ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-121028/11 от 17.01.2012 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

25 января 2012 г.

Дело № А40-121028/11

92-1051

Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 января 2012 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.,

при ведении протокола судебного секретарем Себельдиной Д.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Агропремьер»

к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительству Москвы

об оспаривании приказа от 07.09.2011 №995 и градостроительного плана земельного участка №RU77-226000-003321 в части, пункта 33 решения градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, оформленного протоколом №35 от 18.08.2011 г., обязании устранить допущенные нарушения прав

с участием:

от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 28.09.2011г. № б/н.;

от Москомархитектуры: ФИО2 представитель по доверенности от 26.01.2010г. № 001-03-62/1;

от Правительства Москвы: ФИО3 представитель по доверенности от 24.11.2011г. № 4-47-82223/1-1;

УСТАНОВИЛ:

ООО «АгроПремьер» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительству Москвы с заявлением:

1. О признании незаконным приказ Комитета по архитектуре и градостроительству № 995 от 07.09.11г. и Градостроительный план земельного участка № RU77-226000-003321 в части:

- несоответствия форме ГПЗУ, утвержденной Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.11г. №207;

- преамбулы, а именно: даты обращения ООО «АгроПремьер»;

- чертежа ГПЗУ, а именно: отсутствия обозначения минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства и отсутствия обозначения мест допустимого размещения объекта,

- Раздела 3, а именно:

а) указания основных видов разрешенного использования земельного участка;

б) заполнения таблицы «предельные... размеры земельных участков объектов кап. строительства, в т.ч. площадь»;

в) заполнения строк: максимальный размер застройки в границах земельного
 участка, предельное количество этажей или предельная высота зданий;

г) указания на то, что архитектурно-градостроительное решение объекта
 капитального строительства подлежит обязательному рассмотрению Архитектурным
 советом города Москвы.

2. О признании незаконным п. 33 Решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, оформленного Протоколом заседания № 35 от 18.08.2011г.

3. Об обязании Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы внести изменения в градостроительный план земельного участка по адресу: <...>, кадастровый номер 77:06:0009007:1001, изготовив его по форме, утвержденной Приказом министерства регионального развития РФ от 10.05.2011г. № 207, указав в нем следующую информацию:

- в преамбуле указать: «Градостроительный план земельного участка подготовлен на основании заявления Общества с ограниченной ответственностью «АгроПремьер» от 25.01.2011г.».

В разделе 1 «Чертеж градостроительного плана» указать:

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, с учетом минимальных отступов, предусмотренных действующим законодательством РФ;

- места допустимого размещения объекта капительного строительства.

В разделе 2 «Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства» указать: «проектирование, строительство и последующая эксплуатация объекта торгово-бытового назначения».

В пункте 2.2. указать название объекта капитального строительства: «объект торговли».

В пункте 2.2.1. указать предельные размеры земельных участков и объектов капитального строительства на земельном участке, включающие параметры общей площади застройки - 541 кв. м и площади здания - 795 кв. м.

В пункте 2.2.2. указать предельное количество этажей - 2, верхняя отметка объекта -9,6 м.

Заявление ООО «АгроПремьер» мотивировано тем, что полученный обществом ГПЗУ не соответствует требованиям, предъявляемым градостроительным законодательством. При подготовке ГПЗУ Москомархитектурой совершены неправомерные действия, которые противоречат положениям ст. 44 ГрК РФ и нормам ГПЗУ, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011г. № 207.

Представители Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура) и Правительства Москвы против заявления возражали по доводам, изложенным в отзыве, указали, что ГПЗУ соответствует положениям ст. 44 ГрК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, ООО «АгроПремьер» является победителем конкурса по определению заказчиков-инвесторов по строительству магазинов шаговой доступности на территории ЮЗАО (Протокол № 2 от 18.02.04г., утвержденный заместителем префекта ЮЗАО 03.03.2004г. Пунктом 2 Протокола окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию ЮЗАО г. Москвы предписано рассмотреть и выдать решение фирмам-победителям на право разработки исходно-разрешительной документации (ИРД). Как следует из Выписки из протокола № 11 от 25.03.2004г. заседания комиссии, ООО «АгроПремьер» обязали выполнить предпроектные проработки строительства объекта торговли.

