ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-110303/15 от 14.01.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                              Дело № А40-110303/15-91-863

08 февраля 2016 года                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 14 января  2016 года

Полный текст решения изготовлен 08 февраля  2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Шудашовой Я.Е.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Климовой Д.А.

протокол ведется с использованием средств аудиозаписи

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Государственного унитарного предприятия города Москвы «Дирекция единого заказчика района Зябликово» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 115682, г. Москва, пр-д. Задонский, д. 32, корп. 2)

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по г. Москве  (ОГРН: <***>, ИНН <***>, адрес: 115201, <...>)

об обязании возвратить сумму излишне взысканных налога, пени, штрафа; взыскании процентов,

в судебное заседание явились:

от Заявителя – ФИО1 доверенность от 25.05.2015 б/н

от Инспекции – ФИО2 доверенность от 18.09.2015 № 05—36/54425

УСТАНОВИЛ:

Государственное унитарное предприятие города Москвы «Дирекция единого заказчика района Зябликово»  (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по г. Москве  об обязании возвратить излишне взысканный налог на прибыль за 2011-2012 годы в размере 35.291.715 руб., штрафы – 7.058.343 руб., соответствующую сумму пени; обязании начислить и уплатить проценты в размере 6.346.417 руб. к Инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по г. Москве 

Заявитель в судебном заседании поддержал требования в полном объеме согласно письменным пояснениям, с учетом заявленного уточнения.

   Представитель ответчика в судебное заседание  явился, требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

  Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

    Из материалов дела следует, что Инспекцией ФНС России №24 по г. Москве (далее - ответчик, налоговый орган) была взыскана с ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» (далее - налогоплательщик, заявитель, ДЕЗ) недоимка по налогу на прибыль за периоды 2011 -2012 гг. в размере 40 395 405 руб., пени в размере 4 262 869 руб. и штрафы в размере 8 079 081руб. Указанное взыскание произошло на основании решения ИФНС России №24 по г. Москве от 12.12.2013 г. №14/1150 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по итогам выездной налоговой проверки за 2011-2012 гг.

Решение от 12.12.2013 г. №14/1150 было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В судебном порядке данное решение не обжаловалось.

Заявитель указывает, что в пункте 65 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 указано, что имущественные требования, в том числе, и о возврате излишне взысканного налога, налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа.

Вместе с тем, данный вывод Предприятия является ошибочным, поскольку противоречит 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013, в котором указано следующее.

Все последующие после решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (решений об отказе в привлечении к ответственности за решение налогового правонарушения) ненормативные правовые акты (равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа) принимаются (совершаются) налоговыми органами исключительно во исполнение названных решений, то есть являют собой механизм их реализации.

В связи с этим оспаривание таких актов возможно только по мотивам нарушения сроков и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, й, штрафа либо грубого нарушения процедуры при принятии решений о привлечении 1зе в привлечении) к ответственности (Постановление ФАС СЗО от 18.09.2014 N А44-2288/2013).

Пункт 65 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 в части указания, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких  споров - не применим в 2015г., поскольку с 01.01.2014 в НК РФ (ст. 138) внесены изменения в соответствии с которыми акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

На основании вышеизложенного, обращение Заявителя в суд с требованием об обязан возвратить  взысканные суммы без указания доводов нарушения сроков или порядка взыскания лишь по доводам незаконности доначислений по решению, которое явилось основанием для  взыскания, является незаконным.

Кроме того, такое обращение в суд возможно лишь при соблюдении досудебного порядка. Указанная позиция подтверждается Постановлением АС ЗСО от 18.08.2014 №А67- 68/2014.

 По существу спора судом установлено следующее.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.

12.12.2013 Инспекцией вынесено Решение № 14/1150 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), которое вручено Заявителю 12.12.2013.

Указанным Решением Заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 40 395 405, пени за несвоевременную уплату налогов в размере 4 262 869, 61 руб., привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 8 079 081 рублей.

При этом, Заявитель приводит доводы незаконности доначислений по 3 основаниям:

П.2.1.1 - Предприятие неправомерно не включило в доходную часть по налогу на прибыль 2011 год суммы дохода от реализации, внереализационных доходов и приходящихся на них сходной части сумму налогооблагаемой прибыли;

П.2.1.2 - ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» не в полном объеме включил в состав ходов по налогу на прибыль выделенные Предприятию субсидии;

П.2.1.4 - ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» неправомерно отразило в расходах по налогу  на прибыль суммы премий за труд за 2011г.

