ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-120929/13 от 15.11.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-120929/13

33-991

20 декабря 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 20 декабря 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Ласкиной С. О., (шифр судьи 33-991)

при ведении протокола судебного заседания, секретарем Порфирьевой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ООО «Группа Ренессанс Страхование»

к Банк России

об оспаривании постановления от 05.07.2013 года №73-13-443/пн

при участии представителей

от заявителя: ФИО1 по дов. №2013/337 от 19.02.13 г.;

от ответчика: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ООО «Группа Ренессанс Страхование» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР России в ЦФО (далее – административный орган) от 05.07.2013 № 73-13-443/пн о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 73-13-352/АП, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, вмененное заявителю правонарушение выразилось в том, что общество в нарушение пункта 2 Постановления № 667, пунктов 4,7 Требований № 667, пунктов 3, 8, 10 Положения №203, пунктов Е.5, Е.6.1 Правил внутреннего контроля № 16-1, не организовало должным образом внутренний контроль в части организации обучения штатных сотрудников.

В обоснование заявленных требований ООО «Группа Ренессанс Страхование» ссылается на отсутствие события и состава административного правонарушения и вины общества.

В ходе судебного заседания представитель ООО «Группа Ренессанс Страхование» поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, со ссылкой на незаконность и необоснованность оспариваемого постановления.

В ходе судебного разбирательства по делу определением суда от 09.10.2013 г. по настоящему делу произведена замена ответчика РО ФСФР по ЦФО на его правопреемника - Банк России.

Банком России представлен отзыв на заявление, заверенные копии материалов дела об административном правонарушении № 73-13-352/АП.

Согласно отзыву, Банк России возражает против удовлетворения заявленных требований, приводя доводы о законности и обоснованности оспариваемого постановления в связи с доказанностью вины ООО «Группа Ренессанс Страхование» в совершенном административном правонарушении, наличием события и доказанностью состава вмененного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Также, по мнению Банка России, в процессе производства по делу об административном правонарушении № 73-13-352/АП процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления, допущено не было, права лица, привлеченного к административной ответственности, нарушены не были, все гарантии были предоставлены.

Представитель административного органа, надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения судебного заседания, в заседание не явился.

Дело рассмотрено в отсутствие административного органа в соответствии с требованиями ст. 123, 156, ч. 2 ст. 210 АПК РФ.

В ходе судебного заседания 11.11.2013 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.11.2013 г., о чем имеется соответствующая запись в протоколе судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Срок обращения в суд с заявлением об обжаловании решения о привлечении к административной ответственности, предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем не пропущен.

ООО «Группа Ренессанс Страхование» осуществляет страховую деятельность на основании лицензии Федеральной службы страхового надзора на осуществление страхования № С 1284 77 от 13.02.2006.

Как следует из материалов дела, на основании Приказа РО ФСФР России в ЮФО от 22.01.2013 №58-13-11/пз О проведении плановой проверки деятельности страховой организации ООО «Группа Ренессанс Страхование» в лице филиала в г. Ростов-на-Дону, РО ФСФР России в ЮФО была проведена плановая проверка в период с января по декабрь 2012 года о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам плановой проверки деятельности страховой организации ООО «Группа Ренессанс Страхование» был составлен акт №58-13-15-85/АК ДСП от 26.03.2013, в котором зафиксированы нарушения, в том числе не исполнения Закона №115-ФЗ, в части наличия разработанных, утвержденных и согласованных Правил внутреннего контроля.

10.06.2013 уполномоченным должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в ЮФО) в отношении ООО «Группа Ренессанс Страхование» составлен протокол об административном правонарушении № 58-13-277/пр-ап, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и направлен в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 22.2, ст. 23.47, ст. 28.8, ст. 29.5 КоАП РФ в РО ФСФР России в ЦФО для рассмотрения по подведомственности.

Протокол от 10.06.2013 № 58-13-277/пр-ап был составлен в присутствие представителя ООО «Группа Ренессанс Страхование» по доверенности от 06.06.2013 № 2013/960 Молчановой Ю.В.

05.07.2013 г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 73-13-352/АП, в отношении заявителя было вынесено оспариваемое постановление № 73-13-443/ПН о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено и оспариваемое постановление от 05.07.2013 № 58-13-277/пр-ап было вынесено в присутствие представителя ООО «Группа Ренессанс Страхование» по доверенности от 08.02.2013 № 2013/251 ФИО2

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении заявителя составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами РО ФСФР России в ЦФО в пределах компетенции административного органа.

В соответствии с п. 1 «Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717 (далее - Положение о ФСФР) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) являлась федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

В соответствии с п. 4 Положения о ФСФР Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляло свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии со ст. 23.47 КоАП РФ и на основании п. 2.1.5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.10.2011 № 11-47/пз-н, п. 2.1.5 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 27.06.2012 №12-192/пз, РО ФСФР России в ЦФО рассматривало дела об административных правонарушениях, отнесенные в соответствии с КоАП РФ к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области рынка ценных бумаг, а также применяло меры ответственности, установленные административным законодательством.

Срок, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не превышен.

В соответствии с частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Наличие объяснений заявителя является одним из источников доказательств по делу согласно ст. 26.2 КоАП РФ.

Согласно положениям ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В соответствии с положениями п. 24 и 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).

Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).

В соответствии с ч. 1-3 ст. 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол от 10.06.2013 № 58-13-277/пр-ап был составлен в присутствие представителя ООО «Группа Ренессанс Страхование» по доверенности от 06.06.2013 № 2013/960 Молчановой Ю.В.

Дело об административном правонарушении было рассмотрено и оспариваемое постановление от 05.07.2013 № 58-13-277/пр-ап было вынесено в присутствие представителя ООО «Группа Ренессанс Страхование» по доверенности от 08.02.2013 № 2013/251 ФИО2

Установленный КоАП РФ порядок привлечения Общества к административной ответственности также соблюден, гарантии защиты Обществу как лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечены.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 и 28.2 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности (ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5, 29.7 КоАП РФ).

Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении Общества к административной ответственности, судом не установлено.

Как следует из текста оспариваемого постановления, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом были установлены следующие обстоятельства: в период с 30.11.2011 по 09.03.2012 в ООО «Группа Ренессанс Страхование» действовала редакция 8.0 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 30.11.201 1 № 106-1/1. В период с 10.03.2012 по настоящее время в ООО «Группа Ренессанс Страхование» действует редакция 9.0 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и от 10.03.2012 № 16-1.

Страховщик в нарушение пункта 2 Постановления № 667 не привел Правила внутреннего контроля в редакции от 10.03.2012 № 16-1 (далее - Правила внутреннего контроля №1 6-1) в соответствие с требованиями, утвержденными данным Постановлением.

Так, в нарушение пунктов 4, 7 Требований № 667, согласно которым Правила внутреннего контроля включают в себя программу, определяющую организационные основы осуществления внутреннего контроля, и разработанную с учетом определенных условий, в Правилах внутреннего контроля № 16-1 отсутствует программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля.

В нарушение пункта 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 203 (далее - Положение № 203), пункта Е.5 Правил внутреннего контроля № 16-1. Страховщиком не проведены дополнительные инструктажи после вступления в силу Постановления № 667, а также утверждения новой редакции Правил внутреннего контроля № 16-1.

В нарушение требований пункта 3 Положения № 203 перечень сотрудников филиала Страховщика, которые обязаны проходить; обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (пункт Е.2. Правил внутреннего контроля), не включает заместителя руководителя филиала Страховщика.

В нарушение требований пункта 10 Положения № 203, пункта Е.6.1. Правил внутреннего контроля № 16-1, согласно которым однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти, из; числа сотрудников, указанных в пункте 3 Положения № 203: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации), обучение в форме целевого инструктажа не прошел юрист филиала Страховщика.

Таким образом, административный орган пришел к выводу о том, что нарушение пункта 2 Постановления № 667, пунктов 4,7 Требований № 667, пунктов 3, 8, 10 Положения №203, пунктов Е.5, Е.6.1 Правил внутреннего контроля № 16-1, Страховщиком не организован должным образом внутренний контроль в части организации обучения штатных сотрудников.

