ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-102695/14 от 08.10.2014 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                             Дело № А40-102695/14

15 октября 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2014 года

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2014 года                                                                                          

Арбитражный суд в составе:

судьи Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-871)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шустовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой»

к заинтересованному лицу – Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

о признании незаконными постановления от 18.06.2014 № 1203-119-2/2014,

в судебное заседание явились: от заявителя – ФИО1 по доверенности от 22.01.2014 № ГМС-17/14, паспорт, от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 30.12.13 г. № 05-08-2950/13

УСТАНОВИЛ:

ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 18.06.2014 № 1203-119-2/2014 о привлечении ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» к административной ответственности по ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (далее - КоАП г. Москвы).

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что измерения уровня шума проведены с нарушением ГОСТ 23337-78 и МУК 4.3.2194-07, а также ссылается на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, малозначительность правонарушения.

Ответчик в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указав на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с  ч.6  ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Оспариваемым постановлением от 18.06.2014 № 1203-119-2/2014 ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 4.46 КоАП г. Москвы с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.

В соответствии со ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц трехсот тысяч рублей.

Как следует из представленных материалов, на основании письменного обращения граждан на строительные работы, проводимые ОАО Холдинговая компания «Главмосстрой» на территории, прилегающей к дому 4, корп. 3 по ул. Бутлерова, Государственным природоохранным бюджетным учреждением «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» были произведены замеры уровня шума.

В ходе замеров уровня шума ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» был составлен протокол № 25 от 10.02.2014 г. Согласно составленному заключению ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» по результатам проведенных измерений уровней шума были выявлены превышения допустимых уровней шума на 4 дБа по эквивалентному уровню звука.

Административным органом 20.04.2014 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО ХК «Главмосстрой» по ст. 4.46 КоАП РФ.

Уведомлением № 1203-119-2/2014 от 24.04.2014 г. Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы уведомил ОАО ХК «Главмосстрой» о дате и месте составления протокола об административном правонарушении. Уведомление направлено посредством почтового отправления в адрес Общества.

Должностным лицом административного органа 13.05.2014 г. в отсутствие представителя Общества был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 4.46 КоАП г. Москвы. Указанный протокол направлен в адрес Общества посредством почтового оправления.

Определением от 13.05.2014 г. № 1203-119-2/2014 назначены дата и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Определением от 23.05.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя было отложено на 18.06.2014 в 13 час. 30 мин.

Данное определение получено обществом 09.06.2014, что подтверждается почтовым уведомлением.

Оспариваемым постановлением от 18.06.2014 г. № 1203-119-2/2014 ОАО ХК «Главмосстрой» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.46 КоАП г. Москвы, выразившегося в нарушении условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее повышение допустимого уровня шума и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. 00 коп.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Вопреки доводам заявителя, проверив порядок привлечения общества к административной ответственности, суд считает, что положения ст.ст. 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, что не оспаривалось заявителем.

В материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства, однозначно свидетельствующие о надлежащем извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, юридическому лицу была предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Требования статей 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ, с учетом п. 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении административного дела должностными лицами административного органа были соблюдены.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.1 1.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологическою мониторинга» Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы, прилегающих к строительным площадкам.

Ведение мониторинга шумового воздействия по жалобам жителей, в том числе, проведение измерения (контроль) уровней шума, в ночное время на территориях, прилегающих к строительным площадкам, в соответствии с приказом руководителя Департамента от 09.07.07 № 87 осуществляет ГПУ «Мосэкомониторинг».

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы» экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ «Мосэкомониторинг» как на бумажных, гак и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.

Указанные проверки проводятся без уведомления проверяемою юридического лица, а в случае выявления совершенного правонарушения Департамент, в пределах своей компетенции, привлекает к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений в области охраны окружающей среды.

ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» 07.02.2014 с 0040 до 0155 установлено, что ОАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОЙ», являясь генеральной подрядной организацией, осуществляющей строительство 5-секционного 17-19 этажного жилого дома по адресу: г. Москва. Коньково, кв. 44-47, корп. 16, допустило нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, а именно, п. 5.17.6 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП.

Так 07.02.2014 с 0040 до 0155 аккредитованной испытательной лабораторией ГПБУ «Мосэкомониторинг» проведены измерения уровней шума на территории, прилегающей к дому 4, корп. 3 по ул. Бутлерова, в связи с обращениями жителей на повышенный уровень шума строительных работ в ночное время.

В результате выезда установлено, что по адресу: г. Москва. Коньково, кв. 44-47, корп. 16 проводятся работы по строительству 5-секционного 17-I9-этажного жилого дома. В период проведения измерений на указанной строительной площадке наблюдалась работа двух башенных кранов, производилась доставка бетонной смеси с помощью автобетоносмесителей (во время нахождения автобетоносмесителей на территории строительной площадки глушение двигателей не производилось), ударные работы (стуки), крики рабочих. Во время проведения измерений движение транспортных средств по прилегающим дворовым территориям не наблюдалось.

Результат измерений показал превышение допустимого уровня шума на 4 дБА по эквивалентному уровню звука (протокол проведения измерений уровней шума от «10» февраля 2014 г.№ 25).

В ходе административного расследования установлено, что на данный объект выписан ордер ОАТИ от 31.04.2014 № 13061465/4 сроком действия до 31.12.2014 для проведения работ по строительству жилого комплекса, в соответствии с которым производство земляных работ, обустройство и содержание строительной площадки осуществляет ОАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОЙ».

В силу ст. 751 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ, нести ответственность за нарушение указанных требований.