На регламентной комиссии у главного архитектора города Москвы по рассмотрению ИРД предпроектное предложение было рассмотрено. Решением данной комиссии согласована разработка ИРД на размещение объекта со следующими технико-экономическими показателями (ТЭП): площадь отводимого участка - 0,1га, площадь застройки - 541 кв. м, общая площадь - 795 кв. м (Выписка из протокола № 33 от 12.11.04г.

В период 2005 - начало 2006 года ООО «АгроПремьер» были получены заключения и согласования, в том числе: экспертное заключение ГУП «Московский центр пожарной безопасности» от 07.10.2005г., акт обследования земельного участка, в котором сказано, что участок не предоставлен под благоустройство от 17.10.05г., заключение Управления гражданской защиты Москвы от 21.10.05г., санитарно-эпидемиологическое заключение от 22.02.06 г.

21.03.2006г. решением Архитектурно-планировочной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры согласовано размещение объекта  с использованием 2 этажа под магазин шаговой доступности с указанными ТЭП для последующего оформления Акта разрешенного использования (Выписка из протокола № 10).

Департаментом природопользования и охраны окружающей среды подготовлено заключение, из которого следует, что при строительстве проектируемого объекта изменение градостроительных параметров территории не предвидится: обеспечение нормируемыми элементами территории существующей жилой застройки будет соответствовать требованиям МГСН 1.01-99 и что по экологическим требованиям участок пригоден для строительства магазина шаговой доступности (№ 06-14-4990/6 от 26.05.06г.)

Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве подготовлено заключение по отводу земельного участка под строительство о пригодности земельного участка для разработки строительства магазина шаговой доступности (№ 10-16/301 от 05.07.2006г.)

Департаментом земельных ресурсов согласованы материалы градостроительства (заключение от 14.07.06г.)

28.12.06г. ГлавАПУ Москомархитектуры подготовлено заключение о соответствии размещаемого объекта (с вышеуказанными параметрами) установленным градостроительным требованиям и регламентам использования территории (№03-06-0616-05/302-06). В Приложении к градостроительному заключению указано место размещения объекта (Эскиз № 1).

Распоряжением Префекта ЮЗАО г. Москвы от 26.07.2007г. № 1259-РП утвержден Акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) от 25.05.2007г № А-3829/03 для осуществления строительства, реконструкции объекта торгово-бытового назначения магазина шаговой доступности по адресу: Новоясеневский просп., вл. 17/50.  Параметры участка и строящегося объекта соответствуют ранее указанным.

04.10.07г. Окружная комиссия по предоставлению земельных участков приняла решение о согласовании проекта границ земельного участка, предоставляемого обществу (выписка из протокола № 36 ).

Распоряжением ДЗР города Москвы № 1027 от 29.12.07г. утвержден проект границ земельного участка по адресу: Новоясеневский просп., вл. 17/50, предоставляемого ООО «АгроПремьер» для проектирования, строительства и последующей эксплуатации объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения - магазина шаговой доступности. За счет общества были осуществлены геодезические работы, и участок поставлен на кадастровый учет.

На основании решения Арбитражного суда г.Москвы от 24.06.2010г. по делу №А40-42712/10-106-211 между ДЗР г.Москвы и ООО «АгроПремьер» заключен договор аренды земельного участка № М-06-035010 от 03.11.10 года, который был зарегистрирован 31.12.10г. Управлением Росреестра по Москве за № 77-77-14/019/2010-564.

Согласно п. 4.3. Договора аренды ООО «АгроПремьер» обязано в месячный срок после регистрации Договора заказать в Москомархитектуре разработку ГПЗУ.

