ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-110295/2020-2-550 от 29.10.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

05 ноября 2020 года

Дело №

А40 -110295/20-2-550

Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 05 ноября 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Махлаевой Т.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой К.Б.

рассмотрев в  судебном заседании дело по заявлению ООО «Биоэнергетика»

к ответчику: Министерство промышленности и торговли РФ

третье лицо: Департамент лесного комплекса Вологодской области

о признании недействительным приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 10 июня 2020 года №1839

при участии:

От заявителя: Иванова С.А.  (удостов., дов. № б/н от 21.05.2019г.),

От ответчика: Кимлык И.С. (удостов., дов.№ МД-92070/14  от 19.12.2019г., диплом),  

От третьего лица: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

           ООО «Биоэнергетика» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием: признать недействительным приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 июня 2020 года № 1839 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» недействительным приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10 июня 2020 года № 1839 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что Обществом реализуется инвестиционный проект в области освоения лесов «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины».

            Указанный проект в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (действовавшим до 07 марта 2018 года)и на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19 октября 2016 года № 3699 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

          В соответствии с пунктом 5 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419, основанием для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является решение об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта, принятое Департаментом лесного комплекса Вологодской области (далее - Департамент) в виде приказа от 04 мая 2016 года №490 «Об утверждении заявки Общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» от 12 апреля 2016 года на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов».

Основанием для издания Департаментом приказа от 04 мая 2016 года №490 явилась представленная Обществом заявка на реализацию инвестиционного проекта от 12 апреля 2016 года, включавшая в себя в соответствии с пунктом 8 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419, в том числе, концепцию инвестиционного проекта  и поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ.

Приказ Департамента от 04 мая 2016 года №490 действует в редакции приказа Департамента от 04 сентября 2017 года №1169 (прилагается), вносящего изменения в инвестиционный проект Общества в области освоения лесов, согласованные письмом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11 октября 2017 года №ЕВ-66291/13.

18 июня 2019 года Департаментом в соответствии с пунктом 32 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее -Положение от 23.02.2018 № 190) отношении Общества было вынесено предписание о необходимости устранения нарушений реализации инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» №ИСХ 03-4342/19. Указанным предписанием было установлено, что Обществом «нарушен поэтапный план реализации инвестиционного проекта по созданию фанерного производства, отставание от выполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта в части строительства бассейнов для пропарки фанерного кряжа и теплового генератора для прессования фанеры превышает 1 год». Также в предписании указано, что в ходе контрольной проверки установлено, что Общество с задержкой приступило к организации фанерного производства, в частности, бассейны для пропарки фанерного кряжа (план: 1 квартал 2018 года) не установлены, тепловой генератор для прессования фанеры (план: 1 квартал 2018 года) - оборудование не установлено.

Обществу предписано устранить имеющиеся нарушения в ходе реализации проекта и сообщить о принятых мерах в Департамент.

Актом выездной контрольной проверки от 19 ноября 2019 года, проведенной Департаментом в соответствии с пунктом 27 Положения от 23.02.2018 № 190, установлено, что бассейны для пропарки фанерного кряжа установлены, но не подключены, а тепловой генератор для прессования фанеры отсутствует.

Приказом Департамента от 03 декабря 2019 года №1620 (прилагается) со ссылкой на результаты и выводы выездной контрольной проверки проведенной 19 ноября 2019 года принято решение об исключении инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в соответствии с пунктом 32 Положения от 23.02.2018 № 190.

В соответствии с пунктом 33 Положения от 23.02.2018 № 190, в случае если инвестиционный проект был исключен из перечня инвестиционных проектов по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 19 настоящего Положения, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.

Кроме того, подпунктом «д» пункта 19 Положения от 23.02.2018 № 190 установлено, что исключение инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов осуществляется с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.

В настоящее время Департамент на основании приказа Минпромторга России от 10.06.2020 №1839уже направил в адрес Общества предложения о расторжении Договоров.

