ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-123326/15 от 09.10.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                            Дело № А40-123326/15

09.10.2015

Арбитражный суд города Москвы

в составе:

судьи Павлюка Ю.Б. (шифр судьи – 40-999)

рассмотрев в порядке упрощенного производства  дело

дело по иску ГУП города Москвы «Мосремонт»

к ответчику ГКУ «Объединенный архив ЖКХиБ»

о взыскании неосновательного обогащения в размере 279 349 руб. 28 коп.

УСТАНОВИЛ:

ГУП города Москвы «Мосремонт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ГКУ «Объединенный архив ЖКХиБ» о взыскании неосновательного обогащения в размере 279 349 руб. 28 коп.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании ст. 227 АПК  РФ.

Стороны извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются доказательства.

От ответчика отзыв на иск не поступил.

Исследовав материалы дела, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению, по изложенным ниже основаниям.

Как следует из материалов дела,  в соответствии с распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 18.04.2014 № 4989 за Государственным унитарным предприятием города Москвы «Мосремонт» (истец) закреплены объекты нежилого фонда, в том числе помещения в здании, расположенном по адресу: <...> (объект), общей площадью 1 197,6 кв. м (кадастровый номер 77:01:0001095:2313).

Право хозяйственного ведения было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Москве 05.06.2015, номер регистрационной записи 77-77-12/029/2014-561.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, часть помещений Объекта общей площадью 252,8 кв. м (кадастровый номер 77:01:0001078:3075), находятся в оперативном управлении Государственного казенного учреждения города Москвы «Объединенный архив жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы» (ответчик).

Учитывая общую площадь объекта - 1 450, 4 кв. м, доля ответчика в праве общей долевой собственности объекта составляет 17,429 % от площади общего имущества объекта.

Статьями 289 и 290 ГК РФ установлено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

Фасад здания, так же как и внешние стены, является общей долевой собственностью всех собственников помещений такого здания, которые несут бремя расходов на содержание общего имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 № 22 «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» собственники отдельных помещений в зданиях несут обязательства по долевому участию в ремонте фасадов таких зданий за счет собственных или привлеченных средств пропорционально занимаемым ими площадям.

По состоянию на 18.04.2014 (на момент передачи помещений объекта предприятию) фасад вышеуказанного здания находится в аварийном состоянии и нуждался в срочном проведении ремонтно-восстановительных работ, что подтверждается Техническим заключением по состоянию на 2014 год.

Учитывая вышеизложенное, предприятие, как законный правообладатель части помещений, а следовательно, и доли общего имущества здания, запланировало проведение работ по восстановлению фасада здания.

При этом в адрес ответчика было направлено письмо от 19.06.2014 № 01-02/599-исх, в которых Учреждению предлагалось рассмотреть вопрос о совместном участии в проведении ремонтно-восстановительных работ на фасаде здания, в объеме, пропорционально принадлежащей ему на праве хозяйственного ведения площади.

К письму был приложен проект договора об участии в расходах с предположительной ценой работ (рассчитана по начальной максимальной цене работ).

Письмом от 03.07.2014 № 516/14 и ответчик выразил свое согласие на участие в проведении ремонтно-восстановительных работ на фасаде здания в форме компенсации расходов Предприятия.

Параллельно, 30.04.2014 предприятием был объявлен запрос предложений по выбору организации для заключения договора по выполнению работ по обследованию технического состояния конструкций фасадов и кровель зданий с выпуском технического заключения и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасадов.

Указанная документация и все документы закупочной процедуры, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», была размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по адресу: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?noticeId= 1149922&epz=true.

В соответствии с извещением и документацией о запросе предложений начальная (максимальная) цена договора составляла 193 951 рубль 81 копейка.

Расчет цены был произведен на основании Сборника базовых цен на работы по обследованию и мониторингу технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. МРР-3.2.05.06-12; Сборника базовых цен на предпроектные и проектные работы для объектов капитального ремонта в г. Москве. МРР-3.2.38.03-09 (распоряжение ДЭПиР от 24.11.2009 № 30-Р); Приказа Москомэкспертизы от 29.05.2012 № 31 «Об утверждении нормативных документов» (вместе с Методикой определения стоимости разработки проектов архитектурного освещения, архитектурной калористики городской среды и калористических решений фасадов существующих зданий. МРР-3.2.59-13); распоряжения ДЭПиР от 18.12.2012 №65-Р «Об утверждении прогнозных коэффициентов инфляции на 2014-2016 годы».

По результатам проведения запроса предложений победителем признано Общество с ограниченной ответственностью «Альянс», предложившего цену за выполнение работ в размере 176 496 рублей 14 копеек (Протокол рассмотрения, оценки и сопоставления предложений от 13.05.2014).

16.05.2014 между предприятием и ООО «Альянс» был заключен договор №31401126663-4 на выполнение работ по обследованию технического состояния конструкций фасадов и кровель зданий с выпуском технического заключения и разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасадов указанных зданий по цене, указанной в ходе запроса предложений.

Обязательства генпроектировщика по договорам были выполнены, обследование технического состояния проведено, выпущено техническое заключение и разработана проектно-сметной документация на капитальный ремонт фасадов, что подтверждается актом сдачи-приемки работ от 18.06.2014.

На основании указанного акта, во исполнение обязательств Предприятия, на счет ООО «Альянс» в счет оплаты выполненных работ были перечислены денежные средства в размере 176 496 рублей 14 копеек, что подтверждается платежным поручением от 01.07.2014 №986.

