ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-113661/12 от 12.12.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва Дело №А40-113661/12

120-1116

«17» декабря 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2012 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по иску (заявлению) ООО «Каспэнергосбыт»

к ответчику (заинтересованному лицу) Федеральная служба по тарифам России

о признании незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по тарифам по не выделению и не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. по ООО «Каспэнергосбыт» объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, о признании незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. объема покупки эл.энергии (мощности) ООО «Каспэнергосбыт» с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам) в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. № ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка

с участием:

от истца (заявителя) ФИО1 дов. № 2 от 10.01.2012 г.

от ответчика ФИО2 дов № 8/13 от 16.08.2012 г.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Каспэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд заявлением к Федеральной службе по тарифам России о признании незаконным бездействия Федеральной службы по тарифам по не выделению и не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. по ООО «Каспэнергосбыт» объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, о признании незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. объема покупки эл.энергии (мощности) ООО «Каспэнергосбыт» с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам) в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. № ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка.

Заявление ООО «Каспэнергосбыт» мотивировано нарушением ответчиком Приказа ФСТ России от 10.06.09г. № 125-Э/1 «Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок эл.энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам РФ» (действовавшие на момент возникновения отношений), Приказа ФСТ России от 12.04.2012г. № 53-Э/1 «Об утверждении порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок эл.энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам по субъектам РФ и порядке определения отношения суммарного за год прогнозного объема потребления эл.энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей к объему эл.энергии ...», постановления Правительства РФ от 27.12.2010г. № 1172 и решения Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2011г. по делу № ВАС-7986/11.

В судебном заседании заявитель полностью подержал свои требования по доводам заявления.

Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на несоответствие выводов заявителя нормам действующего законодательства, то есть, отсутствии незаконного бездействия, а также недоказанность заявителем факта нарушения прав и интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что заявителем соблюден срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, ООО «Каспэнергосбыт» является энергосбытовой организацией, которому в декабре 2010г. был присвоен статус субъекта оптового рынка эл.энергии (мощности) и внесен в реестр субъектов оптового рынка.

Приказом ФСТ России от 26.07.2011г. № 180-Э/4 (с учетом изменений, внесенных приказом ФСТ России от 29.11.2011г. № 301-Э/2) «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2012г., заявитель был включен в прогнозный баланс с 01.07.2012г. (источник публикации: «Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам» - 28 от 05.08.2011г., «Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам» № 29 от 12.08.2011г. (Поправка) Название документа: Приказ ФСТ России от 26.07.2011г. № 180-Э/4 (с изм. От 28.06.2012г.) «Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ не 2012г.» настоящий приказ вступил в силу с 26.07.2011г.)

Заявитель был выделен в Приказе ФСТ России отдельной строкой с 01.07.2012г. с объемом потребления в размере 84,34 млн.кВт.ч.

Из содержания заявления следует, что ООО «Каспэнергосбыт» с 01.07.2012г. планировал покупать на оптовом рынке объем эл.энергии в размере 84,35 млн. кВт.ч., из которых 33,88 млн. кВт.ч. заявитель заявлял как объем потребления населением на 2-е полугодие 2012г.

Согласно п.6 и абз. 5 п.8 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок эл.энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам РФ утв. приказом ФСТ от 10.06.2009г. № 125-Э/1 (действующего на тот момент) основой для формирования сводного прогнозного баланса по ЕЭС России в целом являются предложения разрабатываемые покупателями-участниками ОРЭМ (т.е. Заявителем). В том числе и для определения в сводном прогнозном балансе объемов потребления эл.энергии (мощности) населением и приравненным к нему группам потребителей.

Заявка ООО «Каспэнергосбыт» оставлена ФСТ России без внимания.

В соответствии с письмом ФСТ России от 06.02.2012г. № ЕП-835/12, ООО «Каспэнергосбыт» направило дополнительно свои предложения по внесению изменений в сводный прогнозный баланс на 2012г. о том, что ООО «Каспэнергосбыт» с 01.07.2012г. планирует покупать на ОРЭМ 84,34 млн. кВт.ч. с учетом объемов населения. (Письмо в адрес ФСТ России № 32 от 10.02.2012г.), Проинформировав также об этом РСТ по РД, ОАО «Системный оператор ЕЭС», НП «Совет рынка», где заявитель опять отразил, что общий объем покупки эл.энергии будет осуществлять в размере 84,34 млн. кВт.ч. и мощности 13,55 мВт., в том числе и для поставки населению г. Каспийска в размере 31,79 млн. кВт/ч.

Вышеназванные заявленные объемы ООО «Каспэнергосбыт» подтвердила Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан, о чем она и проинформировала Правительство Республики Дагестан (письмо от 24.02.2012г. № 332-04/Б).

Заявителем указано, что данные изменения должны были производиться ФСТ России в соответствии с п.61 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» и с информационным письмом ФСТ России от 06.02.2012г. «О порядке и сроках предоставления информации для применения прогнозного баланса на 2012г.»

Вопреки указанным выше нормам, ФСТ России, по мнению заявителя, безосновательно проигнорировало и не скорректировало сводный прогнозный баланс на 2-е полугодие 2012г. до 01.07.2012г. и не собирается это делать.

Не выделение объемов населения для заявителя в сводном прогнозном балансе не позволяет ООО «Каспэнергосбыт» как субъекту оптового рынка заключать регулируемые договоры по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с п.27, п.62 - п.72 Правил оптового рынка эл.нергии и мощности утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. № 1172 .

ООО «Каспэнергосбыт» указано, что ФСТ России не запланировало весь заявленный объем Заявителя продавать по регулируемым ценам с 01.07.2012г., в соответствии с решением ВАС РФ от 28.12.2011г. № ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка.

Посчитав, что данная позиция ФСТ России и ее действия (бездействие) в отношении заявителя не только подрывает формирование конкурентной среды в энергосбытовой деятельности, но и противоречит и не соответствует закону и ряду нормативно-правовых актов, а также нарушает права и законные интересы ООО «Каспэнергосбыт» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на заявителя дополнительные обязанности создают препятствия для осуществления предпринимательской и экономической деятельности, ООО «Каспэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Федеральной службы по тарифам по не выделению и не включению объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей ООО «Каспэнергосбыт», по не включению объема покупки электроэнергии (мощности) ООО «Каспэнергосбыт» с оптового рынка электроэнергии (мощности) по регулируемым договорам (ценам) в Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2-е полугодие 2012 года в соответствии с решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 №ВАС-7986/11 (далее - решение ВАС РФ) и Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 (далее - Правила оптового рынка).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с п. 12 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10.06.2009 №125-э/1 (действовавших в спорный период) (далее - Порядок), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса и направляют их в Федеральную службу по тарифам для утверждения сводного прогнозного баланса.

При этом, согласно п.26 Порядка предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

15.06.2011 и 16.06.2011 Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан в адрес ФСТ России были направлены вышеуказанные предложения (копии прилагаются), согласно которым весь объем электрической энергии (мощности), поставляемый населению субъектами оптового рынка в 2012 году в республике Дагестан, закреплен за ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания».

Основания для изменения сводного прогнозного баланса в текущем периоде предусмотрены пунктом 61 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов} в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В соответствии с третьим абзацем пункта 61 Основ ценообразования изменение сводного прогнозного баланса на второе полугодие 2012 г. осуществляется в случае первого определения и (или) изменения прогнозных объемов в отношении субъектов оптового рынка, не осуществляющих покупку (поставку) электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке с применением регулируемых цен (тарифов) в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности.

Таким образом, изменение сводного прогнозного баланса в текущем периоде могло осуществляться в отношении объемов электрической энергии (мощности), покупка (продажа) которых не осуществляется по регулируемым ценам.

Основанием для пересмотра балансовых решений в текущем периоде регулирования могут быть также решения Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 62 Правил оптового рынка регулируемые договоры заключаются в ценовых зонах субъектами оптового рынка - производителями электрической энергии и мощности, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствии с предусмотренными настоящим пунктом критериями: с гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми, энергоснабжающими организациями, к числу покупателей электрической энергии и мощности которых относится население и (или) приравненные к нему категории потребителей) для обеспечения электрической энергией и мощностью населения и указанных потребителей (далее - регулируемые договоры для населения); до 1 января 2015 г. с функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, состоящих из территорий субъектов Российской Федерации, по перечню согласно приложению № 3 к настоящим Правилам, гарантирующими поставщиками - участниками оптового рынка, в отношении которых выполняется следующее условие (далее - покупатели, функционирующие в отдельных частях ценовых зон). Прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования, составляют не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решением ВАС РФ абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка был признан недействующим в части применения его только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия, как несоответствующий имеющему большую юридическую силу Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

В соответствии со статьей 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.

При этом, ссылаясь на п.1 ст.6 Федерального Конституционного Закона Российской Федерации от 31.12.96г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», согласно которому вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, Заявитель указывает на неисполнение ФСТ России решения ВАС РФ.

Указанный довод судом отклоняется на основании нижеследующего.

Согласно ч.5 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Так, решением ВАС РФ был признан недействующим абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172.

При этом, решением ВАС РФ на ФСТ России не возлагалась какая-либо обязанность по исполнению данного судебного акта.

Кроме того, исчерпывающий перечень оснований для изменения сводного прогнозного баланса 2012 года закреплен в пункте 61 Основ ценообразования, который в качестве основания для изменения сводного прогнозного баланса в текущем периоде регулирования предусматривает, в том числе, решение Правительства Российской Федерации. Решение по изменению баланса в текущем периоде 2012 года в отношении Заявителя Правительством Российской Федерации принято не было.

Таким образом, не принятие Федеральной службой по тарифам предложений ООО «Каспэнергосбыт» по изменению Сводного прогнозного баланса на второе полугодие 2012 года в части выделения объемов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей, соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

Таким образом, в соответствии со ст. 199 АПК РФ заявителем должны быть указаны права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями и представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст.4, ч.1 ст.65 АПК РФ.

Между тем, в поданном заявлении не приводятся доводы и доказательства о том, как именно оспариваемое бездействие ФСТ России нарушает права заявителя, незаконно возлагает на него какие-то обязанности, а также создает иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной деятельности.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем факта нарушения оспариваемым бездействием его прав и законных интересов, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Исходя из изложенного, и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Приказам ФСТ России от 10.06.2009 г. № 125-Э/1, от 12.04.2012 г. № 53-Э/1, заявление общества с ограниченной ответственностью «Каспэнергосбыт» о признании незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не выделению и не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. по ООО «Каспэнергосбыт» объемов населения и приравненных к ним категорий потребителей, о признании незаконным бездействие Федеральной службы по тарифам по не включению в Сводном прогнозном балансе на 2-ое полугодие 2012г. объема покупки эл.энергии (мощности) ООО «Каспэнергосбыт» с ОРЭМ по регулируемым договорам (регулируемым ценам) в соответствии с Решением ВАС РФ от 28.12.2011г. № ВАС-7986/11 и Правилами оптового рынка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.А.Блинникова