Поскольку, в ходе проверочных мероприятий не было установлено фактов совершения Страховщиком операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, и подлежащих контролю в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 №103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок», указанные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении Страховщиком требования законодательства о ПОД/ФТ, в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшем непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и у административного органа возникли подозрения, что они осуществляются в целях ПОД/ФТ, в связи с чем административным органом были усмотрены состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон) для целей Федерального закона используются, в том числе следующие основные понятия:

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля - совокупности принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе относятся организация и осуществление внутреннего контроля и иные меры, принимаемые в, соответствии с федеральными законами.

Статьёй 5 Федерального закона установлено, что страховые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются руководителем организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 № 667 (вступило в силу 17.07.2012) (далее - Постановление № 667) утверждены требования к правилам внутреннего контроля разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) (далее - Требования № 667), а также установлено, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим постановлением, в течение одного месяца.

Согласно пункту 3 Положения № 203 в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, включаются руководитель организации; руководитель филиала организации; заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии); сотрудники: службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

В соответствии с ч. 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательства, из которых бы неопровержимо следовало, что правонарушение совершено именно ООО «Группа Ренессанс Страхование» и имело виновное противоправное поведение указанного лица, в материалы дела не представлено и РО ФСФР России в ЦФО не доказано.

Подозрения сотрудников административного органа, возникшие в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, о том, что Страховщиком осуществляются операции, подлежащие обязательному контролю, либо об операции, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляются в целях ПОД/ФТ, не могут быть признаны безусловным основанием для установления в действиях (бездействии) общества состава и события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, оспариваемое постановление не мотивировано и не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, все обстоятельства, подлежащие выяснению в отношении заявителя в силу ст.26.1 КоАП РФ, в данном случае не выяснены.

Согласно статьям 3, 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях; документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля и сохранять ее конфиденциальный характер.

Как следует из Протокола об административном правонарушении и оспариваемого Постановления о назначении административного наказания: в нарушение пункта 2 постановления Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", Общество не привело Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в редакции 9.0, утвержденные приказом Генерального директора Общества от 10.03.2012 г. №16-1 (далее - Правила внутреннего контроля №16-1) в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667.

Так, в нарушение пунктов 4, 7 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667, согласно которым правила внутреннего контроля включают в себя программу, определяющую организационные основы осуществления внутреннего контроля, и разработанную с учетом определенных условий, в Правилах внутреннего контроля №16-1 отсутствует программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля.

Суд не может согласиться с данным выводом административного органа в виду следующего.

В соответствии с пунктом 7 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденных постановления Правительства РФ от 30.06.2012 г. №667, программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующих условий: в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" назначается специальное должностное лицо; в организации (с учетом особенностей ее структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями) может быть сформировано или определено структурное подразделение, выполняющее функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; программа содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии), порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации правил внутреннего контроля.

В Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма (редакция 9.0), утвержденные приказом Генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование» №16-1 от 10.03.2012 г. не вносились изменения после вступления в силу постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 по следующей причине:

Правила внутреннего контроля (редакция 9.0.), утвержденные Приказом Генерального директора от 10.03.2012 № 16-1, а также другие внутренние документы Общества содержат исчерпывающие положения по вопросу организации внутреннего контроля и соответствуют требованиям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 N667.

Программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля, предусмотренная постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, фактически раскрыта в следующих разделах Правил внутреннего контроля № 16-1:

1. раздел 2 Правил внутреннего контроля № 16-1 «Организация работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данный раздел содержит положения о назначении Специального должностного лица, его подчиненности, обязанностях, о роли сотрудников в сфере ПОД/ФТ, о порядке взаимодействия с Росфинмониторингом при отправке сообщений.

2. раздел 3 Правил внутреннего контроля № 16-1 «Программы осуществления внутреннего контроля».

Данный раздел содержит детальное описание системы внутреннего контроля и порядка взаимодействия структурных подразделений Общества по каждому из направлений внутреннего контроля.

3. раздел 5 Правил внутреннего контроля № 16-1 «Порядок представления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю».

Данный раздел содержит описание порядка взаимодействия структурных подразделений при выявлении операций, подлежащих контролю.