Пунктом 4.7. Договора установлена обязанность заявителя в срок до 31 декабря 2012 года осуществить строительство объекта со следующими технико-экономическими показателями: общая площадь объекта - 795 кв. м, этажность - 2 этажа.

ООО «АгроПремьер» было подано заявление о выдаче ГПЗУ, которое зарегистрировано за № 001-ГПЗУ-119/1.

Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 07.09.2011г. № 995 утвержден ГПЗУ № RU77-226000-003321.

По мнению заявителя, полученный документ не соответствует утвержденной форме градостроительного плана. ГПЗУ от 07.09.11г. подготовлен по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005г. № 840, которое утратило силу 14.07.2011г.   План должен быть подготовлен по форме, утвержденной Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011г. № 207.

ООО «АгроПремьер» указывает, что ГПЗУ не соответствует по содержанию имеющимся документам, подготовленным в отношении данного земельного участка и поименованным выше, а именно:

1) на первом листе ГПЗУ указано, что план подготовлен на основании обращения общества от 12.01.2011г. В действительности, дата обращения - 25.01.2011г.

2) в Разделе 1 «Чертеж градостроительного плана» должны быть указаны

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства,

- места допустимого размещения зданий. Этой информации в представленном ГПЗУ нет.

3) в Разделе 2 действующей формы ГПЗУ должна быть указана информация о
 разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. Эта информация содержится в разделе 3 полученного обществом ГПЗУ, но она не основана на подготовленных ранее документах, составленных с учетом действующих градостроительных норм, норм земельного и гражданского законодательства.

Так, в части основного вида разрешенного использования земельного участка указано «озеленение», в то время как должно быть: «проектирование, строительство и последующая эксплуатация объекта торгово-бытового назначения».

В части указания требований к параметрам и размещению объекта капитального строительства вообще указано на невозможность строительства какого-либо объекта на арендованном под цели строительства участке. Основанием для такого заполнения раздела 3 явился Протокол заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 18.08.2011г. №35.

Таким образом, общество пришло к выводу, что именно названная комиссия приняла решение об изменении разрешенного использования земельного участка и о подготовке ГПЗУ, исключающего возможность строительства. Решение комиссии в части, касающейся земельного участка по адресу: Новоясеневский просп., вл. 17/50, также, по мнению общества, является незаконным:

- во-первых, указанная комиссия не наделена правом решения вопросов об изменении видов разрешенного использования земельных участков;

- во-вторых, комиссия не имела право рассматривать проект ГПЗУ, заявление о выдаче которого поступило в Москомархитектуру 25.01.2011г. ГПЗУ должно было быть выдано в течение 30 дней. В то время как полномочия по рассмотрению проектов ГПЗУ, подготавливаемых в виде отдельного документа, появились у названной комиссии только 18 июня текущего года (Постановление Правительства Москвы № 229-ПП от 25.05.2011г.).

Общество полагает, что в разделе «Информация о разрешенном использовании...» должны быть внесены параметры планируемого строительства в соответствии с утвержденным ранее АРИ и иными документами. В составе ГПЗУ должны быть указаны: минимальные отступы от границ участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, должна содержаться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на участке.

В обоснование требований заявитель также указывает на следующее.

Обжалуемый ГПЗУ не является достоверным документом, поскольку не соответствует имеющемуся градостроительному заключению и приложению к нему (Эскиз № 1). Москомархитектура не вправе произвольно изменить в градостроительном плане сведения, по сравнению с вариантом размещения объекта строительства на земельном участке в ранее утвержденном градостроительном заключении и исключить объект строительства из плана.

Раздел 3 обжалуемого ГПЗУ заканчивается предложением: «Архитектурно-
 градостроительное решение объекта капитального строительства подлежит обязательному рассмотрению Архитектурным советом города Москвы». Включение данного положения также, по мнению общества, незаконно, поскольку предпроектное предложение общества было ранее согласовано на Регламентной комиссии у Главного архитектора города Москвы.

