ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-11011/2021-20-283 от 07.06.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

                                                 ДЕЛО №

А40-11011/21-20-283

15 июня 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07.06.2021 г.

Полный текст решения изготовлен 15.06.2021 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи: Бедрацкой А.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой В.В.

в судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – Веселов Д.В. по дов. от 01.06.2021 г. № 506/21;

от ответчика – Лебедева И.А. дов. от 07.12.2020 г. № 07-06/13814;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ПАО "САК ЭНЕРГОГАРАНТ" ИНН 7705041231 к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9

о признании недействительным решения № 36 от 30.07.2020 г.,

УСТАНОВИЛ:

Публичное Акционерное Общество «Страховая Акционерная Компания «ЭНЕРГОГАРАНТ» ИНН 7705041231 (далее также - заявитель, Общество, ПАО "САК ЭНЕРГОГАРАНТ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решение № 36 от 30.07.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представитель заявителя  в судебное заседание явился, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение представителей ответчика, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, в связи с подачей Обществом 24.10.2019 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года была проведена камеральная налоговая проверка с 24.10.2019 по 24.01.2020.

По окончании камеральной налоговой проверки был составлен Акт налоговой проверки от 07.02.2020 № 4.

С учетом представленных Обществом возражений от 13.03.2020 № 09-01/1354 (вх. № 07190 от 16.03.2020), а также дополнения к акту налоговой проверки от 10.06.2020 г. № 4 Инспекция вынесла решение от 30.07.2020 № 36 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее -Решение).

В дальнейшем Общество обратилось в ФНС России с апелляционной жалобой от 04.09.2020 № 09-01/4312 на Решение Инспекции.

ФНС России решением от 23.10.2020 № БВ-4-9/17384 оставила апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.

Не согласившись с принятыми ненормативными актами, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Принимая решение, суд руководствовался следующим.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что вследствие отказа страхователей (выгодоприобретателей) юридических лиц от своих прав на застрахованное имущество (в случае его гибели) в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы согласно пункту 5 статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 4015-1) Обществу были переданы права собственности на годные остатки транспортных средств (далее - ГОТС) согласно счетам-фактурам, указанным на страницах 4 Решения Инспекции.

При дальнейшей реализации ГОТС Общество определило налоговую базу в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (по «межценовой разнице») и рассчитало соответствующие суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, по расчетной ставке налогообложения 20/120 в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Кодекса, что привело к неуплате налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года в сумме 151 501 руб., штрафу в сумме 30 300 руб., пеням в сумме 926, 69 руб.

Спорным по настоящему делу является вопрос о правилах учета НДС по приобретаемым ГОТС (далее - также «входной» НДС), от которых отказались юридические лица-страхователи взамен полной выплаты им возмещения в размере полной страховой суммы (абандон).

Пунктом 1 статьи 170 Кодекса установлено, что суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если иное не установлено положениями Главы 21 Кодекса, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 170 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 170 Кодекса установлен закрытый перечень случаев, при которых суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости товаров (работ, услуг).

Согласно пункту 5 статьи 170 Кодекса банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, организаторы торговли (в том числе биржи), клиринговые организации (с учетом особенностей, установленных пунктом 5.1 статьи 170 Кодекса), профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, организация, осуществляющая деятельность по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

При этом операции по реализации ГОТС не входят в закрытый перечень случаев учета НДС в стоимости товаров (работ, услуг) согласно пункту 2 статьи 170 Кодекса, следовательно, при приобретении ГОТС у юридических лиц Общество не вправе учитывать суммы налога, предъявленные указанными страхователями-юридическими лицами, в стоимости приобретенного имущества, и рассчитывать налоговую базу по НДС согласно пункту 3 статьи 154 Кодекса.

Налоговую базу в данном случае следует определять в общеустановленном порядке согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса.

Аналогичная позиция изложена в письмах ФНС России от 20.05.2015 № ГД-4-3/8429@ «О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации страховой организацией поврежденных автомобилей, права на которые были переданы ей физическими лицами и организациями», от 27.05.2015 № ГД-4-3/8953® и письмах Минфина России от 28.04.2011 № 03-07-11/114, от 20.04.2015 № 03-07-15/22310.

