ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-111175/19-2-745 от 17.09.2019 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 24 сентября 2019 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Махлаевой Т.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондрашкиной Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Негосударственное (частное) образовательное учреждение (Школа) "Русский Образовательный Центр"

к ответчику: Рособрнадзор

третье лицо: Министерство иностранных дел РФ

- о признании недействительным Письма Рособрнадзора от 19.03.2019 г. №Ку-2029/10-422, Письмо Рособрнадзора от 28.05.2018 г. №10-362;

- о признании незаконным решение ответчика об отказе в открытии пункта приёма единого государственного экзамена в Негосударственном (частном) образовательном учреждении (Школе) «Русский Образовательный Центр» по адресу: Республика Корея, провинция Кёнгги-до, г. Ансан, район Сангнок-гу, ул. Ханггауль-ро, 294, 2 этаж (Са-донг);

- об обязании ответчика открыть пункт приёма единого государственного экзамена в Негосударственном (частном) образовательном учреждении (Школе) «Русский Образовательный Центр»;

- об обязании ответчика включить в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся;

- о взыскании судебных расходов в размере 370 000 рублей

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Бжинава И.В. по доверенности от 26.04.2019г. №77АГ0923566

Курылева А.В. (Директор) паспорт, лицензия от 16.04.2019г.

от ответчика – Подзирей А.Ю. по доверенности от 27.09.2018г. №01-221/11-01, Леонова Е.В. по доверенности от 26.12.2018г. №03-318/11-01

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ

С учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, представленных в судебном заседании 17.09.2019 г., Негосударственное (частное) образовательное учреждение (Школа) "Русский Образовательный Центр" (далее Школа) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительными Письмо Рособрнадзора от 19.03.2019 г. №Ку-2029/10-422, Письмо Рособрнадзора от 28.05.2018 г. №10-362; незаконным решение Рособрнадзора об отказе в открытии
пункта приёма единого государственного экзамена в Негосударственном (частном)
образовательном учреждении (Школе) «Русский Образовательный Центр» по адресу:
Республика Корея, провинция Кёнгги-до, г. Ансан, район Сангнок-гу, ул. Ханггауль-ро,
294, 2 этаж (Са-донг); Обязать ответчика Рособрнадзор открыть пункт приёма единого
государственного экзамена в Негосударственном (частном) образовательном учреждении (Школе) «Русский Образовательный Центр» по адресу: Республика Корея, провинция Кёнгги-до, г. Ансан, район Сангнок-гу, ул. Ханггауль-ро, 294, 2 этаж (Са-донг);  обязать ответчика МИД России включить в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования выпускников Негосударственного (частного) образовательного учреждения (Школы) «Русский Образовательный Центр»: Кан Даниила Николаевича 04.11.2002 г. года рождения, Пак Вадима Андреевича 30.07.2003 года рождения, Пан Виктории Станиславовны 28.06.2002 года рождения, Ри Вячеслава Витальевича 26.09.2003 года рождения, Тен Артура Алексеевича 03.06.2003 года рождения, Тен Валерию Вячеславовну 15.05.2003 года рождения, Хан Александру Андреевну 19.07.2003 года рождения, Ким Софию Максимовну 06.07.2003 года рождения, Ким Юлию Радионовну 03.07.2002 года рождения, Пан Валерия Веновича 29.12.2003 года рождения Пан Виталия Веновича 28.05.2002 года рождения, Пягай Вадима Александровича 13.07.2001 года рождения, Мун Анастасию Игоревну 24.06.1997 года рождения; обязать ответчика Рособрнадзор допустить лиц к сдаче единого
государственного экзамена; взыскать с ответчиков сумму произведённых расходов на представителя в размере 370 000 руб.

В обоснование требований заявитель указал на следующие обстоятельства.

Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" говорит о возможности сдачи ЕГЭ за пределами территории РФ в-принципе. Пункт 13 говорит о том, что Рособрнадзор осуществляет следующие функции в рамках проведения ГИА: совместно с учредителями, МИД России и загранучреждениями обеспечивает проведение ГИА за пределами территории Российской Федерации, в том числе создает ГЭК, предметные и конфликтную комиссии для проведения ГИА за пределами территории Российской Федерации, и организует их деятельность.

Учредители, МИД России и загранучреждения обеспечивают проведение ГИА за пределами территории Российской Федерации, в том числе по согласованию с ГЭК определяют места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения ППЭ и распределение между ними обучающихся и выпускников прошлых лет, составы руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов для лиц, указанных в пункте 37 настоящего Порядка; обеспечивают проведение ГИА в ППЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка.

Экзамены проводятся в ППЭ, места расположения которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, учредителями, МИД России по согласованию ГЭК.

Внесение сведений в федеральную информационную систему осуществляется операторами, а также следующими юридическими лицами: дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, имеющие в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, реализующие образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования (далее - загранучреждения); учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и (или) среднего общего образования (далее - учредители).

В региональные информационные системы вносятся следующие сведения об участниках итогового сочинения (изложения), участниках государственной итоговой аттестации.