Не соответствуют действительности данные, указанные после раздела 6
  выданного ГПЗУ, где говорится, что при подготовке документа использованы данные ГУП «НИиПИ Генлана Москвы», ИАИС ОГД, Управления Роснедвижимости по городу Москве.

Согласно материалам геоинформационной системы обеспечения развития территорий, предоставленной ГУП «Информационно-технологический центр Москомархитектуры» по состоянию на 10.10.2011г., данный земельный участок не относится к участкам, намечаемым под благоустройство либо под компенсационное озеленение, а является участком, намечаемым под строительство, внутри которого расположено проектируемое здание (Материалы службы градостроительной информации №RU77-007-l 1-240).

В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке от 30.09.11г. разрешенное использование участка: проектирование, строительство и последующая эксплуатация объекта торгово-бытового назначения (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания).

Таким образом, полученный заявителем ГПЗУ не соответствует требованиям, предъявляемым градостроительным законодательством. При подготовке ГПЗУ Москомархитектурой совершены неправомерные действия, которые противоречат положениям ст. 44 ГрК РФ и нормам ГПЗУ, утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ от 10.05.2011г. № 207, в связи с чем ООО «АгроПремьер» обратилось в суд с настоящим заявлением.

По мнению общества, выдача ГПЗУ, исключающего строительство на арендованном земельном участке, нарушает права заявителя в предпринимательской деятельности по застройке этого участка, так как целью участия ООО «АгроПремьер» в торгах 2004 года было право на строительство конкретного объекта. ГПЗУ, утвержденное Москомархитектурой 07.09.11г., фактически делает такое строительство невозможным и прекращает правоотношения по реализации условий торгов способом, не предусмотренным законом.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Исходя из положений вышеназванных норм, общество должно доказать факт нарушения своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на момент совершения оспариваемых действий должностным лицом, а также указать каким именно нормам права не соответствует решение ответчика.

В соответствии со ст. 7 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

- подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

- утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) является уполномоченным органом Правительства Москвы по разработке, оформлению и утверждению градостроительных планов земельных участков, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008г. № 801-ПП «О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы».

В соответствии с ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

В составе градостроительного плана земельного участка указываются:

- границы земельного участка;

- границы зон действия публичных сервитутов;

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

- информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

- информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);

- информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;

- информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);

- границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.

Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом ГПЗУ по заявлениям собственников, арендаторов, пользователей земельных участков, в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, определен Регламентом рассмотрения заявлений на выдачу, получение согласований, регистрации и утверждения градостроительных планов земельных участков в режиме «одного окна», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009г. № 455-ПП «О совершенствовании процедуры разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков».

В настоящее время порядок подготовки, получения согласований, регистрации и утверждения Комитетом ГПЗУ определяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.05.2011г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков".

В соответствии с п. 2.7 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" при обращении за предоставлением государственной услуги заявитель представляет:

- заявление на предоставление государственной услуги, включающее согласие заявителя (физического лица) или представителя заявителя, являющегося юридическим лицом, на обработку персональных данных (оформляется согласно приложению к настоящему Регламенту в форме документа на бумажном носителе либо в электронном виде);

- нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок;

- кадастровая выписка (оригинал или нотариально заверенная копия, оформленные в установленном порядке) о земельном участке на бумажном носителе (формы КВ.1 - КВ.4 и КВ.6, утвержденные приказом Минюста России от 19.03.2008г. N 66) и кадастровая выписка о земельном участке на электронном носителе (форма КВ.6);

- нотариально заверенные копии кадастровых паспортов зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (форма утверждена приказом Минюста России от 18.02.2008г. N 32), расположенных на земельном участке, или нотариально заверенные выписки из технических паспортов зданий (строений) (форма 1а утверждена постановлением Правительства Москвы от 01.12.1998г. N 915), расположенных на земельном участке, с экспликацией и планом земельного участка;

