АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва
18 июля 2019года Дело № А40-112583/19-122-949
Резолютивная часть решения изготовлена 11 июля 2019года
Решение изготовлено в полном объеме 18 июля 2019года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Художественная гравюра»
к Управление Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2019 г. по делу об административном правонарушении №635/03/2018
при участии:
от заявителя – Архипова А.Ю., дов. от 01.02.2019 г.
от ответчика – Макеева Ю.Д., дов. от 26.12.2018 г., Макрушина М.А., дов. от 23.01.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
АО «Художественная гравюра» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2019 г. по делу об административном правонарушении №635/03/2018, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.
Представитель ответчика требование заявителя не признал по основаниям, указанным в отзыве, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
Как указывает Заявитель, 05.02.2019г. Заместителем главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель А.А. Каниковским вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу № 635/03/2018, согласно которому АО «Художественная гравюра», признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым № 77:03:0003014:7, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, а именно: для размещения и эксплуатации бизнес-центра «Новый Регистратор» (офисы) и пункта общественного питания (кафе), предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ; АО «Художественная гравюра» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
Постановление о назначении административного наказания по делу № 635/03/2018 от 05.02.2019г. (далее - «Постановление № 635/03/2018») было направлено Заявителю Управлением Росреестра по Москве по почте вместе с сопроводительным письмом от 12.04.2019г. № 16-1358/2019. Дата получения АО «Художественная гравюра» Постановления о назначении административного наказания по делу № 635/03/2018 - 25.04.2019г., что подтверждается почтовым конвертом и Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 11574033121613. Не согласившись с указанным Постановлением, Заявитель обратился в суд.
Срок обращения с заявлением об оспаривании постановления об административном правонарушении заявителем не пропущен.
Относительно доводов заявителя об отсутствии состава и события административного правонарушения, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Согласно сведениям ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003014:7, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Буженинова, вл. 30, зарегистрировано право собственности (запись о государственной регистрации № 77-77-22/021/2009-923 от 27.10.2009).
На момент проведения административного обследования для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003014:7 установлен вид разрешенного использования - для эксплуатации административно-производственных зданий и сооружений.
На земельном участке расположен комплекс зданий, принадлежащих на праве собственности АО «Художественная гравюра», помещения в которых используются в целях размещения и эксплуатации бизнес-центра «Новый регистратор» (офисы) и пункта общественного питания (кафе).
Фактически земельный участок используется Заявителем для размещения офисов и пункта общественного питания (кафе).
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
При проведении административного обследования установлено, что размещение и эксплуатация на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003014:7 бизнес-центра «Новый регистратор» (офисы) и пункта общественного питания (кафе) существующим видом разрешенного использования не предусмотрено.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение ст. 7 Земельного кодекса РФ, Приказом Министерства экономического развития Российской; Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее - Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540), утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
В настоящее время, правила землепользования и застройки в городе Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП.
В целях правильного, объективного, всестороннего рассмотрения данного административного дела и принятия законного и обоснованного решения в Департамент городского имущества города Москвы направлено определение об истребовании сведений по вопросу предоставления информации о соответствии установленного вида разрешенного использования земельного участка с фактическим использованием данного земельного участка для размещения и эксплуатации бизнес-центра «Новый регистратор» (офисы) и пункта общественного питания (кафе).
Согласно полученной информации от Департамента городского имущества города Москвы (исх. № ДГИ-1-78260/18-1), на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003014:7 установлен вид разрешенного использования: «для эксплуатации административно-производственных зданий и сооружений».
В соответствии с классификатором установленный вид разрешенного использования соответствует разрешенному использованию - «производственная деятельность» (6.0). Вместе с тем, использование земельного участка для размещения и эксплуатации бизнес-центра «Новый регистратор» (офисы) предусмотрен вид разрешенного использования - «деловое управление» (4.1), пункта общественного питания (кафе) - «общественное питание» (4.6).
Таким образом, системное толкование предоставленной Департаментом городского имущества города Москвы информации и вышеуказанных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что размещение на земельном участке бизнес-центра «новый регистратор» (офисы) и пункта общественного питания (кафе) существующим видом разрешенного использования не предусмотрено.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Размер платы за использование земельного участка в силу ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, ст. 390 Налогового кодекса РФ, ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 «О землепользовании в городе Москве» определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, осуществляемой на нем хозяйственной деятельности.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составляет 19969 рублей 03 копейки за квадратный метр.
Вместе с тем, согласно Приложению к Постановлению Правительства города Москвы № 791-ПП от 29.11.2016 «Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по состоянию на 01.01.2016» средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале № 77:03:0003014 в случае размещения офисов составляет 58199 рубля 83 копеек за квадратный метр, в случае размещения пункта общественного питания составляет 54805 рублей 46 копеек за квадратный метр.
