ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-115851/17-131-1137 от 17.10.2017 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. МоскваДело № А40- 851 /17-131-1137

24 октября 2017 года                    

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2017 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Турлановой Д.С.

рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по иску

истец АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"

ответчик ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ПОЧТА РОССИИ"

о взыскании 642 085 руб. 80 коп.

в заседании приняли участие:

от истца: ФИО1 по доверенности от 30.08.2017г. № 359-Д

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 18.10.2016г. № 1670/ЮД

УСТАНОВИЛ:

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ "ПОЧТА РОССИИ" о взыскании 642 085 руб. 80 коп. штрафа по договору №ПД-329-14//ФПК-14-462/1 от 22.12.2014г.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика, дополнительные документы.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, представил отзыв на иск.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, выслушав в судебном заседании полномочных  представителей сторон, которые поддержали и изложили свои позиции по делу, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом (исполнитель) и ответчиком (отправитель) был заключен  договор №ПД-329-14/ФПК-14-462/1 от 22.12.2014г., в соответствии с которым  предметом является перевозка Исполнителем повагонными отправками почтовых вагонов Отправителя, включенных в составы скорых, пассажирских и почтово-багажных поездов формирования Исполнителя и дополнительных услуг, связанных с данной перевозкой, а также оформление перевозочных документов на дополнительные услуги железнодорожного транспорта, оказываемые третьими лицами в рамках агентских договоров.

В соответствии с абз. «в» п. 2.3.10 договора отправитель обязался не допускать наличия в вагоне, находящемся на железнодорожных путях общего пользования, пункте формирования и оборота, в пути следования, нахождения лиц без документов, дающих право проезда.

Согласно п. 4.3 Договора при обнаружении в вагоне, находящемся на железнодорожных путях общего пользования, в пункте формирования и оборота, в пути следования лиц без документов, дающих право проезда, Отправитель уплачивает штраф в размере двукратной стоимости платы проезда пассажира в плацкартном вагоне по всему маршруту следования поезда соответствующей категории.

Согласно акту формы ЛУ-4фпк № А 083474 от 02.10.2016, составленного по станции ФИО3 Горьковской ж.д. работниками Центра внутреннего аудита, в результате проверки в вагоне № 024-41665 было обнаружено нахождение гр. ФИО4 без документов, дающих право проезда.

Согласно справки от 01.02.2017 № 03 Горьковского железнодорожного агентства Горьковского филиала АО «ФПК», стоимость проезда в плацкартном вагоне по маршруту ФИО3 - Воркута - Лабытнанги составляет 1788,40 руб.

Следовательно, размер штрафа составляет 3576,8 руб. (1788,4 * 2 = 3576,8).

Согласно акту формы ЛУ-4фпк № А 083501 от 08.11.2016, составленного по станции ФИО3 Горьковской ж.д. работниками Центра внутреннего аудита, в результате проверки в вагоне № 024-41228 было обнаружено нахождение гр. ФИО4 без документов, дающих право проезда.

Согласно справки от 01.02.2017 № 04 Горьковского железнодорожного агентства Горьковского филиала АО «ФПК», стоимость проезда в плацкартном вагоне по маршруту Иркутск - ФИО3 составляет 2981,5 руб.

Следовательно, размер штрафа составляет 5963,0 руб. (2981,5 * 2 = 2981,5).

В связи с чем, в адрес Ответчика заказным письмом с уведомлением была направлена претензия от 10.02.2017 №425/ФПКФГОРЬК с требованием оплаты штрафа в размере 9539,80 руб. Однако ответ на данную претензию в адрес Горьковского филиала АО «ФПК» не поступал.

В соответствии с абз. «г» п. 2.3.10 Договора Отправитель обязуется не допускать наличия в вагоне, находящемся на железнодорожных путях общего пользования, пункте формирования и оборота, в пути следования, предметов, перевозка которых в качестве грузобагажа запрещена в соответствии с правилами Перевозок.

Согласно п. 178 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России №473 от 19.12.2013, запрещается перевозить в качестве грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику, а также бьющиеся и хрупкие предметы, упакованные пассажиром среди других предметов грузобагажа.

Согласно п. 4.2 Договора за нарушение требований, установленных абзацем «г» п. 2.3.10 Договора, отправитель несет ответственность, предусмотренную ст. 111 Устава железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 111 ФЗ №18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ» за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Согласно коммерческому акту №ВА 206864 от 21.04.2017, составленного по станции ФИО3 Горьковской ж.д. работниками Центра внутреннего аудита, в результате проверки было обнаружено в кладовой почтового вагона № 024 40956 в качестве почтового отправления перевозился древесный уголь «березовый» 27 мест общим весом 135 кг с заводской маркировкой на упаковке знак «черное пламя» в нижней части цифра 4, что согласно ГОСТу 19433-88 данным знаком классифицируются опасные грузы 4-го класса опасности «легковоспламеняющиеся твердые вещества»

Согласно перевозочного документа №АЕ 145540 провозная плата составляет 63254,6 руб.