Таким образом, оспариваемая сумма составляет:

Налог - 35 291 715 руб.

Штраф-7 058 343 руб.

Пени-4 060 045,66 руб.

п.2.1.1 Решения

В результате проверки установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг), а рано как расходы, уменьшающие доходы от реализации в целях налогообложения налогом на прибыль за 2011-2012 гг. в нарушение установленного порядка формировались с учетом юга на добавленную стоимость исчисленного со стоимости реализованных/приобретенных аров (работ, услуг) в сфере ЖКХ. Предприятие неправомерно не включило в доходную часть по налогу на прибыль за 2011 суммы дохода от реализации, внереализационных доходов и приходящихся на них годной части сумму налогооблагаемой прибыли.

Заявитель указывает, что налоговый орган необоснованно отказывает в учете не принятого к вычету НДС в составе расходов. Заявитель указывает, что корректировка по НДС должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета принятой   к   вычету   суммы   НДС   в   периоде   указанной   корректировки   в   составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

В ходе  выездной налоговой проверки установлено следующее.

В проверяемом периоде ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» представило следующие  декларации по налогу на прибыль:

2011 г.

2012 г.

Дходы от реализации (стр.010)

1142624221

1005137268

Внереализационный доход (стр.030)

68525418

67201717

Расходы, связанные с производством (стр.020)

1193952916

1023915438

Внереализационный расход (стр.040)

14981616

45248448

Налогооблагаемая Прибыль (Убыток)

2215107

3175099

Налог  на прибыль

443021

635020

Уточненных налоговых деклараций  по налогу на прибыль за 2011-2012 истцом не представлено.

В ходе проверки установлено: выручка ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» от реализации товаров (работ, услуг) формировалась из следующих поступлений:

Плата населения (жителей районов) за потребляемые ими услуги ГУП г. Москвы «ДЕЗ района  Зябликово», в виде технического обслуживания жилого фонда (оплаты жилья для муниципального жилого фонда) и за предоставленные коммунальные услуги.

В соответствии с ЖК РФ, введенным в действие 01.03.2005г. Федеральным законом № 189-ФЗ,  организация,  управляющая  жилищным  фондом,  обязана  предоставлять  жилищно-коммунальные услуги.

Доходы ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» при оказании услуг по техническому обслуживанию жилого фонда (оплата жилья для муниципального жилого фонда) и за коммунальные услуги, получаемая от жителей, сформирована в соответствии с данными ведомостей начислений за 2011г.-2012г., предоставляемых ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», районными Едиными информационно-расчетными центрами (ЕИРЦ).

-«Выпадающие доходы», представляющие собой суммы предоставленных жителям льгот, относящихся к доходам ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», возмещаемые ГУП г. Москвы ДЕЗ района Зябликово» ГЦЖС. Услуги отдельным категориям населения по техническому обслуживанию жилого фонда оплате жилья для муниципального жилого фонда) и коммунальных услуг с учетом льгот, установленных федеральным и региональным законодательством.

Согласно п.2 ст. 154 главы 21 НК РФ: « При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.»

Данные о доходах ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», поступающих из ГЦЖС, в виде сумм льгот для отдельных категорий населения по техническому обслуживанию жилого фонда (оплате жилья для муниципального жилого фонда), вывозу мусора, сформированы в соответствии с данными ведомостей начислений за 2011г.-2012г., предоставляемых ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», районными ГУИС.

- Плата юридических  лиц, далее - «арендаторов», за потребляемые ими услуги ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» в виде предоставленных коммунальных услуг и эксплуатации жилого и не жилого фондов, доход от обслуживания лампосигналов, а так же вывоз мусора, твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ).

Указанные доходы поступают в ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» в соответствии с заключенными договорами на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг арендаторам.

Операции по реализации коммунальных услуг и эксплуатационных услуг, а также услуг по вывозу ТБО И КГМ подлежат налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 НК РФ.

Данные о доходах ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», получаемых от арендаторов, сформированы в соответствии с ведомостями начислений с 2011г.-2012г. предоставляемых УП ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», районными ГУИС

- Прочие доходы от физических и юридических лиц, возникающие в результате предоставления им дополнительных услуг, не связанных с эксплуатацией: плата за выдачу справок; вывоз мусора в частном секторе;

- Бюджетное финансирование на покрытие убытка от основного вида деятельности.

