ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-111297/17-41-1050
Резолютивная часть решения объявлена 29.01.2018.
Решение в полном объеме изготовлено 26.03.2018.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Березовой О.А., рассмотрев в судебном заседании суда первой инстанции, проведенном по адресу: <...>, зал судебных заседаний 4010, - при ведении протокола секретарем Кадзовой Л.А., при участии представителей ответчика ФИО1 по доверенности от 16.01.2017 № 212/7/17/3д, ФИО2 по доверенности от 09.06.2017 № 212/7/17/6д, дело по иску АО «Славянка» (ОГРН <***>) к Российской Федерации в лице Минобороны России (ОГРН <***>) о взыскании 29 290 892 руб. 99 коп., установил:
В рамках дела № А40-111297/17 истец просил суд взыскать с ответчика 18 098 762 руб. 09 коп. в виде платы за содержание и ремонт незаселенных жилых помещений специализированного жилищного фонда военных городков, в том числе платы за услуги и работы по управлению объектами специализированного жилищного фонда, содержанию, текущему ремонту общего имущества в этих объектах и за коммунальныеуслуги, начисленной за период с февраля по апрель 2014 года по филиалу «Уссурийский» в соответствии с договором управления специализированным жилищным фондом военных городков от 02.08.2010 № 1-УЖФ, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6 127 741 руб. 37 коп.
Определением от 21.09.2017 суд объединил в одно производство данное дело и дело № А40-82593/17-41-798, в рамках которого истец просил суд взыскать с ответчика по указанному договору плату в размере 4 056 198 руб. 91 коп. за период с февраля по апрель 2014 года по филиалу «Читинский» и проценты в размере 1 008 190 руб. 62 коп.
В обоснование иска истец сослался на то, что им как управляющей организацией и ответчиком заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков от 02.08.2010 № 1-УЖФ, в соответствии с которым истец в период с февраля по апрель 2014 года управлял объектами специализированного жилищного фонда военных городков, на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями, оказывал коммунальные услуги, однако ответчик в нарушение условий договора и закона, являясь собственником незаселенных жилых помещений, оплату не произвел.
Ответчик против иска возразил, сослался на то, что жилые помещения в специализированном жилищном фонде военных городков предоставлялись нанимателям по договорам найма, условиями заключенного сторонами договора предусмотрено, что деятельность истца финансируется за счет средств, уплачиваемых нанимателями этих жилых помещений, а потому истец не вправе требовать от ответчика внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, в том числе платы за услуги и работы по управлению объектами специализированного жилищного фонда военных городков, содержанию, текущему ремонту общего имущества, и платы за коммунальные услуги не только в отношении заселенных помещений, но и в отношении незаселенных помещений.
Кроме того, представители ответчика сослались на недоказанность истцом того обстоятельства, что жилые помещения, учтенные истцом при расчете исковых требований, являются незаселенными, то есть не переданы нанимателям по договорам найма, и заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
В судебное заседание 29.01.2018 истец не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в связи с чем дело рассматривалось в его отсутствие и по имеющимся в деле доказательствам в соответствии со ст. 156 АПК Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, заслушав объяснения представителей ответчика, суд установил, что 02.08.2010 истцом в качестве управляющей организации и ответчиком в качестве заказчика на основании результатов закрытого конкурса на право заключения договора управления специализированным жилищным фондом военных городков заключен договор № 1-УЖФ управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации, по которому заказчик передает управляющей организации в управление объекты специализированного жилищного фонда военных городков, указанные в приложении № 1 к договору, а управляющая организация по заданию заказчика в соответствии с приложениями к договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков по адресам, указанным в сводном перечне специализированного жилищного фонда военных городков, передаваемого в управление управляющей организации, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений.
