ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-10237/18-121-66 от 13.04.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Решение                                                                           

г. Москва                                                                                 Дело № А40-10237/18-121-66

20 апреля 2018г.

Резолютивная часть решения суда объявлена 13 апреля 2018г.

Полный текст решения суда изготовлен 20 апреля 2018г.       

Арбитражный суд г. Москвы в составе:                                           

Председательствующего - судьи Е.А. Аксеновой

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Е.В. Каркавцевой,

Рассматривает в судебном заседании суда дело по заявлению

Негосударственного образовательного учреждения высшего образования Московский технологический институт (ОГРН 1027700592094, ИНН 7728176299, дата регистрации 30.12.2002, 117292, город Москва, улица Кедрова, 8, 2)

к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ОГРН 1047796344111, ИНН 7701537808, дата регистрации 13.05.2004, 127994, город Москва, улица Садовая-Сухаревская, 16)

о признании недействительными предписаний от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, от 22.12.2017 № 07-55-265/15-Л/ПП,

с участием: от заявителя: Анишин А.С. (по дов. от 20.02.2018 б/н, удостоверение), Горкун Н.А. (по дов. от 14.11.2017 № 946, паспорт), Панкратова К.В. (по дов. от 06.03.2018 б/н, паспорт), от ответчика: Алякова Н.А. (по дов. от 25.12.2017 № 01-227/11-01, удостоверение), Гукова Ф.А. (по дов. от 15.02.2018 № 01-49/07-01, удостоверение), Балашов А.Е. (по дов. от 15.01.2018 № 01-4/07-01),

установил:

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт (далее – Заявитель, институт) обратилаоь в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, Ответчик) от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, признании недействительным повторного предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.12.2017 № 07-55-265/15-Л/ПП.

В судебном заседании Заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик возражал относительно удовлетворения заявленных требований, представил отзыв.

В ходе рассмотрения дела, как заявителем, так и ответчиком, были представлены письменные объяснения.

Срок, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, Заявителем соблюден.

            Как следует из материалов дела, в  результате внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Рособрнадзора от 03.10.2017 № 1638 в отношении Института) в период с 18.10.2017 по 20.10.2017, выявлены нарушения обязательных требований, о чем составлен акт проверки юридического лица от 20.10.2017 № 407/ВП/Л/Гр.

20.10.2017 Рособрнадзор вынес предписание № 07-55-177/15-Л, в соответствии с которым Институту было необходимо в срок до 17.11.2017 устранить выявленные нарушения, и представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчет о результатах его исполнения.

17.11.2017 в Рособрнадзор поступил отчет Института о выполнении предписания от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л.

В результате внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.12.2017 № 2096 в отношении Института в период с 21.12.2017 по 22.12.2017, установлено неисполнение предписания Рособрнадзора от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, о чем составлен акт проверки юридического лица от 22.12.2017 № 514/ВП/КП/Л.

22.12.2017 Рособрнадзор выносит повторное предписание № 07-55-265/15-Л/ПП, в соответствии с которым Институту необходимо в  срок до 12.01.2018 устранить ранее не устраненные нарушения, а также причины, способствовавшие их совершению и представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки уведомление об устранении нарушений требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Института в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, оценив на основании ст. 71 АПК РФ материалы дела в их совокупности и взаимосвязи по своему внутреннему убеждению, суд приходит к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Полномочия Рособрнадзора на принятие оспариваемых актов следуют из статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 594 (далее – Положение о службе).

Согласно подпункту 5.1 пункта 5 Положения о службе, Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по разовательным программам высшего образования, а также принятие мер но етранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в :6ере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательныморганизациям и контроль за пополнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно пункту 6.4 Положения о службе, Рособрнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации еры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, -оправленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной ; пере деятельности, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний организациям, осуществляющим образовательную деятельность, а также путем осуществления контроля за их исполнением.

В соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки лицензиата является поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления,  средств  массовой  информации  о  фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Согласно части 12 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, внеплановая выездная проверка может быть проведена лицензирующим органом по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ, предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 13 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.