 В соответствии с п.2 ст. 154 НК РФ и разъяснениями о порядке его применения данными в п.33.2 Приказа МНС РФ от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 11 марта 2004 г.):

Суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически лученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также гот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость». Реализация населению ЖКУ по установленным органами местного самоуправления ставкам тарифам является реализацией по государственным регулируемым ценам, и, как следствие, бюджетные дотации на покрытие убытка от такой реализации не облагаются НДС.

На основании изложенного, суммы бюджетного финансирования не подлежат включению в лотовую базу по НДС. Статьей 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета является  имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Одной из задач бухгалтерского учета  является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и имущественном положении, необходимой в том числе для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н. В соответствии с п. п. 5 ПБУ 9 Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Не признаются содами организации поступления от других юридических и физических лиц сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных нательных платежей.

Отражение в бухгалтерском учете доходов от обычных видов деятельности организации и прочих доходов производится в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N94H.

Согласно указанной инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения формации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а же для определения финансового результата по ним.

Пунктом 6.1. Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сложение к приказу Федеральной налоговой службы от 15 декабря 2010 г. N ММВ-7-50@ "Об утверждении формы и формата налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения") предусмотрено, что по строке 010 отражается общая сумма  выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии со статьями , 249 НК РФ.

В соответствии со статьей 247 «Объект налогообложения Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль хм организации признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, В соответствии со ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее -доходы от реализации); 2) внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета, Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет доходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.

Суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.

Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. В соответствии со ст. 313 IK РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного залогового) периода на основе данных налогового учета, которым признается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Доход от реализации в налоговом учете определяется исходя из суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), за исключением сумм НДС (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).

Согласно п.1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты понесенные налогоплательщиком (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 170 Налогового кодекса РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 170 итогового кодекса РФ.

В результате проведенного анализа регистров бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль за 2011-2012 гг., книг покупок, книг продаж, первичных и учетных документов установлено, что выручка от реализации товаров (работ, услуг), а равно как расходы, уменьшающие доходы от реализации в целях налогообложения налогом на прибыль за 2011-!012 гг. в нарушение установленного порядка формировались с учетом налога на добавленную стоимость исчисленного со стоимости реализованных/приобретенных товаров (работ, услуг) в сфере ЖКХ, данные показания приведены  инспекцией  в таблице (т. 4  таблица 1)

В нарушение ст. 252, п. 19 ст. 270, 170 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» учтены расходы и доходы в виде сумм налога на добавленную стоимость, что в нарушение ст. 247 НК РФ привело к неправомерному занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (Таблица №2, т. 4).

В заявлении в суд Предприятие указывает, что по вопросам периода корректировки обязательств по налогу на прибыль при подаче уточненных деклараций по другим налогам, влияющим на исчисление налога на прибыль, было вынесено постановление Президиума ВАС  РФ от 17.01.2012г. № 10077/11.

Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении и обязательной для применения  по делам со схожими фактическими обстоятельствами, при ошибочном исчислении того или иного налога корректировка обязательств по налогу на прибыль должна быть совершена не в период допущенной ошибки, а в период ее исправления.

Корректировка базы по налогу на прибыль должна быть осуществлена не за 2011 - 2012 .г.г., а в период подачи уточненных налоговых деклараций по НДС.

Уточненные декларации по НДС за 1-4 кв. 2011 г. и 1-4 кв. 2012 г. сданы предприятием 25.07.2013.

Вместе с тем, даже если согласится с доводом Заявителя о том, что корректировка по налогу на прибыль должна быть осуществлена в период подачи корректировок по НДС (то есть 2013г.), то данная корректировка по налогу на прибыль должна была быть представлена за 12 месяцев 2013года.

Однако, при анализе показателей декларации по налогу на прибыль организаций за 2013г. (т. 4 л.д. 16-18) установлено, что согласно стр. 020 листа 02. стр. 100 приложения 1 листа  02 «внереализационные доходы» составляют 66 733 541 руб.

При этом, показатель строки 101 приложения 1 листа 02 «внереализационные доходы в »м числе в виде доходов прошлых лет, выявленных отчетном (налоговом) периоде» равна 0.

Вышеизложенное указывает, что Налогоплательщик не уточнил свои обязательства по итогу на прибыль организаций, в связи со сдачей уточненных налоговых деклараций по НДС, 2013г. (в текущем налоговом периоде).