Согласно п. 2.5 и 2.5 договора факт передачи уполномоченным представителем заказчика в управление объектов специализированного жилищного фонда управляющей организации оформляется техническими соглашениями (приложение № 2 к договору) с приложением к нему следующих документов:
перечня объектов специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление управляющей организации, в котором представители сторон фиксируют количество незаселенных (пустующих) квартир;
акта приема-передачи специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление управляющей организации;
перечня технической документации;
перечня услуг по содержанию и текущему ремонту объектов специализированного жилищного фонда, переданных в управление управляющей организации;
перечня коммунальных услуг, оказываемых управляющей организацией;
перечня дополнительных услуг, предоставляемых нанимателям управляющей организацией;
ведомости размера платы за помещения и коммунальные услуги в объектах специализированного жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации;
сведений о доле заказчика в специализированном жилищном фонде военных городков по правоустанавливающим документам;
протокола согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого заказчиком управляющей организации, и стоимости коммунальных ресурсов, рассчитываемых как произведение среднего объема потребляемых ресурсов в передаваемом жилищном фонде, по тарифам и ценам, устанавливаемым уполномоченными органами регулирования.
Раздел 3 договора возлагает на управляющую организацию обязанности управлять общим имуществом в специализированном жилищном фонде военных городков, оказывать услуги по содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, предоставлять коммунальные услуги нанимателям, для чего заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями, предоставлять нанимателям иные услуги (радиовещания, телевидения, видеонаблюдения, обеспечения работы домофона, кодового замка двери подъезда и т.п.).
Требования истца основаны на том, что Минобороны России обязано в соответствии с ГК Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации оплачивать содержание и ремонт незаселенных жилых помещений, в том числе услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах и коммунальные услуги за незаселенные жилые помещения, переданные истцу в управление.
Ст. 210 ГК Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 289 Кодекса собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома; в соответствии со ст. 290 Кодекса собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерациисобственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии со ст. 249 ГК Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
В деле имеются подписанные обеими сторонами акты приема-передачи истцу в управление объектов специализированного жилищного фонда военных городков.
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что истец в период с февраля по апрель 2014 года являлся управляющей организацией в отношении специализированного жилищного фонда военных городков, переданного ему в управление, перечисленного в приложении № 1 к договору от 02.08.2010 № 1-УЖФ, заключенному сторонами.
Доказательства того, что в указанный период управляющей организацией в отношении объектов, указанных в приложении № 1 к договору, являлся не истец, а иное лицо, суду не представлены.
Истец представил суду доказательства того, что во исполнение заключенного сторонами договора фактически оказывал услуги и выполнял работы по управлению специализированным жилищным фондом военных городков, содержанию, текущему ремонту общего имущества в этом фонде, в том числе договоры на поставку коммунальных ресурсов, акты, счета и др.
При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчик как собственник специализированного жилищного фонда военных городков, заключивший договор с истцом, в силу закона обязан нести расходы по содержанию незаселенных жилых помещений в этом фонде, а именно вносить плату за содержание и ремонт этих помещений, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и оплачивать коммунальные услуги.
Доводы, озвученные ответчиком в ходе судебного разбирательства, судом отклоняются.
Ст. 210 ГК Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Иное предусмотрено, например, Жилищным кодексом Российской Федерации, который устанавливает обязанность нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента заключения такого договора (ст. 153), и определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за пользование жилым помещением (плата за наем) и плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. 154).
При этом ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения, а плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги вносят управляющей организации, которая управляет многоквартирным домом.
В соответствии с указанными нормами в п. 3.1.6 договора стороны согласовали, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества, плата за пользование жилым помещением (плата за наем), плата за управление специализированным жилищным фондом военных городков, за коммунальные и другие услуги от нанимателей принимает управляющая организация, которая в случае непоступления платы от нанимателей вправе требовать внесения платы, в том числе в порядке, установленном законодательством, взыскивать плату с нанимателей (п. 3.2.3).
Ответчик в ходе судебного разбирательства не сослался ни на один закон, который возлагает на истца как управляющую организацию в отношении объектов специализированного жилищного фонда военных городков, переданных ему в управление, бремя несения расходов по содержанию незаселенных жилых помещений в этом фонде.