Как явствует заявитель, действующее налоговое законодательство содержит очевидный пробел правового регулирования спорного вопроса в части правил учета страховщиком ГОТС, получаемых от страхователей-юридических лиц, уплативших в бюджет НДС при передаче ГОТС страховщикам, а также в части исчисления НДС при дальнейшей реализации ГОТС страховщиками.

Судом принят во внимание тот факт, что Глава 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации имеет четкую структуру в соответствии с установлением элементов налогообложения.

Так, предусмотренный Обществом, пункт 5 статьи 170 Кодекса находится в группе норм, регулирующих порядок учета «входящего» НДС, и не должен детально описывать правила (способы) расчета «исходящего» НДС, которые регулируются другой группой норм.

Что касается учета «входящего» налога в стоимости приобретенного имущества, то нормы пункта 2 статьи 170 Кодекса устанавливают строго ограниченный круг случаев, когда законодатель обязывает налогоплательщика обеспечить такой способ учета предъявленного налога. В рассматриваемой ситуации, учет «входящего» налога в стоимости спорных ГОТС не соответствует требованиям пункта 2 статьи 170 Кодекса.

В то же время, положения Главы 25 Кодекса, которые регулируют спорные правоотношения, закреплены в пункте 1 статьи 248, подпункте 1 пункта 1 статьи 264, подпункте 2 пункта 1 статьи 268 Кодекса, подпункте 1 пункта 7 статьи 272, пункте 2 статьи 318 Кодекса.

Исходя из вышеуказанных норм при покупке ГОТС Общество необходимо учитывать «входящий» НДС в составе прочих расходов, которые учитываются в затратах по налогу на прибыль организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Кодекса, при этом момент учета в затратах по налогу на прибыль организаций указан в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 Кодекса, то есть при начислении суммы налога.

Стоимость самих ГОТС учитывается в составе прочего имущества, но с учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 268 и пункта 2 статьи 318 Кодекса.

При реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации на расходы по приобретению этого прочего имущества.

Таким образом, положения Налогового кодекса Российской Федерации относительно учета годных остатков не содержат каких-либо противоречий или пробелов.

Общество также явствует о том, что отказ страхователя от ГОТС признается законодателем как односторонняя сделка (что следует также из пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20), передача ГОТС страхователем страховщику не является для последнего возмездной сделкой, поскольку ее совершение не зависит от воли страховщика, а полностью зависит от волеизъявления страхователя.

По мнению Общества, ГОТС передаются страховщику юридическим лицом, а Общество не приобретает и не оплачивает ГОТС, данные транспортные средства были получены Обществом от страхователя в обмен на выплаченную страховую сумму.

Далее в дополнительных письменных объяснениях от 04.03.2021 Общество приходит к выводу, что «...НДС по товарам (работам, услугам), которые безвозмездно получены, но не приобретены и не оплачены, не может учитываться иначе, как в стоимости такого имущества».

Таким образом, по мнению Общества, налоговая база по НДС должна быть определена пунктом 3 статьи 154 Кодекса, суд не принимает данные доводы заявителя на основании следующего.

Самостоятельность волеизъявления хозяйствующего субъекта в отношении судьбы собственного имущества не подвергается сомнению.

Однако для рассмотрения настоящего дела важным является не самостоятельность волеизъявления, а факт отказа страхователя от прав на застрахованное имущество при его полной гибели в пользу страховщика и правовые последствия такого отказа, а именно в каком порядке будет урегулирована процедура передачи страховщику годных остатков имущества.

Общество умалчивает о том, что в абзаце втором пункта 40 вышеуказанного Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20 разъясняется что: «Вместе с тем сторонами договора добровольного страхования имущества может быть заключено соглашение о процедуре передачи страховщику годных остатков, т.е. о том, когда, где и какие именно остатки ему будут переданы, а в случае хищения застрахованного транспортного средства - о последствиях его обнаружения после выплаты страховщиком страхового возмещения».

В материалах дела имеются типовые «Соглашения об урегулировании убытков», заключенные Обществом со страхователями по каждому спорному ГОТС.

В частности, в пункте 2 «Соглашения об урегулировании убытка №У-057-003845/19/1» от 01.08.2019 (далее - Соглашение) установлено следующее: «Страховщик обязуется произвести «Потерпевшему» выплату страхового возмещения в размере 2 263 522 рублей».