Следовательно, в соответствии со ст. 111 Устава размер штрафа составляет 632 546,00 руб.

Ответчику была направлена претензия № 809/ФПКФГОРЬК от 26.04.2017г. с требованием оплаты указанной штрафной неустойки. Однако, Ответчик оставил без удовлетворения требование Истца.

Таким образом, сумма исковых требований составляет 642085,80 (3576,80 + 5963,00 + 632546,00 = 642085,80) руб.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

 В соответствии со статьей 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно договора предметом является перевозка повагонными отправками почтовых вагонов, включенных в составы скорых, пассажирских и почтово-багажных поездов формирования АО «ФПК».

В соответствии с п. 2.1 договора а от 22.12.2014 № ПД-239-14/ФПК-14-462/1 заключенного АО «ФПК» (Исполнитель) с ФГУП «Почта России» (Отправитель) при исполнении обязательств по данному договору стороны руководствуются в том числе Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473 (далее - Правила перевозок). Таким образом пункт 212 Правил перевозок должен применяться в отношении перевозки почты повагонными отправками.

В соответствии со статьей 212 Правил перевозок, проезд в вагоне сопровождающих сверх количества, установленного настоящим пунктом (более двух), оформляется проездным документом (билетом) с оплатой по тарифу жесткого вагона с местами для лежания (плацкартного вагона) в соответствующей категории поезда.

Согласно Тарифному руководству, утвержденному приказом ФСТ России от 27.07.2010г. № 156-т/1, в тарифы на перевозки грузобагажа повагонными отправками (приложение № 46) включены затраты только на работы (услуги) по сопровождению и обслуживанию проводниками и сопровождающими в пути следования в соответствии с технологией перевозок грузобагажа. Что также подтверждает позицию Истца, об обоснованности составленных актов формы ЛУ-4фпк.

Учитывая вышеизложенное, в связи с нарушениями зафиксированными в актах ЛУ4-фпк № А 083474 от 02.10.2016г. и № А 083501 от 08.11.2016г. АО «ФПК» не дополучила доход в размере 7 921,70 руб., за проезд в вагоне третьего сопровождающего, сверх количества, установленного пунктом 212 Правил перевозок, согласно Тарифному руководству утвержденного приказом ФСТ России от 27.07.2010г. № 156-т/1.

Пунктом 2.4 договора установлено, что Исполнитель вправе проводить ревизии и проверки вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего пользования в пункте формирования и оборота, а также в пути следования, в строгом соответствии с п. 10 «Правил перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах, утвержденными МПС России от 31.08.1992г. №ЦЛ-110 и Минсвязи России 17.09.1992г. (Правила).

В соответствии с положениями указанного пункта при контроле почтовых вагонов производиться проверка и принимаются меры к тому, что бы не допустить, в том числе, проезд в почтовых вагонах лиц без надлежащего оформления и требуемых документов.

В данном случае были зафиксированы факты нахождения сопровождающего лица сверх установленного количества и не имеющего проездного документа, что является нарушением также и положений п. 10 Правил. Наличие у данного работника Отправителя удостоверения формы № 1 с фотокарточкой не освобождает Отправителя соблюдать положения ст. 212 Правил перевозки.

Ссылку Ответчика на Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» несостоятельна, поскольку положениями данного закона, установлено, что разъездным работникам почтовых вагонов перед поездкой выдаются удостоверения формы 1 на право сопровождения почты в почтовых вагона, при этом лица, следующие в почтовых вагонах по удостоверению формы 1 должны быть записаны в путевой лист. О том, что указанные лица должны ехать бесплатно данным законом не регламентировано.

Согласно п. 2.4 Договора АО «ФПК» вправе проводить ревизии и проверки вагонов, находящихся на железнодорожных путях общего пользования в пункте формирования и оборота, а также в пути следования, в соответствии с п. 10 «Правила перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах», утвержденных МПС РФ 31.08.1992 №ЦЛ-110, Минсвязи РФ 17.09.1992. Проведение проверок и ревизий вагонов от имени Исполнителя в присутствии начальника почтового вагона осуществляется работниками Центра внутреннего контроля и аудита Исполнителя при наличии открытого листа формы 1-Ц и предписания на проверку вагонов, а также поезда, в составе которого следуют вагоны. Проверки вагонов Ответчика были осуществлены на основании предписания № А 217451 от 21.04.2017 (прилагается), при наличии открытых листах, выданных ФИО5, ФИО6 (прилагаются). С данным предписанием Ответчик были ознакомлены, о чем свидетельствует подпись работника Ответчика. Таким образом, АО «ФПК» при проведении проверки действовало в соответствии с условиями договора и в соответствии с действующим законодательством. Согласно условиям указанного Договора предметом Договора является перевозка повагонными отправками почтовых вагонов, включенных в составы скорых, пассажирских и почтово-багажных поездов формирования АО «ФПК».