Кроме того, в обоснование своей позиции Инспекция представляет копии документов, представленных Заявителем в период проверки: расшифровки регистров за 2011г. по налогу на прибыль в части расходной и доходной части, в том числе расшифровка суммы НДС, не численного, пояснения от 27.09.2013.

Декларации по НДС за 2011г., представленные Заявителем при рассмотрении настоящего дела в предварительном судебном заседании (т. 3 л.д. 127-143) не подтверждают правомерность доводов Налогоплательщика.

В результате вышеизложенного, в нарушение статьи 252 НК РФ ГУП г. Москвы «ДЕЗ района  Зябликово» неправомерно занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2011г. в сумме  50 901 407 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2011г. в размере 10 180 282 руб.

По п. 2.1.2 Решения судом установлено.

ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» не в полном объеме включил в >став доходов по налогу на прибыль выделенные Предприятию субсидии.

Заявитель указывает, что указанные суммы субсидий налоговый орган выводит исключительно на основе данных бухгалтерского учета налогоплательщика: бухгалтерских регистров счетов 51, 91.1 в корреспонденции со счетами 76, 86, 20. Какие-либо первичные документы, платежные поручения о предоставлении субсидий, отчеты об использовании субсидий и т. д. налоговым органом не исследуются. Равным образом, налоговый орган не принимает данные регистров налогового учета, на основе которых были составлены декларации по налогу на прибыль и не учитывает корректировки размера предоставляемого бюджетного финансирования.

Таким образом, налоговый орган ошибочно установил сумму субсидий, предоставленных ДЕЗ в 2011 и 2012 гг., и завысил подлежащую уплате сумму налога на прибыль.

Инспекция   считает  доводы   Предприятия   необоснованными   и   не   подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведения проверки в адрес ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» было выставлено требование:

- от 12.07.2013г. № 14/11095 на предоставление документов (информации), а именно: о представлении учетной политики, бухгалтерских и налоговых регистров счета 51 "Расчетный счет", 91.1 "Прочие доходы и расходы", 76 «Расчеты с разным дебиторами и кредиторами». 86 «Целевое финансирование», 20.0 «Муниципальные субсидии», налоговые регистры по налогу на прибыль за проверяемый период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г.

Налогоплательщиком на требование Инспекции документы представлены в полном объеме.

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99. утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно п. 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана):

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому получаемые ею из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги. Факт получения организацией средств на возмещение не полученной от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот из бюджета сам по себе не может свидетельствовать об отсутствии у организации дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.

Таким образом, средства, получаемые организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

В связи с наличием факта превышения расходов по коммунальным услугам, оказываемым ОАО «МОЭК», ОАО «Мосводоканал», ОАО "Мосэнергосбыт" в адрес населения и арендаторов помещений, над доходами в виде платы за пользование коммунальными услугами налогоплательщиком представлены следующие пояснения:

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии -исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление Правительства) определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Если в доме установлен лишь общедомовой прибор учета тепловой энергии, то в соответствии с постановлением Правительства собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг (далее - Правила) предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам, по формуле:

P_o.i = S_i х Y_t х Т_Т, где:

Si - общая площадь i-ro помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

Y_t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);

Т_Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Ткал), то есть исходя из общей площади квартиры в многоквартирном доме, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м) и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством. При этом ЖСК должен производить один раз в год корректировку размера платы за отопление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно которым нормативы потребления коммунальных услуг определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к настоящим Правилам. При этом норматив отопления для жилых помещений многоквартирных домов как оборудованных приборами учета тепловой энергии, так и не оборудованных приборами учета рассчитывается исходя из периода, равного 12 месяцам.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе и населению, на очередной финансовый год, то есть ежегодно.

Постановлением РЭК г. Москвы от 08.12.2008г. №98 установлены и введены в действие с 01.01.2009 на территории г. Москвы тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению, предоставляемую гражданам, в размере 1074,45 руб./Гкал

При этом норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в Гкал на одного человека (на 1 месяц), а норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления устанавливается в Гкал на 1 кв. м общей площади жилья (на 1 месяц).

В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) размер платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления подлежит корректировке раз в год (либо раз в квартал) в порядке, установленном законодательством РФ.

Данный порядок законом не определен, следовательно, ни ресурсоснабжающая либо управляющая организации, ни товарищество собственников жилья не вправе устанавливать иной порядок расчета количества потребленной тепловой энергии, отличный от предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) и Правилами установления и определения нормативов коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N306).