По мнению Общества, приказ Минпромторга России от 10.06.2020 №1839 не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из текста приказа Минпромторга России от 10.06.2020 №1839 основанием для его принятия послужил приказ Департамента от 03 декабря 2019 года №1620 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».

В соответствии с определением Арбитражного суда Вологодской области от 12 декабря 2019 года по делу № А13-22638/2019 действие приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 03.12.2019 № 1620 «Об исключении инвестиционного проекта общества с ограниченной ответственностью «Биоэнергетика» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» приостановлено до вступления в силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения дела № А13-22638/2019. До настоящего времени судебный акт по результатам рассмотрения дела № А13-22638/2019 в силу не вступил.

Минпромторг России издал оспариваемый приказ на основании не действующего приказа Департамента от 03 декабря 2019 года №1620, чем нарушил требования пункта 32 Положения от 23.02.2018 № 190 и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый приказ  не является мотивированным, поскольку не содержит конкретных оснований, предусмотренных законом, для исключения проекта из числа приоритетных.

По результатам контрольной проверки, проведенной 15 мая 2019 года, установлено, что отставание от выполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта в части строительства бассейнов для пропарки фанерного кряжа и теплового генератора для прессования фанеры превышает 1 год.

Выездная проверка от 15 мая 2019 года в отношении Общества в нарушение пункта 27 Положения от 23.02.2018 № 190былапроведена неуполномоченным органом - Департаментом, а не Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Также указанная проверка проведена в отсутствие представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.

Предписание о необходимости устранения нарушений реализации инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» от 18 июня 2019 года №ИСХ 03-4342/19 также выдано Департаментом в нарушение пункта 27 Положения от 23.02.2018 № 190, поскольку, нарушения реализации инвестиционного проекта, являющиеся основаниями для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов и подготовки предписания о необходимости устранения нарушений, были выявлены неуполномоченным органом и по результатам выездной проверки, проведенной неуполномоченным органом. Выездная контрольная проверка 19 ноября 2019 года также в нарушение пункта 27 Положения от 23.02.2018 № 190 была проведена неуполномоченным органом - Департаментом, а не Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Также указанная проверка проведена в отсутствие представителей Министерства природных ресурсов и, экологии Российской Федерации и Федерального агентства лесного хозяйства.

Само по себе неисполнение предписания не является основанием для исключения, перечисленным в подпункте «д» пункта 19 Положения от 23.02.2018 № 190. Обязанность Минпромторга исключить инвестиционный проект из числа приоритетных возникает лишь при неисполнении предписания, выданного в связи с нарушениями, указанными в данном пункте Положения.

Вывод об отставании от выполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта в части строительства бассейнов для пропарки фанерного кряжа и теплового генератора для прессования фанеры более чем на 1 год сделан неуполномоченным лицом, поскольку согласно пункту 27 Положения от 23.02.2018 № 190 контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, осуществляет непосредственно Министерство промышленности и торговли Российской Федерации путем проведения выездных проверок с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного органа. Указанные выше проверки, результаты которых отражены в актах Департамента от 15 мая 2019 года от 19 ноября 2019, проводились без участия представителя Минпромторга России.

Проверка Минпромторга России до издания Департаментом лесного комплекса Вологодской области приказа от 03.12.2019 № 1620 «Об исключении инвестиционного   проекта   общества   с   ограниченной   ответственностью «Биоэнергетика» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» не проводилась.

Также в оспариваемом приказе приказ Минпромторга России от 10.06.2020 №1839 имеется лишь ссылка на пункт 32 Положения от 23.02.2018 № 190 и приказа от 03.12.2019 № 1620, однако, конкретное основание исключения, из числа предусмотренных подпунктом «д» пункта 19 Положения, не указано.

Концепция приоритетного инвестиционного проекта Общества не содержит и не должна содержать поквартального графика реализации инвестиционного проекта или каких-либо разделов указанного графика.

