Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва | Дело № А40-114592/14 79-962 |
декабря 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена18 ноября 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 05 декабря 2014г.
Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л. А. ,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО ЖЭК «ДОМ»
кДепартаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы
об оспаривании постановления №1103-59/2014 от 27.06.2014г.
В судебное заседание явились: от заявителя- ФИО2, паспорт, по доверенности от 18.11.2014г, от административного органа ФИО3, паспорт, по доверенности от 30.12.2013г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная Эксплуатационная Компания «ДОМ»» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с жалобой о признании незаконным и отмене постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент) от 27.06.2014г. № 1103-59/2014 о назначении Обществу административного наказания по ч. 2 ст. 4.17 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП г. Москвы).
В жалобе заявитель указывает на неправильную квалификацию спорного правонарушения.
Департамент просит отказать в удовлетворении жалобы Общества по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд оставляет жалобу без удовлетворения по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего 25.12.2013г. обращения гр. ФИО4 (заявка от 03.02.2014 № 28898) в службу - горячая линия Департамента, 06.02.2014 проведено обследование земельного участка ограниченного пользования (дворовая территория), занятого зелеными насаждениями, со свободным доступом и адресным ориентиром: <...> в ходе которого выявлен факт размещения неустановленными лицами снега, имеющего визуальные признаки загрязнения (цвет снега более темный по сравнению со снежным покровом, находящимся на иных прилегающих территориях и по сравнению с естественным снежным покровом на данной территории") с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0.20 м до 0,30 м. Навал снега имеет следующие линейные размеры: ширина: от 0,80 м до 1.0 м. длина - на всем протяжении земельного участка, занятого зелеными насаждениями. На земельном участке, на котором размещен загрязненный снег, произрастают деревья и кустарники различного породного состава.
Указанное нарушение зафиксировано в протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.02.2014 № 1107-59/2014 с приложением фотоматериалов (фототаблица из 3 снимков на 2 листах).
06 февраля 2014 года в период времени с 13 час. 20 мин. до 13 час. 30 мин. в соответствии с ПНД ф 12.15.2-13 произведён отбор проб снега на данном земельном участке ограниченного пользования (дворовая территория) со свободным доступом и адресным ориентиром: <...> для проведения лабораторных исследований, о чём составлены протокол о взятии проб и образцов № 1107-59/2014 от 06.02.2014 и акт отбора проб снега от 06.02.2014.
Отбор проб снега произведен в трёх точках в соответствии с прилагаемой схемой отбора проб:
1 точка отбора - (фоновая проба, снег визуально чистый") - в 5-7 метрах от местного проезда (согласно схеме) расположена по адресу: ул. Академика Янгеля, д. 8 (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет № АА1712160):
2 точка отбора - в 1-2 метрах от бортового камня (согласно схеме) расположена по адресу: ул. Академика Янгеля, д. 8 (объединенная проба снега (фон), составленная из пяти точечных проб метолом конверта, отобрана в сейф-пакет№ АА1712161):
3 точка отбора - в 1-2 метрах от тротуара (согласно схеме) расположена по адресу: ул. Академика Янгеля, <...> (объединенная проба снега, составленная из пяти точечных проб методом конверта, отобрана в сейф-пакет № АА1712162):
Отобранные пробы снега направлены для лабораторного анализа в аналитическую инспекцию ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.518962 со сроком действия до 18.04.2017, свидетельство об аккредитации № РОСС RU.0001.410111 со сроком действия: 26.06.2018).
Определением от 06.02.2014 № 1107-59/2014 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» в отношении неустановленного лица.
14.02.2014 определением о назначении экспертизы № 1107-59/2014 назначена экспертиза проб снега, отобранного в соответствии с протоколом о взятии проб и образцов от 06.02.2014 № 1107-59/2014 и поручено проведение экспертизы государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы «Мосэкомониторинг», свидетельство об аккредитации в сфере государственного экологического контроля (надзора) от 26.06.2013 № POCC.RU.0001.410111.
