АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
01 августа 2019года Дело № А40-104013/19-122-857
Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2019 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «АВТОЛАЙН СВ» (124047 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ТВЕРСКАЯ-ЯМСКАЯ 1-Я ДОМ 36 СТРОЕНИЕ 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.10.2013, ИНН: <***>)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ТРАНСПОРТА И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ <...> ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2011, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения от 27.03.2019 года № 007447-2019
при участии:
от заявителя – ФИО1 дов. от 22.07.2019г. №Б/Н
от ответчика – ФИО2 дов. от 04.09.2018г. №17-17-441/18
УСТАНОВИЛ:
ООО «АВТОЛАЙН СВ» (Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы с требованием признать незаконным решение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 27.03.2019г. № 007447-2019 об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы»; обязать допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на основании заявления ООО «Автолайн СВ» № 0001-9000003-77200101-0013297/19.
Заявитель в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика не признал заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве.
Выслушав явившихся в заседание представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, 13 марта 2019 г. ООО «Автолайн СВ» обратилось в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы.
Заявление подано посредством утвержденной формы через единый портал госуслуг города Москвы (http://pgu.mos.ru/ru), которое успешно размещено и ему был присвоен номер 0001-9000003-77200101 -0013297/19.
27 марта 2019г. по результатам рассмотрения, ответчиком принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы».
В качестве причины указано: «Несоответствие представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Единым требованиям, Регламентом. В соответствии с п. 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009г. № 112 «легковое такси» -транспортное средство категории «М1» (имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения), используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования».
Считая указанный отказ незаконным, Заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении требований Заявителя, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
Как указано ранее, 13.03.2019 ООО «Автолайн СВ» обратилось в Департамент транспорта с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы на транспортное средство HyundaiGrandStarex государственный регистрационный номер <***>.
27.03.2019 по результатам рассмотрения Департаментом транспорта принято оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Выдача разрешения, переоформление разрешения, выдача дубликата разрешения и аннулирование разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы» в связи с несоответствием представленного заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Единым требованиям, Регламентом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 № 32-ПП, на Департамент транспорта возложены полномочия по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы (пункт 6.30).
В силу прямого указания пункта 2 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ, разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным Федеральным законом № 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для получения разрешения необходимо, чтобы транспортные средства, которые Заявитель собирается использовать предназначались для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Устав автомобильного транспорта) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (статья 1 Устава автомобильного транспорта).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава автомобильного транспорта Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, определены следующие понятия:
- «легковое такси» - транспортное средство категории «М1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования;
- «транспортное средство категории «М1» - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, легковым такси является транспортное средство категории «М1».
В силу требований раздела 2 главы 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19, пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и
Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме «одобрения типа транспортного средства». Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации могут использоваться только транспортные средства, имеющие одобрение типа транспортного средства. О наличии одобрения типа транспортного средства указывается в паспорте транспортного средства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: рассмотрение, утверждение и регистрацию одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»; назначение в установленном порядке компетентной организации, выполняющей функции технического секретариата, для проверки правильности и обоснованности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»; ведение в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» национальной части единого реестра выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Сведения о выданных одобрениях типа транспортного средства размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) (www.gost.ru).
На официальном сайте Росстандарта отсутствует информация об одобрениях типа транспортного средства HyundaiGrandStarex.
Под одобрением типа транспортного средства понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента. Классификация транспортных средств по категориям осуществляется в рамках Женевского соглашения 1958 года (ратифицировано 17.02.1987), где под категорией «М1» понимается транспортное средство, к которому предъявляются соответствующие требования безопасности. Требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, предусмотрены в технических регламентах Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее - Технический регламент). Указанный технический регламент устанавливает требования к узлам и агрегатам, а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств. При этом требования безопасности для транспортных средств категорий «М1» и «М2» различны. Кроме того, в соответствии с Техническим регламентом «тип транспортного средства (шасси, компонента)» - транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем. В свидетельствах о безопасности транспортных средств (не являются одобрением типа транспортного средства), выданных на аналогичные транспортные средства, во всех случаях указана категория транспортного средства «М2». Следовательно, заводом-изготовителем изначально выпускалось транспортное средство с категорией «М2».