- нотариально заверенные копии свидетельств о государственной регистрации прав на здания, строения, сооружения, находящиеся на земельном участке, либо иные акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- акты о правах на недвижимое имущество, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (при отсутствии документов, указанных в пункте 2.7.5 Регламента);

- договоры с организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, выданные в установленном порядке (оригиналы или нотариально заверенные копии, оформленные в установленном порядке) (при наличии на земельном участке объектов капитального строительства);

- нотариально заверенные копии устава со всеми изменениями и дополнениями к нему (для юридических лиц);

- нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- копия (при предъявлении подлинника) документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя заявителя.

В соответствии с п. 3.6 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011г. N 229-1П "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" подготовленный Москомархитектурой проект градостроительного плана земельного участка с видами разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке, определенными в соответствии с перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для его рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы, которая создана в соответствии с постановлением правительства Москвы от 16.11.2010г. N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из шел а представленных и принимает одно из следующих решений:

- об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка;

- о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с п. п. 3.6.2, 3.6.3, 3.8, 3.9 вышеуказанного постановления в случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении градостроительного плана земельного участка Москомархитектура утверждает градостроительный план земельного участка и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.

В случае принятия решения о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка Москомархитектура вносит в него изменения в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утверждает и выдает его заявителю в установленном Регламентом порядке.

Проект градостроительного плана земельного участка, подготовленный с учетом решения, принятого Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, утверждается приказом Москомархитектуры в течение трех рабочих дней после получения в установленном порядке решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

После утверждения проекта градостроительного плана земельного участка градостроительный план земельного участка регистрируется в течение одного дня. При регистрации градостроительному плану земельного участка присваивается номер согласно Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006г. N93.

Сведения градостроительного плана земельного участка подлежат внесению в Базовый регистр информации города Москвы в форме электронной записи, заверенной электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица Москомархитектуры, после чего градостроительный план земельного участка выдается заявителю службой "одного окна" Москомархитектуры.

Как следует из материалов дел, в соответствии с заявкой ООО «АгроПремьер» от 12.01.11г. № 001-ГПЗУ-119/1 Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы приступил к разработке ГПЗУ.

В соответствии с Законом города Москвы от 05.05.2010г. № 17 «О Генеральном плане города Москвы» указанный земельный участок расположен в зоне жилых районов и микрорайонов многоквартирной жилой застройке на не подлежащей реорганизации жилой территории.

Особенности разработки ГПЗУ на неподлежащих реорганизации жилых территориях установлены ст. 44 Градостроительного кодекса города Москвы, в которой указано, что проект разработанного ГПЗУ, предназначенного для строительства, реконструкции объекта капитального строительства на неподлежащей реорганизации жилой территории подлежит рассмотрению Окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮЗАО города Москвы, которая принимает решение о проведении публичных слушаний по указанному проекту ГПЗУ.

Москомархитектура направила проект ГПЗУ по данному земельному участку в Окружную комиссию для проведения публичных слушаний по нему (письмо от 14.03.2011г).

В адрес ООО «Агропремьер» Комитетом было направлено письмо о приостановке оформления ГПЗУ от 14.03.2011г.

Окружной комиссией по проведению публичных слушаний (протокол от 15.04.2011г.) принято решение согласовать проект ГПЗУ без проведения публичных слушаний.

15.06.2011г. в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 25.05.2011г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" Москомархитектура направило проект ГПЗУ в Градостроительно-земельную комиссию, о чем ООО «Агропремьер» было извещего (письмо о приостановке от 15.06.2011г. № 001-ГПЗУ-119/1-(0)-9.

18.08.2011г. Градостроительно-земельная комиссия приняла решение (протокол № 35 от 18.08.2011г.) согласиться с оформлением ГПЗУ:

- указать основной вид разрешенного использования - озеленение;

- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений-0;

- максимальный процент застройки в границах земельного участка-0.