Таким образом, действия Заявителя, связанные с использованием земельного участка не в соответствии с его целевым назначением нарушают основополагающие принципы использования земельных участков и свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Художественная гравюра» имущественного ущерба.
Довод Заявителя о том, что передача помещений в аренду не относится к целям использования земельного участка и не изменяет его, является ошибочным и противоречит действующему законодательству.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
При этом действующим законодательством предусмотрено установление соответствующего вида разрешенного использования земельного участка независимо от размера площадей, занимаемых с целью осуществления данных видов деятельности, в связи с чем указание Заявителя на то, что в аренду передается часть помещений в здании, не имеет правового значения.
Следовательно, осуществление на земельном участке деятельности, связанной с размещением офисов и пункта общественного питания в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка, в зависимости от которого изменяется процентная ставка по выплате арендных платежей (земельного налога), основанная на оценке рыночной стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 № 540.
Довод заявителя о том, что к ООО «Художественная гравюра» не проводилась проверка с соблюдением всех требований и порядка, установленных Федеральным законом «О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее - Закон 294-ФЗ), а именно указание на необходимость проведения внеплановой проверки на основании административного обследования земельного участка и возможность возбуждения дела об административном правонарушении только по итогам проведения внеплановой выездной проверки юридического лица противоречит ст. ст. 28.1, 2.10 КоАП РФ, в силу которой основанием для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о том, что он должен быть уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки, не относятся к делу, поскольку в отношении заявителя проводилось административное обследование, в ходе проведения которого выявлены признаки нарушения земельного законодательства, за которые установлена административная ответственность. На составление протокола в порядке ст. 28.2 КоАП РФ лицо вызывалось (л.д. 19).
Согласно п. 2 «Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 25 проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении № 624/07/2017 послужило установление признаков нарушения земельного законодательства, за которые установлена административная ответственность. При этом, государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в порядке установленном Законом № 294-ФЗ в отношении ООО «Художественная гравюра» со стороны Управления не проводился.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
На основании ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием физическими, юридическими, а также должностными лицами, предусмотрена административная ответственность (в виде наложения административного штрафа).
Данный административный состав является формальным, то есть предусматривающий административную ответственность за допущенное правонарушение, связанное с нецелевым использованием земельного участка, независимо от того наступили или нет от совершенного правонарушения негативные последствия. Наличие (отсутствие) наступивших негативных последствий их степень и характер при формальном составе учитывается как отягчающие (смягчающие) вину обстоятельства.
Соблюдение названных законоположений обеспечивается, в том числе мерами административного принуждения, законность применения которых является одним из принципов законодательства об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, иными документами.
Основанием возбуждения дела об административном правонарушении № 635/03/2018 послужило проведение административного обследования объекта земельных отношений с кадастровым номером 77:03:0003014:7, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Буженинова, вл. 30.
Факт административного правонарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 05.03.2018, подтверждается актом административного обследования объекта земельных отношений № 19 от 19.02.2018, имеющимися в материалах дела фотографиями и другими материалами дела.
Постановлением от 05.02.2019 Заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Назначен штраф в размере 700 000 рублей.
Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
В соответствии со сведениями кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка на момент совершения административного правонарушения составляла 99 325 955 рублей 22 копейки.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка составит 1 489 889 рублей 33 копейки.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка составит 1 986 519 рублей 10 копейки.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, размер административного штрафа, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельного участка, в случаях предусмотренных ст. 8.8 КоАП РФ, не может превышать семьсот тысяч рублей для юридических лиц.
Назначенное ООО «Художественная гравюра» административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей соответствует санкции ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст. 4.1-4.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом деле общество не представило доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в области ветеринарии.
Судом установлено, что оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением гарантированных заявителю указанными нормами КоАП РФ прав как лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10, судом не установлено и заявителем не оспаривается.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Между тем, удовлетворяя требования заявителя, суд исходит из того, что административным органом пропущен срок привлечения общества к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из Постановления № 635/03/2018 от 05.02.2019 года, правонарушение выявлено Ответчиком 19.02.2018 года.
При этом в постановлении указывается, что нарушено именно земельное законодательство.
В соответствии с Определениями Верховного Суда РФ № 305-АД18-864 от 20.06.2018г. и № 307-АД17-6188 от 26.06.2017г. объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства.
Поскольку объективная сторона административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользований, а в нарушении земельного законодательства, значит на административные дела по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ не распространяются положения ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, устанавливающие срок давности один год за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Данная позиция также подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2019 года № 305-ЭС19-10457.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления от 05.02.2019 г. по делу №635/03/2019 и удовлетворении требований заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании ст.ст.1.5, 1.6, ч.2 ст. 15.19, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановлении Управления Росреестра по г.Москве от 05.02.2019 г. по делу №635/03/2019 о привлечении АО «Художественная Гравюра» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: Н.Е. Девицкая