Поквартальный график реализации инвестиционного проекта с указанием объема инвестиций, вида и срока работ должен был содержаться не в Концепции приоритетного инвестиционного проекта Общества, а в заявке на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект.

Поэтапный план (поквартальный график) Обществом не нарушен.

Кроме того, подпунктом «к» пункта 19 Положения от 23.02.2018 № 190 установлено, что поквартальный график реализации инвестиционного проекта должен содержаться в акте об утверждении заявки Общества на реализацию инвестиционного проекта.

Ответчики возражает против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо в судебное заседание не явилось. В материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения заявления. От третьего лица в суд поступил отзыв, согласно которому Департамент лесного комплекса Вологодской области возражает в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

 В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999  года  №  39-ФЗ  «Об  инвестиционной  деятельности  в  Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон №39-Ф3). Согласно статье 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается, в частности, описание практических действий по осуществлению инвестиций, а под инвестиционной деятельностью - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

В силу части 3 статьи 22 ЛК РФ подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждение данного перечня осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 года № 190 (далее - Положение № 190), которым в том числе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением органом государственной власти субъекта РФ контроля за выполнением обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, подготовкой и направлением предписаний об устранении нарушений.

Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения № 190 заинтересованными органами в отношении инвестиционных проектов, реализуемых на лесных участках в границах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению соответствующих аукционов передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, п. 2.2 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1108, Департамент осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а также рассматривает и утверждает заявки на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, осуществляет в установленном порядке контроль за реализацией указанных инвестиционных проектов.

12 апреля 2016 года ООО «Биоэнергетика» обратилось в Департамент с заявлением о реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины». По результатам рассмотрения данного заявления приказом Департамента от 4 мая 2016 года № 490 (далее - приказ № 490) заявка ООО «Биоэнергетика» от 12 апреля 2016 года на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины» (далее - заявка) была утверждена, заявитель ООО «Биоэнергетика» и представленные им заявка и документы к ней признаны соответствующими требованиям Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 (далее - Положение № 419), и Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромторга России от 10 октября 2007 года № 422, которые действовали в период рассмотрения заявки. Заявка также была согласована Федеральным агентством лесного хозяйства (письмо от 27 апреля 2016 года № МК-06-27/5118).

19 октября 2016 года приказом Минпромторга России за № 3699 инвестиционный проект ООО «Биоэнергетика» «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины» включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - инвестиционный проект). Приказами Департамента от 9 августа 2016 года № 1041 и от 04 сентября 2017 года № 1169 в приказ № 490 были внесены соответствующие изменения, в том числе в части:   - увеличения общего допустимого ежегодного объема заготовки древесины до 213,3 тыс. куб.м.; -         увеличения общего объема инвестиций до 471,4 млн. рублей и срока окупаемости проекта до 78 месяцев.

10 июня 2020 года приказом Минпромторга России за № 1839 инвестиционный приказ ООО «Биоэнергетика» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Как следует из материалов дела, согласно пункту 7 приказа № 490 ООО «Биоэнергетика» обязалось создать объекты лесной инфраструктуры в соответствии с проектом освоения лесов и концепцией инвестиционного проекта «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины».

В соответствии с пунктом 27 Положения № 190 объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком. Контроль за исполнением поквартального графика осуществляется заинтересованным органом. Заинтересованный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже одного раза в 6 месяцев с представлением в Минпромторг России акта проверки.

В случае выявления по результатам проведения выездных проверок нарушений реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений в соответствии с пунктом 32 Положения № 190.

Предусмотренный пунктом 32 Положения № 190 последовательный порядок подготовки и направления предписания об устранении выявленных нарушений включает в себя: подготовку заинтересованным органом предписания с указанием срока устранения выявленных нарушений, который должен составлять не менее 3 месяцев и не более одного года; направление в течение 5 рабочих дней предписания на согласование в Минпромторг России, которое согласовывает проект предписания либо принимает решение об отказе в согласовании предписания с обоснованием причин отказа и направляет соответствующее решение в заинтересованный орган; направление заинтересованным органом согласованного Минпромторг России предписания в течение 5 рабочих дней инвестору.