Между тем, в качестве легкового такси могут использоваться транспортные средства категории «М1».
Таким образом, в заявлении ООО «Автолайн СВ» от 13.03.2019 на получение разрешения, содержались недостоверные сведения о соответствии транспортного средства HyundaiGrandStarex государственный регистрационный номер <***> требованиям законодательства в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
На основании п. 2.1. статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
С указанным основанием коррелируют требования Административного регламента, согласно которому, основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги при переоформлении разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы является представление документов, содержащих недостоверные и (или) противоречивые сведения (п. 2.8.1.4 Административного регламента).
Таким образом, Департаментом транспорта обоснованно и правомерно отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения Заявителю на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Довод Заявителя относительно того, что транспортное средство HyundaiGrandStarex государственный регистрационный номер <***> относится к категории «М1» в связи с тем, что в свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТО указана категория «В» не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В качестве обоснования своей позиции ООО «Автолайн СВ» ссылается на сравнительную таблицу категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации конвенции о дорожном движении, содержащуюся в приказе МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».
Вместе с тем в поименованном приказе - в Приложении № 3 указано, что категория ТС по классификации Конвенции о дорожном движении «В» - это автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 по классификации КВТ ЕЭК ООН относятся к категориям «М1», «М1С»и «N1».
При этом, транспортные средства категории «М1» по классификации КВТ ЕЭК ООН относятся также к категории «С» по классификации Конвенции о дорожном движении.
Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение № к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 года МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. №3-3-06/1769)
Таким образом, довод Заявителя о том, что транспортное средство HyundaiGrandStarex государственный регистрационный номер <***> относится к категории «М1» в связи с тем, что в СТС указана категория «В» несостоятелен.
В силу «ЕОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие Постановлением ФИО3 от 07.05.2003 № 139-ст) к категории «М1» относятся легковые автомобили (п. 9.1.) с типом кузова: седан, хэтчбек, универсал, купе и кабриолет.
Вместе с тем, транспортные средства HyundaiGrandStarex имеют тип кузова минивен и фургон, что также подтверждает, что транспортное средство Заявителя не относится к категории «М1».
Как следует из заявления, в транспортное средство были внесены изменения в конструкцию, в результате изменений транспортное средство заявителя сменило категорию с «D» на «В».
Вместе с тем, в силу требований раздела 2 главы 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 № 19 (далее -Постановление Госстандарта № 19), пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме «одобрения типа транспортного средства». Таким образом, в соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации могут использоваться только транспортные средства, имеющие одобрение типа транспортного средства.
Как указывалось ранее, Сведения о выданных одобрениях типа транспортного средства размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) (www.Rost.ru).
На официальном сайте Росстандарта отсутствует информация об одобрениях типа транспортного средства HyundaiGrandStarex.
Пунктом 6.9 Постановления Госстандарта № 19 установлено, что "одобрения типа транспортного средства" выдаются на срок не более трех лет. Срок действия устанавливается с учетом срока действия имеющихся сертификатов, объема технических требований, соответствие которым подтверждается при сертификации, объема, характера и условий производства (ввоза) продукции.
Каждому "одобрению типа транспортного средства" присваивается номер, имеющий общую (идентифицирующую орган по сертификации) и индивидуальную (включающую в себя пять последовательных цифр) части. При подтверждении изготовителем неизменности типа транспортного средства номер следующего "одобрения типа транспортного средства" совпадает с номером предыдущего с добавлением индексов продления П1, П2 и т.д.
При внесении изменений в конструкцию оформляется "одобрение типа транспортного средства" с добавлением индекса распространения (PI, Р2 и т.д.), срок действия которого начинается с момента выдачи данного нового документа. Вносимые изменения должны быть выделены в тексте. Предыдущая версия документа теряет силу.
