ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-117163/2021-116-799 от 23.12.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

29 декабря 2021 г.                                                     Дело № А40-117163/21-116-799

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2021 г.                                      

Арбитражный суд в составе судьи А.П. Стародуб

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Д.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ИП Комлев С. В. (ОГРИП 306500313600044)

к ИФНС России № 26 по г. Москве,

третье лицо УФНС России по г. Москве, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, МИФНС России № 51 по г. Москве

о признании недействительными решений, признании помещений снятых с учета в качестве объекта, облагаемого торговым сбором с 31.03.2019г и с 30.09.2019г.

при участии представителей:

от истца (заявителя) –ФИО1 по доверенности от 29.07.2021 г. удостоверение адвоката, Комлев С.В. паспорт

от ответчика (заинтересованного лица) ИФНС России № 26 по г. Москве – ФИО2 по доверенности от 08.10.2021 г. № 02-06/38013

от третьих лиц-

от УФНС России по г. Москве- ФИО3 по доверенности от 13.01.2021 г. № 51;

от Департамента- ФИО4 по доверенности от 16.04.2021 г. № 85;

от Межрайонной ИФНС России № 51 по г. Москве- ФИО5 по доверенности от 21.10.2021 г. № 06-04/082017

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Комлев Сергей Викторович (далее также – Заявитель, ИП Комлев С.В.) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным и не подлежащим исполнению решение ИФНС России № 26 по городу Москве (далее- налоговый орган) № 102493 от 30.11.2017г.; № 87999 от 19.07.2019г.; признании помещение, расположенное по адресу: <...>, помещение № 2В-7 снятым с учета в качестве объекта, облагающегося торговым сбором с 31.03.2019г.; помещение, расположенное по адресу: <...>, помещение № 2А-18 снятым с учета в качестве объекта, облагающегося торговым сбором с 30.09.2019г.

Определением суда от 29.07.2021 г. к участию в деле привлечены: Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, Правительство Москвы в лице Департамента экономической политики и развития города Москвы, МИФНС России № 51 по г. Москве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель Заявителя и Заявитель предъявленные требования поддержали по доводам заявления, уточнений к нему.

Представитель ИФНС России № 26 по г. Москве в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва, пояснений по доводам заявления.

Представитель УФНС России по г. Москве заявленные требования считает необоснованными по доводам отзыва, письменных пояснений.

Представитель Департамента также представил позицию по спору.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Комлев Сергей Викторович является индивидуальным предпринимателем, ОРГНИП 306500313600044.

Как указывает Заявитель, в обоснование требований, в феврале 2021г. ему стало известно, что Межрайонной ИФНС России № 26 по г. Москве в ПАО «Сбербанк» направлено для исполнения решение МИФНС России № 26 по г. Москве № 102493 от 30.11.2017г. на сумму 76 395 (Семьдесят шесть тысяч триста девяносто пять) рублей 84 копейки, что подтверждается справкой № 8360690923556 от 27.05.2021г.

ИФНС № 26 России по городу Москве также вынесено, но до настоящего времени не направлено к исполнению решение № 87999 от 19.07.2017г. на сумму 143 584 рубля 28 копеек.

Заявитель полагает, что указанные решения подлежат признанию недействительными, поскольку направлены для исполнения с нарушением сроков, предусмотренных НК РФ.

Заявитель также указывает, что в сентябре 2020г. после получения от МИФНС России № 26 по городу Москве извещения № 27-06/1203 от 14.08.2020г., акта № 27-12/16252 от 13.08.2020г. и извещения № 27-06/1204 от 14.08.2020г., акта № 27-12/16251 от 13.08.2020г. ему стало известно о том, что помещения, которые он арендовал, расположенные по адресу: <...>, пом. 2А-18, пом. 2в-7 стоят на учете как объекты обложения торговым сбором с 12.03.2019г. и 07.03.2019г. соответственно.

28.09.2020г. Заявитель направил в МИФНС России № 26 по городу Москве письменные возражения, в которых указал на необоснованность постановки вышеуказанных объектов на учет в качестве объектов, облагаемых торговым сбором, поскольку на указанных объектах не велась торговая деятельность, они использовались исключительно для демонстрации выставочных образцов.

Решениями № 27-13/2354 от 12.10.2020г., № 27-13/2365 от 12.10.2020г. Заявитель привлечен к налоговой ответственности.

Не согласившись с указанными решениями, Заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, по результатам рассмотрения которой решением УФНС России по г. Москве от 05.04.2021 № 21- 048954 жалоба индивидуального предпринимателя оставлена без удовлетворения.