Протоколом № 297, 298, 299 исследования снега от 10.02.2014 ГПБУ «Мосэкомониторинг» установлено содержание в отобранных пробах снега химических реагентов (загрязняющих веществ) по сравнению с фоновой пробой снега:
- фоновая проба № 297 (проба № 1) содержит: хлорид-ион 16.3 мг/дм куб.; калий 0.389 мг/дм. куб.; кальций 4.10 мг/дм. куб.; магний 0.372 мг/дм куб.; натрий 17.8 мг/дм куб.;
- проба № 298 (проба № 2) содержит: хлорид-ион 5690 мг/дм куб.; калий 24,1 мг/дм куб.; кальций 208 мг/дм куб.; магний 3.54 мг/дм куб.; натрий 2980 мг/дм куб;
- проба № 299 (проба № 3) содержит: хлорид-ион 8440 мг/дм куб.; калий 45.6 мг/дм куб.; кальций 276 мг/дм куб.; магний 2.26 мг/дм куб.; натрий 4720 мг/дм куб.
Согласно экспертному заключению ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» от 10.02.2014 № 1107-59/2014 выявленные в исследованных пробах снега (сейф-пакет № АА 1712161), (сейф-пакет № АА1712162) компоненты: хлорид-ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния). Содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега (сейф-пакет № АА 1712161), (сейф-пакет № АА 1712162), являющихся составляющими химических реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе (сейф-пакет № АА 1712160), свидетельствует о наличии в пробах снега с (сейф-пакет № АА1712161), (сейф-пакет № АА 1712162) химических реагентов.
В сравнении с фоновой территорией (сейф-пакет № АА17121601 содержание ХЛОРИДОВ на территории, на которой отобрана проба снега (сейф- пакет № АА1712161), (сейф-пакет № АА 1712162) в 349.1 и 517.8 раз выше, натрия - в 167,4 и 265,2 раз выше, калия - в 62 и 117.2 раза выше, кальция - в 50." и 6".3 раза выше, магния - в 9,5 и 6.1 раза выше.
Перечень разрешенных к использованию в городе Москве противогололедных реагентов (ПГР) регламентируется Технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства города Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 г.г. и далее) (далее — Технология). В соответствии с данным перечнем основными действующими веществами в составе ПГР являются хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, формиат натрия. Выявленные в исследованных пробах снега (сейф-пакет № АА 1712161), (сейф-пакет № АА1712162) хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, входят в состав противогололедных реагентов, использование которых предусмотрено Технологией. Применение солей магния (хлорид магния) в настоящее время действующей редакцией Технологии зимней уборки в составе ПГР не предусмотрено. Содержание компонентов (веществ) в исследованных пробах снега (сейф-пакет № АА1712161), (сейф-пакет № АА 1712162), являющихся составляющими противогололедных реагентов, а также их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе (сейф-пакет № АА1712160) свидетельствует о наличии в пробах снега (сейф-пакет № АА1712161), (сейф-пакет № АА 1712162) противогололедных реагентов. В сравнении с фоновой территорией (сейф-пакет № АА1712160) содержание хлоридов на территории на которой отобрана проба снега (сейф-пакет № АА1712161), (сейф-пакет - № АА 1712162) в 349Д и 517.8 раз выше, натрия - в 167.4 и 265.2 раз выше, калия - в 62 и 117,2 раза выше, кальция - в 50.7 и 67.3 раза выше, магния - в 9.5 и 6.1 раза выше.
В ходе административного расследования, на основании информации , поступившей из ГКУ г. Москвы «Инженерная служба района Чертаново Южное» от 06.03.2014 № 01-31-266/4 установлено, что в соответствии с Государственным контрактом на выполнение работ по комплексному содержанию придомовых, дворовых территорий и внутри квартальных проездов на участке № 45 района Чертаново Южное в 2014 году, в том числе по адресу: ул. Академика Янгеля, д. 8 -ФИО5, д. 63, от 05.11.2013 № 1-45-14 (далее Контракт) ГКУ города Москвы «Инженерная служба района Чертаново Южное» является Заказчиком, Подрядчиком -ООО ЖЭК «Дом».