В соответствии с пунктом  1 части  1  статьи  17 Федерального закона № 294-ФЗ, частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

В целях проведения проверки изложенных в обращении от 26.07.2017 вх. № АЛ-10241 сведений о фактах грубых нарушений Институтом (лицензиатом) лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, Рособрнадзор на основании пункта 2 части 10 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ, издал приказ от 03.10.2017 № 1638 о проведении    внеплановой    выездной    проверки    Негосударственного образовательного учреждения высшего образования Московский технологический институт.

Предметом   данной   проверки   являлось   соблюдение   обязательных требований     и     (или)     требований, установленных          муниципальными правовыми актами.

При проведении внеплановой выездной проверки присутствовал первый проректор Института Ядова Е.Н., которая в соответствии с пунктом 9.10 устава Института, утвержденного Общим собранием учредителей Института (протокол № 1 от 10.09.1997) во время отсутствия ректора Института исполняет его обязанности.

По результатам проверки составлен Акт проверки юридического лица от 20.10.2017 № 407/ВП/Л/Гр, в котором указаны следующие нарушения:

- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, по реализуемым в соответствии с лицензией основным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки: 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата); (уровень бакалавриата); 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата); 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата); 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (уровень бакалавриата); 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры); 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень магистратуры); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры);

- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, по реализуемым в соответствии с   лицензией     основным     образовательным     программам     среднего профессионального  образования - программам  подготовки  специалиста среднего звена по направлениям подготовки: 09.02.02 Компьютерные сети; с 09.02.04 Информационные  системы  (по  отраслям);  09.02.05  Прикладная информатика (по отраслям);  10.02.01 Организация и технология защиты информации; 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.07 Банковское дело; 42.02.01 Реклама; 43.02.10 Туризм; 43.02.11 Гостиничный сервис; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения;

- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,  утвержденного  постановлением  Правительства  России Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие в штате лицензиата или непривлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих  профессиональное   образование,   обладающих  соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией  основным   образовательным   программам   высшего      образования по направлениям подготовки: 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 09.03.01 Информатика и вычислительная те (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 38.04.02 Менеджмент (уровеиь магистратуры; и соответствующих требованиям статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

В    связи    с    выявлением нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере образования и в соответствии с частью 6 статьи 93 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона 294-ФЗ,  Институту было выдано предписание от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л об устранении выявленных нарушений в срок до 17.11.2017.

23.10.2017 Рособрнадзор составил в отношении Института протокол N АП-407/ВП/Л/Гр-3/19.20 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Постановлением Гагаринского районного суда г. Москвы от 21.12.2017 по делу № 5-1607/17, Институт привлечен к административной ответственности ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Во исполнение предписания от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, 17.11.2017 Институт представил Рособрнадзору отчет об  устранении нарушений.

18.12.2017 Рособрнадзор издал приказ № 2096 «О проведении внеплановой выездной проверки Негосударственного образовательного учреждения высшего образования   Московский   технологический  институт».  

На основании приказа Рособрнадзора от 18.12.2017 № 2096 в период с 12.2017 по 22.12.2017 года Рособрнадзором была проведена внеплановая выездная проверка Института с целью проверки   исполнения   Предписания  с привлечением эксперта и в присутствии ректора Института.

По результатам проверки образовательной деятельности Института был составлен актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 22.12.2017 № 514/ВП7КП/Л, в котором указано следующие факты невыполнения предписания Рособрнадзора от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л:

- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственныхобразовательных стандартов, пореализуемымв соответствии с лицензией основным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки: 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата); (уровень бакалавриата); 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата); 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата); 19.03.02 Продукты питанияиз растительного сырья (уровень бакалавриата); 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры); 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень магистратуры); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры).

Во исполнение предписания Институтом были представлены следующие документы и материалы: Основные профессиональные образовательные программы высшего образования в части материально-технического обеспечения по направлениям подготовки: 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата); 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата); 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника (уровень бакалавриата); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень бакалавриата); 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья (уровень бакалавриата); 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры); 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника (уровень магистратуры); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры).

В результате фактического осмотра помещений Института по адресам мест осуществления образовательной деятельности: Ленинский проспект, д. 38А, г. Москва, 119334, а также в результате анализа представленных документов и материалов Рособрнадзором установлено, что Институтом не подтверждено устранение допущенного нарушения подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, при осуществлении образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования.

подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, по реализуемым в соответствии с лицензией основным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена по направлениям подготовки: 09.02.02 Компьютерные сети; 09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям); 10.02.01 Организация и технология защиты информации; 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.07 Банковское дело; 42.02.01 Реклама; 43.02.10 Туризм; 43.02.11 Гостиничный сервис; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Институтом представлены следующие документы и материалы: Основные профессиональные  образовательные  программы  среднего профессионального    образования    в    части    материально-технического обеспечения  по  специальностям:  09.02.02  Компьютерные  сети;   09.02.04 Информационные системы (по отраслям); 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям); 10.02.01 Организация и технология защиты информации; 10.02.02 Информационная безопасность телекоммуникационных систем; 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям); 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 38.02.04 Коммерция (по отраслям); 38.02.05Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров; 38.02.07 Банковское дело; 40.02.01 Право и организация социального обеспечения; 42.02.01 Реклама; 43.02.10 Туризм; 43.02.11 Гостиничный сервис.

В результате анализа представленных документов и материалов Рособрнадзором установлено, что документы и материалы не подтверждают устранение нарушения подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, при осуществлении образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности,  утвержденного  постановлением  Правительства  России Федерации от 28.10.2013 № 966, - отсутствие в штате лицензиата или непривлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих  профессиональное   образование,   обладающих  соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией  основным   образовательным   программам   высшего      образования по направлениям подготовки: 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 09.03.01 Информатика и вычислительная те (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 38.04.02 Менеджмент (уровеиь магистратуры; и соответствующих требованиям статьи 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Институтом представлены следующие документы и материалы: документы,   подтверждающие   наличие   в   штате   лицензиата   или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих  профессиональное   образование,   обладающих   соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым основным профессиональным образовательным программам высшего образования по направлениям подготовки: 09.03.01 Информатика и вычислительная техника (уровень бакалавриата); 27.03.04 Управление в технических системах (уровень бакалавриата); 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата); 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры); 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата); 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, включающие:

-штатное расписание педагогических работников;

-трудовые договоры, заключенные с педагогическими работниками;

-договоры        гражданско-правового        характера,    заключенные с педагогическими работниками;

- должностные инструкции педагогических работников;

- индивидуальные планы работы педагогических работников;

- копии документов об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и (или) ученых званиях, о повышении квалификации, профессиональной переподготовке педагогических работников, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования;

-справки с основного места работы с указанием должности и стажа работы педагогических работников, для которых данный лицензиат является местом работы по совместительству.

В результате анализа представленных документов и материалов установлено, что материалы, представленные Институтом, не подтверждают устранениенарушенияподпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

В связи с неисполнением предписания от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л в соответствии с частью 7 статьи 93 склерального закона № 273-ФЗ в установленном законодательством Российской Федерации порядке, Институту выдано повторно предписание Рособрнадзора об устранении нарушений от 22.12.2017 № 07-55-265/15-Л/ПП со сроком устранения нарушений до 12.01.2018.

По факту невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, 22.12.2017 Рособрнадзор составил в отношении ректора Института протокол № АП-514/ВП/КП/Л-1/19.5 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) и направил его для рассмотрения мировому судье судебного участка № 216 района «Гагаринский» г. Москвы.

 Частью 7 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию.

28.12.2017 Рособрнадзором издано распоряжение № 2322-07 «О запрете приема в Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт».

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в частности в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: «если суд установит, что оспариваемый актне соответствует закону или иным правовымактам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным».

Следовательно, для признания недействительными обжалуемых Заявителем актов Рособрнадзора необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие предписаний законуиналичие нарушения прав Заявителя.

Исходя из изложенных выше фактов, суд приходит к выводу о том, что предписание Рособрнадзора от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, повторное предписание Рособрнадзора от 22.12.2017 № 07-55-265/15-Л/ПП являются законными и обоснованными, поскольку не выявлено несоответствия данных актов закону или иному нормативному правовому акту. При этом судом также не установлено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

          На основании изложенного, руководствуясь ст. 4, 64-66, 81, 110, 158, 159, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении заявления Негосударственного образовательного учреждения высшего образования Московский технологический институт о признании недействительным предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.10.2017 № 07-55-177/15-Л, признании недействительным повторного предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22.12.2017 № 07-55-265/15-Л/ПП.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца  в Девятый арбитражный апелляционный суд.       

Судья:                                                                         Е.А. Аксенова