Оценив доводы сторон, в совокупности с представленными в материалы дела доказательства, суд находит позицию Комлева С.В. необоснованной.

Из материалов настоящего дела следует, что в отношении ИП Комлева Сергея Викторовича числилась задолженность по торговому сбору, уплачиваемому на территориях городов федерального значения в размере 60 000,00 руб. (срок уплаты 25.10.2017), 17 249,05 руб. (пени).

Инспекцией ФНС России № 26 по г. Москве в соответствии со статьей 69 НК РФ выставлено требование об уплате налога, пени, штрафа от 02.11.2017 № 351200 на сумму 77 249,05 руб., со сроком исполнения 23.11.2017 г., требование № 311807 от 17.05.2017 на сумму 264456 руб. 50 коп. со сроком уплаты 06.06.2017.

В связи с неисполнением требования на отчетную дату Инспекцией в соответствии со ст. 46 НК РФ принято решение № 87999 от 19.07.2017 о взыскании налога, сбора, пени, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика на сумму 143584 руб. 28 коп.

В связи с неисполнением ИП Комлев С.В. требования от 02.11.2017 № 351200 Инспекцией принято решение от 30.11.2017 № 102493 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках.

Для обеспечения исполнения решения от 30.11.2017 № 102493 Инспекций принято решения от 07.02.2021 № 3974 о приостановлении операций по счетам в банке.

Учитывая положения ст. 44, 45, 46, п. 2 ст. 69, 70 НК РФ суд приходит к выводу, что Налоговым органом приняты предусмотренные законом меры по взысканию налоговой задолженности - направлены требования в порядке статьи 69 НК РФ, вынесены решения о взыскании за счет денежных средств в порядке статьи 46 НК РФ.

В отношении доказательств отправки спорных решений о взыскании налоговый орган пояснил, что в соответствии с приказом ФНС России от 02.11.2021 г. № ЕД-7-10-952@ «Об утверждении Перечня документов образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения» срок хранения почтовых отправлений (включая почтовые квитанции и уведомления), утвержденный перечнем документов(ст. 20, пункт С Перечня) составляет 4 года, в связи с чем не представляется возможным представить доказательства отправки спорных решений о взыскании.

При этом, суд принимает во внимание, что Заявитель не представил в материалы дела доказательств, что ему ранее не было известно о вынесении в 2017 г. спорных решений.

Суд также не находит оснований для удовлетворения требования Заявителя о признании спорных помещений снятыми с учета в качестве объектов, облагающихся торговым сбором по следующем основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с пунктом 1 статьи 412 НК РФ объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.

Плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (абзац 1 пункта 2 статьи 416 НК РФ).

Приказом ФНС России от 22.06.2015 NММВ-7-14/249@ "Об утверждении форм и форматов уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также порядка заполнения этих форм" утверждены формы № ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор" (далее - Уведомление по форме № ТС-1) и № ТС-2 "Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор".

При нарушении плательщиком сбора срока подачи уведомления о прекращении использования объекта осуществления торговли (уведомления о прекращении осуществления деятельности, в отношении которой установлен сбор), датой прекращения использования объекта осуществления торговли (датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора) является дата представления в налоговый орган соответствующего уведомления (пункт 8 статьи 416 НК РФ). Пункт 8 статьи 416 НК РФ введен Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ и вступил в силу с 01.01.2020.

Согласно пункту 1 статьи 417 НК РФ если иное не установлено статьей 417 НК РФ, сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения сбором начиная с периода обложения, в котором возник объект обложения сбором, как произведение ставки сбора в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли.

Уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (пункт 2 статьи 417 НК РФ).

В случае представления от уполномоченного органа информации о выявленных объектах обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, налоговый орган направляет плательщику сбора требование об уплате сбора в срок не позднее 8,0 дней со дня поступления указанной информации (абзац 1 пункта 3 статьи 417 НК РФ).

Указанная в требовании сумма сбора исчисляется на основании сведений, представленных уполномоченным органом (абзац 2 пункта 3 статьи 417 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 418 НК РФ нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 статьи 418 НК РФ (далее - уполномоченный орган).

При выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абзац 1 пункта 4 статьи 418 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 216 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 НК РФ, а также пунктами 1.1 и 1.2 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

На основании статьи 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 №62 "О торговом сборе" полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы", утвержденному постановлению Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП, Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы. Акты могут быть обжалованы плательщиком сбора в порядке, установленном законодательствам Российской Федерации. В случае отмены соответствующего акта сведения об этом направляются уполномоченным органом в налоговый орган.

