Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва |
20 июня 2018 года Дело № А40- 073/18 -122-1474
Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2018 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2018 года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя Генерального прокурора РФ Буксман А.Э.
к ФГБУ "Государственная публичная научно-техническая библиотека России" Минобразования РФ (ГПНТБ России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 123298, <...>, дата регистрации 01.04.1994, дата присвоения ОГРН 11.02.2003)
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.05.2018г.
при участии:
от заявителя – ФИО1, удост. №011990, ФИО2, удост. №011946
от ответчика – ФИО3, дов. от 09.06.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель Генерального прокурора РФ Буксман А.Э. обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ФГБУ "Государственная публичная научно-техническая библиотека России" к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Заявитель требования поддержал.
Ответчик в судебное заседание явился, требования признал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела,Генеральной прокуратурой Российской Федерации 11.04.2018 на основании решения от 22.02.2018 № 11-7 проведена проверка исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением «Государственная публичная научно-техническая библиотека России» (ФГБУ «ГПНТБ России») законодательства при использовании объектов нежилого фонда, расположенных по адресу: <...> (объекты, помещения), закрепленных на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский государственный университет пищевых продуктов» (ФГБОУ ВО «МГУПП»).
Установлено, что объекты являются федеральной собственностью и внесены в реестр федерального имущества (РФИ) 30.09.2014 за №№ В13770030660, В13770030655, В13770030657, В13770030658, В13770030656, В13770030659.
На основании пункта 1 статьи 125, пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Закон № 7-ФЗ), раздела 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2018 № 1401 «О реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет пищевых производств», Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Государственная академия инноваций», государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет прикладной биотехнологии» за ФГБОУ ВО «МГУПП» на праве оперативного управления закреплены помещения по адресу: г. Москва, у. Академика ФИО4, д. 20, общей площадью 1729,1 кв.м и передано данному учреждению по передаточному акту от 18.10.2011. Право оперативного управления ФГБОУ ВО «МГУПП» зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве 12.07.2013.
Вместе с тем в ходе проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлено, что вопреки статье 299 ГК РФ, статье 9.2 Закона № 7-ФЗ указанные объекты ФГБУ «ГПНТБ России» занимает с 2012 года.
При этом данное учреждение использует помещения без оформления и регистрации права оперативного управления на них. Только после выявления указанного нарушения ФГБУ «ГПНТБ России» и ФГБОУ ВО «МГУПП» сформирован полный пакет документов, необходимый для заключения договоров безвозмездного пользования объектами.
Изложенное подтверждается актом проверки от 11.04.2018, объяснениями генерального директора ФГБУ «ГПНТБ России» ФИО5 от 12.04.2018, проректора ФГБОУ ВО «МГУПП» по административно-хозяйственной работе ФИО6 от 18.04.2018, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 14.04.2018 и другими материалами проверки.
Таким образом, в действиях ФГБУ «ГПНТБ России» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов.
В этой связи заместителем Генерального прокурора Российской Федерации вынесено постановление о возбуждении в отношении ФГБУ «ГПНТБ России» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, которое вручено под роспись ФИО5
Частью 2 ст.7.24 КоАП РФ установлено, что использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом, исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, непосредственное обнаружение соответствующими должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении безотносительно к основаниям и видам проводимой проверки.
Согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при применении ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что при применении ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом судам следует учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.
П. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что в силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
П. 16.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч.1 и 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ Ответчик, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не предпринял всех зависящих от него мер по их соблюдению, а именно документы, касающиеся использования федерального имущества надлежащим образом, не оформлены.
Согласно ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Срок привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия решения не истёк.
В связи с чем, имеются все необходимые основания и условия для привлечения Ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 7.24 КоАП РФ.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер допущенных ответчиком правонарушений, а также принимая во внимание отсутствие доказательств наличия отягчающих обстоятельств совершения вмененного правонарушения, суд считает возможным установить ответчику меру административной ответственности в виде административного штрафа в размере – 20 000 руб., считая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Согласно ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судебный акт будет направлен судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
На основании ст.ст. 1.5, 2.1, 4.4, 4.5, 7.24, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.2, 26.3, 26.11, 28.2-28.5, 29.1, 29.2, 29.5-29.10, 30.1-30.3 КоАП РФ, Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», руководствуясь ст.ст. 1-13, 27, 29, 34, 53, 64-68, 71, 75, 81, 88, 152-155, 162, 164, 166-171, 176, 180, 181, 202-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ФГБУ "Государственная публичная научно-техническая библиотека России" Минобразования РФ (ГПНТБ России) (ОГРН <***>, ИНН <***>, 123298, <...>, дата регистрации 01.04.1994, дата присвоения ОГРН 11.02.2003) к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Сумма штрафа должна быть перечислена по следующим реквизитам:
Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Генеральная прокуратура Российской Федерации л/с <***>)
ИНН <***> КПП 771001001 ОКАТО 45286585000, расчетные счет № <***> в ОПЕРУ-1 Банка России БИК банка 044501002, КБК 41511690010016000140.
Доказательства оплаты штрафа необходимо представить в суд.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н.Е. Девицкая