В силу положений ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, осуществляя предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и вступая в договорные отношения, должно предвидеть последствия совершения им юридически значимых действий. Являясь субъектом гражданских правоотношений, заявитель обязан не только знать нормы гражданского законодательства, но и обеспечить соблюдение этих норм.

Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (далее   СН   2.2.4/2.1.8.562-96),   установлены   допустимые   уровни   звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки.

В соответствии с п. 1.2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства. В таблице 3 указанного документа приведены допустимые уровни звукового давления, уровня звука, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории застройки. Пункт 9 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 определяет допустимые уровни звука с 23 ч. до 7 ч. на территориях непосредственно прилегающих, в том числе к жилым домам.

Согласно ст. 55 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические ли при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских исельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты; при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий; запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

Требования к производству работ в ночное время суток установлены п. 5.17.6 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП: при производстве работ в ночное время суток (с 23.00 до 7.00) необходимо обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключить громкоговорящую связь; исключить забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.

Однако шум от работ, осуществлявшихся ОАО «КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОИ» в ночной период суток при строительстве жилого дома, по адресу: г. Москва, Коньково, кв. 44-47,корп. 16, согласно измерениям, превысил допустимый уровень шума на 4дБА по эквивалентному уровню звука (протокол проведения измерений уровней шума от 10.02.2014 г. № 25).

Таким образом, ОАО «КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОЙ» допустило нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, а именно, п. 5.17.6 «Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве», утверждённых постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП.

Нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические липа при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Согласно ч. 2 ст. 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при планировании и застройке городских и сельских поселений, проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации производственных объектов, создании и освоении новой техники, производстве и эксплуатации транспортных средств должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий.

Частью 3 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

Согласно п. 5.17.6 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП, производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующих условий: обеспечения глушения двигателя автотранспорта в период нахождения на площадке; исключения громкоговорящей связи; не производства сварочных работ без установки защитных экранов; исключения забивки фундаментных свай и производства прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы; недопуск освещения прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к строительной площадке: исключение работ оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающих допустимые нормы.

Производство работ в ночное время суток (с. 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.) оформляется распоряжением префекта административного округа по согласованию с главой районной управы, органами Госсанэпиднадзора, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и ОАТИ города Москвы.

Факт превышения нормативов допустимого уровня шума в ночное время (проверка проводилась 07.02.2014 с 0040 до 0155) подтверждается протоколом проведения измерений уровня шума от 10.02.2014 № 25, протоколом об административном правонарушении от 13.05.2014 № 1203-1 19-2/2014.

Согласно протоколу проведения измерений уровня шума от 10.02.2014 № 25. характер  шума: в  контрольных точках № 1 и  № 2 непостоянный, колеблющийся во времени; в контрольных точках № 3 и № 4 постоянный широкополосный; измерения производились в период с 00-40 до 01-55,что соответствует ГОСТ 23337-78.

При измерении уровня шума МУК 4.3.2194-07, утвержденные Роспотребнадзором 05.04.2007, вопреки доводам заявителя, неприменимы, поскольку данные указания носят ведомственный характер и отсутствие на них ссылок не свидетельствует о неправильности проведенных замеров.

Кроме того, методика измерения уровня шума определяется экспертом, проводящим такие измерения, который не вправе требовать отключения какого-либо оборудования.

При этом в соответствии с п. 2 постановления Правительства Москвы от 24.06.2003 № 480-ПП «О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы» экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПУ «Мосэкомониторинг» как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.

Измерения уровня шума проведены в отсутствие представителя общества в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга города Москвы и практическом использовании данных экологического мониторинга», согласно которому Департаментом ведется регулярная работа по мониторингу уровня шума на территориях города Москвы. При этом в отношении заявителя документарная проверка не проводилась, а проведение вышеуказанных мероприятий по экологическому мониторингу произведено на участке общего пользования с адресным ориентиром: г. Москва, на территории, прилегающей к дому 4, корп. 3 по ул. Бутлерова, имеющем свободный доступ.

Таким образом, проведенные замеры уровня шума не требовали соблюдения п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и непосредственного взаимодействия административного органа с ОАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОЙ».

Кроме того, протокол проведения измерений уровней шума от 10.02.2014 № 25 составлен с соблюдением требований ГОСТ 23337-78, что указывает на допустимость указанного доказательства.

Объективная сторона правонарушения согласно оспариваемому постановлению выразилась в нарушении условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, что соответствует диспозиции ст. 4.46 КоАП Москвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физическою или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) невыделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие oi него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 4.46 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды, заявителем не представлено.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях ОАО ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ «ГЛАВМОССТРОЙ» признаков административного правонарушения, выразившихся в нарушение требований п. 5.17.6 постановления Правительства Москвы «Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве» от 07.12.2004 №857-ПП, Санитарных норм 2.2.4/2.18.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», а именно: в превышении шума в ночное время за которое ст.4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 №45 «Кодекс Москвы об Административных правонарушениях» установлена административная ответственность.

Выводы, изложенные ответчиком в постановлении от 18.06.2014 № 1203-119-2/2014, документально не опровергнуты заявителем, поэтому заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.4 ст.208 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», ст. ст. 1.5, 2.1, 2.9, 2.10, 4.1, 4.5, 8.2, 24.1, 25.1, 25.4, 28.2, 29.10, 30.1 КоАП РФ,  руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167- 176, 210-211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей природной среды от 18.06.2014 № 1203-119-2/2014 о привлечении ОАО Холдинговая Компания «Главмосстрой» (ОГРН <***>, место нахождения: Москва, ул. 125009, <...>) к административной ответственности на основании ст. 4.46 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный  суд.

Судья:

А.Б. Полякова