ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-106015/2021-145-853 от 15.11.2021 АС города Москвы

И М Е Н Е М  Р О С С И Й С К О Й  Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

23 декабря 2021 года                                                           Дело № А40-106015/21-145-853

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2021 г.

Арбитражный суд в составе:                                                   

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Акционерного общества "Мега-Холд" (115280, <...>, эт 1 пом XVIII ком 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2004, ИНН: <***>)

к 1) Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве (125284, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2004, ИНН: <***>)

2) Федеральной налоговой службе (127381, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 14.10.2004, ИНН: <***>)

третье лицо: АО "НОВЫЙ РЕГИСТРАТОР"

о признании незаконными действия,

В судебное заседание явились:

от заявителя: ФИО1 (по дов. от 03.12.2020 г. № б/н, паспорт);

от ответчика 1: ФИО2 (по дов. от 13.01.2021 г. № 53 удост.);

от ответчика 2: неявка (изв.);

от третьего лица: неявка (изв.);

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Мега-Холд"   (заявитель ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве, Федеральной налоговой службе о признании незаконными действия.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик 2 и третье лицо, надлежаще извещенные о дате и времени судебного разбирательства в суд не прибыли.

Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, согласно сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса АО «Мега-Холд» было включено в реестр в период с 10.08.2017 г. по 10.08.2019 г.

С 10.08.2019 г. сведения об АО «Мега-Холд», как субъекте малого и среднего бизнеса из указанного реестра были исключены ИФНС № 25 по г. Москве.

Не согласившись с указанными действиями, Заявитель обратился с настоящими заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права ответчиком. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В силу статьи 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав оспариваемым ненормативным правовым актом возлагается за заявителя, а обязанность доказывания законности оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия соответствующего акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст.ст. 12, 13 ГК РФ, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одним из способов защиты прав является признание недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Условия отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены в статье 4 ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Федеральным законом от 29.12.2015 г. №408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ФЗ № 209 был дополнен, в частности, ст. 4.1, предусматривающей ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Положения п/п 1 п. 5 ст. 4.1 ФЗ № 209 предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 01 июля текущего календарного года.

ФЗ № 408-ФЗ также были изменены критерии отнесения к субъектам малого и среднего, предпринимательства: вместо критерия выручки используется критерий дохода, вместо критерия средней численности сотрудников - критерий среднесписочной численности сотрудников. Соответствующие изменения вступили в силу с 01.01.2016 г.

В силу п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ №209 в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства впервые сформирован 01.08.2016 г. на основе сведений за предшествующий календарный год исходя из новых критериев.

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст.4 ФЗ № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России (ч. 1, 2, 9 ст. 4.1 ФЗ № 209-ФЗ, п. Г Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506). Реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.

В силу ч. 2 статьи 4.1 ФЗ № 209-ФЗ ведение Единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает Федеральная налоговая служба - ФНС России.

Письмом ФНС России от 07.09.2016 № СД-4-3/16672@ разъяснен порядок изменения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства. Налоговая служба сообщила, что впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2019 г. по состоянию на 01.07.2019 г. в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 статьи 4 указанного ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено указанной статьей.

В письме от 08.08.2017 г. № ГД-4-14/15554 «О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» ФНС России сообщило, что, начиная с 10.08.2017 г. принудительное включение юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, исключение из него и изменение категории субъекту малого и среднего предпринимательства (в случае неверного отражения в указанном реестре) будет осуществляться только по согласованию с Федеральной налоговой службой с использованием соответствующего программного обеспечения.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

К субъектам малого предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, сведения о которых внесены в реестр (ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ).

К основным критериям отнесения юридических лиц к субъектам малого предпринимательства относятся (ч. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265)   структура уставного капитала (пп. «а» п. 1); среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год (до 100 человек для малых предприятий, и среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек) (пп. «а» п. 2); размер доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (не более 120 млн. руб. для микро предприятий и 800 млн. руб. для малых предприятий) (п. 3).

Судом установлено, что 12.03.2019 г. ИФНС № 25 по г. Москве направила в адрес АО «Мега-Холд» сообщение за № 16-08/18 и 18.03.2019 г. получило от АО «Мега-Холд» ответ о праве на применение УСН с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с требованиями ФЗ № 209-ФЗ, ст. 4.1, п. 6.1, держатель реестра АО «Мега-Холд» - АО «Новый Регистратор», подал уполномоченному органу ФНС РФ сведения о соответствии АО «Мега-Холд» условию включения в реестр МСП 05.07.2019 г. и 03.07.2020 г., т.е. в срок, установленный законом.

Таким образом, АО «Мега-Холд» соответствует предусмотренным ФЗ № 209-ФЗ критериям включения в реестр МСП.

27 января 2021 г. АО «Мега-Холд» обратилось в ИФНС № 25 по г. Москве с запросом о подтверждении нахождения общества в реестре МСП.

В ответ на указанный запрос от ИФНС № 25 по г. Москве 02.02.2021 г. был получен ответ № 16-08/520320 об отсутствии в ЕГРЮЛ сведений о реестродержателе общества (АО «Новый Регистратор»), что, по мнению налогового органа, явилось основанием исключения АО «Мега-Холд» из реестра МСП.

05 февраля 2021 г. АО «Мега-Холд» подана жалоба на имя начальника ИФНС № 25 по г. Москве с требованием проведения служебной проверки по факту не предоставления запрошенной информации; сообщения информации о причинах исключения общества из реестра МСП; подтверждения права АО «Мега-Холд» на нахождение в реестре МСП и восстановлении сведений об АО «Мега-Холд» как субъекте МСП в реестре.

В ответ на указанную жалобу 05.03.2021 г. от ИФНС № 25 по г. Москве Обществом был получен ответ № 05-58/05613 согласно которому по информации, содержащейся на официальном сайте ФНС России 10.08.2019 г. АО «Мега-Холд» было исключено из реестра МСП по причине отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров общества.

Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях исключаются из реестра МСП 1 раз в год - 10 июля текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с требованиями п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ): сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год; и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год; либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не отвечают условиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Указанный перечень является исчерпывающим.

Отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о держателе реестра акционеров общества не является основанием для его исключения из реестра МСП в силу положений Закона № 209-ФЗ, а, следовательно, действия ИФНС № 25 по г. Москве по исключению АО «Мега-Холд» из реестра МСП и не восстановлению в нем после многократных заявлений, обращений и жалоб являются незаконными и необоснованными.

По указанной причине, 13.04.2021 г. АО «Мега-Холд» в адрес ответчика - УФНС России по г. Москве, была направлена жалоба на незаконные действия ИФНС № 25 по г. Москве, с приложением, в том числе, сведений поданных АО «Новый Регистратор» в налоговый орган о соответствии АО «Мега-Холд» условию включения в реестр МСП 05.07.2019 г. и 03.07.2020 г.

13 мая 2021 г. УФНС России по г. Москве в адрес АО «Мега-Холд» по электронной почте был направлен ответ на жалобу № 24-23/4/070477@, из которого следует что АО «Мега-Холд» не включено в Реестр МСП в связи с отсутствием сведений в ЕГРЮЛ о держателе реестра акционеров общества.

Суд полагает, что АО «Мега-Холд» в налоговый орган представлены все доказательства соответствия требованиям ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

АО «Новый регистратор» представлены доказательства своевременного направления сведений о ЗАО «Мега-Холд» в целях включения в Перечень акционерных обществ, соответствующих условиям, установленным п.п. «а» п.1 части 1.1. ст.4 Федерального закона №209-ФЗ.

Действия налоговой инспекции по исключению общества из Единого реестра субъектов  малого   и  среднего  предпринимательства  как  малое   предприятие  являются незаконными, нарушающими законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Среднесписочная численность работников общества в 2019-2020 г., составляла менее 100 человек, а выручка от реализации составляла менее 800 млн. рублей, что подтверждается бухгалтерской (финансовой) отчетностью.

Учитывая изложенное, общество при формировании Единого реестра подлежало включению в качестве субъекта малого предпринимательства, поскольку основания для его исключения, предусмотренные законом отсутствовали.

В августе 2019 года общество было исключено из реестра МСП в качестве субъекта малого предпринимательства.

Отсутствие общества в реестре в качестве субъекта малого предпринимательства не позволяет обществу получать финансовую поддержку в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в качестве субъекта малого предпринимательства.

Приказом ФНС России от 19.08.2016 г. № СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Регламент определяет порядок использования программного обеспечения, реализующего возможность принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Реестр МСП при поступлении посредством соответствующего сервиса сообщения об отсутствии сведений в Реестре МСП или неверного отражения категории лица, сведения о котором содержатся в Реестре МСП.

Сформированное сообщение поступает в регистрирующий орган и (или) налоговый орган по месту нахождения юридического лица (пункт 1.4. Регламента).

Обработка поступившего в регистрирующий орган сообщения осуществляется структурными подразделениями, в функционал которых входят вопросы ведения Единого государственного реестра юридических лиц и внесения исправлений в указанные реестры, а также информационных технологий (при необходимости) (пункт 2.1 Регламента).

В случае выявления в ЕГРЮЛ ошибки, допущенной регистрирующим органом при государственной регистрации, приведшей к отсутствию сведений о юридическом лице в Реестре МСП, следует внести в ЕГРЮЛ соответствующую корректирующую запись и в течение следующего рабочего дня убедиться в актуализации сведений в ЕГРЮЛ в Информационно-аналитической подсистеме (пункт 2.2.1 Регламента).

При невозможности устранения некорректного отражения сведений в Реестре МСП и (или) причин, препятствующих подъему сведений на федеральный уровень, налоговому органу необходимо:

-направить сообщение (с использованием программного обеспечения, обеспечивающего формирование Реестра МСП) на обработку в УФНС России не позднее чем за пять рабочих дней до истечения срока, указанного в пункте 1.8 настоящего Регламента;

-направить заявку на Сайт технической поддержки ФНС России, проконтролировать ее исполнение (пункт 3.2.2 Регламента).

В соответствии с пунктом 4.1 Регламента обработка сообщения, поступившего от регистрирующего или налогового органа в случаях, указанных в пунктах 2.2.1.2 и 3.2.2 настоящего Регламента, осуществляется соответствующим структурным подразделением, в функционал которого входят вопросы государственной регистрации юридических лиц или камерального контроля (налогообложения юридических лиц), а также информационных технологий (при необходимости).

Согласно пункту 4.2 Регламента на основании поступившего от регистрирующего или налогового органа сообщения, подтверждающего наличие документов, свидетельствующих о соответствии юридического лица требованиям, изложенным в пунктах 1.4.1 и 1.4.2 настоящего Регламента, УФНС России вносит сведения о юридическом лице в Реестр МСП.

АО «Мега-Холд» представило в инспекцию бухгалтерскую отчетность, подтверждающую, что в 2019 и 2020 годах среднесписочная численность его работников насчитывала менее 100 человек, выручка от реализации составляла менее 800 млн. рублей.

Поэтому на момент формирования реестра (2019-2020 г.) общество отвечало критериям малого предприятия и подлежало включению в реестр в качестве такового.

22 апреля 2021 г. Истец направлял заявление (обращение) о внесении изменений в реестр с использованием ресурса rmsp.nalog.ru, однако соответствующие изменения в реестр внесены не были.

Исходя из вышеизложенного действия налогового органа по исключению АО «Мега-Холд» из Реестра МСП являются незаконными, поскольку имеется совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 200 и 201 АПК РФ.

Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) установлено, что ведение Реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).

Частью 1 Положения о Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России), утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Таким образом, уполномоченным органом по ведению Реестра, в соответствии с Законом № 209-ФЗ, является ФНС России и действия Федеральной налоговой службы по исключению Акционерного общества "Мега-Холд" из Единого государственного реестра малого и среднего предпринимательства как малое предприятие являются незаконными, а требования к Управлению Федеральной налоговой службы по г.Москве удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина, оплаченная заявителями, подлежит взысканию с ответчика.

На основании ст. ст. 9, 11, 21.1, 22 Федерального закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и руководствуясь ст. ст. 197, 198, 199, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Федеральной налоговой службы по исключению Акционерного общества "Мега-Холд" из Единого государственного реестра малого и среднего предпринимательства как малое предприятие.

Взыскать с Федеральной налоговой службы в пользу Акционерного общества "Мега-Холд" расходы по государственной пошлине в размере 3 000 (три тысячи) руб.

Возвратить Акционерному обществу "Мега-Холд" из средств федерального бюджета сумму излишне уплаченной госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб., оплаченную платежным поручением № 76 от 18.05.2021.

 В требованиях к Управлению Федеральной налоговой службы по г. Москве отказать.

Проверен на соответствие гражданскому законодательству.

Обязать Федеральную налоговою службу России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Мега-Холд" в установленном законом порядке в течение 10 дней со дня вступления судебного акта в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

         Судья                                                                                                                         М.Т. Кипель