4. Должностная инструкция специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля (Приложение №1 к Правилам внутреннего контроля № 16-1).

Данный документ содержит описание порядка назначения специального должностного лица, его права, обязанности и ответственность.

Кроме того, Обществом разработан и утвержден ряд внутренних документов, направленных на реализацию программы, определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля, а именно: Приказ от 27.02.2012 №13-2 «О назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля» (приложение №38 к настоящим Возражениям); Приказ от 28.02.2012 №13-2/2 «О назначении исполняющего обязанности специального должностного лица, ответственного за соблюдение Правил внутреннего контроля»; Приказ от 22.12.2010 №157 «О мерах по реализации отдельных положений Правил внутреннего контроля; Приказ от 22.12.2010 №158 «О назначении сотрудников филиалов, ответственных за мониторинг и выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма» (с изменениями и дополнениями). Содержит описание обязанностей сотрудников филиалов, ответственных за ПОД/ФТ. Приказ от 22.12.2010 №159 «Об организации финансового мониторинга операций (сделок), подлежащих обязательному контролю».

Указанные выше внутренние документы Общества соответствуют требованиям пунктов 4, 7 постановления Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, в части организации внутреннего контроля.

На основании вышеизложенного, со стороны Общества отсутствуют нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку Правила внутреннего контроля №16-1 и другие внутренние документы Общества соответствовали требованиям, изложенным в постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 N 667, и не нуждались в дополнительной доработке.

Как следует из Протокола об административном правонарушении и оспариваемого Постановления о назначении административного наказания: в нарушение пункта 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30.08.2010 г. №203 (далее - Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203), перечень сотрудников филиала Общества, которые обязаны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, пункт Е.2. Правил внутреннего контроля №16-1, не включает заместителя руководителя филиала Общества.

В соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203, в перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ включен «заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Штатное расписание филиала ООО «Группа Ренессанс Страхование» в г. Ростов-на- Дону не предусматривает должности заместителя руководителя филиала, курирующего вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В штате филиала с 01.12.2011 г. состоит Заместитель директора филиала по безопасности ФИО3. Он, согласно Приказу от 10.04.2012 №23, был назначен лицом, ответственным за мониторинг и выявление операций, подлежащих контролю. После чего ФИО3 прошел вводный инструктаж и получил Свидетельство о прохождении вводного инструктажа от 10.04.2012 г. Срок прохождения дополнительного инструктажа для ФИО3, на момент проведения проверки РО ФСФ России в ЮФО в январе 2013 г., не наступил.

Как следует из Протокола об административном правонарушении и Постановления по делу об административном правонарушении: в нарушение требований пункта 10 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203, пункта Е.6.1. Правил внутреннего контроля №16-1, обучение в форме целевого инструктажа не прошел юрист филиала Страховщика.

Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. N 203 предусматривает, что однократное обучение в форме целевого инструктажа должны пройти «руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации)».

Таким образом, юрист филиала не входит в перечень сотрудников, обязанных проходить целевой инструктаж.

В штате филиала состоит юрист Молчанова Юлия Викторовна. В 2012 году она проходила дополнительный инструктаж после утверждения Приказом Генерального директора от 10.03.2012 № 16-1 новой редакции Правил внутреннего контроля. Срок прохождения очередного дополнительного инструктажа для Молчановой Ю.В., на момент проведения проверки РО ФСФР России в ЮФО в январе 2013 г., не наступил.

Таким образом, административным органом не доказано наличие нарушений со стороны общества законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах в действиях (бездействии) заявителя не доказан состав вмененного ему правонарушения, а также вины заявителя в этом правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно п. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ч. 1 ст. 15.27 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, ст.ст. 1.5, 2.1, 23.1, 25.4., 25.5, 26.1, 26.2, 26.3, 26.11, 28.2.-28.5, 29.5-29.10, 30.1-30.8 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 16 170, 176, 209, 210 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление РО ФСФР России в ЦФО от 05.07.2013 года №73-13-443/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.15.27 Ко АП РФ общество с ограниченной ответственностью «Группа Ренессанс Страхование», расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

С.О.Ласкина