Согласно ст. 3 Устава грузобагаж это - объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузо-пассажирском поезде.

Согласно ст. 17 Устава грузобагаж повагонными отправками (повагонной отправкой считается предъявляемый для перевозки в отдельном вагоне по одному перевозочному документу грузобагаж) перевозится в сопровождении отправителя или получателя либо уполномоченного ими по договору лица.

Вагоны ФГУП «Почта России» Почты России следуют в пассажирских и почтово-багажных поездах, на каждый вагон оформляется перевозочный документ, значит почтовые отправления приравниваются к перевозке грузобагажа повагонными отправками.

Ответчик ссылается на Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных советом по железнодорожному транспорту государств - участников содружества протокол от 05.04.1996 № 5 в ред. от 05.11.2015 (Правила ОГ) опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе опасных грузов, предъявляемые в перевозке в мелкой расфасовке, т.е. массой нетто 1 кг, но не более 1 л, разрешается перевозить мелкими отправками и в контейнерах на общих основаниях как неопасный груз.

Однако, Правила ОГ распространяются на перевозку груза в контейнерах и грузовых вагонах. В данном случае речь идет о грузобагаже, заявленном к перевозке пассажирским поездом № 310 сообщением «Адлер - Воркута».

Ссылку Ответчика на Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957г. несостоятельна, поскольку данное соглашение регламентирует перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.

Ответчик ссылается на ГОСТ 7657-84, который указан на мешках с древесным углем.

Пунктом 5.3 данного ГОСТа установлено, что древесный уголь относиться к 4-му классу опасности по ГОСТ 19433 (подкласс 4.2; черт. 46).

Согласно ГОСТу 19433 древесный уголь относиться к самовозгорающимся веществам.

Следует отметить, что данный грузобагаж (древесный уголь) ответчик погрузил в вагон, в котором также были размещены почтовые отправления.

Согласно ст. 27 Устава Перевозчик имеет право проверять
достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных
грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных
накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава.

Согласно п. 4.2 Договора за нарушение требований, установленных абзацем «г» п. 2.3.10 Договора, отправитель несет ответственность, предусмотренную ст. 111 Устава железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 111 ФЗ №18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ» за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 30 от 06.10.2005, штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт такого отправления. Данный штраф подлежит взысканию, если это нарушение обнаружено перевозчиком после заключения договора перевозки. Нарушения и их последствия могут быть установлены перевозчиком, как на станции отправления, так и на станции назначения или в период перевозки.

Учитывая нормы ст. 111 ФЗ №18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта РФ» законом прямо указано, что штраф за отправление запрещенных для перевозки железнодорожным транспортом грузов подлежит взысканию за сам факт отправления, соответственно его размер должен исчисляться из расчета стоимости пробега вагона.

В связи с чем, штраф должен исчисляться в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, данная позиция подтверждается Постановлением третьего арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 № АЗЗ-19375/2015, Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 11.10.2012 № ФОЗ-4668/2012, Постановлением 9 арбитражного апелляционного суда от 15.12.2011 №09АП-31905/2011-ГК, а также Пленумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30, а также решениями Арбитражного суда Нижегородской области от 16.01.2017г. по делу №А43-27199/2016, от 27.12.2016г. по делу №А43-30676/2016, Постановлением 9 арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017г. (А40-229100/16 по иску АО «ФПК» к ФГУП «Почта России»).

Согласно ст. 421 ГК РФ юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяют на усмотрение сторон.

Согласно п. 4.2 Договора за нарушение требований, установленных абзацем «г» п. 2.3.10 Договора, отправитель несет ответственность, предусмотренную ст. 111 Устава железнодорожного транспорта.

Согласно расчету истца, проверенному судом, сумма штрафа по договору составила 642 085 руб. 80 коп.

Уменьшение размера неустойки в силу ст. 333 ГК РФ является правом суда при наличии обстоятельств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства. Исходя из названной правовой нормы, условий договора, обстоятельств спора и представленных доказательств, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае оснований для применения ст. 333 ГК РФ и уменьшения подлежащей взысканию неустойки.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании  ст.ст. 11, 12, 15, 65, 307, 309, 310, 330, 331, 784, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27,  65-68, 71, 102, 110, 121, 123, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ПОЧТА РОССИИ" (адрес: 131000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 13.02.2003) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ" (адрес: 107078, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 03.12.2009) штраф в размере 642 085 (Шестьсот сорок две тысячи  восемьдесят пять) руб. 80 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 15 841 (Пятнадцать тысяч восемьсот сорок один) руб. 72 коп.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.    

            Судья                                                                                              Ю.В.Жбанкова