В день подписания актов сдачи-приемки работ 18.06.2014 Предприятием был объявлен запрос предложений по выбору организации для заключения договора по выполнению работ по ремонту фасадов зданий (в том числе Объекта, часть помещений в которых находится в хозяйственном ведении Учреждения).

В соответствии с извещением и документацией о запросе предложений начальная (максимальная) цена договора составляла 1 428 759 рублей 19 копеек.

Расчет цены был произведен на основании ТСН-2001 (Общие указания по применения Территориальных сметных нормативов в двух уровнях цен (Постановление Правительства Москвы 557-ПП от 10.08.2014) Нормы накладных расходов и сметной прибыли в локальных сметах приняты по нормативам ТСН-2001, установленных по видам работ и коэффициентам перерасчета на апрель 2014 года); распоряжения ДЭПиР от 18.12.2012 №65-Р «Об утверждении прогнозных коэффициентов инфляции на 2014-2016 годы».

По результатам проведения запроса предложений победителем признано Общество с ограниченной ответственностью «Реставрационный проект», предложившее цену за выполнение работ - 1 421 615 рублей 40 копеек.

02.07.2014 между Предприятием и ООО «Реставрационный проект» был заключен договор № 31401258575-4 на выполнение работ по ремонту фасадов зданий по цене, указанной в ходе запроса предложений.

Обязательства генподрядчика по договорам были выполнены, ремонт фасадов зданий проведен, что подтверждается актами о приемки выполненных работ по форме КС-2 и справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3 от 31.07.2014.

На основании указанных актов и справок, во исполнение обязательств Предприятия, на счет ООО «Реставрационный проект» в счет оплаты выполненных работ были перечислены денежные средства в размере 1 421 615 рублей 40 копеек, что подтверждается платежным поручением от 12.08.2014 № 264.

Кроме того, 02.07.2015, во исполнение пункта 2 статьи 1294 ГК РФ и Постановления Госстроя РФ от 10.06.1999 № 44 «Об одобрении и вводе в действие Свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», между Предприятием и ООО «Альянс» (автор проектной документации) был заключен договор 89-Пр/14 на выполнение функций авторского надзора за работами по ремонту фасадов зданий. Цена работ составила 4 672 рубля 80 копеек.

Обязательства по авторскому надзору были выполнены, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ от 01.08.2014.

На основании указанного акта, во исполнение обязательств предприятия, на счет ООО «Альянс» в счет оплаты выполненных работ были перечислены денежные средства в размере 4 672 рубля 80 копеек, что подтверждается платежным поручением от 26.09.2014 №514.

Таким образом затраты предприятия на проведение проектных и строительно-монтажных работ по ремонту фасада объекта составили в сумме 1 602 784 рубля 35 копеек, что подтверждается платежными поручениями от 01.07.2014 № 986, от 13.08.2014 № 264, от 26.09.2014 № 514.

Учитывая стоимость выполненных работ, а также долю в праве на общее имущество объекта, учреждение обязано был оплатить работы в размере 279 349 рублей 28 копеек.

Письмом от 18.08.2014 № 654/14 ответчик запросил у предприятия предоставить документы, обосновывающие общую цену работ.

В ответ истцом в адрес ответчика были направлены запрошенные документы, в том числе сводный сметный расчет и акты приемки выполненных работ (письмо от 03.09.2014 №01-02/980-исх.).

В ответ, письмом от 09.09.2014 № 719/14 учреждение попросило внести изменения в проект договора об участии в расходах в части приведения стоимости работ в соответствие с фактической (определенной по результатам конкурентных процедур).

Письмом от 16.09.2014 № 01-02/1030-исх. ответчику был направлен проект договора с фактически оплаченной ценой работ и счет на оплату.

Данной письмо было получено ответчиком 18.09.2014, что подтверждается отметкой о вручении и печатью Учреждения, однако ответа на него в адрес Предприятия так и не поступило.

Письмом от 18.03.2015 № 01-02/366-исх. предприятие в очередной раз направило Учреждению весь комплект подтверждающих работы документов: договоры, акты выполненных работ, платежные поручения, и вновь предложило подписать договор об участии в расходах на ремонт фасада объекта и перечислить данную компенсацию предприятию.

Данное письмо было вручено ответчику 24.03.2015.

Таким образом, Предприятие предприняло все возможные действия, направленные на уведомление Ответчика о необходимости проведения работ и о совместном участии в этих работах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 № 22 «О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов зданий и сооружений на территории города Москвы» собственники отдельных помещений в зданиях несут обязательства по долевому участию в ремонте фасадов таких зданий за счет собственных или привлеченных средств пропорционально занимаемым ими площадям.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» нарушение установленных Правительством Москвы требований к внешнему виду и содержанию зданий, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Следовательно, не приведение фасада зданий, правообладателем помещений в которых является ГУП города Москвы «Мосремонт», в надлежащее состояние являлось бы основанием  для   привлечения   Предприятия   к  административной   ответственности.

Учитывая изложенное, а также невыполнение ответчиком своих обязанностей, предусмотренных статьей 210 ГК РФ и пунктом 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 01.07.1996 № 22, предприятие было вынуждено провести проектные работы и работы по ремонту фасадов за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Пунктом 1 статьи 1107 ГК РФ установлено, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взыскания сумма неосновательного обогащения в размере 279 349 руб. 28 коп.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 11, 249, 309, 310, 395 ГК РФ, ст. ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

Взыскать с ГКУ «Объединенный архив ЖКХиБ» в пользу ГУП города Москвы «Мосремонт» 279 349 руб. 28 коп. неосновательного обогащения, а также 8 587 руб. госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья                                                                                                 Павлюк Ю.Б.