Как следует из фактических обстоятельств по делу, 07.03.2019 Заявитель поставлен на учет в Инспекции в качестве плательщика торгового сбора на основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 22.05.2019 № 28066, поступившего от Департамента экономической политики и развития города Москвы.

Дата возникновения объекта обложении торговым сбором по акту 07.03.2019. Адрес объекта осуществления торговли: 117519, <...>, 2В-7. Сумма торгового сбора за квартал 30 000 рублей.

23.06.2019 в Инспекцию поступил Акт Департамента № 28265 от 31.05.2019 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Дата возникновения объекта обложения торговым сором по Акту 12.03.2019. Адрес объекта осуществления торговли: 117519, <...>, 2А-18. Сумма торгового сбора за квартал 30 000 рублей.

13.01.2021 Заявитель представил уведомление по форме № ТС-1 с признаком «3» по адресу объекта: 117519, <...>, 2В-7 о прекращении использования объекта осуществления торговали.

13.01.2021 Заявитель представил уведомление по форме № ТС-1 с признаком «3» по адресу объекта: 117519, <...>, 2А-18 о прекращении использования объекта осуществления торговали.

На основании вышеизложенного, объекты по адресам: 117519, <...>, 2В-7, <...>, 2А-18 сняты с учета 13.01.2021 на основании представленных ИП Комлевым С.В. уведомлений по форме № ТС-1 с признаком «3».

По актам Департамента от 22.05.2019 № 28066, № 28066, №28265 Инспекцией составлены Акты от 13.08.2020 № 27-12/16251, № 27-12/16251 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесены решения от 12.10.2020 № 27-13/2365 и № 27-13/2354 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В отношении довода Заявителя о том, что на момент прекращения деятельности в оспариваемых актах с 31.03.2019 и 30.09.2019 (даты расторжения договоров субаренды помещений) абзац 3 части 4 статьи 416 НК РФ не действовал, следовательно, обязанности уведомлять налоговый орган в течение пяти дней с даты прекращения осуществления деятельности у ИП Комлева С.В. не было, судом установлено следующее.

Пункт 2 статьи 416 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2020), обязывающий плательщика сбора уведомлять налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения, введен Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Согласно позиции Департамента, изложенной в письме от 13.07.2017 № ДПР- 3-4509/17, до введения абзаца 3 пункта 2 статьи 416 НК РФ плательщики торгового сбора обязаны представлять уведомления о прекращении использования объекта осуществления торговли и уведомления о снятии с учета в течение 5 дней со дня прекращения использования объекта осуществления торговли или прекращения осуществления деятельности плательщиком сбора соответственно.

Аналогичная позиция Департамента была отражена в письме от 7 июня 2016 года № ДПР-3-2129/16.

После прекращения осуществления торговой деятельности на спорных объектах у Заявителя была возможность в соответствии с пунктом 4 статьи 416 НК РФ подать уведомление в налоговый орган о прекращении осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которой установлен сбор.

Между тем, заявитель не воспользовался указанным правом и не подал соответствующее уведомление, что свидетельствует об осуществлении ИП Комлевым С.В. торговой деятельности на спорных объектах без постановки на учет в налоговом органе.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Инспекция правомерно привлекла Заявителя к ответственности за налоговое правонарушение на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.

Учитывая, что Заявитель поставлен на учет в качестве плательщика торгового сбора в соответствии со статьей 416 Кодекса на основании информации, представленной в налоговый орган Департаментом, в компетенцию которого входит контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором, у налогового органа отсутствуют основания для снятия Заявителя с учета в качестве плательщика торгового сбора.

В отношении довода Заявителя о том, что на вышеуказанных объектах не велась торговая деятельность и они использовались исключительно для демонстрации выставочных образцов. Управление обращает внимание на то, что данные обстоятельства не имеют значения при рассмотрении настоящего дела и подлежат исследованию при обжаловании актов уполномоченного органа о выявлении нового объекта обложения торговым сбором. Вместе с тем сведения об оспаривании Заявителем актов Департамента в материалах дела не имеются.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания, предусмотренные статьей 198 АПК РФ, для удовлетворения требований Заявителя.

Учитывая изложенное, требования Комлева Сергея Викторовича не подлежат удовлетворению как необоснованные.

Расходы по госпошлине подлежат возмещению сторонами в порядке ст.110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                             А.П. Стародуб