Исходя из положений подпункта «д» пункта 19, пунктов 27, 32 Положения № 190, основанием для направления инвестору предписания является: нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год; нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 26 Положения срока представления отчета об исполнении поквартального графика; отсутствие по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания; нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды лесного участка срока платежа.

В соответствии с частью 1 статьи 14 ЛК РФ для переработки древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура (объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и другое).

Вместе с заявкой ООО «Биоэнергетика» была разработана и представлена Концепция инвестиционного проекта «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины» (далее - Концепция).

На стр. 159 Концепции указано, что финансовая модель инвестиционного проекта, в том числе строительства комбината по выпуску фанеры, представляет собой макет движения денежных средств по инвестиционной, операционной и финансовой деятельности инвестиционного проекта.

Инвестиционная составляющая финансовой модели Концепции предполагает вложение денежных средств в создание следующих объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры: лесозаготовительные мощности; лесопильное производство; фанерное производство; техническое оснащение производства технологической щепы; объекты вспомогательных и подсобных хозяйств.

Создание новых производств по комплексной переработке древесины в Вологодской области предполагается осуществить в четыре этапа: I этап: 2016-2019 годы - создание лесозаготовительного производства с объемом заготовки древесины 213,3 тыс.куб.м.; II этап: 2017-2020 годы - создание лесопильного производства с выпуском пиломатериалов в объеме 24,9 тыс.куб.м.;  III этап: 2017-2018 годы - создание производства по выпуску фанеры клееной в объеме 34 тыс.куб.м.; IV этап: 2020 год - создание производства по выпуску технологической щепы в объеме 106,1 тыс.куб.м.

Концепция разработана исходя из финансирования мероприятий проекта за счет заемных средств. Источником привлечения заемных ресурсов является банковский кредит, предоставляемый в рублях под 16% годовых (стр. 13 Концепции). Согласно Поэтапному плану реализации инвестиционного проекта (таблица 3.1 на стр. 24-25 Концепции) строительство фанерного производства включает в себя: Проектные работы: - разработка проектной документации. Строительство фанерного производства: - строительство зданий, сооружений, включая строительно-монтажные работы и благоустройство территории; - строительство линии электропередач с установкой подстанции; -     приобретение оборудования и техники для производства фанеры; -            ввод в эксплуатацию фанерного производства, проведение пуско-наладочных работ. Создание объектов лесной инфраструктуры: -      заключение договоров аренды лесных участков; -     строительство лесных дорог;  -      организация заготовки древесины. Организация лесозаготовительного производства: - приобретение лесозаготовительной, лесовозной и вспомогательной техники.

Таблицей 3.2 «Сетевой график реализации инвестиционного проекта с поквартальной разбивкой» на стр. 26 Концепции установлены сроки строительства фанерного производства по кварталам, а именно, 1,2 кварталы 2017 года и 1,2,3,4 кварталы 2018 года.

В соответствии с таблицей 7.1.1 «Объем инвестиционных затрат по проекту» на стр. 148 Концепции в рамках строительства фанерного производства должны были быть приобретены, построены, установлены и введены в эксплуатацию с вложением денежных средств в общем объеме '223 846 тыс. руб.:

1.         Строительство зданий, сооружений, включая строительно-монтажные

работы и благоустройство территории.

2.         Строительство линии электропередач с установкой подстанции.

3.         Оборудование и техника для производства фанеры: -   бассейны для пропарки фанерного кряжа; -          линия лущения фанерного кряжа со вспомогательным оборудованием; -     тепловой генератор для сушки шпона; - линия сушки шпона со вспомогательным оборудованием; -     тепловой генератор для прессования фанеры; -        линия прессования фанеры со вспомогательным оборудованием; -   линия обрезки фанеры.

