Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. МоскваДело№А40-120867/2017-65-1174
20 октября 2017г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2017 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующий по делу судья Иканин Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Джафаровым Э.Н., с участием сторон согласно протоколу, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ПАО "ФИО1 ГОК" к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (г. Москва, ОГРН <***>, ИНН <***>) об урегулировании разногласий при заключении договора;
У С Т А Н О В И Л:
ПАО "ФИО1 ГОК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО «РЖД» об урегулировании разногласий при заключении договора № 8-9/79 на эксплуатацию путей необщего пользования ПАО "ФИО1 ГОК" по станции Курбакинская по && 5,9,11, 13, 14, 15, 17, 19, 20 изложив их в редакции истца.
Истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.
Ответчик требования не признал по основаниям изложенным в возражениях.
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив представленные документы, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Параграф 5 Договора:
Редакция ОАО «РЖД»:
Подача вагонов на выставочныепути станции Курбакинская производится по уведомлению,передаваемому но телефону, в порядке, установленном Устном и Правилами перевозок грузов.
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
Подача вагонов на выставочные пути станции Курбакинская производится по уведомлению, передаваемому по телефону, с регистрацией в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погружу или выгрузку формы ГУ-2.В случае, когда операции связанные с очередной подачей вагонов совмещены с операциями по уборке вагонов, очередная подача на железнодорожный выставочный путь, с которого убраны вагоны, производится «Перевозчиком через интервал 2часа с момента уборки предыдущей группы вагонов. В случае, когда операции по уборке вагонов не совмещены с очередной подачей вагонов, очередная подача вагонов на железнодорожный выставочный путь, с которого убраны вагоны, осуществляется в течение 2-х часов после передачи «Перевозчиком» «Владельцу» уведомления о подаче вагонов.
Отказывая в удовлетворении данного требования суд руководствуется следующим.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"(далее по тексту УЖТ РФ) федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожной) транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ).
Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей),грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых пагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
В п. 1.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необшего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. №26, указано, что настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 УЖТ РФ и регулируют взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункту 3.4. Правил эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 26. подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор па эксплуатацию железнодорожного пули необшего пользования или на подачу и уборку вагонов.
В силу п.3.2. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования порядок передачи и приема вагонов, контейнеров устанавливается правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом и правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
В соответствии с пунктом 3.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 26, о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контракта железнодорожного пути необшего пользования, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
Согласно п. 16 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 29 перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем или на железнодорожные выставочные пути при обслуживании грузополучателя локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользованияили пользователя не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении данного требования.
Параграф 9.
Редакция ОАО «РЖД»:
С железнодорожного пути необщего пользования «Владельца» вагоны возвращают «Перевозчику» по уведомлению. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» на железнодорожные выставочные пути станции Курбакинская №№ 3,4,5,6,7,7а.
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
С железнодорожного пути необщего пользования «Владельца» вагоны возвращаются «Перевозчику» по уведомлению. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» на железнодорожные выставочные пути №№ 3,4,5,6,7,7а, 8,9станции Курбакинская порядком, установленным Инструкцией о порядке обслуживания и организацией движения на железнодорожном пути необшего пользования Прием вагонов с железнодорожного пути необщего пользовании «Владельца» на выставочные пути (включая приемосдаточные операции) и их уборка с выставочных путей, осуществляется «Перевозчиком» не позднее чем через 2 часа 53 минуты с момента получения от «Владельца» уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочные пути.
В случае нарушения Перевозчиком указанного срока приема вагонов. Владелец оформляет в двух экземплярах акт общей формы ГУ-23, а данное время простоя вагонов принимается к учету по ответственности Перевозчика.
При нарушении «Перевозчиком» данных условий Перевозчик уплачивает Владельцу штрафв размере, установленном статьей 100 Федерального закона «Устав желе-знодорожного транспорта РФ».
Уборка погруженных вагонов с железнодорожных выставочных путей осуществляется Перевозчиком не позднее чем через 1 час 41 минуту с момент передачи вагонов на выставочных путях. Отправительские маршруты сжелезнодорожного пути необшето пользования выводятся на выставочные путистанции Курбакинская отдельными составами, установленной планом формирования поездов весовой нормы и длины, сформированные в соответствиис требованиями ПТЭ. При наличии у перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов согласно оформленным перевозочным документам».
При этом суд считает установленным, что Единым технологическим процессом работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО "ФИО1 ГОК" и станции примыкания Курбакинская Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 1 октября 2010 года ( утвержденного сторонами) раздел 2 п.2.3.3. и 2.5 абз. 5 определено следующее :" Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на 3,4,5,6,7,7а,8,9 пути станции Курбакинская, являющиеся выставочными для ПАО "ФИО1 ГОК".
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика добавить пути 8 и 9, а в остальной части & 9 оставить в редакции ответчика.
Параграф 11.
Редакция ОАО «РЖД»:
О готовности вагонов к сдаче на выставочные пути станции ФИО1 Рудник «Владелец» передает ответственному работнику «Перевозчика», уведомление по телефонам №№ 9-01-03, 9-02-55,с последующим письменным подтверждением по форме ГУ-26-ВЦ.
Письменное уведомление составляетсяв двух экземплярах, одинэкземпляр с отметкой«Перевозчика» остается у «Владельца».
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
«О готовности вагонов к уборке и сдаче на выставочные пути станции Курбакинская Владелец круглосуточно передает ответственному работнику Перевозчика уведомление потелефону № <***>, с последующим письменным подтверждением по форме (ГУ-26-ВЦ. Письменное уведомление составляется в двух экземплярах. В уведомлении указывается время предъявления (время готовности вагонов на выставочный путь станции Курбакинская, заверенное подписью представителя Владельца. Эти же дата и время указываются в памятке приемосдатчика в графе № 7 «Уведомление о завершении грузовой операции/ возврата на выставочный путь. Факт приема уведомления подтверждается подписью ответственного представителя Перевозчика на экземпляре Владельца».
Ответчик обосновывая свою позицию по спорным параграфам №№ 9 и 11 ссылается на следующее законодательство.
В силу ст.58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы.
Порядок оформления памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов установлены указанием МПС РФ от 27.03.2000 г. №Д-720у «Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами» (далее - указание МПС РФ Д-720у).
В соответствии с пунктом 3.7. указания МПС РФ Д-720у при передаче вагонов на выставочный путь, локомотивам, не принадлежащим железной дороге в графе «Время выполнения операции» «уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь» указывается время окончания приемо-сдаточных операции (но не позднее чем через 30 мин с момента предъявления вагонов).
Согласно п.2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования Договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.
В соответствии п.п.2.6 Инструкции от 21.09.2015 о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ПАО «Михаловский ГОК», примыкающего к ст. Курбакинская (утвержденной ответчиком и согласованной истцом), возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца нажелезнодорожные выставочные пут станции Курбакинская 3.4.5,6.7.7а. Возвращаемые с ж.д. пути необщего пользования вагоны выставляются настанцию Курбакинскакя целыми маршрутами, сформированными и соответствии с ПТЭ, установленной весовой нормы 6500 ти длины, в соответствии спланом формирования но не более 73 вагонов. Порожние вагоны из под выгрузки возвращаются на станцию Курбакинская группами не менее поданных или по мере их выгрузки по уведомлению, при наличии возможности у станции Курбакинская. О готовности вагонов к сдаче на выставочные пути станции Курбакинская станционный диспетчер ОАО «ФИО1 ГОК» передает уведомление маневровому диспетчеру станции Курбакинская по телефону <***>, с последующим письменным подтверждением, с записью в книге уведомлений ГУ-2 (ВЦ). Письменное уведомление составляется в двух экземплярах, один экземпляр с отметкой станции Курбакинская остается у ОАО «ФИО1 ГОК».
Истец в обоснование своей позиции ссылается в иске на следующее:
Слово «сдача», как и «прием», обозначает процесс выполнения приемосдаточных операций, поэтому по тексту договора в редакции Владельца производится уточнение о том, что в данном пункте речь идет о готовности вагонов к уборке с железнодорожного пути необщего пользования.
Режим работы железнодорожного пути необщего пользования в части погрузки, выгрузки вагонов - круглосуточный. В связи с этим, для исполнения обязательств по настоящему договору Перевозчик должен обеспечить круглосуточный прием уведомлений, а в случае отсутствия возможности уборки вагонов (возврату) на выставочные пути, оформление соответствующих документов об удостоверении причин препятствующих этому.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и возврат вагонов с железнодорожного пути необщего пользования производится по уведомлению (часть 4 пункта 3 Правил 26), порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (часть 5 пункта 3 Правил 26), что и предлагается ПАО «ФИО1 ГОК».
Наличие в Договоре условий, регламентирующих порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции позволит исключить риски необоснованного возложения ответственности на ПАО «ФИО1 ГОК» за нахождение на железнодорожных путях общего пользования груженных и порожних вагонов в перевозочном процессе, возникшей в результате созданной перевозчиком ситуации по их задержке в пути следования из-за технологических причин ОАО «РЖД».
При этом, ОАО «РЖД» не несет никакой ответственности за такие задержки по причине отсутствия документального подтверждения вины Перевозчика. Отсутствие четкого порядка передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции позволяет ОАО «РЖД» , при наличии внутренних эксплуатационных проблем, не принимать указанные уведомления и соответственно готовые к уборке вагоны с железнодорожного пути необщего пользования ПАО «ФИО1 ГОК» на выставочные пути станции Курбакинская.
Кроме того, договором, в том числе и в редакции Перевозчика, предусмотрено подтверждение готовности вагонов к уборке на выставочные пути документом, составленным по форме ГУ-26 (ГУ-26-ВЦ), что также не противоречит п.3.7 вышеназванного Указания, в абзаце 2 которого указано, что графа 7 памятки заполняется на основании уведомления в зависимости от порядка подачи уведомления, предусмотренного договором.
Суд соглашается с позицией истца и считает необходимым внести в договор указанный параграф в следующей редакции:
«О готовности вагонов к уборке и сдаче на выставочные пути станции Курбакинская Владелец передает ответственному работнику Перевозчика уведомление потелефону №<***>, с последующим письменным подтверждением по форме (ГУ-26-ВЦ. Письменное уведомление составляется в двух экземплярах. В уведомлении указывается время предъявления (время готовности вагонов на выставочный путь станции Курбакинская, заверенное подписью представителя Владельца. Эти же дата и время указываются в памятке приемосдатчика в графе № 7 «Уведомление о завершении грузовой операции/ возврата на выставочный путь. Факт приема уведомления подтверждается подписью ответственного представителя Перевозчика на экземпляре Владельца».
Параграф 13.
Редакция ОАО «РЖД»:
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона: 7,5 часа».
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
«На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагона:
-в зимний период (с 16 октября по 15 апреля) - 12,3 часа:
-в летний период (с 16 апреля по 15 октября) - 13 часов»
Согласно статье 58 Устава договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необшего пользования должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях ЕТП, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России) от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), предусмотрено, что договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного нуги необщего пользования, а в соответствующих случаях - ЕТП работы железнодорожных путей необщего пользования и станции примыкания.
Указанными договорами устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузкиГрузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Кроме того, в указанных договорах (при среднесуточном грузообороте свыше 100 вагонов) устанавливается максимальная перерабатывающая способность погрузки и выгрузки поосновным родам грузов.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборот вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается МПС России.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил N 26 ЕТП разрабатывается для железнодорожных путей необщего пользования, обслуживаемых локомотивами владельца железнодорожного пути необщего пользования и имеющих среднесуточный грузооборот 100 и более вагонов.
Приказом МПС России от 29.09.2003 N 67 утвержден "Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка технологические сроки оборота вагонов и технологические нормы попытки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов используются перевозчиком, владельцами или пользователями железнодорожного пути необщего пользования при разработке ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания.
Согласно пункта 7 раздела 3 ЕТП (согласованною обеими сторонами Технологический срок оборота вагона на железнодорожном пути необщего пользования установлен в Единого технологическом процессе и составляет 7,5 часа.
С учетом изложенного в удовлетворении данного требования надлежит отказать.
Параграфы 14 и 15.
14.
Редакция ОАО «РЖД»:
«Неоплачиваемое технологическое время, связанное с выполнением операций, относящимся к начально-конечным и включенным в тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом составляет 0 часов на каждый убранный вагон контрагента».
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
"Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подготовкой вагонов под погрузку, с учетом маневровой работы по их подаче на пути подготовки составляет -1,0 час на каждый убранный вагон».
15.