На основании вышеизложенного как собственники, так и наниматели многоквартирного жилого дома должны оплачивать коммунальную услугу по отоплению в течение всего календарного года.

При круглогодичной оплате - начисление производится согласно утвержденных тарифов на предстоящий отопительный сезон, за точку отсчета принимается 01.10. октября текущего года, дата завершения начисления - 30 сентября следующего года, а тариф меняется ежегодно согласно Постановлением РЭК г. Москвы с 01 января, в связи с этим расходы в большинстве случаев превышают доходы по коммунальным услугам.

Таким образом, присутствуют необходимые условия для признания всех доходов в качестве выручки от реализации, в том числе причитающихся по договору субсидий и выпадающих доходов.

В связи с этим в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации в доходы от реализации необходимо включать субсидии из бюджета и возмещение выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Согласно статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

На основании вышеизложенного, средства, получаемые организацией в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, подлежат учету в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При анализе представленных бухгалтерских и налоговых регистров счета 51 "Расчетный счет", 91.1 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции счета 76 «Расчеты с разным дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование», 20.0 «Муниципальные субсидии», а также банковских выписок, установлено, что сумма бюджетных субсидий за 2011г. составила 451 670 101 руб., за 2012г. - 458 883 715 руб.

Однако, согласно налоговых регистров-расшифровки строки «внереализационные доходы» налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по налогу на прибыль за 2011-2012гг. сумма бюджетных субсидий за 2011г. составила в размере 428 961 470 руб., за 2012г. - 367 864 027 руб.

Таким образом, установлено расхождения отражения бюджетных субсидий («внереализационные доходы») в размере  113 728 319 руб. ((451 670 101 руб. - 428 961 470руб.)+ (458 883 715-367 864 027).

Показатели налоговой декларации по налогу на прибыль

Данные согласно налоговой

декларации по налогу на

прибыль за 2011 год (руб.)

Данные согласно налоговых регистров, с учетом расхождения по бюджетным субсидиям и возмещению выпадающих доходов за 2011 год (руб.)

Данные согласно налоговой

декларации по налогу на

прибыль за 2012 год (руб.)

Данные согласно налоговых регистров, с учетом расхождения по бюджетным субсидиям и возмещению выпадающих доходов за 2012 год (руб.)

Доходы от реализации (стр.010)

1 142 624 221

1 142 624 221

1 005 137 268

1 005 137 268

Расходы, связанные с производством (стр.020)

68 525 418

68 525 418

67 201 717

67 201 717

Внереализационный доход (стр.030)

1 193 952 916

1 216 661 547

(1193952916+22708631)

1 023 915 438

1 114 935 126

(1023915438+91019688)

Внереализационный расход (стр.040)

14 981 616

14 981 616

45 248 448

45 248 448

Налогооблагаемая Прибыль (Убыток)

2 215 107

24 923 738

3 175 099

94 194 787

На требование инспекции №14/23111 от 30.09.2013 истец представил письменные пояснения, в котором сообщает, что данное расхождение при отражении субсидий в доходах возникло по техническим причинам при формировании налоговых регистров по налогу на прибыль.

Таким образом, при проведении проверки Предприятие признало, что при исчислении налога на прибыль организаций им были допущены ошибки.

Кроме того, указанное основание для доначислений налога на прибыль подтверждается расширенной банковской выпиской ОАО Банка Москвы (т. 4 л.д. 19-20), согласно которой в 2011г. Заявителю поступило субсидий на общую сумму 451 670 101 руб.. за 2012г. - 458 883 715 руб.

Вместе с тем, Предприятием в заявлении в суд не приводятся ссылки на те регистры налогового учета, какие, по его мнению, должны были быть использованы Инспекцией при проверке правильности расчета налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, и не представляются доказательства, в подтверждение своих доводов.

Таким образом, утверждение Заявителя, что налоговым органом при доначислении налога на прибыль не учтены данные налоговых регистров является голословным, поскольку Решение содержит ссылки на налоговые регистры, на основании которых, Инспекция пришла к выводу о занижении сумм полученных субсидий.

Карточки счета 90.1 за 2011-2012гг. (т. 3 л.д. 88, 93) и счета 51 за 2011г. (т. 3 л.д.89-92), представленные Заявителем при рассмотрении настоящего дела в предварительном судебном заседании, не подтверждают правомерность доводом Налогоплательщика.