В федеральную информационную систему вносятся сведения, аналогичные сведениям, указанным в пункте 11 настоящих Правил, в отношении проведения государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, включение выпускников школы в федеральную информационную систему зависит от Рособрнадзора и МИД России.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла указанной статьи следует, что к ненормативным правовым актам относятся акты, содержащие обязательные предписания, распоряжения, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Письма Рособрнадзора не содержат никаких властно-распорядительных предписаний для Центра, не возлагает на него каких-либо обязанностей, то есть не влекут для Центра никаких правовых последствий.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письма Рособрнадзора были направлены в адрес Заявителя в ответ на его обращения от 30.01.2018 № 01-58-51, от 27.02.2019 Ку-2029. Заявитель не представил доказательств нарушения законных прав интересов Школы оспариваемыми письмами.

Заявитель просит признать незаконным решение Рособрнадзора об отказе в регистрации пункта проведения единого государственного экзамена в Школе и обязать Рособрнадзор зарегистрировать пункт проведения единого государственного экзамена в Центре. Вместе с тем из искового заявления Школы не представляется возможным понять, каким актом Рособрнадзора, по мнению Заявителя, было принято решение об отказе в регистрации пункта проведения единого государственного экзамена в Школе.

Рособрнадзор осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 885 (далее - Положение). Организация и порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего/среднего общего образования, установлены Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 регистрационный № 52952) (далее - Порядок № 190/1512), Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее - Порядок № 189/1513).

Указанные нормативные правовые акты не наделяют Рособрнадзор полномочиями по регистрации пункта проведения единого государственного экзамена. В этой связи Рособрнадзор не принимал решения об отказе в регистрации пункта проведения единого государственного экзамена в Школе.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), пунктом 5.23 Положения Рособрнадзор осуществляет обеспечение проведения государственной итоговой аттестации, в том числе совместно с учредителями образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Согласно части 4 статьи 59 Закона об образовании итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

Представляется необходимым обратить внимание, что Центр не реализует имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

В этой связи нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и порядок проведения государственной итоговой аттестации по реализующим имеющую государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования не подлежат применению в отношении Школы.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Закона об образовании Центр может проводить по не имеющим государственную аккредитацию образовательным программам только итоговую аттестацию, завершающую освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, в порядке и форме установленных образовательной организацией.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 34 Закона об образовании лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 6 статьи 59 Закона об образовании к государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план.

Таким образом, обучающиеся Школы по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего и среднего общего образования для допуска к государственной итоговой аттестации, которая проводится в соответствии с Порядком № 189/1513, Порядком № 190/1512, должны в качестве экстернов пройти промежуточную аттестацию в организации, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования и не иметь академической задолженности и в полном объеме выполнить учебный план/ индивидуальный учебный план.

Вместе с тем Заявителем к заявлению не приложены документы, которые подтверждают тот факт, что обучающиеся Школы прошли в качестве экстернов промежуточную аттестацию в организации, реализующей имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования и не имеют академической задолженности, а также в полном объеме выполняют учебный план/ индивидуальный учебный план.

При таких обстоятельствах правовые основания для допуска обучающихся Школы к государственной итоговой аттестации в установленном законодательством Российской Федерации порядке отсутствуют.

Заявитель просит обязать Рособрнадзор включить в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования установлен Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 (далее - Правила).

Целью формирования федеральной информационной системы и региональных информационных систем согласно пункту 1 Правил является информационное обеспечение проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования в том числе в форме единого государственного экзамена.

В этой связи основанием для внесения сведений об обучающихся в федеральную информационную систему является наличие допуска обучающихся к государственной итоговой аттестации. Порядок прохождения государственной итоговой аттестации, в том числе порядок допуска к государственной итоговой аттестации обучающихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего и среднего общего образования регламентирован Порядком № 189/1513, Порядком № 190/1512.

Согласно Пункту 5 Порядка № 189/1513, пункту 6 Порядка № 190/1512 лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, среднего общего образования вправе пройти государственную итоговую аттестацию экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования. Согласно пункту 32 Порядка № 190/1512 учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы среднего общего образования, МИД России и загранучреждения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации, в том числе, организуют внесение сведений в федеральную информационную систему в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 23 Порядка № 189/1513 учредители образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, загранучреждения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации за пределами территории Российской Федерации, в том числе, организуют внесение сведений в федеральную информационную систему в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В этой связи на Рособрнадзор не возлагается обязанность по внесению сведений об обучающихся Центра в федеральную информационную систему.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Порядка № 189/1513, пункту 10 Порядка № 190/1512 экстерны допускаются к государственной итоговой аттестации при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение).

Согласно пункту 11 Порядка № 190/1512, пункту 12 Порядка № 189/1513 заявления об участии в государственной итоговой аттестации подаются до 1 февраля включительно экстернами - в образовательные организации по выбору экстернов (для среднего общего образования), до 1 марта включительно экстернами - в образовательные организации по выбору экстернов (для основного общего образования).

В федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации вносятся только сведения об обучающихся, освоивших имеющие государственную аккредитацию образовательные программы и допущенных к государственной итоговой аттестации. Однако заявитель не представил документы, которые подтверждают тот факт, что обучающихся освоили имеющие государственную аккредитацию образовательные программы и были допущены к государственной итоговой аттестации. В этой связи отсутствуют основания для включения обучающихся в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации.

Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемых актов незаконным, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71, 110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Негосударственного (частного) образовательного учреждения (Школа) "Русский Образовательный Центр" в удовлетворении требований полностью.

Проверено на соответствие положениям действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                           Т.И. Махлаева