Редакция ОАО «РЖД»:
«Неоплачиваемое технологическое время,связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с чих мест локомотивом «Владельца» составляет 0 часов на каждый убранный вагон контрагента»
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
«Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест локомотивам Владельца составляет 2,24часана каждый убранный вагон».
Приходя к выводу об удовлетворении требования истца по параграфам 14 и 15 суд руководствуется следующим законодательством.
В соответствии со статьей 39 УЖТ, за время нахождения принадлежащих перевозчикувагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно статьи 20 УЖТ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами...
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 УЖТ пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении:
вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им;
контейнеров - грузоотправителями.
2. Вагоны, подаваемые для перевозки насыпных и навалочных грузов, должны иметь исправные кузова, загрузочно-выгрузочные устройства, крышки загрузочных и разгрузочных люков с уплотнениями, исключающими просыпание грузов, а также исправные запорные механизмы и исправные устройства блокировки, предотвращающие открывание люков и дверей без нарушения запорно-пломбировочных устройств, очищенные от остатков ранее перевозимых грузов.
В целях выполнения требований безопасности движения и экологической безопасности при перевозке грузов мелкой фракции перевозчикили грузоотправитель,осуществляющий погрузку груза, обязан обеспечить его сохранность с исключением просыпания в пути следования ( пункт 9 правил 26).
Для выполнения указанных требований, ПАО «ФИО1 ГОК» перед подачей вагонов под погрузку выполняет технологические операции по определению пригодности вагонов для перевозки конкретного груза перевозимого насыпью и осуществляет подготовку вагонов под погрузку конкретного груза перевозимого насыпью. Производится заделка конструктивных зазоров люков и дверей, очистка вагонов от остатков ранее перевозимых грузов.
Так как ПАО «ФИО1 ГОК» выполняет технологические операции по подготовке вагонов в том числе и принадлежащих перевозчику, что является обязанностью ОАО «РЖД», соответственно на основании ст.58 УЖТ время на выполнение этих операций должно быть исключено из оплачиваемого времени пользования вагонами. ( корректировка ЕТП п 7.)
Согласно статьи 62 УЖТ РФ, вносимая в соответствии со статьей 39 настоящего Устава грузоотправителями, грузополучателями перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами в случае подачи их на железнодорожные пути необщего пользования и локомотивами, принадлежащими перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов, контейнеров к месту погрузки, выгрузки грузов до момента получения перевозчиком от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов, контейнеров к уборке.
Владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Технологическое время затрачиваемое ПАО «ФИО1 ГОК» на операции связанные с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест составляет 2,24 часа на каждый убранный вагон (корректировка ЕТП п 8.) На основании ст. 62 УЖТ указанное технологическое время должно быть исключено перевозчиком из оплачиваемого.
Параграф 17.
Редакция ОАО «РЖД»:
«На условиях настоящего Договора вагоны подаются: нет.»
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
«Контрагенты, которым подаются вагоны на условиях настоящего договора: АО «Железногорский кирпичный завод».
АО «Железногорский кирпичный завод» является дочерним предприятием ПАО «ФИО1 ГОК». Отношения между АО «Железногорский кирпичный завод» и ПАО «ФИО1 ГОК» регулируются заключенным между ними договором. № 170345 от 21.02.2017.
С учетом ст. 60 "УЖТ" суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования истца.
Параграф 19.
Редакция ОАО «РЖД»:
- платуза нахождениена железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров (далее - вагоны, контейнеры), которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от «Владельца», грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы ((Перевозчика», связанные с таким нахождением и вслучаях, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. № 127-т/1.
При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23. ГУ-23ВЦ) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД».
Размер платы, установленный настоящим пунктом, может быть изменен с учетом индексации цен на услуги, оказываемые ОАО «РЖД». В случае изменения компетентными органами РФ ставок Тарифною руководства, перерасчет причитающейся «Перевозчику», суммы производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уведомлением «Владельца».
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
пункт исключить.
Согласно ч.11 ст.39 Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"(далее УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общею пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела кнарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транс портом.
В ч.12 ст.39 УЖТ РФ указано, что если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путяхобщего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу ч.17 ст.39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, и в соответствии со статьями 4 и 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», статьей 6 ФЗ «О естественных монополиях» в его отношении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляется ценовое регулирование его деятельности, посредством установления цен (тарифов), а также правил их применения.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (вступившим в силу с 07.06.2015 г.) была утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также внесены изменения и дополнения в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 35/12".