Как было указано выше, ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» осуществляет деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, Заявитель на постоянной основе получает субсидии из бюджета на оплату следующих видов услуг, оказываемых населению: оплата теплоэнергии; оплата электроэнергии; оплата водоснабжения; оплата за льготные категории граждан по разным видам оказываемых услуг.

 Вместе с тем Заявителем в материалы дела представлены только договора на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (№4/10 от 04.02.2010, №4/12 от 31.01.2012, №12/12-НЖ от 02.08.2012, №2/11-НЖ от 30.05.2011) (т. 4л.д.39-99).

Однако, поскольку услуги населению по обеспечению теплом, энергией, водой оказываются круглогодично (как указано выше), то и в 2011-2012гг. такие услуги также оказывались и, следовательно, субсидии Заявителю на компенсацию оказанных услуг, не оплаченных населением, также выделялись и были получены Заявителем (что подтверждается выписками банка за 2011-2012гг. (т. 4 л.д.19-20).

Так согласно выписке банка в 2011 г. Заявителем получено субсидий в размере 451 670 101 руб., за 2012г. -458 883 715 руб.

Таким образом, Заявителем в материалы дела представлены не все договора на выделение субсидий, поскольку представленные договора касаются только ремонта, следовательно, в карточках сч. 90.1, 51 также отражены не все субсидии, полученные Заявителем в 2011-2012гг. Кроме того, в карточке ст.90.1 за 2011 указан договор №15-к, который также не представлен в материалы дела.

На основании вышеизложенного, ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» в нарушение ст. 249, ст. 250 НК РФ неправомерно не включило в доходную часть по налогу на прибыль за 2011 год суммы дохода от реализации, внереализационных доходов и приходящихся на них расходной части сумму налогооблагаемой прибыли в размере 22 708 631 руб. (24 924 332 руб. -2 215 107 руб.), за 2012 год - 91 019 688 руб. (94 194 787 руб. - 3 175 099 руб.), что привело к неуплате налога на прибыль за 2011 год в размере 4 541 726 руб., за 2012 год в размере 18 203 938 руб.

Инспекция в материалы дела представлены копни оборотно-сальдовых ведомостей, карточки по сч.20, 90.1, договор № от 2008 на выделение субсидий по оплате услуг льготными категориями населения, представленных Заявителем в период проверки, а также пояснения от 04.10.2013.

По п.2.1.4 Решения судом установлено следующее.

ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» неправомерно отразило в расходах по налогу на прибыль суммы премий за труд за 2011г., 2012г.

Заявитель указывает, что налоговый орган необоснованно отказывает в принятии расходов по выплате премий сотрудникам ДЕЗ.

Данный отказ, по мнению Заявителя, неправомерен, поскольку указанные расходы являются обоснованными, премии носят стимулирующий характер и способствуют повышению производительности труда работников ДЕЗ, т. е. направлены на получение дохода и оптимизацию хозяйственной деятельности налогоплательщика. Указанный характер премий не зависит от наличия или отсутствия ссылки в трудовом договоре на порядок премирования.

Данный довод Заявителя является необоснованным по следующим основаниям.

Налогоплательщиком в период проверки на требование Инспекции представлены Положения о премировании работников, трудовые договора, заключенные с сотрудниками за проверяемый период с 01.01.2011г. по 31.12.2012г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Статья 22 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работодатель, в частности, имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

Из положений статьи 191 Трудового кодекса РФ следует, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает денежную премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, система доплат и надбавок стимулирующего характера и система премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли в соответствии со статьей 255 Налогового кодекса РФ относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

На основании пункта 21 статьи 270 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Таким образом, расходы по выплате премий работникам могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании положения о премировании работников при условии, что в трудовых договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение. (Письмо Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92 и от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2008 по делу N А56-15358/2007, Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81,Письмо Минфина России от 27.11.2007 N 03-03-06/1/827, Письмо Минфина России от 19.10.2007 N 03-03-06/1/726, Письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/288,Письмо Минфина России от 16.05.2006 N 03-03-04/1/461,Письмо ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165).