Согласно п. 1.1. ст. 1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по комплексному содержанию придомовых и дворовых территорий, внутриквартальных проездов (в т.ч. ручная и механизированная уборка; вывоз и утилизация снега, содержание и текущий ремонт дворовых территорий) на участке № 45 района Чертаново Южное, в том числе по адресу: ул. ФИО5, д. 63, корп. 1, 2 - ул. Академика Янгеля, д. 8. в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к Государственному Контракту), а также постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве», а также иных действующих нормативных и нормативно-правовых актов, норм, регламентов, правил, инструкций, стандартов действующих на момент выполнения работ.
Согласно п. 1.2. ст. 1 Контракта санитарное содержание дворовых территорий включает в себя, в том числе, ручную и механизированную уборку дворовых территорий и внутриквартальных проездов в зимний период с 01 января по 31 марта и с 01 ноября по 31 декабря включительно, а также вывоз и утилизацию снега.
Согласно п. 1.3.1. ст. 1 Контракта Подрядчик полностью понимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе требованиями охраны окружающей среды и принимает на себя все риски и трудности, связанные с выполнением работ
Согласно п. 1.3.2. ст. 1 Контракта Подрядчик получил и изучил все материалы Контракта, включая техническую документацию, и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять, в том числе на качество Работ, в полном объеме. Подрядчик не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности.
В соответствии с п. 5.3.3. Контракта Подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальным и знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. При этом Подрядчик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчиками.
В соответствии с п.5.26. Контракта Подрядчик обязан обеспечить выполнение на объекте мероприятий по охране труда и технике безопасности, использованию земельного участка по целевому назначению, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли в период выполнения работ.
В соответствии с п. 5.34. Контракта Подрядчик обязан выполнять работы в строгом соответствии с требованиями Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы oт 09.11.1999 № 1018, а также в случае издания новых, либо изменении правил по порядку уборки дворовых территорий и внутриквартальных проездов руководствоваться ими.
В соответствии с п. 10 Технического Задания (приложение № 1 к Государственному Контракту) комплексное содержание дворовых территорий и внутриквартальных проездов в городе Москве осуществляется в соответствии с Правилами содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Правилами создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы», утвержденными постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП.
Зимняя уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов предусматривает три основных вида работ: борьба со снежно-ледяным образованием: перекидывание, погрузка и вывоз снега и скола, собранных в валы и кучи: борьба с гололедом и осуществляется в соответствии с Правилами санитарного содержания I территорий, организации уборки и обеспечения чистоты й порядка в г. Москве. Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования. Сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в валы или кучи, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда и вывозить автотранспортом. Уборка дворовых территорий и внутриквартальных проездов выполняются с использованием комбинированных противогололедных реагентов. Снег, сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается. В качестве противогололедных материалов во дворах жилых домов, на пешеходных дорогах, на дворовых территориях применяются комбинированные ПГР.
Согласно адресному списку, прилагаемому к Контракту, территория по адресу: ул.Академика-Янгеля, <...> входит в перечень территорий, на которых уборка снега производится ООО ЖЭК«ДОМ».
Акты № 1, № 2 о выполнении работ по ручной и механизированной уборке дворовых территорий к указанному Контракту свидетельствуют о выполнении ООО ЖЭК«ДОМ» работ по уборке снега по указанному адресу.
В силу пункта 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений статьи 3 Закона об охране окружающей среды один из основных принципов охраны окружающей природной среды - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ст. 1 Закона города Москвы от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений» зеленые насаждения - древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Требованиями ст. 2 и ст. 7 Закона города Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» установлено, что защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействий, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждении. При этом зелеными насаждениями являются древесно—кустарниковая и травянистая растительность, естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники). Озелененные территории — участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники и др. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы и настоящим Законом. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается производить действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами.
