ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Москва
09 сентября 2019г. Дело № А40-108835/19-32-472
Резолютивная часть решения объявлена 29 августа 2019 г.
Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2019 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филоновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью Авиакомпания «СИРИУС-АЭРО»
к Федеральному агентству воздушного транспорта
третье лицо Министерство финансов Российской Федерации.
о взыскании 45 661 944 руб. 25 коп.
при участии:
от истца ФИО1 по доверенности от 20.04.17г., ФИО2 по доверенности от 01.12.17г.
от ответчика ФИО3 по доверенности от 24.12.18г.
от третьего лица ФИО4 по доверенности от 03.07.2019г.
УСТАНОВИЛ:
ООО АК «СИРИУС-АЭРО» (далее – Истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Ответчик) задолженности по выплате субсидии в размере 45 957 545 руб. 88 коп. на основании ст.ст.309, 310 ГК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлеченоМинистерство финансов Российской Федерации.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске и дополнениях к иску.
Ответчик против иска возражал по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Третье лицо выступило на стороне ответчика, представило отзыв на иск.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2017 года ООО АК «Сириус-Аэро» принято решение об организации перевозок пассажиров по труднодоступным социально значимым направлениям: Иркутск-Улан-Уде-Иркутск, Красноярск-Бодайбо-Красноярск, Красноярск-Ленск-Красноярск, Красноярск-Таксимо-Красноярск, Улан-Удэ-Усть-Кут-Улан-Удэ, Красноярск-Нижневартовск-Красноярск, Усть-Кут-Таксимо-Усть-Кут (в соответствии с Приложением к Приказу ФАВТ № 997-П от 08.12.2017 года с учетом дополнений и изменений).
В соответствии с положениями пункта 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ N 1242 от 25.12.2013, ООО АК «Сириус-Аэро» направило в Росавиацию Заявку на осуществление региональных воздушных перевозок по субсидируемым маршрутам в 2018 году.
По результатам рассмотрения указанной заявки Приказами Росавиации от 01.08.2018 №653-П, от 07.11.2018 №921-П, от 04.12.2018 №1004-П, от 17.12.2018 №1061-П «О внесении в Приказ ФАВТ от 08.12.2017 № 997-п» определен перечень направлений для выполнения указанной программы в соответствии с Приложением №1.
В обоснование иска истец указывает, что ООО АК «СИРИУС-АЭРО» после проведения ряда процедур и направления заявки в Росавиацию для выполнения указанной программы выполнила за период с 16 июля 2018 года по 15 декабря 2018 года 196 оборотных рейсов по 8 субсидируемым маршрутам, в том числе 58 рейсов по труднодоступным направлениям. Все рейсы были выполнены на ВС АН-24, находящихся в сертификате эксплуатанта АК «Сириус-Аэро».
Со стороны ООО АК «Сириус-Аэро» за указанный период согласно положениям Постановления Правительства РФ от 02.03.2018 N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в Росавиацию направлены соответствующие отчеты в рамках указанной программы о количестве фактически выполненных рейсов, численности перевезенных пассажиров, фактическом пассажирообороте, применяемых тарифах, что подтверждается письмами №0004 от 14.01.2019, №433/2 от 12.12.2018, №450 от 19.12.2018, №433/1 от 12.12.2018, №433/4 от 12.12.2018, №433 от 12.12.2018, №433/3 от 12.12.2018.
Вышеуказанные письма зарегистрированы и приняты канцелярией Росавиации - 17.01.2019, 20.01.2019, 13.12.2019.
Информации о возвращении отчетов либо об отказе в предоставлении субсидий в адрес Авиакомпании не поступало.
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2018 N 215 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на возмещение недополученных организациями воздушного транспорта доходов от осуществления воздушных перевозок населения по специальному тарифу воздушными судами в салонах экономического класса регулярными рейсами с 1 января по 31 декабря текущего года включительно.
Пунктом 17 Правил определено, что субсидия предоставляется организации воздушного транспорта ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на перевозку одного пассажира в одном направлении, предусмотренного приложениями N 1 - 4 к Правилам.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил (п. 18 Правил).
Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 10 дней со дня получения документов осуществляет проверку их полноты и правильности оформления и принимает решение о предоставлении организации воздушного транспорта субсидии либо о возврате ей документов с указанием причин возврата (п. 21 Правил).
Исходя из содержания Правил, проверка полноты и правильности оформления документов в отношении воздушных перевозок, выполненных организацией воздушного транспорта с 1 по 15 декабря 2018 г. включительно, и принятие решения о перечислении субсидии в отношении таких перевозок осуществляются Федеральным агентством воздушного транспорта не позднее 24 декабря 2018 г.
В связи с тем, что субсидии Росавиацией истцу не выплачены и не поступало мотивированного отказа по выплате субсидий, истец обратился в Арбитражный суд г.Москвы с требованием об их взыскании в принудительном порядке.
Истец пояснил, что изданием Росавиацией Приказов от 01.08.2018 №653-П, от 07.11.2018 №921-П, от 04.12.2018 №1004-П, от 17.12.2018 №1061-П «О внесении в Приказ ФАВТ от 08.12.2017 № 997-п» об определении перечня направлений для выполнения указанной программы в соответствии с Приложением № 1, Росавиация подтвердила свое намерение на согласование с Авиакомпанией субсидированных направлений по указанным в Приложении к Приказу маршрутам.
Субсидированные маршруты были организованы Авиакомпанией в сроки, определенные Приказами от 01.08.2018 №653-П, от 07.11.2018 №921-П, от 04.12.2018 №1004-П, от 17.12.2018 №1061-П «О внесении в Приказ ФАВТ от 08.12.2017 № 997-п».
Вместе с тем, Росавиацией не было дано какой-либо правовой оценки фактическим обстоятельствам исполнения заявителем возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорный период, совершения действий по их документальному подтверждению.
Учитывая, что субсидия носит компенсационный характер и выплачивается Авиаперевозчику в целях возмещения части затрат, связанных с обеспечением воздушной перевозки пассажиров-граждан Российской Федерации по согласованным с Росавиацией маршрутам, истец осуществил перевозку пассажиров в спорный период, что подтверждается представленными документами, в то время как ответчик не исполнил обязательство по выплате субсидий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований возражений.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам-производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
На основании пунктов 2 и 3 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в которых определяются цели предоставления субсидий и критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий.
Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач. При этом природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования, либо при исчерпании выделенных средств (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.12.2018 N 305-ЭС18-13693).
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 ВК РФ на Правительство Российской Федерации возложена обязанность установить порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов воздушных судов.
Во исполнение данной нормы закона Правительство Российской Федерации, постановлением от 02.03.2018 г № 215 утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению.
Правила № 215 устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению (далее - субсидии).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 215 право на получение субсидии предоставляется организации воздушного транспорта заключившей договор о предоставлении субсидии с Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации:
- осуществившей в течение 7 дней со дня заключения договора регистрацию специальных тарифов по маршрутам и условий их применения в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, опубликование их в установленном порядке и открытие продаж воздушных перевозок по специальным тарифам;
- осуществившей воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу собственными рейсами или обеспечившей такую перевозку рейсами, выполненными под ее коммерческим кодом организациями воздушного транспорта, являющимися дочерними обществами организации воздушного транспорта, заключившей договор.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 215 для заключения договора организация воздушного транспорта не позднее 1 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять воздушную перевозку пассажиров по специальному тарифу, составленное в произвольной форме, с указанием маршрутов и типов воздушных судов, которые планируется использовать при воздушной перевозке пассажиров (далее - заявление).
Согласно пункту 6 Правил № 215 к заявлению прилагается подписанная руководителем организации воздушного транспорта справка, подтверждающая соответствие организации воздушного транспорта требованиям, установленным пунктом 11 Правил.
В соответствии в пунктом 14 Правил № 215 в случае образования после заключения договоров неиспользованного остатка бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, комиссия рассматривает заявления, представленные организациями воздушного транспорта после сроков, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Заключение договоров на основании заявлений, поданных после сроков, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта в течение 14 дней со дня подачи заявлений (с учетом очередности подачи заявлений и порядка, установленного пунктом 13 Правил).
Истцом в материалы дела договор не представлен, из материалов дела не следует, что соглашение (договор) по форме, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2016 № 199н, с истцом заключался.
Ссылка истца на нормы статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской о надлежащем исполнении обязательств по договору не обоснована, так не представлено доказательств о наличии договорных отношений.
Пункт 3 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242, предусматривает, что право на получение субсидии предоставляется авиаперевозчикам, заключившим с Росавиацией договор о предоставлении субсидии.
Согласно фактическим обстоятельствам дела ООО АК «Сириус-Аэро» направило в Росавиацию заявку на осуществление региональных воздушных перевозок по субсидируемым маршрутам в 2018 году.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления субсидий, для рассмотрения заявлений Министерство транспорта Российской Федерации создает комиссию с участием представителей Федерального агентства воздушного транспорта.
По результатам рассмотрения комиссией заявлений Федеральное агентство воздушного транспорта до 10 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии, утверждает перечень субсидируемых маршрутов на основании представленных авиаперевозчиками заявлений и исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта как получателю средств федерального бюджета на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил.
Во исполнение императивного установления Правил предоставления субсидий и протоколов заседаний комиссии предметом приказа Росавиации от 08.12.2017 № 997-П «Об утверждении перечня субсидируемых в 2018 году маршрутов» и приказов Росавиации от 01.08.2018 № 653-П, от 07.11.2018 № 921-П, от 04.12.2018 № 1004-П, от 17.12.2018 № 1061-П «О внесении изменения в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 08.12.2017 № 997-П» является утверждение, изменение перечня субсидируемых в 2018 году маршрутов соответственно.
В связи с изложенным, нет правовых оснований полагать, что приказы Росавиации могут подменить собой установленный Правительством Российской Федерации порядок. Следовательно, приказы Росавиации не могут быть квалифицированны как документы, на основании которых возникает право Авиакомпании на выплату субсидии в отсутствие заключенного договора о предоставлении субсидий.
Представленные ООО АК «Сириус-Аэро» отчёты о фактически выполненных рейсах по маршрутам, само по себе не создаёт обязанности по их субсидированию из федерального бюджета.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданско-правовые нормы не распространяют своё действие на отношения, возникающие между органом государственной власти и юридическими лицами по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета
При этом суд, отказывая в удовлетворении требований по настоящему делу, обращает внимание на то, что не предоставление Росавиацией субсидии в порядке и на основании норм бюджетного законодательства не тождественно по своей правовой природе неисполнению обязательств, а также что к спорным отношениям применимы нормы, регулирующие отношения по возмещению убытков.
Расходы по госпошлине относятся на истца в порядке ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 ГК РФ, ст.78 БК РФ, ст.ст.65,71,102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ
, суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Л.А. Куклина