Пунктом 3 данного Соглашения установлено также, что «Сумму, указанную в п.2 настоящего Соглашения, «Страховщик» уплачивает «Потерпевшему» путем перечисления денежных средств на лицевой счет, на следующий день после передачи документов В ПАО «САК «Энергогарант».

Далее в пункте 5 закреплено что: «После оплаты «Страховщиком» суммы страхового возмещения, указанной в п.2 настоящего Соглашения, требования «Потерпевшего» считаются удовлетворенными в полном объеме. Стороны в дальнейшем обязуются не предъявлять друг другу материальных претензий».

Из данных документов следует, что при передаче спорных ГОТС Страховщик имеет перед страхователем встречные обязательства по оплате передаваемых ГОТС, что прямо указывает на возмездный характер сделки в части спорных ГОТС.

Суд также приходит к выводу, что доводы Общество носят противоречивый характер:

1)с одной стороны Общество указывает, что страховщик производит расход в виде страховой выплаты в размере полной страховой суммы, а с другой стороны считает, что для страховщика ГОТС является полученным и рассматриваться  как приобретенное имущество не  может (абз.2 стр.6 письменных объяснений); 2) Общество полагает, что НДС в составе стоимости не предъявляется и страховщиком не оплачивается, однако исходя из предъявленных счетов-фактур страхователями Обществу, следует, что контрагенты-страхователи предъявили НДС  Обществу,  именно Общество и уплатило налог по операциям с ГОТС, что фактически само подтвердило в абз. 2 стр.6 письменных объяснений; 3)в случае если налогоплательщик передает имущество безвозмездно, то в таком случае счет-фактура получателю имущества не выставляется, однако счета-фактуры Обществом были получены. Таким образом, позиция Общества о том, что ГОТС не были приобретены, а были  переданы   страхователями,  является  не  соответствующей   фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Следовательно, доводы Общества о том, что спорные ГОТС получены по односторонней и безвозмездной сделке, а не приобретены, сумма налога по спорным ГОТС Страховщику не предъявлена и не оплачена, являются безосновательными и не соответствующими фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела.

Соответственно, дальнейшие выводы Общества о правилах учета предъявленного налога в стоимости спорных ГОТС и правомерности применения порядка расчета налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса основаны на неверной квалификации сделки и субъективной трактовке норм главы 21 Кодекса.

Согласно статьям 38 и 39 Кодекса возмездная передача страхователем страховщику транспортных средств в связи с их гибелью (годных остатков) является реализацией.

Следовательно, согласно статьям 146 и 149 Кодекса возмездная передача годных остатков транспортных средств в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество являются операцией, подлежащей налогообложению.

Передача права собственности страховой компании на годные остатки производится не в порядке статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации как отказ от собственности, а в порядке купли-продажи данных годных остатков, поскольку право собственности на них передается в обмен на выплату застрахованному лицу страхового возмещения в виде полной страховой стоимости застрахованного транспортного средства, с учетом износа (при выборе выплаты страхового возмещения без передачи годных остатков из страховой стоимости вычитается рыночная стоимость годных остатков), что является по существу встречным представлением и указывает на возмездный характер данной сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, под которой в силу статьи 39 Кодекса понимается передача на возмездной или безвозмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное или безвозмездное оказание услуг одним лицом для другого лица.

При выплате страхового возмещения, с передачей страховой компании годных остатков, рыночная стоимость которых определена на основании заключения независимого эксперта, налогоплательщик-страхователь учитывает рыночную стоимость годных остатков в налоговой базе по НДС на основании статьи 146, 154, 105.2 Кодекса, без учета выплаченной ему суммы страхового возмещения, являющейся убытком, не признаваемым объектом налогообложения по НДС. Страхователь оформляет счет-фактуру, передает страховщику, регистрирует в книге продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

Указанная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.04.2017 № Ф05-4480/2017 по делу № А40-243303/2015, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 № 13АП-30762/2020 по делу № А56-50402/2020.

В свою очередь, в силу статей 38, 39, 146, 149 Кодекса реализация страховщиком остатков транспортных средств, ранее полученных от страхователя, является операцией, подлежащей налогообложению.