Согласно разделу 2 «Описание действий по реализации инвестиционного проекта» (на стр. 18-23 Концепции) жизненный цикл инвестиционного проекта делится на ряд фаз: I.      Прединвестиционная фаза; II. Инвестиционная фаза; III. Эксплуатационная фаза.

            Инвестиционная фаза предусматривает следующие этапы: 1. Разработка проектно-сметной документации, планирование проекта строительства предприятия; 2. Проведение тендеров и заключение контрактов, организация закупок и поставок, подготовительные работы; 3. Строительно-монтажные работы; 4. Завершение строительной фазы проекта, в том числе пусконаладочные работы, сдача-приемка объектов, ввод в эксплуатацию.

Как указано на стр. 147 Концепции инвестиционные мероприятия, предусмотренные проектом, включают в себя, в том числе: -     приобретение, монтаж и пуско-наладка оборудования для оснащения производственной инфраструктуры фанерного производства; -         приобретение, монтаж и пуско-наладка основного технологического оборудования для производства фанеры.

Таким образом, каждое из четырех производств, строительство которых предусмотрено концепцией инвестиционного проекта, в том числе строительство фанерного производства в период 2017-2018 годов, должно завершиться пуско-наладочными работами и вводом в эксплуатацию данного фанерного производства.

Производственные мощности являются неотъемлемыми составными частями технологического процесса по производству клееной фанеры. Поэтому только рабочее состояние (эксплуатация) всего технологического оборудования фанерного производства и запуск выпуска фанеры клееной на нем может свидетельствовать о реализации в этой части инвестиционного проекта.

В соответствии с пунктом 18 Постановления № 419, которое действовало в момент подачи и рассмотрения заявки и разработки Концепции, объектом контроля являлось выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ). А соответственно основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка и выдачи предписания в силу подпункта «д» пункта 11 Положения № 419 являлись, в том числе: нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. При этом каких-либо конкретных требований к форме и содержанию поквартального графика действовавшим на тот момент законодательством не предъявлялось, лишь в подпункте «д» пункта 8, пункте 18 Постановления № 419 было указано на наличие в нем объема инвестиций, вида и срока работ.

С 08.03.2018 года действует Положение № 190. В соответствии с пунктом 27 Положения № 190 объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком. А одним из оснований, при наличии которого инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя согласно подпункту «д» пункта 19 Постановления № 190, является нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год. При этом подпунктом «д» пункта 7 Постановления № 190 предусмотрено, что должен содержать поквартальный график реализации инвестиционного проекта, а именно, наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины. Методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденными приказом Минпромторга России от 15.05.2018 № 1870, рекомендован к применению образец поквартального графика реализации инвестиционного проекта.

Заявка утверждена и Концепция разработана в соответствии с требованиями Постановления №419.

Так, таблица 7.1.5 «Структура инвестиционных затрат по периодам реализации проекта с поквартальной разбивкой, тыс. руб.» на стр. 152-155 Концепции содержит объем инвестиций, а также виды и сроки выполнения соответствующих работ в рамках реализации проекта с разбивкой по кварталам, в том числе по строительству фанерного производства, поэтому, по - сути, она и является поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта, нарушение которого на срок более чем один год, как указано в подпункте «д» пункта 19 и пункта 32 Постановления № 190, которое действовало в период издания оспариваемого заявителем приказа Департамента, является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя.

Согласно указанной таблицы 7.1.5 на стр. 154 Концепции в рамках строительства фанерного производства ООО «Биоэнергетика» в 1 квартале 2018 года должно было приобрести и установить оборудование и технику для производства фанеры, в частности:

-           бассейны для пропарки фанерного кряжа;

-           тепловой генератор для прессования фанеры.

15 мая 2019 года Департаментом совместно с УФСБ России по Вологодской области и УЭБиПК УМВД России по Вологодской области в соответствии с пунктом 27 Постановления № 190 проведена выездная проверка исполнения ООО «Биоэнергетика» поквартального графика реализации инвестиционного проекта, по результатам которой составлен акт.