В соответствии с пунктом 9.1. Постановления Госстандарта № 19, изменением типа транспортного средства считается внесение изменений в конструкцию, влекущих изменение характеристик данного типа транспортного средства, на которые распространяются требования нормативного документа.
Изменение конструктивных признаков, характеризующих тип транспортного средства, доводится до сведения органа по сертификации, который, исходя из анализа документации и, если необходимо, образца, может прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и что данное транспортное средство по-прежнему удовлетворяет требованиям распространяющихся на него нормативных документов или потребовать заключение испытательной лаборатории.
Как следует из пункта 9.2. Постановления Госстандарта № 19, испытательная лаборатория на основании представленной документации, результатов ранее проведенных сертификационных испытаний данного типа транспортного средства и имеющихся в ее распоряжении технических описаний этого типа транспортного средства, а также, если необходимо, результатов экспертизы измененного типа транспортного средства выдает заключение о возможности распространения ранее выданного "сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", если оно выдавалось административным органом, сертификата соответствия или "одобрения типа транспортного средства", либо о необходимости проведения новых испытаний измененного типа транспортного средства.
Таким образом, получение нового «одобрения типа транспортного средства» на транспортное средство в которое были внесены изменения в конструкцию является обязательным в силу прямого указания Постановления Госстандарта № 19.
Вместе с тем, Заявителем не представлено «одобрения типа транспортного средства» на транспортное средство до внесения изменений, а также на транспортное средство после внесения изменений.
По мнению Заявителя, доказательствами принадлежности транспортного средства заявителя к категории Mlтакже является диагностическая карта.
Однако суд не может согласиться с данным заявлением по следующим основаниям.
Диагностическая карта - это бланк формата А4, на котором в виде таблицы изложены результаты проверки работоспособности всех систем машины. При этом, установленного вида диагностической карты нет, государство регулирует только содержание. Диагностическая карта нужна для поручения страхового полиса ОСАГО или КАСКО. При этом диагностическая карта не подменяет собой одобрение типа транспортного средства, обязательность получения которого предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.
Помимо изложенного, диагностическая карта является свидетельством технической исправности автомобиля, а не безопасности, выдается после прохождения транспортным средством технического осмотра (ТО).
Кроме того, получение диагностической карты без фактического показа машины осуществляется при предъявлении данных специалисту СТО о ТС (марка, пробег, год выпуска и т.д.) и документов на него, проверка самого транспортного средства не осуществляется.
Довод Заявителя относительно того, что ранее на транспортное средство Hyundai
GrandStarex государственный регистрационный номер <***> Департаментом
транспорта было выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке
пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы № 36493, также не может быть принят судом в силу следующего.
Действительно, 29.11.2013 Департаментом транспорта было выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы № 36493, срок действия которого истек 28.11.2018.
Однако разрешение № 36493 было выдано на транспортное средство с государственным регистрационным номером ЕР64477, в то время как транспортное средство отказ в выдаче разрешения на которое рассматривается в настоящем деле, имеет государственный регистрационный номер <***>.
При указанных выше обстоятельствах у суда отсутствуют основания для вывода о неправомерности оспариваемого отказа и нарушении прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в абзаце втором пункта 1 установлено следующее: если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Для признания недействительным оспариваемого Заявителем решения необходимо наличие двух обязательных условий: наличие нарушения прав заявителя и несоответствие оспариваемого акта закону.
Отказ в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории города Москвы соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности поскольку не делает невозможным использование транспортного средства в иной сфере, кроме легкового такси.
При этом ООО «Автолайн СВ», в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов.
В данном случае судом установлено полное соответствие оспариваемого отказа закону.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Судом проверены и оценены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права, так как судом установлено, что оспариваемое заявителем решение принято в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 150, 159, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «АВТОЛАЙН СВ» отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая