ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-104576/17-3-1029 от 17.10.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва

24 октября 2017 г.Дело № А40-104576/17-3-1029

Резолютивная часть решения объявлена   17 октября 2017 г.

Решение в полном объеме изготовлено 24 октября 2017 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Председательствующего судьи Картавой О.Н. (единолично),

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Елпаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

истца ОАО "Авиакор-авиационный завод"

к ответчику  ПАО "Туполев"

третье лицо: Министерство обороны РФ

 о взыскании 4 607 716 руб. 97 коп.

при участии: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен о взыскании задолженности по дополнительному соглашению № 1/95/ГОЗ/2015/4812/ДС от 27.06.2016 к договору № 9193/С/2015/3635/К от 08.02.2016 в размере 4 508 932 руб. 74 коп., неустойки в размере 54 219 руб. 92 коп., процентов за пользование денежными средствами согласно ст. 317.1 ГК РФ в размере 44 564 руб. 31 коп.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Ответчик представил отзыв, просит в иске отказать по мотивам, изложенным в отзыве, заявил о применении ст. 333 ГК РФ.

Изучив материалы дела, представленные доказательства, выслушав доводы истца, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

27.06.2016 г. между Открытым акционерным обществом «Авиакор - авиационный завод» (далее - ОАО «ААЗ»; «Исполнитель») и Публичным акционерным обществом «Туполев» (далее - ПАО «Туполев»; «Заказчик») было заключено Дополнительное соглашение № 1/95/ГОЗ/2015/4812/ДС (далее - Дополнительное соглашение) к Контракту № 9193/С/2015/3635/К от 08.02.2016г. на выполнение работ для нужд Министерства Обороны Российской Федерации по Сервисному обслуживанию самолетов Ту-95МС, заключенному между ПАО «Туполев» и Министерством Обороны РФ.

Согласно п. 4 Дополнительного соглашения, ориентировочная цена настоящего дополнительного соглашения 10 819 633 руб. 93 коп., в соответствии со Спецификацией №2/95 (Приложение №1 к настоящему Дополнительному соглашению).

В соответствии с п. 5 Дополнительного соглашения, заказчик производит авансирование Исполнителю в размере не менее 80 % от цены единицы Работ (этапа Работ), указанной в п. 4 настоящего Дополнительного соглашения, после подписания настоящего дополнительного соглашения по счету, полученному от Исполнителя, в течение 10-банковских дней.

Свои обязательства по авансированию ПАО «Туполев» выполнило надлежащим образом в размере 3 284 840 руб. 86 коп.

В спецификации 2/95 к Дополнительному соглашению определен срок сдачи выполняемых работ - 25.10.2016 г. ОАО «ААЗ» свои обязательства по Дополнительному соглашению выполнило в полном объеме, что подтверждается Удостоверением №9193/С/2015/3635/К/5 (исх. 610/962 от 24.11.2016г.); техническими актами о выполнении и приемке работ по техническому заданию от 18.11.2015 г. (дополнение от 01.03.2016 г.) «Проведение работ по устранению дефектов защитных дюритов бортовой электрической сети системы уборки и выпуска стоек шасси изделия ВП-021 от 30.08.2016 г.; от 07.09.2016 г.; от 12.09.2016 г.; от 27.09.2016 г.; от 30.09.2016 г.; от 08.10.2016 г.; от 17.10.2016 г.; от 26.10.2016 г.; от 08.11.2016 г.; от 17.11.2016 г.; товарной накладной № 1093 от 16.08.2016г.; приемо - сдаточным актом № 203.

Согласно п. 6 Дополнительного соглашения, по окончании выполнения работ по настоящему дополнительному соглашению Исполнитель в течение 3 рабочих дней после выполнения Работ, представляет Заказчику: Акт сдачи-приемки выполненных Работ, подписанный и скрепленный печатью Исполнителя, содержащий информацию о фактически выполненных работ;          Протокол фиксированной (твердой) цены Работ в соответствии с Заключением ВП Исполнителя на фиксированную (твердую) цену Работ; расчетно-калькуляционные материалы.

Заказчик в течение 30 рабочих дней рассматривает предоставленные документы и согласовывает Протокол фиксированной (твердой) цены Работ, либо возвращает с указанием причин не подписания.

Сдача работ производится по фиксированной (твердой) цене Дополнительного соглашения (единицы Работ), заявленной Исполнителем, в соответствии с заключением ВП МО РФ Исполнителя, с последующей корректировкой (при необходимости) отчетных документов (акт сдачи-приемки - приложение №3 к Контракту №9193/С/2015/3635/К от 08.02.2016г.), счета-фактуры по результатам согласования данного Протокола фиксированной (твердой) цены Заказчиком м Департаментом аудита Государственных контрактов МО РФ при согласовании протокола фиксированной (твердой) цены по этапу Государственного контракта.

16.12.2016 г. исх. №112/1025 в адрес Заказчика были направлены отчетные документы, которые были получены Заказчиком 20.12.2016г. 22.12.2016 г. исх. 140/312 в адрес Заказчика был направлен протокол согласования твердой фиксированной цены, который был получен Заказчиком 18.01.2017г. 16.01.2017г. исх. 112/19 в адрес Заказчика был направлен акт сдачи - приемки выполненных работ № 4/ТФЦ/10ВС, который был получен Заказчиком 18.01.2017г.

Руководствуясь п. 6 Дополнительного соглашения, Заказчик обязан был согласовать протокол согласования твердой фиксированной цены, а также акт сдачи - приемки выполненных работ № 4/ТФЦ/10ВС не позднее 03.03.2017г.

Согласно п. 9 Дополнительного соглашения, окончательный расчет за выполненные Работы по настоящему Дополнительному соглашению за вычетом ранее выплаченного аванса Заказчик производит при наличии утверждённого Заказчиком Протокола фиксированной (твердой) цены, в соответствии с согласованной фиксированной (твердой) стоимостью Работ, в течение 30 рабочих дней с момента подписания Заказчиком Акта сдачи - приемки Работ (приложение №3 к Контракту от 08.02.2016г. №9193/С/2015/3635/К, на основании предоставляемых Исполнителем документов: акт сдачи-приемки Работ (Приложение №3 к Контракту от 08.02.2016г. № 9193/С/2015/3635/К); счет на окончательный расчет; счет фактура; удостоверение ВП Исполнителя на выполненные Работы по установленной форме; технический акт выполненных работ.

Таким образом, с учётом положений п. 9 Дополнительного соглашения, Заказчик обязан был произвести окончательный расчет не позднее 17.04.2017 г.

Однако в нарушение условий Дополнительного соглашения, до настоящего момента Заказчик не исполнил свои обязательства по оплате выполненных работ. Претензия ОАО «Авиакор-авиационный завод» от 31.03.2017г. исх. 123/279 направленная в адрес ПАО «Туполев» осталась без ответа.

Согласно расчету истца,  размер задолженности по дополнительному соглашению № 1/95/ГОЗ/2015/4812/ДС от 27.06.2016 к договору № 9193/С/2015/3635/К от 08.02.2016  составляет 4 508 932 руб. 74 коп.

В соответствии с п. 14.7 контракта, установлена неустойка за несвоевременное исполнение обязательств по оплате в размере одной трехсотой ставки рефинансирования действующей на день уплаты неустойки от суммы долга за каждый день просрочки.

Истец представил в материалы дела расчет неустойки в размере 54 219 руб. 92 коп. за период с 18.04.2017 г. по 26.05.2017 г. и по состоянию на 26.05.2017г. процентов согласно ч. 1 ст. 317.1 Гражданского Кодекса РФ за период с 18.04.2016 г. по 26.05.2017 г. в размере 44 564 руб. 31 коп.

Из содержания отзыва на исковое заявление суд усматривает, что ответчик иск не признает, мотивируя возражения тем, что, спорные отношения регулируются с особенностями, установленными Законом о гособоронзаказе, в том числе предусмотренными им ограничениями как в отношении цены поставляемой продукции (обязательная проверка затрат гос. заказчиком и согласование с ним Протокола твердой фиксированной цены), так и в отношении проведения окончательных расчётов между сторонами (финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и оплата возможна после поступления денежных средств от государственного заказчика).

Как усматривается из материалов дела, ПАО «Туполев» в соответствии с п.5 доп. соглашения произвел авансирование истца и платежным поручением № 3881 от 13.07.2016 перечислил аванс в размере 3 284 840,86 рублей на выполнение конструкторских работ по контракту 9193/С/2015/3635/К от 08.02.2016 и д/с 1/95/ГОЗ/2015/4812/ДС.

Что касается проведения окончательного расчета, то полный комплект документов, предусмотренный пунктом 9 дополнительного соглашения, представлен истцом только 10.03.2017 (исх. № 125/095).

С учетом требований Закона о гособоронзаказе денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа, обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что подтверждается письмом ВАС РФ от 19.02.1996 № С5-7/03-93 «О Федеральном законе «О государственном оборонном заказе». Протокол ТФЦ направлен на согласование в ДОГОЗ МО РФ.

В настоящий момент окончательный расчет по указанному государственному контракту с Минобороны России не осуществлен, а,  следовательно, денежные средства не поступили на специальные счета, открытые ПАО «Туполев» в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Поэтому ПАО «Туполев» не имеет возможности оплатить поставленную продукцию, не нарушая положения договора, а также Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Согласно пунктам 1 и 2 дополнительного соглашения № 1/95/ГОЗ/2015/4812/ДС к договору введена в действие спецификация № 2/95 на выполнение работ во  исполнение      государственного  контракта от 23.04.2015 №1517187329581050104015019/ Р/4/2/1-15-ДОГОЗ на выполнение работ для нужд Министерства обороны Российской Федерации, который заключен ПАО «Туполев» (головной исполнитель) с Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик).

Предметом ДС к договору являются работы военного назначения.

Таким образом, между истцом и исполнителем возникли не обычные субподрядные хозяйственные отношения, но отношения кооперации исполнителей, выполняющих государственный оборонный заказ. В кооперацию входят головной исполнитель, заключивший государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты   с исполнителями (пункты 4.1, 4.2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», далее - Закон о гособоронзаказе).

Расчеты по государственному оборонному заказу - любые расчеты по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков (подпункт 9 пункта 4.2 статьи 3 Закона о гособоронзаказе).

Так, согласно пункту 5 статьи 7 Закона о гособоронзаказе государственный заказчик обеспечивает финансирование оборонного заказа. Государственный заказчик осуществляет контроль за исполнением государственного оборонного заказа (подпункт 6 пункта 1 статьи 8) и целевым использованием бюджетных ассигнований (пункт 6 статьи 7). Статьей 10 Закона о государственном оборонном заказе также предусмотрено, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа и осуществления государственного контроля за применением цен на продукцию по государственному оборонному заказу при выполнении государственного оборонного заказа.

Согласно части 4 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

В целях подтверждения отсутствия полного финансирования со стороны гос. заказчика Ответчик направил запрос в Минобороны России в порядке, предусмотренном приказом Министра обороны Российской Федерации от 06.11.2015 № 675 «Об утверждении Порядка предоставления доступа к информации, содержащейся в единой информационной системе, содержащей информацию о расчетах по государственному оборонному заказу» (письмо от 25.08.2017 № 21969-10.11).

Из материалов дела следует, что работы истцом выполнялись во исполнение государственного контракта от 23.04.2015 № 1517187329581050104015019/Р/4/2/1-15-ДОГОЗ (пункт 1 ДС).

Пунктом 1 ст. 6.1. Закона о гособоронзаказе установлено, что каждому государственному контракту присваивается идентификатор государственного контракта, который содержит в том числе информацию о годе заключения гос. контракта, и годе окончания срока действия контракта.

В соответствии с пунктом 4 Порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 475, Федерального казначейства № 13н от 11.08.2015, идентификатор гос.контракта представляет собой двадцатипятизначный цифровой код, в котором: А) 1, 2 разряды - последние две цифры года заключения гос.контракта, Б) 3,4 разряды - последние две цифры года окончания срока действия гос.контракта. Таким образом, вышеуказанный идентификатор гос.контракта, а именно № 1517187329581050104015019 указывает, что контракт заключен в 2015 году, что соответствует действительности, т.к. он заключен 23.04.2015. Срок окончания действия гос.контракта - 2017 год, а именно 31.12.2017 как следует из гос.контракта.

Суд признает возражения ответчика состоятельными, поскольку согласно пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом данное требование статьи 65 АПК РФ не соблюдено, не представлено относимых, допустимых доказательств, подтверждающих доводы истца.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования по заявленным истцом основаниям являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

            На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                        Картавая О.Н.