Ссылка ответчика на п. 4.4 договора как на основание освобождения от внесения платы за содержание и ремонт незаселенных жилых помещений, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах и за коммунальные услуги, является несостоятельной, поскольку из буквального толкования указанного пункта договора следует лишь то, что платежи, которые уплачиваются управляющей организации нанимателями, остаются в распоряжении последней.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 2.4 договора в числе приложений к договору указаны ведомость размера платы за помещения и коммунальные услуги в объектах специализированного жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации; протокол согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого заказчиком управляющей организации, и стоимости коммунальных, рассчитываемых как произведение среднего объема потребляемых ресурсов в передаваемом жилищном фонде, по тарифам и ценам, устанавливаемым уполномоченными органами регулирования; п. 3.1.17 договора возлагает на истца обязанность информировать об изменении размера платы за помещение и за коммунальные услуги не только нанимателей, но и заказчика, а в соответствии с п. 3.2.4 договора к концу каждого года истец вправе предоставить заказчику предложения по установлению размера платы за содержание и ремонт общего имущества заказчика в принадлежащем ему специализированном жилищном фонде военных городков на основании предлагаемого перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов к нему на предстоящий год.
Наконец, указанный довод ответчика опровергается п. 3.2.6 договора, в котором на истца возлагается обязанность ежемесячно уведомлять заказчика о наличии пустующего жилого фонда и затратах, понесенных управляющей организацией по его содержанию, проводить совместно с заказчиком сверку по пустующему жилому фонду с составлением акта и последующим выставлением заказчику счета за понесенные расходы по пустующему жилому фонду.
Довод ответчика о недоказанности истцом того обстоятельства, что жилые помещения в многоквартирных домах, управляемых истцом, учтенные при расчете исковых требований, являются незаселенными, то есть не переданы нанимателям по договорам найма, противоречит ст. 65 АПК Российской Федерации, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
П. 3.3.5 договора на заказчика возлагается обязанность предоставлять истцу в течение 3-х рабочих дней сведения:
о заключенных договорах найма (аренды), в которых обязанность платы за содержание и ремонт общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков в размере, пропорциональном занимаемому помещению, а также за коммунальные услуги возложена заказчиком полностью или частично на нанимателя (арендатора), с указанием Ф.И.О. ответственного лица нанимателя (наименования и реквизитов организации, оформившей право аренды), о смене нанимателя или арендатора;
об изменении количества граждан, проживающих в жилых помещениях, включая временно проживающих.
Истцу договором не предоставлено право заселять в жилые помещения кого бы то ни было по своему собственному усмотрению или иным образом распоряжаться этими жилыми помещениями, поскольку он не является собственником этих помещений, доказательства того, что помещения передавались ему на ином вещном праве (в хозяйственное ведение, оперативное управление, наконец, в доверительное управление и пр.), в деле отсутствуют.
При указанных обстоятельствах суд считает, что ответчик в нарушение ст. 65 АПК Российской Федерации не доказал то обстоятельство, что обязанность по оплате содержания и ремонта незаселенных жилых помещений, в том числе услуг и работ по управлению многоквартирными домами, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, коммунальных услуг, учтенных истцом при расчете исковых требований, возлагается на нанимателей этих помещений, а не на собственника этих помещений.
Вместе с тем оснований для удовлетворения иска суд не находит, поскольку в нарушение ст. 65 АПК Российской Федерации истец документально не подтвердил размер платы, о взыскании которой просит суд.
Истец представил в дело счета на оплату от 25.04.2014 № 946 (на 119 399 833 руб. 91 коп.), 947 (на 125 542 841 руб. 96 коп.), от 26.05.2014 № 1264 (на 97 986 900 руб. 50 коп.), 1265 (на 91 513 967 руб. 73 коп.), доказательства их направления ответчику в 2014 году, однако расчет платы, о взыскании которой заявлено в рамках данного дела, исходя из этих счетов, в деле отсутствует.