Согласно данному акту помимо иных нарушений поквартального графика реализации инвестиционного проекта (таблица 7.1.5 Концепции) было выявлено нарушение ООО «Биоэнергетика» поквартального графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год, которое выразилось в не приобретении и не установке бассейнов для пропарки фанерного кряжа и теплового генератора для прессования фанеры.

В соответствии с пунктом 32 Положения № 190 Департаментом был подготовлен проект предписания о необходимости устранения выявленных нарушений реализации инвестиционного проекта, который письмом от 17 мая 2019 года № ИХ.03-3370/19 направлен на согласование в Минпромторг России. Минпромторг России согласовало вышеуказанное предписание (письмо от 17 июня 2019 года № 40056/08). 18 июня 2019 года Департаментом в адрес инвестора ООО «Биоэнергетика» вынесено предписание о необходимости устранения выявленных нарушений реализации инвестиционного проекта в срок до 15 ноября 2019 года, которое получено лично генеральным директором общества В.А. Сверчковым 21 июня 2019 года и по почте 27 июня 2019 года.

пункт 27 Положения № 190 возложил, именно, на заинтересованный орган (Департамент) полномочие по направлению инвестору предписания о необходимости устранения нарушений в соответствие с пунктом 32 Положения № 190 по результатам выездных проверок.

Из содержания Положения № 190 не следует, что исполнение (неисполнение) предписаний должно быть установлено Минпромторгом России. Действующим законодательством не исключены полномочия Департамента на проведение проверки. Таким образом, выездная проверка в рамках осуществления Департаментом контроля за исполнением ООО «Биоэнергетика» поквартального графика реализации инвестиционного проекта проведена в соответствии с предоставленными ему законодательством РФ полномочиями, а, соответственно, и предписание выдано инвестору в порядке, установленном Положением № 190.

 Примененный в предписании Департамента термин «установка» бассейна для пропарки фанерного кряжа также подразумевал не только установку коробки бассейна на подготовленный фундамент, но и подключение его к взаимосвязанным с ним установкам и оборудованию для выполнения данным бассейном его функционального назначения в процессе изготовления фанеры клееной. В общепризнанном смысле установка - это совокупность взаимосвязанных приборов, аппаратов и оборудования, действий, согласованная работа которых обеспечивает выполнение заданных операций. Таким образом, предписание Департамента не создает правовой неопределенности относительно характера действий, которые должно совершить общество для устранения выявленных нарушений, поскольку в нем предложено выполнить те обязательства, которые были утверждены приказом Департамента от 04.05.2016 № 490 (с учетом внесенных в него изменений).

ООО «Биоэнергетика» в заявлении со ссылкой на письмо производителя установленного теплового генератора для сушки шпона ООО «ТД завод «Пролетарская Свобода» от 31.07.2019 № 31/07-19 утверждает о выполнении предписания Департамента в части требования установки теплового генератора для прессования фанеры, поскольку установленный тепловой генератор для сушки шпона модели ТГСГ-3,5 (с УТВС) одновременно является тепловым генератором для сушки шпона и тепловым генератором для прессования фанеры. Данный довод ООО «Биоэнергетика» признается судом необоснованным и незаконным, поскольку Концепцией инвестиционного проекта предусмотрено приобретение и установка отдельного теплового генератора для прессования фанеры в рамках строительства фанерного производства.

Данную Концепцию инвестор разрабатывал самостоятельно, определяя объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры со всеми необходимыми для технологического процесса оборудованием и техникой.

При необходимости инвестор вправе внести в нее соответствующие изменения в установленном действующим законодательством порядке.

Так, ранее действовавшим приказом Минпромторга РФ от 16.12.2011 № 1755 «О Порядке внесения изменений в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов», а также пунктами 28-31 Положения № 190 установлен порядок внесения соответствующих изменений в инвестиционный проект.

