан, выполняющих работы, оказывающих услуги на основании гражданско-правовых договоров в пользу данного налогоплательщика и получающих от него денежное вознаграждение (пункт 1 статьи 420 НК РФ), продолжая при этом использование системы УСН. Такой механизм постепенно увеличивает налоговую нагрузку на налогоплательщика до достижения им условий для перехода к налогообложению на общих Основаниях.
Сам по себе режим УСН не предусматривает право на освобождение плательщиков от уплаты обязательных страховых взносов, поскольку таковые включаются в состав расходов налогоплательщика при определении объекта налогообложения (подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ) в системе УСН, на сумму таких расходов налогоплательщик уменьшает свои доходы.
Объектом налогообложения в системе УСН являются доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов (пункт 1 статьи 346.14 НК РФ).
Налоговой базой в системе УСН исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 346.18 НК РФ признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя либо доходов, уменьшенных на величину расходов, в зависимости от объекта налогообложения, выбранного налогоплательщиком в соответствующем налоговом периоде.
Следовательно, указанное регулирование позволяет прийти к выводу, что общий объем доходов, из которых плательщик направляет часть суммы на расходы для уплаты страховых взносов на обязательные виды страхования, должен быть больше размера налоговой базы (объекта налогообложения), формируемой в системе УСН, как минимум, на сумму подлежащих уплате страховых взносов.
В то же время согласно пункту 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения в системе УСН не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, однако эти доходы учитываются в общем объеме доходов налогоплательщика, формируемого для целей применения пункта 6 статьи 427 НК РФ, в силу прямого указания в данной норме на учет таких доходов.
Следовательно, налоговая база в системе УСН не имеет значения при определении базы для исчисления страховых взносов, представляющей собой начисляемые организацией или индивидуальным предпринимателем по истечении каждого календарного месяца суммы выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, рассчитываемых отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ (пункт 1 статьи 421 НК РФ).
Суд учитывает, что доходы от уплаты членских взносов участниками Партнерства подпадают по действие подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, которые не учитываются при формировании объекта налогообложения в системе УСН, но учитываются в общем объеме доходов налогоплательщика для целей определения условий прекращения права на использование пониженных тарифов страховых взносов.
При таких обстоятельствах, права и законные интересы Партнерства в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности разъяснениями, указанными в письме № 10016, не нарушены, названные разъяснения препятствий к осуществлению указанной деятельности не создают.
Учитывая изложенное, с учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований НП «Новые Вешки» не имеется.
Расходы по госпошлине подлежат возмещению сторонами в порядке ст.110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья А.П. Стародуб