В соответствии с п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
В соответствии с п. 2.4.1 распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 24 июня 2011 г. № 05-14-367/1 «Об утверждении регламентов и технологических карт на работы по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства в зимний и летний периоды» снег, счищаемый с проезжей части улиц и проездов, а также с тротуаров и сброшенный с крыш, сдвигается в лотковую часть улиц и проездов для временного складирования снежной массы. В соответствии с п. 2.1.4 указанного распоряжения Технологией зимнего содержания объектов дорожного хозяйства предусмотрены следующие операции: в том числе формирование снежного вала, погрузка и вывоз снежной массы.
Содержание объектов озеленения предусматривает выполнение требований постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Об утверждении правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве» и постановления Правительства Москвы № 743-ПП «Об утверждении правил создания содержания и охраны зеленых насаждений в г. Москве».
В соответствии с п. 5.5 и 5.8 приложения к постановлению Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 «Об утверждении правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве» при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод. Запрещается - роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения (допускается роторная уборка снега на улицах, перечень которых согласован с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).
В соответствии с приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы» (далее Правила") собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается.
В соответствии с п. 2.12 Правил содержание объектов озеленения - это комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями и элементами благоустройства озелененных территорий, устранению незначительных деформаций и повреждений КОНСТРУКТИВНЫХ элементов объемных сооружений, а также уборка малых передвижных форм, в летнее и зимнее время, что включает в себя, в частности, защиту растений.
В соответствии с п.п. 4.5.5 и 4.5.7 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 № 743-ПП «Об утверждении правил создания содержания и охраны зеленых насаждений в г. Москве» использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы, а при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов.
В соответствии с п. 9.3 указанного постановления на озелененных территориях запрещено устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
За нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 5.5. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки, и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москву от 09.11.1999 № 1018 при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, подготовленные для этих целей площадки, при условии сохранности зеленых насаждений н обеспечении оттока талых вод.
В соответствии с п. 5.8. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 запрещается перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения.
В соответствии с п. 5.10.3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018 при формировании снежных валов не допускается перемещение снега па газоны
Кроме того и. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» установлен запрет на перемещение, переброску и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
Пунктом 4.3.1.3 Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утверждённой рас поряжен нем Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.09.2011 № 05-14-650/1 «Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)» установлено, что снег сгребаемый с дворовых территорий и внутриквартальных проездов, обработанных противогололедными реагентами, размещать на газонах не допускается.
Согласно экспертному заключению ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» от 10.02.2014 № 1107-59/2014 выявленные в исследованных пробах с номерами № 298, 299 компоненты: хлорид-ионы, натрий, калий, кальций, магний представляют собой химические элементы, которые входят в состав химических реагентов (соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния) многократно превышены в сравнении с фоновым образцом.
Таким образом, 06.02.2014 в 13 ч. 20 мин. установлено, что в нарушение указанных норм Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК «ДОМ»», являясь Подрядчиком по Государственному контракту от 05.11.2013 № 1-45-14 на выполнение работ по комплексному содержанию придомовых, дворовых территорий и внутри квартальных проездов на участке № 45 района Чертаново Южное в 2014 году, в том числе по адресу: ул. Академика Янгеля, д. 8 - ФИО5, д. 63, реализуя обязанности по указанному Контракту, допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений, выразившееся в (размещении) снега, содержащего загрязняющие вещества - химические реагенты (загрязнение подтверждено протоколами № 297, 298, 299 исследования снега от 10.02.2014 и экспертным заключением от 10.02.2014 № 1107-59/2014 ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ») на участке озелененной территории по адресу: ул. Академика Янгеля, д. 8 - ФИО5, д. 63.
Согласно п. 6 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного Законом г. Москвы № 45 от 21.11.2007г., дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 4 Кодекса рассматривает орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды в городе Москве.
Пунктом 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от № 296-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» установлено, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды в городе Москвы.