Москомархитектуре дано поручение выдать ГПЗУ с вышеуказанными параметрами.

07.09.2011г. Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы утвердил приказом № 995 от 07.09.2011г. Градостроительный план земельного участка.

Что касается доводов общества, изложенных в заявлении, то суд отмечает следующее.

Заявитель указывает, что в ГПЗУ неправомерно указана дата обращения общества -12.01.2011. По мнению заявителя - дата обращения 25.01.2011г.

В соответствии с заявкой от 12.01.2011г., представленной ответчиком в материалы дела, ООО «Агропремьер» обратилось в Комитет за разработкой ГПЗУ, следовательно, утверждения общества ошибочны.

По мнению заявителя в чертеже ГПЗУ должны быть указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, места допустимого размещения зданий.

Суд не согласен с данными доводами по следующим основаниям.

Согласно ст. 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка (подп. 3 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ).

Исходя из вышеназванных положений нормативно-правовых актов градостроительный план земельного участка определяет параметры возможного размещения объекта капитального строительства на конкретном земельном участке без указания параметров объекта, без ситуационного размещения объекта и является документом, служащим основанием для подготовки проектной документации объекта капитального строительства.

Градостроительный Кодекс Российской Федерации не содержит запрета на установление минимальных отступов равных нулю (нулевых отступов) от границ земельных участков

Кроме того, статья 44 ГрК РФ, пункт 3 раздела 2 Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006г. N 93 (далее - Инструкция) не предусматривают положений об указании в составе градостроительного плана земельного участка отступов для размещения ограждений на период строительства и в целях последующей эксплуатации.

Исходя из установленных обстоятельств дела и норм права действующего законодательства градостроительным планом земельного участка разрешено размещение зданий, строений, сооружений на всей площади земельного участка, то есть без отступов от границ земельного участка.

Инструкция устанавливает лишь критерии отражения минимальных отступов от границ земельного участка в целях допустимого места размещения здания на чертеже градостроительного плана земельного участка путем выделения отступов в виде сплошной линии.

Таким образом, доводы заявителя о том, что в чертеже ГПЗУ должны быть указаны минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, места допустимого размещения зданий, несостоятельны и подлежат отклонению.

Доводы заявителя о том, что Градостроительно-земельная комиссия не имела право рассматривать данный проект ГПЗУ и не наделена правом решения вопросов об изменении видов разрешенного использования не соответствуют действующему законодательству по следующим основаниям.

Как указано выше, Градостроительно-земельная комиссия создана в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010г N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".

В соответствии с п. 3.6 постановления Правительства Москвы от 25.05.2011г. N 229-ПП "О Порядке подготовки, утверждения и выдачи градостроительных планов земельных участков" подготовленный Москомархитектурой проект градостроительного плана земельного участка с видами разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке, определенными в соответствии с Перечнем видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, с приложением всех необходимых для его рассмотрения материалов представляется в Градостроительно-земельную комиссию города Москвы.

Градостроительно-земельная комиссия города Москвы рассматривает проект градостроительного плана земельного участка, определяет виды разрешенного использования объектов капитального строительства, возможных на земельном участке из числа представленных и принимает одно из следующих решений:

- об одобрении представленного проекта градостроительного плана земельного участка;

- о внесении изменений в проект градостроительного плана земельного участка.

Как следует из материалов дела, данный земельный участок находится в зоне микрорайонов многоквартирной жилой застройки (21-200).

1. Основные виды разрешенного использования земельных участков: в числе участков размещения жилых объектов (200):

- участки размещения многоквартирных жилых домов (2002);

- участки размещения учебно-воспитательных объектов (2003);

- участки смешанного размещения жилых объектов различного вида (2000);

в числе участков смешанного размещения объектов различных групп видов:

- участки смешанного размещения общественно-деловых и жилых объектов (1200).