Следовательно, Общество не вправе учитывать сумму налога, предъявленную при приобретении остатков транспортных средств, в стоимости этих остатков, поскольку такой учет противоречит правилам, установленным пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

Соответственно, формирование налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса при реализации Обществом остатков транспортных средств, приобретенных у страхователей-юридических лиц, также не основано на нормах налогового законодательства.

Общество также полагает, что письма ФНС России от 20.05.2015 № ГД-4-3/8429®, от 27.05.2015 № ГД-4-3/8953®, письма Минфина России от 28.04.2011 № 03-07-11/114, от 20.04.2015 № 03-07-15/22310 касаются исключительно разъяснений порядка исчисления НДС при реализации страховщиками ГОТС, полученных от страхователей-физических лиц, которые не являются налогоплательщиками НДС при передаче ГОТС страховой компании.

Суд не принимает данный довод Общества, поскольку в данных письмах, разъяснено, что при реализации страховщиком поврежденных автомобилей, полученных от страхователей-юридических лиц, отказавшихся от прав на эти автомобили в указанных целях, налоговую базу следует определять в общеустановленном порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 154 Кодекса.

Общество указывает, что с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 № 12547/06 письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия.

Однако Общество не учло выводов Апелляционного определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 02.03.2021 № АПЛ21-21, решения Верховного Суда РФ от 03.12.2020 № АКПИ20-830, Постановления Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П.

В частности в Определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2019 N 2594-О указано, что: «В налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской  Федерации  в  их  системной  взаимосвязи:   к  числу обязанностей налоговых органов относится информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 32), а Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 34.2). Кроме того, как следует из Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506), помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (пункты 1 и 2, подпункты 5.6 и 63)».

Таким образом, письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами, однако, как следует из вышеприведенной судебной практики, широко используются для разъяснения налогового законодательства.

Относительно довода Общества, согласно которому НДС будет уплачен дважды, сначала страхователем (при передаче годных остатков транспортных средств), а потом ещё и Обществом при реализации полученных от страхователя годных остатков, судом установлено следующее.

При развитии ситуации в соответствии с налоговым законодательством и правилами бухгалтерского учета этого имущества НДС предъявляется страховщику и уплачивается в бюджет страхователем (выгодоприобретателем), а страховщик имеет право одномоментно принять к вычету этот налог при исчислении налога на прибыль организаций (пункт 5 статьи 170 Кодекса).

В дальнейшем при реализации годных остатков страховщик предъявляет сумму налога уже покупателю этого имущества и уплачивает ее в бюджет. В бюджете остается только разница между налогом, исчисленным при реализации имущества и налогом, предъявленным при приобретении. В этом заключается экономическая сущность косвенного налога на добавленную стоимость.

Поскольку объектом налогообложения по НДС является операция по реализации товаров (работ, услуг), а не предмет сделки (имущество), то взимание налога на каждой стадии производства и реализации (продажи, перепродажи) является общеустановленной нормой.

В отношении довода Общества, согласно которому действовавшие до 12.12.2005 Методические рекомендации по применению Главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса (приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № БГ-3-03/447 от 20.12.2000) (далее - Методические рекомендации) содержали положение, по которому при реализации безвозмездно полученного имущества, учитываемого организацией по стоимости, включающей суммы НДС, налоговая база определяется согласно пункту 3 статьи 154 Кодекса, судом уже сделан вывод о том, что Обществу данные ГОТС были реализованы страхователями, а не переданы безвозмездно.

Более того вышеуказанные Методические рекомендации утратили силу в связи с изданием приказа ФНС России от 12.12.2005 № САЭ-3-03/665@.

Подлежит отклонению и довод Общества, согласно которому уплата НДС при реализации ГОТС приведет к необоснованному занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку при реализации ГОТС база налога на прибыль организаций будет уменьшена на сумму НДС.

Так согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Таким образом, к налоговой базе, исчисленной в установленном налоговым законодательством порядке, не применим термин «необоснованное занижение».

Является ошибочным и довод Общества, согласно которому учет операций с ГОТС соответствует правилам бухгалтерского учета, содержащимся в Положении Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (далее -Положение Банка России от 22.09.2015 № 492-П).