Из постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы» следует, что Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет полномочия по рассмотрению, ведению административных дел в области охраны окружающей среды города Москвы, а также вынесению Постановления за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
28.04.2014 должностным лицом Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы в отсутствие представителя общества, уведомленного надлежащим образом (уведомление от 07.03.2014№ 1103-59/2014, полученное 25.03.14 согласно отметки на почтовом уведомлении), составлен протокол об административном правонарушении 28.04.2014 № 1103-59/2014, которым ООО ЖЭК «ДОМ» вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", выразившегося в нарушении правил содержания зеленых насаждений.
Определением от 02.06.2014 № 1103-59/2014г. общество надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается информацией с сайта ФГУП «Почта России» как полученном 10.06.2014.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 27.06.2014г. № 1103-59/2014, вынесенным при участии представителя заявителя - ФИО6 (по доверенности о т 07.005.2014 № 22), уведомленного надлежащим образом, ООО ЖЭК «ДОМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 4.17 КоАП Москвы, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Протокол составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами в пределах предоставленных полномочий, а административный штраф наложен в пределах санкции ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Таким образом, процедура привлечения ООО ЖЭК «ДОМ» к административной ответственности Департаментом соблюдена, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа.
Вмененное Обществу нарушение по ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы обусловлено несоблюдением правил содержания зеленых насаждений, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы соблюдать требования природоохранного законодательства, вне зависимости от формы собственности земельного участка и вида осуществляемой деятельности, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 350 тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную обязанность по соблюдению требований в сфере охраны окружающей среды, заявителем не представлено.
Таким образом, 06.02.2014 в период времени с 13 ч. 20 мин. по 13 ч. 30 мин. установлено, что ООО по адресу: ул. ФИО5, <...>, «ЖЭК «ДОМ» при имеющейся возможности для соблюдения требований ст. ст. 2, 7 Закона города Москвы, от 05.05.1999 № 17 «О защите зеленых насаждений», п. 4.5.7.. п. 9.3 приложения 1 постановления-Правительства Москвы от 10.09.02 № 743-ПП «Об утверждении правил создания, содержания и охраны, зеленых насаждений города Москвы», п.п. 5.5., 5.8., 5.10.3.1. Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 № 1018. п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 4.3.1.3 Технологии-зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов ДОРОЖНОГО хозяйства г. Москвы с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 г.г. и далее) утверждённой распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, Москвы от 28.09.2011 № 05-14-650/1 «Об утверждении Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние Периоды с 2010-2011 гг. и далее)», за нарушение которых ч.2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 года № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что повлекло нарушение правил содержания зеленых насаждений в городе Москве, т.е. ООО «ЖЭК «ДОМ» не исполнены обязанности по соблюдению правил содержания зеленых насаждений.
Вина ООО ЖЭК «ДОМ» в совершении административного правонарушения, в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.04.2014 № 1103-59/2014 по ч. 2 статьи 4.17. КоАП г.Москвы в отношении ООО «ЖЭК «ДОМ»; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.02.2014 № 1107-59/2014 с приложением; протоколом № 297, 298, 299 исследования снега от 10.02.2014; экспертным заключением ГПБУ «МОСЭКОМОНИТОРИНГ» от 10.02.2014 № 1107-59/2014. иными материалами, представленными в деле об административном правонарушении
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ каждое доказательство, а также их совокупность, получили правильную юридическую оценку. В постановлении изложены мотивированные выводы. Все фактические обстоятельства установлены правильно.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у заявителя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.2 ст. 4.17 КоАП Москвы предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом вышеизложенного Департамент правомерно исходил из того, что постановлением от 27.06.2014г. № 1103-59/2014 о назначении административного наказания предусмотренного ч.2 ст. 4.17 КоАП Москвы, установлена вина вменяемого ООО ЖЭК «ДОМ» административного правонарушения, что полностью подтверждается материалами административного дела.
Обстоятельств, исключающих в отношении Общества производство по делу об административном правонарушении ( ст.24.5 КоАП РФ), не выявлено.
Руководствуясь ст. ст.4,65, 71, 167-170, 207- 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы ООО ЖЭК «ДОМ» г. Москвы об оспаривании постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы №1103-59/2014 от 27.06.2014г. о назначении административного наказания- отказать.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Л.А.Дранко |