В данном случае каких-либо изменений в части исключения теплового генератора для прессования фанеры из Концепции инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» в установленном вышеуказанными нормативными правовыми актами порядке не внесено. Вышепоименованное письмо от производителя не заменяет установленную процедуру внесения соответствующих изменений в инвестиционный проект и не является тем документом, на основании которого инвестиционный проект в части приобретения и установки теплового генератора для прессования фанеры можно считать выполненным.

При этом обществом иных доводов о том, почему возможно отступление от предусмотренных инвестиционным проектов сроков, не представлено.

19 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 27 Положения № 190 Департаментом совместно с УФСБ России по Вологодской области и УЭБиПК УМВД России по Вологодской области проведена выездная проверка выполнения ООО «Биоэнергетика» требований предписания и создания инвестором объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры согласно поквартальному графику реализации инвестиционного проекта.

По результатам проверки составлен акт, согласно которому установлено, что построенные бассейны для пропарки фанерного кряжа не подключены, инженерные коммуникации к ним не подведены, т.е. бассейны для пропарки фанерного кряжа не функционируют, тепловой генератор для прессования фанеры не установлен. Таким образом, нарушения поквартального графика реализации инвестиционного проекта в указанный в предписании от 18 июня 2019 года № ИХ.03-4342/19 срок не устранены.

Согласно пункту 27 Положения № 190 Минпромторг России осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, путем проведения выездных проверок с участием представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства и заинтересованного органа. Минпромторг России осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов, реализуемых с нарушением поквартального графика более чем на один год, независимо от проверок, проводимых Департаментом, либо после получения от заинтересованного органа (Департамента) сведений о нарушении поквартального графика более чем на один год, либо при выявлении таких фактов на основании представляемой Департаментом отчетности  или полученной информации.  При  этом проведение такого контроля Минпромторгом России не исключает возможность проведения выездных проверок исполнения поквартального графика Департаментом. Тем самым заинтересованный орган (Департамент) при проведении проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных вправе проводить данные проверки в любой период реализации инвестиционного проекта, и при этом он может установить по их результатам нарушения поквартального графика реализации проекта как на срок до года, так и на срок более года и выдать в соответствии с пунктом 32 Положения № 190 предписание о необходимости устранения нарушений.

В соответствии с пунктом 32 Положения № 190 Департамент издал приказ от 3 декабря 2019 года № 1620 о принятии решения об исключении инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» «Строительство предприятия по комплексной переработке древесины» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и направлении его в Минпромторг России.

Письмом от 4 декабря 2019 года № ИХ.03-8591/19 Департамент направил согласно пункту 32 Положения № 190 в адрес Минпромторга России приказ Департамента от 3 декабря 2019 года № 1620, предписание от 18 июня 2019 года и акт проверки от 19 ноября 2019 года.

10 июня 2020 года Минпромторг России издал приказ № 1839, согласно которому инвестиционный приказ ООО «Биоэнергетика» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Таким образом, приказ Департамента от 3 декабря 2019 года № 1620 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», послуживший основанием для издания Минпромторгом России приказа от 10 июня 2020 года № 1839 «Об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов», соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку является следствием ненадлежащего исполнения обязательств инвестора по реализации инвестиционного проекта.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вышеуказанные фактические обстоятельства издания Департаментом приказа от 3 декабря 2019 года № 1620 были предметом рассмотрения Арбитражным судом Вологодской области судебного дела № А13-22638/2019 по заявлению ООО «Биоэнергетика» о признании недействительным приказа Департамента от 3 декабря 2019 года № 1620 «Об исключении инвестиционного проекта ООО «Биоэнергетика» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов». Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 мая 2020 года по делу № А13-22638/2019 в удовлетворении данного заявления ООО «Биоэнергетика» отказано. 23 сентября 2020 года суд апелляционной инстанции огласил резолютивную часть постановления, согласно которой оставил без изменения решение Арбитражного суда от 7 июля 2020 года по делу № А13-22638/2019, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения заявления у суда не имеется

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Биоэнергетика» в удовлетворении заявления полностью.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                                  Махлаева Т.И.