В дело представлены выписки из сводных ведомостей за спорный период в отношении пустующего жилого фонда, в которых указаны адреса многоквартирных домов, площадь жилых помещений, стоимость услуг с указанием тарифов. Так, в дело представлены выписки из ведомостей по филиалу «Уссурийский» за февраль 2014 года на 7 429 578 руб. 24 коп., за март 2014 года на 6 136 359 руб. 44 коп., за апрель 2014 года на 4 532 824 руб. 41 коп., всего на сумму 18 098 762 руб. 09 коп., по филиалу «Читинский» за февраль 2014 года на сумму 1 283 630 руб. 92 коп., за март 2014 года на сумму 1 390 731 руб. 59 коп., за апрель 2014 года на сумму 1 393 990 руб. 63 коп., всего на сумму 4 068 353 руб. 14 коп.
Однако эти выписки составлены истцом только в 2017 году по форме приложения № 3 к Порядку взаимодействия органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при оплате услуг по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, утв. приказом Минобороны России от 28.11.2014 № 868.
Порядком предусмотрено, что Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и структурные подразделения региональных управлений жилищного обеспечения Минобороны России ежемесячно в срок до 25-го числа отчетного месяца направляют в территориальные управления имущественных отношений Минобороны на бумажном и электронном носителях сведения о заключенных договорах социального найма, договорах найма специализированных жилых помещений, договорах пользования и выданных решениях о предоставлении жилых помещений в собственность согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 1 к Порядку. Территориальные управления имущественных отношений Минобороны России согласовывают данные сведения в части принадлежности жилых помещений к жилищному фонду, закрепленному за Минобороны России, а также составляют на бумажном и электронном носителях справку о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России, согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 2 к Порядку (в справке отражаются данные о наличии жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России, на которые не заключены договоры социального найма, договоры найма специализированных жилых помещений, договоры пользования и не выданы решения о предоставлении жилых помещений в собственность по адресам жилых домов, указанных в сведениях); территориальные управления имущественных отношений Минобороны России направляют сведения и справки в органы эксплуатации (по территориальному признаку) на бумажном и электронном носителях ежемесячно в последний день месяца оказания услуг.
Органы эксплуатации на основании поступивших сведений и справок проверяют объем услуг, оказанных управляющими компаниями по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закрепленного за Минобороны России, уточняют потребность в лимитах бюджетных обязательств и доводят сведения о потребности в лимитах бюджетных обязательств до Департамента эксплуатации.
На основании заключенных объединенным стратегическим командованием военного округа государственных контрактов (договоров) управления многоквартирным домом органы эксплуатации проверяют и подписывают акты сдачи-приемки оказанных услуг согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 3 к Порядку.
На основании представленных органами эксплуатации первичных (оправдательных) документов финансовые органы формируют и представляют в органы Федерального казначейства документы, необходимые для санкционирования оплаты принятых денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам (договорам) управления многоквартирным домом.
Акты сдачи-приемки оказанных услуг, доказательства их направления ответчику, в дело не представлены. Выписки из ведомостей, составленные по форме актов, со стороны заказчика не подписаны.
При этом суду не представлены подписанные обеими сторонами договора приложения в виде ведомостей размера платы за помещения и коммунальные услуги в объектах специализированного жилищного фонда, переданного в управление управляющей организации, и протоколов согласования стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого заказчиком управляющей организации, и стоимости коммунальных, рассчитываемых как произведение среднего объема потребляемых ресурсов в передаваемом жилищном фонде, по тарифам и ценам, устанавливаемым уполномоченными органами регулирования.
В деле отсутствуют сведения о тарифах и ценах, установленных уполномоченными органами регулирования, и акты, принятые этими органами, которыми установлены тарифы и цены.
Кроме того, суд по заявлению ответчика применяет исковую давность применительно к требованиям о взыскании платы по филиалу «Уссурийский» за февраль и март 2014 года, поскольку исковое заявление подано в суд только 20.06.2017, то есть за пределами срока исковой давности, исчисляемого со дня, установленного ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации для внесения платы, с учетом срока на досудебное урегулирование спора (п. 3 ст. 220 ГК Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь ГК Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, ст. 65, 110-112, 167-170 АПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья О.А. Березова