Согласно представленному Положению о премировании сотрудников за добросовестный труд - Положение является локальным нормативным актом ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово», распространяется на работников, занимающих должности в соответствии со штатным расписанием, работающих в ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» как по основному месту работы, так и по совместительству. В настоящем Положении под премированием следует понимать поощрение работников за добросовестный эффективный труд. Оно заключается в выплате работникам денежных сумм сверх размера оклада и доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. При анализе представленных трудовых договоров сотрудников установлено, что трудовые договора не содержат ссылки на данное Положение о премировании.

При рассмотрении настоящего дела в предварительном судебном заседании, Заявителем были представлены следующие копии документов: трудовой договор с главным бухгалтером от 01.10.2010г. (т. 3 л.д. 94-98), коллективный договор на 2009-2012гг. (т. 3 л.д. 99-104), правила внутреннего трудового распорядка (утв. 10.03.2009) (т. 3 л.д. 105-119), положение об оплате труда работников (утв. 10.03.2009) (т. 3 л.д. 120-121), положение о премировании работников (утв. 10.03.2009) (т. 3 л.д. 122-123), положение о премировании работников по итогам работы за год (утв. 10.03.2009) (т. 3 л.д. 124-125), соглашение по охране труда (т. 3 л.д. 126).

При исследовании данных документов установлено следующее.

Согласно п. 4 Положения об оплате труда работников (т. 3 л.д. 120-121) премиальный фонд формируется из средств экономии оплаты труда.

Коллективным договором (п. 5.3.) (т. 3 л.д. 99-104) также предусмотрено, что месячные и квартальные премии выплачиваются за счет экономии фонда оплаты труда.

Вместе с тем, при исследовании представленных Предприятием справок по форме 2-НДФЛ за 2010-2012гг. (т. 4 л.д. 25-28) установлено, что у Налогоплательщика в 2010 работали 31 работников, в 2011 - 44 чел., в 2012 - 87 человек.

Таким образом, согласно данным представленным налогоплательщиков по итогам 2010, 2011, 2012 гг. у Предприятия не было и не могло быть экономии оплаты труда, поскольку количество работников из года в год увеличивалось. Следовательно, экономии оплаты труда для выплаты премий у Предприятия по итогам 2011 и 2012 годов не было.

Таким образом, поскольку экономии оплаты труда за проверяемые периоды не было, то премирование могло осуществляться только за счет чистой прибыли.

В соответствии с представленным при проведении проверки регистрами бухгалтерского и налогового учета счетов 70 «Расчеты по оплате труда», 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет «Расчеты по НДФЛ», 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по депонированным суммам"), 91.1 «Прочие доходы и расходы» установлено, что ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» включило в состав расходов по налогу на прибыль затраты в рамках данного Положения о премировании сотрудников в 2011г. в сумме 4 570 686 руб., в 2012г. в сумме 7 258 162 руб.

Вместе с тем, при анализе данных, отраженных в бухгалтерском балансе за 2011-2012гг. (т. 3 л.д. 21-24) установлено, что у налогоплательщика по итогам налоговых периодов 2011 и 2012г. сформирована чистая прибыль в размере 685 000 руб. (за 2011г.) и 1 841 000 руб. (за 2012г.) соответственно (стр. 2400_4 баланса), что не достаточно для выплаты премий работникам в размере в 2011г. в сумме 4 570 686 руб., в 2012г. в сумме 7 258 162 руб.

Следовательно, у Предприятия не было возможности выплачивать премии работникам, как за счет экономии оплаты труда (как это предусмотрено в Положения об оплате труда работников), так и за счет чистой прибыли, поскольку по итогам 2011-2012гг. у Налогоплательщика не получено чистой прибыли в соответствующем размере.

В результате вышеизложенного, в нарушение статьи 252 НК РФ ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» неправомерно занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2011г. в сумме 4570686 руб., за 2012г. в сумме 7258162 руб., что привело к неуплате налога на прибыль за 2011г. в размере 914137 руб., за 2012г. в размере 1451632 руб.

На основании вышеизложенного, доводы Налогоплательщика по данному пункту являются также необоснованными.

С учетом вышеизложенного, требование в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ также не подлежит удовлетворению как необоснованное.

На основании изложенного требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 102, 110, 167-171, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В требовании ГУП г. Москвы «ДЕЗ района Зябликово» к ИФНС России № 24 по г. Москве об обязании возвратить излишне взысканный налог на прибыль за 2011-2012 годы в размере 35.291.715 руб., штрафы – 7.058.343 руб., соответствующую сумму пени; обязании начислить и уплатить проценты в размере 6.346.417 руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                        Шудашова Я.Е.