В силу ч.19 ст.39 УЖТ РФ Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
С учетом изложенного данное требование истца удовлетворению не подлежит.
Параграф 20.
Редакция ОАО «РЖД»:
«Сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный счет ОАО «РЖД»по месту нахождения Московского ТЦФТО, в соответствии с условиями Договора на организацию расчетов от 07.11.2015 г. № 1026/8-С-13-Э, код ЕЛС 1000180694 0625.
Индексация сборов и платы производится на основании постановления Федеральной антимонопольной службы РФ (основание статья 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»),решений Правления ОАО «РЖД» Списание всех причитающихся железной дороге сборов и платы производится с лицевого счета «Владельца» в счет имеющейся предоплаты за перевозку грузов.
Сборы, платы и штрафы, в отношении которых предусмотрено государственное регулирование размера и порядка их оплаты, утверждаются компетентными органами Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. № 941 упразднена Федеральная служба по тарифам и утверждены Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций».
В случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования, условии начисления сборов, плат, штрафов, порядок их оплаты и др. в настоящий Договор вносятся соответствующие изменения.
При изменении размера платы, установленной настоящим пунктом, перерасчет, причитающийся «Перевозчику» суммы, производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уведомлением «Владельца», грузоотправителя и грузополучателя.
Новые условия применяются с момента вступления в силу соответствующих актов.
В случае отмены государственного регулирования сборов, плат, штрафов, предусмотренных настоящим Договором, стороны обязуются в течение 30 (тридцати) дней смомента наступления данного события согласовать, размер ставок соответствующих сборов, плат, штрафов путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Договору.»
Редакция ПАО «ФИО1 ГОК»:
«Сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам обшей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный счет ОАО «РЖД» по месту нахождения Московского ТЦФТОсоответствии с условиями Договора на организацию расчетов от 30. 12.2013 г. № 1026/ ТЦФТО-С-13-Э, код ЕЛС100180694/0625.
Индексация сборов и платы производится на основании постановления Федеральной антимонопольной службы РФ (основание статья 8 Федерального закона от 10 января 2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Списание всех причитающихся железной дороге сборов и платы производится на основании подписанных обеими сторонами без разногласии актов оказанных услуг с лицевого счета «Владельца» в счет имеющейся предоплаты за перевозку грузов.
Сборы, платы и штрафы, в отношении которых предусмотрено государственное регулирование размера и порядка их оплаты, утверждаются компетентными органами Российской Федерации.
В случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, условий начисления сборов, плат, штрафов, порядок их оплаты и др. в настоящий Договор вносятся соответствующие изменения
При изменении размера платы, установленной настоящим пунктом, перерасчет, причитающийся «Перевозчику» суммы, производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения кдоговору, с уведомлением «Владельца», грузоотправителя и грузополучателя.
Новые условия применяются с момента вступления в силу соответствующих актов.
В случае отмены государственною регулирования сборов, шип. штрафом, предусмотренных настоящим Договором, стороны обязуются в течение 30 (тридцати) дней с момента наступления данного события согласовать размер ставок соответствующих сборов,плат, штрафов путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Договору».
Между ОАО «РЖД» и ОАО «ФИО1 ГОК» заключено Соглашение об организации расчетов.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. № 941 упразднена Федеральная служба по тарифам и утверждены Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере-деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций».
В соответствии с телеграфным указанием ОАО «РЖД» от 06.07.2015 г. № ИСХ-8287/ЦФТО в договор включено условие, связанное с внесением в договор изменений в случае издания компетентными органами РФ нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Между тем в указанном пункте ответчик неправильно сослался на номер Договора на организацию расчетов указав его от 07.11.2015 г. № 1026/8-С-13-Э, при этом правильный договор является от 30. 12.2013 г. № 1026/ ТЦФТО-С-13-Э, в связи с чем в данной части пункт подлежит изменению, а в остальной части в редакции ответчика.
Также при рассмотрении указанного спора, суд исходит из следующего.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ по общему правилу условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом, отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию ОАО «РЖД» расходов на содержание инфраструктурной составляющей и является платой за одну из оказываемых ответчиком услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
В соответствии со ст. 423 ГК РФ, договор предполагается возмездным, если из закона, правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
Таким образом, услуга, оказываемая юридическим лицом, должна быть оплачиваема, то есть действует презумпция возмездности договора.