2. Условно разрешенные виды использования земельных участков: в числе участков размещения общественно-деловых объектов (100):

- участки размещения административно-деловых объектов (1001);

- участки размещения учебно-образовательных объектов (1002);

- участки размещения культурно-просветительных объектов (1003);

- участки размещения торгово-бытовых объектов (1004);

- участки размещения лечебно-оздоровительных объектов (1005);

- участки размещения спортивно-рекреационных объектов (1006);

- участки смешанного размещения общественно-деловых объектов различного вида (1000);

в числе участков размещения производственных объектов (300):

- участки размещения жилищно-коммунальных объектов (3004).

Установление видов разрешенного использования регулируется ст.ст. 37, 39 ГрК РФ.

В соответствии с ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее -разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Как следует из вышеизложенного, в основном виде разрешенного использования участки размещения торгово-бытовых объектов по данному объекту отсутствуют.

Требования, предусмотренные ст. 39 ГрК РФ, заявителем не выполнены, следовательно, в данной части заявления доводы ООО «Агропремьер» не находят своего подтверждения.

Что касается доводов заявителя о том, что возможность включения в ГПЗУ дополнительных условий, таких как рассмотрение архитектурно-строительного решения Архитектурным советом, не предусмотрена ни ст. 44 ГрК РФ, ни Инструкцией о прядке заполнения формы ГПЗУ, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006г. N 93, следует отметить, что соответствии со ст. 70 Градостроительного кодекса города Москвы при органах исполнительной власти города Москвы, при должностных лицах органов исполнительной власти города Москвы, при городской, окружных комиссиях могут создаваться совещательные, консультативные, экспертные и иные органы (советы, комиссии, рабочие группы), включающие специалистов в области градостроительства, архитектуры и смежных с ними видов профессиональной деятельности, а также представителей объединений граждан.

Архитектурный совет города Москвы при органе, уполномоченном в области градостроительного проектирования и архитектуры, осуществляет коллегиальное профессиональное рассмотрение архитектурных решений в области градостроительного, архитектурно-строительного, ландшафтного и садово-паркового проектирования, проектирования объектов комплексного благоустройства территории. Рекомендации Архитектурного совета города Москвы учитываются органами исполнительной власти города Москвы при принятии решений в области градостроительной деятельности.

В состав Архитектурного совета города Москвы входят специалисты в области градостроительства, архитектуры и смежных профессий, в том числе представители проектных и научно-исследовательских организаций, саморегулируемых организаций и творческих профессиональных объединений в области градостроительства, архитектуры и смежных видов деятельности.

Обязательному рассмотрению Архитектурным советом города Москвы подлежат проекты, определяющие архитектурно-пространственную структуру территории и архитектурно-художественный облик города Москвы.

Обязательность рассмотрения Архитектурным советом города Москвы архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства указывается в градостроительном плане земельного участка этого объекта.

Таким образом, указание в ГПЗУ на то, что «Архитектурно-градостроительное решение объекта капитального строительства подлежит обязательному рассмотрению Архитектурным советом города Москвы» соответствует положениям Градостроительного кодекса города Москвы.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что приказ от 07.09.2011г. №995 и градостроительный план земельного участка №RU77-226000-003321 в оспариваемой части, пункт 33 решения градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, оформленного протоколом №35 от 18.08.2011г., соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законные интересы заявителя.

Учитывая изложенное, требования заявителя не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 7, 38, 39, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Градостроительному кодексу Российской Федерации, отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО «Агропремьер» к Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы, Правительству Москвы об оспаривании приказа от 07.09.2011 №995 и градостроительного плана земельного участка №RU77-226000-003321 в части, пункта 33 решения градостроительно-земельной комиссии г. Москвы, оформленного протоколом №35 от 18.08.2011 г., обязании устранить допущенные нарушения прав.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.Н.Уточкин