Так согласно пункту 8.2 Положения № 492-П при первоначальном признании объектов имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, производится их оценка по предполагаемой цене, по которой объекты могут быть проданы, за вычетом затрат, необходимых для их продажи (чистая стоимость возможной продажи).

Согласно пунктам 2.9, 3.6, 4.6, 6.6 Положения № 492-П учет страховыми организациями основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, запасов (т.е. имущества, предназначенного для использования в основной, необлагаемой НДС деятельности) осуществляется в сумме фактических затрат на их приобретение (строительство, доставку и т.п.) и приведение их в состояние, пригодное для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, когда некредитной финансовой организацией в учетной политике определено иное на основании законодательства Российской Федерации). Случаи, когда налог на добавленную стоимость включается в стоимость имущества, как уже было отмечено выше, установлен пунктом 2 статьи 170 Кодекса.

В отличие от указанных объектов учета годные остатки транспортных средств учитываются согласно пункту 8.2 Положения № 492-П по цене, по которой могут быть проданы (чистой стоимости возможной продажи), что прямо указывает на невозможность учета налога, предъявленного при приобретении этих годных остатков транспортных средств, в стоимости этого имущества.

Таким образом, как пункт 8.2 в отдельности, так и вся Глава 8 Положения № 492-П в целом не содержат предписаний о том, что годные остатки транспортных средств подлежат учету по стоимости с учетом налога.

Необходимо также отметить, что как следует из Положения Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» (далее - Положение № 486-П) для учета годных остатков транспортных средств выделен отдельный счет № 61101 «Имущество и (или) его годные остатки, полученные в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество» (далее - счет №61101).

В то же время Положение № 486-П предусматривает, что «входной» НДС учитывается по счету № 60310 «Налог на добавленную стоимость, уплаченный».

С учетом вышеизложенного стоимость ГОТС необходимо отражать на счете № 61101, а уплаченный при приобретении ГОТС у страхователей НДС - на счете № 60310 «Налог на добавленную стоимость, уплаченный».

Судом также принят во внимание тот факт, что Общество вводит Суд в заблуждение, поскольку фактически учло в бухгалтерском учете имущество как приобретенное у страхователя, а не как полученное безвозмездно.

Так Общество указывает, что в бухгалтерском учете приобретенный ГОТС учитывается на дебете счета № 61101 и на кредите счета № 71801 «Доходы, связанные с операциями по обеспечению деятельности» (в ОФР по символу «Доходы от безвозмездно полученного имущества») (далее - счет № 71801) или счета № 71409 «Состоявшиеся убытки по страхованию иному, чем страхование жизни - нетто-перестрахование» (в ОФР по символу «Доходы от получения имущества и (или) его годных остатков») (далее - счет № 71801).

Однако согласно карточке счета № 61101 за 3 квартал 2019 года дебету счета № 61101 Общество корреспондирует кредит счета № 71409 «Состоявшиеся убытки по страхованию иному, чем страхование жизни - нетто-перестрахование» (в ОФР по символу «Доходы от получения имущества и (или) его годных остатков») (далее -счет №71409).

Исходя из вышеизложенного Общество не использовало в корреспонденции с дебетом счета № 61101 кредит счета № 71801 (как следует при получении имущества безвозмездно), а использовало счет № 71409, то есть как полученное по сделке купли-продажи.

Учитывая вышеизложенное, приведенные в Заявлении доводы Общества являются несостоятельными и выводы решения Инспекции не опровергают.

Таким образом, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные ПАО "САК ЭНЕРГОГАРАНТ" ИНН 7705041231 к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 75, 110, 165, 167, 170, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СТРАХОВАЯ АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ "ЭНЕРГОГАРАНТ" (115035, МОСКВА ГОРОД, САДОВНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 23, ОГРН: 1027739068060, Дата присвоения ОГРН: 14.08.2002, ИНН: 7705041231) к МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ № 9 (107061, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА 2-Я ПУГАЧЕВСКАЯ, ДОМ 6Б, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 5067847117300, Дата присвоения ОГРН: 03.07.2006, ИНН: 7842338361) о признании незаконным решения № 36 от 30.07.2020г., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

СУДЬЯ                                                                                                        А.В. Бедрацкая