Согласно п.2 ст. 8 ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ», тарифы, сборы и плата, не регулируемые в соответствии с п.1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" указано, что ....При определении содержания конкретного пункта договора стороны должны руководствоваться требованиями законности, разумности договорного условия и его справедливости для всех сторон договора, реальности исполнения договорного условия в расчете на добросовестность участников гражданского оборота.
руководствуясь ст. ст. 71, 75, 106,110, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора между ПАО «ФИО1 ГОК» и ОАО "РЖД" при заключении договора № 8-9/79 на эксплуатацию путей необщего пользования ПАО "ФИО1 ГОК" по станции Курбакинская.
Изложить параграф 9 в следующей редакции:
"С железнодорожного пути необщего пользования «Владельца» вагоны возвращают «Перевозчику» по уведомлению. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом «Владельца» на железнодорожные выставочные пути станции Курбакинская №№ 3,4,5,6,7,7а, 8,9."
Изложить параграф 11 в следующей редакции:
«О готовности вагонов к уборке (сдаче) на выставочные пути станции Курбакинская Владелец передает ответственному работнику Перевозчика уведомление по телефону № <***>, с последующим письменным подтверждением по форме (ГУ-26-ВЦ). Письменное уведомление составляется в двух экземплярах. В уведомлении указывается время предъявления (время готовности вагонов на выставочный путь станции Курбакинская), заверенное подписью представителя Владельца. Эти же дата и время указываются в памятке приемосдатчика в графе № 7 «Уведомление о завершении грузовой операции/возврата на выставочный путь. Факт приема уведомления подтверждается подписью ответственного представителя Перевозчика на экземпляре Владельца».
Изложить параграф 14 в следующей редакции:
«Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подготовкой вагонов под погрузку, с учетом маневровой работы по их подаче на пути подготовки составляет -1.0 час на каждый убранный вагон».
Изложить параграф 15 в следующей редакции:
«Неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест локомотивам Владельца составляет 2,24 часана каждый убранный вагон».
Изложить параграф 17 в следующей редакции:
«Контрагенты, которым подаются вагоны на условиях настоящего договора: АО «Железногорский кирпичный завод».
Изложить параграф 20 в следующей редакции:
«Сборы, плата и штрафы вносятся установленным порядком, согласно ведомостям подачи и уборки вагонов, актам общей формы и накопительным ведомостям на подсобный расчетный счет ОАО «РЖД»по месту нахождения Московского ТЦФТО, в соответствии с условиями Договора на организацию расчетов от 30.12.2013 г. № 1026/ТЦФТО-С-13-Э, код ЕЛС 1000180694 0625.
Индексация сборов и платы производится на основании постановления Федеральной антимонопольной службы РФ (основание статья 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»),решений Правления ОАО «РЖД» Списание всех причитающихся железной дороге сборов и платы производится с лицевого счета «Владельца» в счет имеющейся предоплаты за перевозку грузов.
Сборы, платы и штрафы, в отношении которых предусмотрено государственное регулирование размера и порядка их оплаты, утверждаются компетентными органами Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. № 941 упразднена Федеральная служба по тарифам и утверждены Правила принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций».
В случае издания компетентными органами Российской Федерации нормативных правовых и иных актов, изменяющих условия эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования, условии начисления сборов, плат, штрафов, порядок их оплаты и др. в настоящий Договор вносятся соответствующие изменения.
При изменении размера платы, установленной настоящим пунктом, перерасчет, причитающийся «Перевозчику» суммы, производится агентом МТЦФТО, без заключения дополнительного соглашения к договору, с уведомлением «Владельца», грузоотправителя и грузополучателя.
Новые условия применяются с момента вступления в силу соответствующих актов.
В случае отмены государственного регулирования сборов, плат, штрафов, предусмотренных настоящим Договором, стороны обязуются в течение 30 (тридцати) дней смомента наступления данного события согласовать, размер ставок соответствующих сборов, плат, штрафов путем подписания дополнительного соглашения к настоящему Договору.»
Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ПАО "ФИО1 ГОК2 государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
СУДЬЯ Иканин Д.В.